Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение избирательности внимания с помощью методики Мюнстерберга
Вводные замечания. Методика направлена на определение избирательности внимания. Рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости. Цель исследования – изучение избирательности внимания. Процедура исследования. Обследуемый должен выделить в буквенном ряду слова, как можно быстрее считывая текст. Время на работу — 2 минуты. Методика применяется как в группе, так и индивидуально. Инструкция: «Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова. Пример: ркжлбюс радость уфркнп. Время работы — 2 минуты». Обработка и анализ результатов. При обработке подсчитывается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова). Стимульный материал бсолнцевгргщоцэрайонзгучновостьъхэычяфактьуэкзаментрочягщ шгцкппрокуроргурсеабетеорияемтоджебьамхоккейтроицафцуйгахттелевизорболджщзфюэлгщьбпамятьшогхэюжипдргщхщнздвос- приятие йцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфьтрплослдспектакльячсинтьбюнбюерадостьвуфциежцдоррпнародшалдьхэппцгиернкуыфйщрепортажэк ждорлафьвюфбысонкурсйфнячьгузскарплличностьзжэьеюдшщглоджин эцрилаваниедтлжэзбьтэрдшжнпркывмомедияшддкуйфотчаяниейфрлньячвтлдаэхьгфтасенлабораторияпвдщнруцтргщчтлроснованиезхжьбщдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплнстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм Опыт 3 Исследование произвольного внимания с помощью методики «Расстановки чисел» Вводные замечания. Методика предназначена для оценки произвольного внимания. Рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функций внимания. Цель исследования – изучение произвольного внимания. Используемые материалы. Бланк с 2 квадратами, где в 25 клетках верхнего квадрата в случайном порядке расположены числа, 25 клеток нижнего квадрата бланка свободны; секундомер Процедура исследования. Обследуемый должен расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Время на работу — 2 минуты. Методика удобна при групповом обследовании. Групповое обследование рекомендуется проводить в присутствии психолога-экспериментатора.
Инструкция: «В течение 2 минут Вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Числа записываются построчно, никаких пометок в верхнем квадрате делать нельзя».
Стимульный материал Бланк для заполнения Обработка и анализ результатов. Заполняется стандартная форма протокола. Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма – 22 числа и выше. Опыт 4 Исследование переключения внимания с помощью методики «Красно-черная таблица» Вводные замечания. Под переключением внимания понимается способность человека быстро переключаться с одной деятельности на другую. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одних качеств или свойств на другие. Очевидно, что переключаемость внимания в сложных и быстро меняющихся условиях означает способность быстро в них ориентироваться. Легкость переключения внимания различна у разных индивидуумов; одни легко переходят от выполнения одной деятельности к другой, для других этот переход оказывается трудным, требующим более или менее длительного времени и затраты определенных усилий. Степень переключаемости внимания зависит от целого ряда условий. К числу их относится, прежде всего, соотношение между содержанием предшествующей и последующей деятельностей, а также отношение субъекта к ним: чем интереснее предшествующая и менее интересна последующая деятельность, тем, очевидно, труднее переключение, и наоборот. Экспериментальное исследование переключения внимания — раскрытие закономерностей и организации этого процесса — приобретает весьма большое значение, так как многие современные профессии требуют от человека не только широкого распределения, концентрации, устойчивости внимания, но и быстрого его переключения.
