Структура культуры: материальная, духовная, художественная, физическая культура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура культуры: материальная, духовная, художественная, физическая культура.



Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. Считается, что структура культуры является одной из сложнейших в мире. Это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино.Далее в соответствии с конкретными носителями выделяются также 3 культуры социальных общностей (классовая - дворянская, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека.Кроме этого культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная культура и духовная. Однако надо иметь в виду, что их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Материальная куль­тура — одна из частей целостной человеческой культуры, вопло­щенная в форму вещи духовность человека, результаты творче­ской деятельности, в которых природный объект и его материал воплощены в предметы, свойства и качества и которые обеспе­чивают существование человека. В материальную культуру входят разнообразные средства производства — энер­гетические и сырьевые ресурсы, орудия труда, технология про­изводства и инфраструктура среды обитания человека, средства коммуникации и транспорта, здания и сооружения бытового, слу­жебного и развлекательного назначения, разнообразные средст­ва потребления, материально-предметные отношения в сфере технологий или экономики. В материальную культуру входят: 1. культура труда и материального производства; 2. культура быта; 3. культура топоса, то есть места жительства (жилище, дома, деревни, города); 4. культура отношения к собственному телу; 5. физическая культура. Духовная культура — одна из частей целостной человечес­кой культуры, совокупный духовный опыт человечества, интел­лектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспе­чивающие развитие человека как личности. Духовная культура существует в различных формах. Это обычаи, нормы, образцы по­ведения, ценности, идеалы, идеи, знания, сложившиеся в конкрет­но-исторических социальных условиях. В развитой культуре эти компоненты превращаются в относительно самостоятельные сфе­ры деятельности и обретают статус самостоятельных социальных институтов: нравственности, религии, искусства, политики, фи­лософии, науки и т. д Духовная культура выступает многослойным образованием и исключает в себя: 1. познавательную (интеллектуальную) культуру; 2. нравственную; 3. художественную; 4. правовую; 5. педагогическую; 6. религиозную; Художественная культура есть особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности: художественного восприятия, мышления, творчества, переживания и т.п. Художественная культура имеет особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет, как правило, изобразительный характер. Это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Эта органичность неизвестна другим формам духовной деятельности и позволяет выделить художественную культуру как особый самостоятельный и центральный слой культуры. Он вплотную подходит, с одной стороны, к слою материальной культуры (близость, например, литературы к науке).Внутреннее строение художественной культуры исследовано пока недостаточно. Физическая культура основана па рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной (телесной) форме, удовлетворяет первичные потребности человека.Состав физической культуры: а) культура физического развития (от общеоздоровительной физкультуры до профессионального спорта); Ь) рекреационная культура - Поддержание и восстановление здоровья (медицина, туризм); с) сексуальная культура принятые в обществе формы проявления и удовлетворения сексуальности. Границы между различными сферами в структуре культуры являются условными, поскольку многие феномены культуры могут органически принадлежать как материальной, так и духовной культуре, не говоря уже о взаимосвязи духовной и художественной культуры.

 

12. 3амкавая и культовая архитектура Беларуси времен ВКЛ (XIV-XVI вв).

На процесс становления и развития белоруской архитектуры и изобразительного искусства значительно повлияли древнерусские традиции, а также лучшие достижения архитектуры и искусства западноевропейских стран. Переосмысливая это наследие, белорусские мастера создали самобытные памятники в готическом, романском стиле и стиле барокко.

С XIV в. на белорусских землях появляется новый тип монументального сооружения — замок, соединяющий в себе жилые и оборонительные функции.

Один из первых замков Беларуси — замок в Лиде, построенный в годы, когда натиск крестоносцев на Великое княжество Литовское (ВКЛ) достиг наибольшей силы. Чтобы закрыть немецким рыцарям доступ в глубь страны, великий князь Гедимин в 1323 г. приказал заложить в Лиде каменный замок, строительство которого велось около пяти лет.

Недалеко от северо-восточного угла замка толщу восточной стены прорезали два входа. Большие ворота открывали только для торжественного въезда князя или знатных гостей, меньшие служили повседневным входом. В южной стене замка, на высоте около 2 м от земли, находился еще один вход. Вероятно, им пользовались в критические моменты обороны. Одновременно со стенами в юго-западном углу замка была сооружена массивная квадратная башня. Толщина ее стен достигала 3 м, а высота, очевидно, была намного выше 12-метровых замковых стен.

Другую группу памятников оборонительной архитектуры XIV — XV вв. представляют замки на естественных возвышенностях, строительство которых планомерно велось на протяжении нескольких столетий. К ней относится замок в Новогрудке, руины нескольких башен которого сохранились до наших дней.

Когда-то он представлял собою целый комплекс оборонительных сооружений, который прошел сложный путь развития от одиночного «каменного столпа» до многобашенного замка, окруженного рвом и валом. К сожалению, замок разрушился.

В первой половине XVI в. в замковой архитектуре происходят существенные изменения, связанные с ростом городов и усовершенствованием осадной техники. Расположение оборонительных сооружений в центрах городов мешало их дальнейшему развитию, поэтому замки стали возводить на городских окраинах, у внешней линии укреплений, а замки в центрах городов превращались в дворцовые резиденции великого князя или магнатов. Яркий пример такого замкового комплекса — замок в Мире (Кареличский район, Гродненская область).

На каждом углу, выступая за периметр стен, возвышается мощная башня. В центре западной стены, обращенной к городу располагается въездная башня. Все башни имеют одинаковое строение: нижняя четырехгранная часть переходит вверху в восьмигранник, постепенно уменьшающийся в объеме. На их фасадах чередуются разные по форме и размерам декоративные ниши и орнаментальные пояса.

Мирский замок отвечал всем требованиям военной науки XVI — XVII вв. Башни возведены с таким расчетом, чтобы было удобно вести фланговый огонь вдоль стен и поражать цель на подступах к ним. В случае прорыва противника внутрь двора или штурма извне из них можно было вести круговой обстрел. Каждая башня имела по пять ярусов боя с большим количеством бойниц и сложную систему внутренних переходов.

Родоначальником нового типа бастионных укреплений в Беларуси — новоитальянской системы — стал радзивилловский замок в Несвиже (Минская область), считавшийся одним из самых мощных и совершенных сооружений подобного типа.

Начало строительства каменного замка в Несвиже на месте старого деревянного относится к 1583 г. Его инициатором был несвижский князь Николай VIII Криштоф Радзивилл Сиротка. В плане замок имел форму четырехугольника, окруженного высоким земляным валом, обложенным камнем до самого верха, с бастионами по углам. Просторный замковый двор окружали три здания. Справа от входа во двор находился массивный трехэтажный корпус с высокой часовой башней, слева — двухэтажный. В них размещались казармы, хозяйственные службы. В XVII в. на бастионах возвели башни.

Наряду с замковым зодчеством ярко выраженный оборонительный характер имеют также произведения культовой архитектуры конца XV — начала XVI в.: Михайловская церковь в д. Сынковичи (Зельвенский район, Гродненская область; конец XV — начало XVI в.) и церковь Рождества Богоматери в д. Мурованка (Щучинский район, Гродненская область.

Один из интереснейших элементов архитектуры белорусских церквей-крепостей — потолочное перекрытие в виде крестов и многогранных звезд, образованных вытянутыми стрельчатыми арками, расходящимися от центра по радиальным направлениям. Использование данных арочных форм в конструкции сводов является одним из характерных элементов готики.Один из самых прославленных готических памятников Беларуси — Троицкий костёл в д. Ишкольдь (Барановичский район, Брестская область), который был построен около 1472 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.008 с.)