Рыночное равновесие. Механизм его установления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыночное равновесие. Механизм его установления.



Экономическое равновесие — это точка, в которой объём спроса и объём предложения равны

В экономике, экономическое равновесие характеризует состояние, в котором экономические силы сбалансированы и, в отсутствие внешних воздействий, (сбалансированные) величины экономических переменных не будут изменяться.

Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его ценуназывают равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствие изменений спроса и предложения оставаться неизменной.

Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.

Равновесная цена (англ. equilibrium price) — цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.

Равновесный объём (англ. equilibrium quantity) — объём спроса и предложения товара при равновесной цене.

Механизм достижения рыночного равновесия

Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей[2].

Виды рыночного равновесия

Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объём, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объём спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.

 

 

Процесс и факторы производства. Производственная функция

Производство – процесс преобразования ресурсов в блага, прямо или косвенно служащих удовлетворению человеческих потребностей.

Ресурсы, вовлеченные в процесс производства принимают форму факторов производства.

Факторы производства:

- труд (совокупность рабочей силы);

- капитал (материальная форма средств производства);

- земля (комплекс природных условий);

- предпринимательская способность (деятельность по организации производства и контролю за ним);

- информация;

- научно-технический прогресс (инновации).

Производство – процесс трансформации факторов производства в предназначенные для потребления блага.

Результаты производства – товары и услуги.

Технология производства – определённая устойчивая комбинация факторов производства.

Центральная проблема процесса производства – выбор эффективного способа производства, обеспечивающего максимальный объём выпуска при данном количестве ресурсов (выбор оптимальной комбинации факторов и масштаба производства).

В рамках применения одной технологии всегда существует зависимость между величиной потреблённых ресурсов и объёмом выпуска продукции, из чего следует, что для каждого данного способа производства физический объём выпуска продукции представляется в виде функции от физического объёма факторов производства, потреблённых в единицу времени (производственной функции).

Производственная функция – функциональная взаимосвязь, отражающая зависимость между вводимой комбинацией факторов производства и объёмом выпуска продукции.

Q = f (Ха, Хb, Хc, …, Хn)

где Q – значение объёма выпуска, f – форма функциональной зависимости между вводимыми факторами производства и объемом выпуска,

Ха, Хb, Хc, …, Хn - значения применяемых в производстве факторов.

Типы уравнений, описывающие форму производственной функции:

Q = a + bX;

Q = a + bX + c Х2 либо a + bX - cХ2;

Q = a + bX + c Х2 + dХ3;

Q = aХb.

Проблема эффективности производства

Технологическая эффективность – характеристика производства, которая определяет в натуральном выражении лучшее из всех возможных (оптимальное) сочетание факторов производства, применяемых для данного объёма выпуска.

 

Технологически эффективным будет тот способ производства, при котором обеспечивается наибольший объём выпуска при данном количестве факторов или при котором данный объём выпуска достигается при меньшем количестве хотя бы одного из применяемых факторов

.

Экономическая эффективность – характеристика производства, определяющая такое сочетание факторов производства, при котором заданный объём выпуска обеспечивается с наименьшими стоимостными затратами.

Экономически эффективным будет тот технологически эффективный способ производства, при котором альтернативная стоимость (затраты) применённых для данного объёма выпуска факторов производства будет наименьшей.

Возможности изменения факторов производства имеют свои ограничения.

Для исследования влияния факторов на объём выпуска используются понятия краткосрочного и долгосрочного периодов, а все факторы производства делятся на постоянные и переменные.

Краткосрочный период – период, в течение которого невозможно изменить все факторы производства.

Долгосрочный период – период, в течение которого могут быть изменены все факторы производства.

Переменные факторы – это ресурсы, количества которых могут быть изменены в рамках краткосрочного периода.

Постоянные факторы – это ресурсы, количества которых не могут быть изменены в рамках краткосрочного периода.

Сверхдолгий период – временной интервал, достаточный для изменения технологии.