Существует несколько методов исследования переключения внимания. Прежде всего следует отметить методику Шульте. Суть ее заключается в том, что испытуемому предъявляется квадрат, разделенный на определенное число мелких квадратиков, в которых могут быть помещены в случайном порядке различные знаки: например, арабские или римские цифры. Испытуемый должен последовательно осуществлять поиск то арабской, то римской цифры, при этом поиск арабских цифр может осуществляться в восходящем порядке (например, от 1 до 25), а римских — в нисходящем. Таким образом, испытуемый в ходе поиска оказывается перед необходимостью переключать внимание с одной деятельности на другую. По времени, затраченному на выполнение задания, и характеру поиска судят о скорости переключения внимания. В целях исследования процессов переключения внимания нашли широкое применение черно-красные цифровые таблицы [Горбов, 1964]. Эти таблицы по существу представляют собой модифицированный квадрат Шульте — они также разделены на несколько мелких квадратов, в которых в случайном порядке размещены черные и красные цифры. Испытуемый должен попеременно и в определенном порядке находить и показывать указкой черные и красные цифры. Хотя цифры на таблице неизменны, возникающая всякий раз после нахождения очередной цифры ситуация меняется: когда испытуемый нашел очередную цифру, она ухе есть не то, что подлежит поиску, а становится лишним материалом, помехой. Поэтому испытуемый оказывается перед необходимостью не только быстро переключать внимание с одного раздражителя на другой, но и абстрагироваться, отвлекаться от помех. В обычном варианте таблицы содержится натуральный ряд черных чисел от 1 до 25 и натуральный ряд красных чисел от 1 до 24. Испытуемый ищет числа в следующем порядке; 1 черное — 24 красное, 2 черное — 23 красное, 3 черное — 22 красное и т.д. Таким образом, сумма пар черных и красных оказывается постоянной, равной 25, и испытуемый может руководствоваться этим правилом, что существенно облегчает переключение и поиск. Можно, однако, предложить более сложный вариант той же таблицы. Она по внешнему виду аналогична первой: разделена на 49 квадратов-клеток, в которых также размещены в случайном порядке числа красного и черного цвета. Однако ряды черных и красных чисел здесь не одинаковы: цифры красного цвета даны от I до 24 по порядку, а черного — от 1 до 49 по нечетному ряду (1, 3, 5, 7... 49). Такая таблица исключает возможность работы по принципу дополнения, так как сумма пар из «восходящих» черных и «нисходящих» красных цифр в ней непостоянна. Задача в этом случае оказывается более трудной. Цель исследования – проследить процесс переключения внимания, выявить особенности поиска при переключении внимания. Используемые материалы – бланк, таблица содержит натуральный ряд черных чисел от 1 до 25 и натуральный ряд красных чисел от 1 до 24. Числа расположены по таблице таким образом, что порядковые числа оказываются удаленными друг от друга на максимальное расстояние. Каждое число может иметь свой символ – букву латинского или русского алфавита, написанную рядом с числом (например, 24i, 25j и т.д.). Экспериментатор заранее готовит программу правильных ответов. Для регистрации времени выполнения задания экспериментатору необходим секундомер. Для регистрации результатов опыта каждый испытуемый до начала опыта составляет таблицу протокола.
Процедура исследования. Опыт проводится в 3 этапа. Инструкция испытуемому для I этапа: «Найдите в таблице числа черного цвета от 1 до 25 по порядку и запишите их символы. Вы должны работать как можно быстрее, но без ошибок! Приготовились! Начали!». Инструкция испытуемому для II этапа: «Найдите в таблице числа красного цвета в убывающем порядке от 24 до 1 и также запишите их символы в протокол. Вы должны работать как можно быстрее, но без ошибок! Приготовились! Начали!». Инструкция испытуемому для III этапа: «Необходимо одновременно вести счет черных и красных чисел, попеременно записывая в протоколе символы сначала черного числа, затем красного, затем вновь черного, пока счет не будет закончен. При этом черные числа надо считать в возрастающей последовательности, а красные — в убывающей, называя цвет найденного числа. Вы должны работать как можно быстрее, но без ошибок! Приготовились! Начали!». То есть на III этапе испытуемый должен выполнять обе процедуры одновременно. Если исследуемый указывает не то число, экспериментатор говорит: «Нет! Вы должны сейчас найти ….» Экспериментатор регистрирует все ошибки. Чтобы легче было наблюдать за ходом исследования, экспериментатору необходимо помнить, что черное и следующее за ним красное при данной инструкции дают в сумме 25. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания на каждом этапе и сообщает его испытуемому.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 879; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.011 с.) |