Роль конкуренции в рыночной экономике. Механизм, методы и виды конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль конкуренции в рыночной экономике. Механизм, методы и виды конкуренции



Роль конкуренции

КОНКУРЕНЦИЯ - это состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод (от лат. concurrentia - сталкиваться).

Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.

Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства.

Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны.

Виды конкуренции:Совершенная,монополистическая,олигаполия,монополия,монопсония

Совершенная-гипотетическая ситуация на рынке,фирмы торгуют одинак.взаимозамен.товарами(рынок авторучек)

 

Монополистич.конк-ситуация на рынке,когда в отрасли функционируют множество фирм производ-й схожей продукции,кот.не явл.взаимозамен-й

Олигаполия-в отрасли функ-т 2-5 фирм,среди них выдел-ся яркие ценовые лидеры(Лукойл,хар-н долг.период ценовой стаб,потом долгое поднятие)

Монопсония-рынок одного покупателя(гос.закупка,рынок труда)

Позитивное влияние конкуренции на экономику заключается в следующем:

1. она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. Благодаря конкурентной борьбе вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2. она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к их снижению;

3. в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

1. придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

2. ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

3. ее следствием может быть перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов.

В годы плановой экономики в нашей стране конкуренция не играла той роли, которая ей отводится при рыночных методах хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса и кризисов перепроизводства. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла.

Поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.

Методы конкуренции: ценовая и неценовая. Рыночные и внерыночные формы

Конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром и/или услугой одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом начале реформ в России, когда небольшое количество начавших поступать с Запада товаров сталкивалось с практически ненасытным внутренним спросом.

Рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка. Все это средства конкуренции и одновременно средства уклонения от нее.

В экономической литературе принято разделять конкуренцию на:

-ценовую (конкуренцию на основе цены);

-неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).

Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.

Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется "война цен", она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что "война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению.

ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ

По масштабам развития выделяют следующее виды:

индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

местная (среди товаровладельцев какой-то территории);

отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

Виды конкуренции в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка

Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.

Виды конкуренции в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка

Можно выделить совершенную и несовершенную конкуренции.

Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке.

Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.

7.Экономические ресурсы, их кругооборот.

Экономический кругооборот (кругооборот ресурсов и доходов) - круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных поступлений и расходов. Это схематическое изображение взаимосвязанных основных рыночных потоков в экономике.

Экономич. агенты-субъект экономики,кот-е принимают самостоят-но решения и несут за них ответственность(фирма,дом.хоз-ва,государство)

Домохозяйства рассматриваются как собственники всех ресурсов: труда, капитала, земли и предпринимательских способностей. За ресурсы, поставляемые на рынок ресурсов, домохозяйство получает денежный доход (заработную плату за труд, арендную плату за землю, процент за капитал, прибыль за предпринимательские способности). Денежный доход расходуется на приобретение товаров и услуг на рынке продуктов. Следовательно, домохозяйства формируют спрос на продукты и услуги и предложение на рынке ресурсов.

Фирмы организуют производство товаров и продают их на рынке продуктов. Выручка от продаж используется для покупки ресурсов, то есть превращается в издержки производства товаров. Фирмы формируют спрос на ресурсы и предложение товаров и услуг на рынке продуктов.

В процессе кругооборота формируются два потока: 1) против часовой стрелки - поток экономических ресурсов; 2) по часовой стрелке - поток денежных доходов, потребительских расходов и издержек производства.

8.Механизм функционирования рынка рабочей силы. Сущность и формы безработицы. Кривая Филлипса.

Механизм рынка труда представляет собой взаимодействие и согласование

разнообразных интересов работодателей и трудоспособностью населения,

желающего работать по найму на основе информации, полученной в виде

изменений цены труда (функционирующей рабочей силы).

Безработный – это тот человек, который способен трудиться, не имеет работы и заработка, но ищет работу и готов приступить к ней и для того, чтобы найти подходящую ему работу, зарегистрировался в органах службы занятости

Население Экономически Неактивное-часть населения, которая не входит в состав рабочей силы, то есть все те, кто работал или был безработным в рассматриваемый промежуток времени. В их число входят: школьники и студенты, пенсионеры, домохозяйки, лица, ухаживающие за своими детьми или больными родственниками, и т.п.

