Классификация стандартов серии исо 9000 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация стандартов серии исо 9000



 

Стандарты ИСО серии 9000 могут быть разделены на три отдельные группы. Первая группа – Базовые стандарты. Данная группа включает 4 стандарта ИСО (9001, 9002, 9003, 9004):

• ИСО 9001: 1994 Системы качества – Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании;

• ИСО 9002: 1994 Системы качества – Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании;

• ИСО 9003: 1994 Системы качества – Модель для обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции;

• ИСО 9004: 1993 Общее руководство качеством и элементы системы качества.

Вторая группа – Стандарты поддержки. Данная группа содержит стандарты, предназначенные для оказания помощи:

1) в выполнении деятельности, связанной с инспекцией системы качества;

2) в определении терминов, наиболее часто встречающихся в стандартах и технических условиях (ИСО 8402: 1994 Управление качеством и обеспечение качества – Словарь); областей применения различных стандартов (ИСО 9000-1: 1994 Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества – часть 1: Руководящие указания по выбору и применению).

В качестве ключевых целей ИСО 9000-1 устанавливает:

• достижение, поддержание и стремление к постоянному улучшению качества своей деятельности с целью полного удовлетворения всех требований потребителя;

• обеспечение уверенности поставщика в том, что требования к качеству выполняются и поддерживаются и что происходит постоянное улучшение качества;

• обеспечение уверенности в том, что выполняются требования к системе качества.

Третья группа – Методические руководства.

Данная группа содержит методические рекомендации, представляющие собой документы по оказанию помощи.

1. В практическом применении ИСО 9001, 9002 и 9003: ИСО 9000-2: 1993 Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества.

2. Общие руководящие указания по применению стандартов ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003.

ИСО9000-3: 1991 Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества – часть 3: Руководящие указания по применению стандарта ИСО 9001 к разработке, поставке и техническому обслуживанию программного обеспечения.

ИСО 9000-4: 1993 Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества – часть 4: Руководство по управлению программой обеспечения надежности.

2. В применении ИСО 9004-1 (ИСО 9004-1: 1994 Управление качеством и элементы системы качества – часть 1: Руководящие указания) для:

• внедрения системы качества в сфере услуг;

• управления качеством перерабатываемых материалов;

• непрерывного улучшения качества внутри организации (ИСО 9004-4: 1993 Управление качеством и элементы системы качества – часть 2: Руководящие указания по улучшению качества).

3. В подготовке руководств по качеству (ИСО 10013 Руководящие указания по разработке руководств по качеству).

4. В подготовке и применении:

• планов по качеству (ИСО 1005);

• обеспечения качества в перспективном управлении (ИСО 1006);

• конфигурации управления (ИСО 1007);

• планов непрерывного обучения и подготовки персонала (ИСО 10015).

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСО В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА

 

ИСО – это международная организация по стандартизации. ИСО содействует развитию стандартизации и активизации роли стандартов в мире.

Ее основной задачей является развитие сотрудничества и международный обмен в интеллектуальной, научной, технической сферах деятельности. Эта неправительственная организация, учрежденная в 1947 г., в настоящее время объединяет представителей 140 стран. Результатом деятельности ИСО является публикация согласованных международных стандартов во всех направлениях жизнедеятельности, исключая области, относящиеся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК).

Деятельность ИСО осуществляется следующим образом. Представители различных государств выбирают для себя форму участия в работе организации. Они могут являться действительными членами, членами с совещательным голосом и наблюдателями. Головным органом управления ИСО является Генеральная ассамблея.

На сегодняшний день в ИСО присутствуют следующие основные комитеты:

• КОПОЛКО – Комитет по защите интересов потребителей;

• PEMKO – Комитет по стандартным образцам;

• КАСКО – Комитет по оценке соответствия.

Структура ИСО является достаточно гибкой и подвержена изменениям, продиктованным временем. Так, ряд лет в рамках ИСО работал Комитет по научно-технической информации. В задачу данного Комитета входило построение единой информационной системы ИСО. Успешно решив данную задачу, в апреле 2001 г. Комитет был упразднен.