Задача анализа производственного выбора в краткосрочном периоде – определить влияние изменения каждого отдельного переменного фактора на объём выпуска продукции, т.е. выявить его эффективность.

Общий продукт (ТРх) от переменного фактора Х – это общий объём выпуска, произведенный при данном количестве постоянного и переменного факторов.

Средний продукт (АРх) от переменного фактора Х показывает объём выпуска, приходящийся на единицу переменного фактора: АРх = ТРх/Х.

Предельный физический продукт (МРх) – это дополнительное количество продукции, произведенной дополнительной единицей переменного фактора с учетом фиксированной величины постоянного фактора.

Предельный продукт характеризует прирост общего продукта за счет единичного увеличения переменного фактора: МРх = ТРх/ Х.

 

 

Закон убывающей отдачи (закон Кларка)

Особенность любого производственного процесса: если при фиксированном количестве постоянного фактора наращивать применение переменного фактора, то производственный выпуск обязательно достигнет максимума и начнёт снижаться, что обусловлено изменениями в отдаче (производительности от переменного фактора.

Отдача от переменного фактора характеризует относительное изменение величины выпуска в результате изменения количества переменного фактора.

Возрастающая отдача от переменного фактора – выпуск увеличивается в большей пропорции чем увеличивается фактор.

Постоянная отдача от переменного фактора – изменение объёма выпуска происходит в той же пропорции, что и увеличение фактора.

Убывающая отдача от переменного фактора – выпуск увеличивается в меньшей пропорции чем увеличивается фактор.

Отрицательная отдача от переменного фактора – увеличение переменного фактора сопровождается сокращением абсолютной величины выпуска.

Закон убывающей предельной отдачи: по мере увеличения затрат переменного фактора при фиксации остальных достигается точка, с которой использование дополнительного количества переменного фактора ведёт к снижению прироста продукта, а затем и к его абсолютному сокращению. (Закон действует только в краткосрочном периоде).

Вывод: возможности для увеличения выпуска продукции при фиксации хотя бы одного фактора производства являются ограниченными.

 

Эффект масштаба и его виды

Масштаб производства – это некоторое кратное изменение всех факторов производства. (Что возможно только в долгосрочном периоде).

Увеличение масштаба производства даже при неизменности пропорции между факторами может привести к разным результатам: сопровождаться ростом объёма производства в той же, большей или меньшей пропорции.

Эффект масштаба – это свойство процесса производства, отражающее изменение соотношения между увеличением затрат факторов производства и ростом объёма выпуска.

Постоянный (неизменный) эффект масштаба – объём выпуска изменяется в той же пропорции, что и затраты факторов.

Положительный (растущий) эффект масштаба – объём выпуска увеличивается в большей пропорции, чем затраты факторов.

Отрицательный (снижающейся) эффект масштаба – объём выпуска увеличивается в меньшей пропорции чем затраты факторов

Экономическая природа фирмы

Фирма – субъект, поставляющий продукцию на рынок.

Фирма – хозяйственная единица, обладающая обособленным имуществом и оформленными правами, позволяющими ей осуществлять коммерческую деятельность под свою имущественную ответственность (юридическая трактовка).

Экономическая трактовка фирмы

Фирма – институциональное образование, посредством которого осуществляется координация ресурсов (институциональная теория фирмы).

Неоклассическая теория фирмы

Фирма – технологическая единица, деятельность которой описывается производственной функцией.

Фирма – производственная единица, осуществляющая свою деятельность на принципах оптимизации затрат, с целью максимизации прибыли.

 

Фирма - это хозяйственная организация, юридически зарегистрированная и принимающая самостоятельно решения: что, как и в каких размерах производить; где, кому и по какой цене продавать.

Фирма может быть огромной и небольшой, но в любом объеме обладает определенными преимуществами:

а) сокращение трансакционных издержек;

б) сокращение средних издержек производства;

в) эффект «организованного» процесса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.014 с.)