Основными элементами механизма функционирования рынка труда являются:

· Спрос на труд. Спрос на труд определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг с учетом совокупного спроса. Кривая спроса на труд имеет отрицательный угол: с ростом общего уровня заработной платы спрос на труд падает.

· Предложение труда. Предложение труда также определяется потребностями людей трудоспособного возраста в нормальном воспроизводстве своих способностей и поддержании достаточного уровня благосостояния, а поэтому оно, так же как и спрос, зависит от величины заработной платы. Но зависимость здесь другая. Кривая предложения труда имеет положительный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается. Рыночное предложение труда для определенного вида труда при данной заработной плате есть сумма объемов предложения всех работников. Общее предложение труда в экономике зависит от численности работников, готовых продавать рабочую силу работодателям. Численность таких работников зависит от уровней рождаемости, смертности и миграции населения, физической способности быть производительным работником, доступности других источников существования (кроме зарплаты), личного выбора между работой и досугом, альтернативной стоимости наемного труда. Другие источники существования включают в себя пенсии, пособия, субсидии, проценты с вложенного капитала, дивиденды и любые другие доходы, для получения которых нет необходимости непосредственно работать.

Цена труда. При изменении заработной платы на выбор работника оказывают влияние эффект дохода и эффект замещения. До определенного момента рост заработной платы увеличивает предложение труда. После же достижения максимального уровня по мере дальнейшего роста заработной платы предложение труда (количество отработанного времени) начинает сокращаться, так как высокие доходы стимулируют более разнообразный и длительный досуг, а не труд. Одна и та же причина, а именно -- увеличение заработной платы -- приводит и к росту, и к сокращению предложения труда.

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти работу, становится относительно избыточной, пополняя резервную армию труда. По определению международной организации труда, безработным является лицо, которое хочет и может работать, но не имеет рабочего места. В законе Украины «О занятости» безработным считаются граждане трудоспособного возраста, которые по независящим от них причинам не имеют заработка и трудового дохода, зарегистрированы в государственной службе занятости как лица, которые ищут работу.

Фрикционная безработица. Если человеку представляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между работами». Одни добровольно меняют место работы. Другие ищут новую работу из-за увольнения. Третьи временно теряют сезонную работу. И есть категория работников, особенно молодых людей, которые впервые ищут работу. Когда все эти люди найдут работу или возвратятся на старую после временного увольнения другие «искатели» работы и временно уволенные работники заменяют их в «общем фонде безработных». Поэтому, хотя конкретные люди, оставшиеся без работы по тем или иным причинам, сменяют друг друга из месяца в месяц, данный тип безработицы остается.

Инетитуциональная безработица возникает из-за инерциональности рыночных механизмов, отсутствия идеальных условий для функционирования институтов рыночной экономики. Сбор, обработка и предложение информации требуют времени, как и реализация других функций центров занятости. Большое пособие по безработице может существенно снизить активность человека в поисках новой работы, а гарантированный Законом минимум зарплаты не позволяет работодателю удовлетворить желание человека, согласиться трудиться за меньшее вознаграждение.

Добровольная безработица. Среди трудоспособного населения всегда найдутся достаточно обеспеченные люди, которые временно не работают. Других не удовлетворяют размеры заработной платы.

Технологическая безработица является следствием преобразований, вызванных переворотами в науке и технике. Роботизация и компьютеризация производства, внедрение высокоэффективных технологий позволяют значительно повышать производительность труда, что может повысить уровень технологической безработицы.

Однако НТП не только служит причиной увольнения работников, но и сопровождается улучшением условий для развития многих видов творческой деятельности в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), дизайна, созданием новых рабочих мест.

Структурная безработица наблюдается во всех странах и во многом определяет ситуацию на российском и украинском рынках рабочей силы из-за отсталости сельского хозяйства; высокого уровня милитаризации экономики; гипертрофированию развития отраслей тяжелой промышленности; узкой специализации многих предприятий, импортировавших сырье и комплектующие детали из ближнего и дальнего зарубежья. Учитывая значительный процент физического и морального износа оборудования на этих предприятиях, понятны возможные масштабы структурной безработицы.

Региональная безработица является следствием моноэкономической направленности развития некоторых районов страны, а также существования ранее закрытых городов и зон проживания.

