Фискальная политика,инструменты фиксальной политики,виды, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фискальная политика,инструменты фиксальной политики,виды,



Фискальная (налогово-бюджетная) политика- меры правительствапо изменению госрасходов,налогооблажения и состояния госбюджета,направленные на обеспечение полной занятости,равновесия платежного баланса,зконом роста при производственеинфляционного ВВП(ВНП).

Осн инструментами фиксальной политики явл налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регулятором отн устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения,субъект платежей.В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством,соотношения между федеральными или республиканскими и местными советами др.

Типы фискальной политики. Различают дискреционную и не­дискреционную (автоматическую, или политику встроенных стаби­лизаторов) фискальную политику. Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательные, целенаправленные дей­ствия в области государственных расходов и налогообложения с целью изменения реального объема производства, занятости, кон­троля за инфляцией, ускорения экономического роста.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика- экономичес­кий механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия ка­ких-либо шагов со стороны государства.

Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь

Республика Беларусь относится к странам с малой, но открытой экономикой, для которых в условиях трансформационного периода характерно усиление бюджетно-налоговых методов государственного регулирования в сочетании с поддержанием фиксированного обменного курса, политикой стимулирования развития экспортоориентированного производства и импортозамещения.

Анализ бюджетно-налоговой системы свидетельствует, что в Беларуси высока доля централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете (48,7 %); относительно высока общая налоговая нагрузка на реальный сектор экономики (45,2 % к ВВП); велико количество взимаемых налогов и льгот; неравномерна налоговая нагрузка по отраслям и секторам экономики; высока дотационность бюджетов территорий и доля встречных потоков финансовых ресурсов между бюджетами.

Наблюдается слабая координация фискальной политики с другими формами государственного регулирования, прежде всего – с денежно-кредитной политикой.

 

Налогообложение

Основным элементом налогообложения выступают налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей. Они служат:

- главным источником накопления доходов государства

- являются одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику.

следующие принципы:

1. Всеобщность – охват налогами всех субъектов хозяйствования

2. обязательность – субъекты хозяйствования обязаны уплачивать налоги в строго установленные сроки, поскольку неуплата карается законом.

3. равнонапряженность – взимание налогов по единым ставкам, независимо от субъекта хозяйствования

4. однократность – недопущение того, чтобы с объекта налог взимался более 1 раза

5. стабильность – ставки налогов и их исчисление должны оставаться длительное время неизменными

6. простота и доступность восприятия

7. гибкость – налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей хозяйства (льготы).

Выделяют следующие элементы налогов:

Субъект – плательщик налога, юридическое или физическое лицо, на которое возложена обязанность платить налоги.

Носитель – лицо, которое фактически уплачивает налог (конечный потребитель)

Объект – имущество, с которого начисляется налог (прибыль, имущество юридического или физического лица, операции с ценными бумагами)

Источник – доход субъекта, за счет которого уплачивается налог (прибыль, зарплата)

Единица обложения – единица измерения величины налога

Ставка налога – величина налога на единицу обложения объекта

Государственный бюджет – смена доходов и расходов государства на определенный период с указанием источников поступления государственных доходов и направлениями расходования средств.

Виды налогов:

Пропорциональные – указывают на то, что абсолютная сумма налога пропорциональна сумме доходов работника.

Регрессивные – рост налогов в процентном отношении по мере снижения доходов работников (существует только теоретически)

Прогрессивные - указывают на то, что в процентном отношении налог растет по мере роста дохода.

С точки зрения способов взимания налоги бывают:

-Прямые=налог с выручки,налог на доходы.

-Косвенные –ндс,акцизы

 

Налог: сущность, принципы, особенности в республике Беларусь.

В настоящее время налоги являются преоблада­ющим источником государственных доходов и инструментом регули­рования экономики.

Налоги определяются по-разному: как платеж, взнос, сбор, цена за государственные услуги, которые подлежат обязательной уплате со сто­роны физических и юридических лиц в пользу государства.

Сущностный аспект налогов реализуется в деятельности общества по распределению и перераспределению национального дохода и части денежных доходов населения. Процесс формирования налогов воплощается в изъятии и присвоении части стоимости национального дохода и части денежных доходов налогоплательщиков.

Государство, изменяя виды, ставки, меха­низм изъятия налогов, структуру налогообложения, предоставляя льго­ты, скидки и т.д., воздействует на микро- и макроэкономические про­цессы.

Среди функции налогов выделяют следующие:

стимулирующая, регулирующая, фискальная - формирование ресурсов государства, распределительная, контрольно-учетная - учет использования экономических ресур­сов, ограничительная - сдерживание развития или размещения произ­водства некоторых видов продукции, защита определенных отрас­лей посредством ограничения импорта товаров.

налоговая система - законодательно закрепленная со­вокупность налогов, принципов построения и способов взимания нало­гов.

В зависимости от способа взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги - взимаются непосредственно с лиц и выплачива­ются с их дохода. Их источником являются прибыль, дивиденды, про­центы, наследств и др. Прямые налоги обеспечивают более равномерное распределение налогового бремени.

Косвенные налоги выплачиваются опосредованно через цены това­ров и услуг в момент их приобретения.

Они устанавливаются на товары массового потребления, услуги транспорта, сферы обслуживания Основными видами косвенных налогов являются: налоги на потребление (налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы), фис­кальные монопольные налоги и таможенные сборы.

Особенности в беларуси

Сильный налоговый пресс приводит к низкой собираемости налоговых и неналоговых платежей, стимулирует уклонения от уплаты налогов, ухудшает финансовое положение хозяйствующих субъектов, уменьшает налогооблагаемую базу и снижает налоговые поступления в бюджет, способствует сдерживанию притока прямых зарубежных инвестиций, утечке отечественного капитала из страны. Недополучение бюджетом средств сопровождается сокращением бюджетных статей.

Предприятиям и организациям наряду с налогами приходится выплачивать сборы во внебюджетные фонды, которые значительно повышают себестоимость и цены на отечественную продукцию.

Налоговое бремя распределяется неравномерно в зависимости от форм хозяйствования вследствие того, что некоторые отрасли, предприятия имеют различные льготы. Так, суммы налоговых и неналоговых платежей и отчислений по отраслям распределяются следующим образом: промышленность – свыше 50 %, строительство – менее 10 %, торговля и общественное питание – менее 5 %, сельское хозяйство – менее 3 %. Подобная тенденция пока сохраняется и в настоящее время. Кроме того, ряд налогов и неналоговых платежей включены в выручку и себестоимость.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.008 с.)