Разработка проектов международных стандартов происходит рабочими группами технических комитетов (ТК). В настоящее время в ИСО работают 224 технических комитета.

В 1979 г. в рамках ИСО был создан ТК-176 «Управление качеством и обеспечение качества». Создание данного комитета было продиктовано жесткими условиями конкуренции, потребовавшими от предприятий внедрения и обеспечения эффективных систем управления качеством. Первая версия стандартов в области обеспечения качества ИСО 9000 была разработана на основе Британских национальных стандартов и опубликована в 1987 г. Это была группа взаимосвязанных стандартов, касающихся общего руководства качеством. Следующая концепция 1994 г. была значительно расширена за счет рекомендаций по внедрению систем качества в организации. В декабре 2000 г. была принята новая версия стандартов. Она предусматривала принципиально отличные пути построения системы управления качеством на предприятии:

• ИСО 9004: 200 °Cистемы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. Стандарт содержит рекомендации, рассматривающие результативность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей;

• ИСО 9001: 200 °Cистема менеджмента качества. Требования. Стандарт определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям;

• ИСО 9000: 200 °Cистемы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Стандарт описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества.

 

 

СТАНДАРТЫ ИСО СЕРИИ 9000

 

Каждая конкретная единица выпускаемой продукции должна соответствовать стандартам. Каждый этап производственного процесса должен быть нацелен на то, чтобы выпуск дефектных изделий был минимален. На практике получается, что производство продукции, отвечающей единым техническим требованиям, на одних предприятиях более эффективно, чем на других. Несмотря на различия в технологических процессах и видах выпускаемой продукции, подходы к поиску причин появления дефектных изделий весьма универсальны.

Производство – это процессы, и управлять следует именно процессами. Одним из действенных методов такого подхода к управлению является использование в деятельности предприятий стандартов серии ИСО 9000.

Требования, содержащиеся в стандартах ИСО 9000, являются универсальными. Они применимы ко всем организациям, предоставляющим товары или услуги независимо от их типа, размера и отрасли. Их основная цель состоит в обеспечении общего руководства качеством и выработке требований к управлению организацией. Разрабатываются они таким образом, чтобы быть совместимыми с другими международными стандартами и не препятствовать работе организации дублированием функций управления.

Степень использования стандартов предприятиями той или иной страны во многом зависит от объемов внешнеэкономических связей.

Область применения стандартов серии 9000 очень широка и включает в себя:

• организации, стремящиеся добиться преимущества посредством внедрения системы менеджмента качества;

• организации, желающие быть уверенными, что их требования к продукции будут выполнены поставщиками;

• пользователей продукции;

• разработчиков соответствующих стандартов.

Положенная в основу стандартов ИСО серии 9000: 2000 процессная модель может быть охарактеризована следующими особенностями.

1. Необходимостью измерения входных и выходных показателей любого процесса, а следовательно, рассмотрение любой операции или деятельности организации, получающей входные и выходные оценки измерения, как процесса. Безусловно, при внедрении новой версии стандартов возникнет ряд трудностей, связанных с измерениями, анализом и мониторингом. Одна из них – оценка эффективности применяемых измерений. Здесь применяется правило «прежде чем собирать данные, следует подумать, что вы намерены с ними делать». А также первый из семи простых методов управления качеством – стратификация. Слои, а значит, и процессы, следует выделять таким образом, чтобы различия внутри одного страта были минимальными, а между слоями – максимальными.

2. Оценка удовлетворенности потребителя как непременное условие для оценки качества всей системы. Выпускаемые товары должны соответствовать рынку. Следовательно, соответствовать рынку должно и качество продукции. Оно не должно быть ни слишком низким, ни излишне высоким, а именно таким, какое требуется покупателю. Отклик на степень удовлетворенности конечного потребителя и гибкое изменение всего производственного процесса с учетом результатов проводимого анализа легли в основу концепции постоянного совершенствования системы качества.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.17 (0.014 с.)