Региональная безработица является результатом несоответствия между спросом и предложением рабочей силы в данном регионе. Общей причиной ее существования служит неравномерность социально-экономического развития определенных территорий, которая обусловлена как природно-ресурсными и технико-экономическими, так и демографическими, историко-культурными и другими особенностями данного региона. Данный вид безработицы имеет место в тех регионах России, которые получили название «трудоизбыточные».

Циклическая безработица обусловлена сменой фаз деловой активности. Характеризуется синхронизированным процессом сокращения производства и повышения уровня незанятости в период депрессии и кризиса.

Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня от естественного. Ее основой являются циклические колебания объемов выпуска продукции и занятости, связанные с экономическим спадом и недостатком спроса. Циклическая безработица связана с уменьшением реального ВНП и высвобождения части рабочей силы, что ведет к росту числа безработных. Следует различать также действующую и фиктивную безработицу. Характерными признаками первой являются трудоспособность и желание трудиться работника в силу определенных причин не имеющего работы; второй – нежелание заниматься по тем или иным причинам трудовой деятельностью. В период циклического спада циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную: в периоды циклического подъема циклическая безработица отсутствует.

Скрытая безработица – широкомасштабное явление, обусловленное недоразвитостью рыночных отношений, наблюдается во многих отраслях народного хозяйства. Основные признаки скрытой безработицы явная недозанятость работников или их большее количество, чем предусмотрено технологией производства. Пополнившие ряды скрытой безработицы статуса безработного не получают. Представления о масштабах скрытой безработицы можно получить путем сравнения данных официальной статистики и обследований в соответствии с методикой МОТ.

Экономическая безработица обусловлена колебаниями рыночной коньюктуры и банкротством предпринимателей. Это обычное явление для развитой рыночной экономики. Имеет повышенный уровень в переходный период к рынку.

Застойная безработица отмечается продолжительностью, охватывает людей, утративших навыки квалифицированного и результативного труда.

Кривая Филлипса – это кривая на графике, показывающая взаимозависимость между безработицей и инфляцией.

9.Экономическая теория о сущности и природе предпринимательства. Основные формы предпринимательства.

Предпринимательство — это само­стоятельная, инициативная, связанная с хозяйственным рис­ком деятельность, ведущаяся с целью получения прибыли для решения предусмотренных предпринимательской организа­цией задач

Интересно проследить эволюцию термина «предприниматель» (в средние века - антрепренер) и «предпринимательство»:

1725 год Ричард Кантильон: предприниматель - это человек, действующий в условиях риска.

1797 год.Бодо: предприниматель - это лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием.

1876годФренсисУокер; следует различать тех, кто предоставляет напиток и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям.

1934годИозефШу; предприниматель - это новатор, который разрабатывает новые технологии.

1961годДэвидМаклелланд; предприниматель - это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска.

1964 год ПитерДрукер; предприниматель - это человек, использующий возможность с максимальной выгодой.

1975годАльбертШапиро; предприниматель - это человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы. Действуя в условиях рынка, он несет ответственность за возможную неудачу.

1985годРобертХидрич; предпринимательство - процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель - это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

Существуют следующие основные формы предпринимательства:
• индивидуальные;
• коллективные;
• корпоративные.

Индивидуальные

Обычно под единоличными (индивидуальными, семейными, частными) предприятиями понимается такое предприятие, владельцем которого является физическое лицо или одна семья, где функции собственника и предпринимателя соединены в одном субъекте, который один или совместно с членами своей семьи получает и распределяет доход, несет весь риск от хозяйственной деятельности и неограниченную имущественную ответственность перед кредиторами и третьими лицами. Такое предприятие не является юридическим лицом. Допускается привлечение собственником такого предприятия наемного труда, но в ограниченных размерах (не более 20 человек).

Коллективные формы

Несмотря на различие государственных законодательств, мировая практика свидетельствует о наличии следующих устоявшихся коллективных форм деловой активности:
• хозяйственные товарищества;
• хозяйственные общества;
• акционерные общества.

Хозяйственные товарищества
В процессе хозяйствования возникают такие ситуации, которые требуют совместного взаимодействия нескольких лиц на основе договоренности в интересах достижения определенной общей выгоды цели. Такой формой организации дела являются хозяйственные товарищества, под которыми понимается объединение лиц для совместного осуществления хозяйственной деятельности»… за общий счет и общими усилиями», «где каждый может в равной мере проявить свое влияние на дело». Экономическое значение такой формы предпринимательства заключается в том, что здесь происходит не только объединение капитала и в то же время разделение между участниками предприятия прибыли, риска и имущественной ответственности за результаты хозяйствования. Полное товарищество и товарищество на вере представляет собой объединение нескольких граждан (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности под общей фирмой на основании договора между ними.
Хозяйственные товарищества создаются в форме: полного товарищества, товарищества на вере (коммандитного товарищества).
Полное товарищество представляет собой предприятие, основанное на коллективной собственности, и является объединением нескольких граждан и (или) юридических лиц, предназначенным для совместной хозяйственной деятельности на основании договора между ними. Все участники полного товарищества несут неограниченную солидарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Имущество такого предприятия формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников, и принадлежит его участникам на правах общей долевой собственности.

Товариществом на вере (или коммандитным, т.е. смешанным, товариществом) признается объединение, в котором в соответствии с учредительным договором о создании товарищества один или несколько его действительных членов несут полную (неограниченную) ответственность, по обязательствам товарищества всем принадлежащим им имуществом, а остальные члены-вкладчики (коммандиторы) несут ответственность, связанную с деятельностью товарищества, в пределах принадлежащей им доли капитала товарищества, включая неоплаченную ими часть своего вклада.
Товариществом на вере является юридическим лицом. Оно включает в себя действительных членов и членов вкладчиков. Действительные члены хозяйствующего общества несут полную солидарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Имущество смешанного товарищества формируется за счет вкладов участников и принадлежит его участникам на правах общей долевой собственности.

Хозяйственные общества
Обществами с ограниченной ответственностью (ООО) признаются организации, созданные по соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности. Общества являются юридическими лицами.

Корпоративные формы предпринимательства
В целях координации деятельности, защиты общих коммерческих интересов и повышения эффективности капитала предприятия различных организационно-правовых форм могут объединяться в ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы.
Фирмы, входящие в объединение, сохраняют самостоятельность и статус юридического лица. Руководители объединения не владеют распорядительной властью в отношении фирм, входящих в это объединение и строят свои отношения с фирмами на договорной основе.

10.Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.

Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, показывает, насколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1 %.

Спрос – это намерение потребителей, обеспеченное платежными средствами, приобрести данный товар.

Цена спроса - это максимальная цена, которую потребитель согласен заплатить, приобретая данный товар.

На величину спроса оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы, которые можно сгруппировать следующим образом:

· цена самого товара X (Рх);

· цены на товары-заменители (Pi);

· денежные доходы потребителей (Y);

· вкусы и предпочтения потребителей (Z);

· ожидания потребителей (Е);

· число потребителей (N).

Закон спроса: при прочих равных условиях (остальные факторы, влияющие на спрос, неизменны) количество товара, на которое предъявлен спрос, возрастает при падении цены данного товара, и наоборот.

Таким образом, кривая спроса показывает, что при неизменности других факторов, влияющих на спрос, снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, и наоборот, иллюстрируя закон спроса.

11.Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение

Эластичность предложения - чувствительность величины предложения товаров к изменению цен на эти товары.

Предложение – это готовность производителей (продавцов) поставлять на рынок определенное количество товаров или услуг по данной цене.

Аналогично спросу на величину предложения оказывает влияние множество как ценовых, так и неценовых факторов, среди которых можно выделить следующие:

· цена самого товара X (Рx);

· цены ресурсов (Рr), используемых в производстве товара X;

· уровень технологии (L);

· цели фирмы (А);

· величины налогов и субсидий (T);

· цены на сопряженные товары (Рi);

· ожидания производителей (Е);

· количество производителей товаров (N).

Закон предложения: величина предложения при прочих равных условиях изменяется в прямой зависимости от изменения цены.

12.Расчет показателей эластичности по цене и доходу.

Эластичность - термин, использующийся в экономике и обозначающий процентное изменение одного показателя по отношению к другому.
Эластичность спроса по цене

Мера степени ценовой эластичности - коэффициент эластичности (E). Показывает, на сколько % изменится объем продаж товара в результате изменения его цены на 1 %.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1836; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.066 с.)