Рынок труда. Различия в заработной плате и их причины. Роль профсоюзов и государства на рынке труда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок труда. Различия в заработной плате и их причины. Роль профсоюзов и государства на рынке труда.



. Понятие рынка труда.

 

 

Среди понятий рыночной экономики центральное место занимает определение сущности содержания рынка как такового и его разновидностей.

 

В самом общем виде рынок – это система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг, форма связи между сторонами обмена, в процессе которого устанавливается рыночная цена на объект обмена и происходит смена его собственника.

 

Ещё рынок может быть представлен как экономическое и (или) географическое пространство, на котором происходит процесс товарного общения, обмена товаров на деньги и, соответственно, денег на товары.

 

Под рынком понимают также механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей товаров и услуг.

 

Каждое из этих определений (система отношений, пространство, механизм) подчёркивает существенные стороны понятия «рынок» и тем самым отражает его многогранность.

 

Рыночные отношения предполагают существование и функционирование множества рынков, охватывающих разнообразные области человеческой деятельности. Различают рынки сырья, материалов, топлива, готовых изделий, проектных работ, научных исследований, услуг, жилья, инвестиций, ценных бумаг, денег и др. Среди этих рынков своё место занимает рынок труда.

 

С возникновением рынка труда формируется и рыночная экономика.

 

Денежный рынок, торговля землёй, лесом, товарами потребительского и производственного назначения и т. п. ещё не превращают экономику в рыночную. Она становится рыночной тогда, когда возникает и формируется рынок труда.

 

В самом простом понимании рынок труда – это место, где люди покупают и продают товары, место, где идёт торговля товарами, их купля-продажа. В таком понимании рынок труда тоже есть то место, где идёт купля-продажа труда. Но этого объяснения недостаточно для понимания такого явления, как рынок труда. У нас идёт бойкая торговля различными товарами, на товарных биржах продаются и покупаются товары потребительского и производственного назначения, а вот купля-продажа труда пока не налажена. Рынок труда нужно ещё реформировать. Но для этого нужно знать: при каких условиях возникает и формируется рынок труда?

 

Продажа труда может иметь место при условии, если работник юридически свободен и может по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду – рабочей силой. Но этого ещё недостаточно, потому что юридическая свобода пока не вынуждает его продавать труд. Он вынужден экономически продавать труд только когда, когда он не имеет всего необходимого для ведения своего хозяйства как источника получения всех нужных для жизни средств или когда у него нет каких-либо других условий существования.

 

Как известно, появление на рынке труда продавца товара никак не гарантирует его продажи – для этого нужен ещё покупатель. Только тогда состоится купля-продажа товара. Это в полной мере относится и к продавцу товара – труд.

 

При продаже труда на конкурентном рынке происходит эквивалентный обмен, так как заработная плата есть плата за использование труда, то есть за труд. Ни какой эксплуатации здесь не происходит. Добавленная стоимость, а точнее – добавленная цена товара или услуги, образуется четырьмя факторами производства: часть её, созданная трудом, выплачивается работнику в виде оплаты труда – заработной платы, другие части составляют плату за пользование капиталом, землёй и за предпринимательство. Величина заработной платы зависит: от конъюнктуры на рынке труда, определяемой соотношением спроса на труд и предложения труда; от преобладающей на нём модели формирования ставок заработной платы и от других факторов, отражающих особенности тех или иных национальных и региональных рынков труда.

 

Таким образом, при признании того, что на рынке труда продаётся и покупается труд работников, удовлетворяются все условия нормального функционирования рыночных отноВ зависимости от соотношения между спросом и предложением труда конъюнктура рынка труда может быть трёх типов:

 

- трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;

 

- трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения труда;

 

- равновесной, когда спрос на труд соответствует его предложению.

 

Каждый из типов рыночной конъюнктуры может относится к тому или иному региону или сфере приложения труда, образуя в совокупности общий рынок труда в стране.

 

Рынок труда реализуется через государственную и негосударственные службы занятости населения, а также непосредственно через кадровые службы предприятий и учреждений или же напрямую между работником и работодателем.

 

Рынок труда находится в непрерывном движении. За ним следят функциональные подразделения по вопросам занятости населения Министерства труда и социального развития Российской Федерации, там же ведут соответствующую статистику наряду с Госкомстатом России.3шений.

 

Различия в заработной плате и их причины

На современных промышленных предприятиях трудятся рабочие различной квалификации, выполняющие работы разной степени сложности. Поэтому их заработная плата неодинакова. К. Маркс писал: «Труд, который имеет значение более высокого, более сложного труда по сравнению со средним общественным трудом, есть проявление такой рабочей силы, образование которой требует более высоких издержек, производство которой стоит большего рабочего времени и которая имеет поэтому более высокую стоимость, чем простая рабочая сила. Если стоимость этой силы выше, то и проявляется она зато в более высоком труде и овеществляется поэтому за равные промежутки времени в сравнительно более высоких стоимостях». Это высказывание К. Маркса дает ключ к пониманию причин дифференциации в оплате рабочей силы на капиталистических предприятиях.

 

Различия в цене простого и сложного труда, а значит, и в заработной плате рабочих различных профессий и разной квалификации предопределяются прежде всего неодинаковой величиной стоимости и соответственно цены их рабочей силы. Это обстоятельство вызывает необходимость дифференциации их заработной платы. Возможность же такой дифференциации создается тем, что затрата в течение одного и того же времени труда различной сложности создает разные по величине стоимости. Более сложный труд, создавая в течение каждого часа бльшую стоимость, чем труд простой, воспроизводит в течение необходимого рабочего времени более высокую стоимость рабочей силы, чьей функцией он является, а в течение прибавочного времени создает бльшую прибавочную стоимость для капиталиста. «Но какова бы ни была разница в степени между трудом прядильщика и трудом ювелира, говорил К. Маркс, та доля труда, которой ювелирный рабочий день лишь возмещает стоимость своей собственной рабочей силы, качественно ничем не отличается от той добавочной доли труда, которой он создает прибавочную стоимость. В обоих случаях прибавочная стоимость получается лишь вследствие количественного излишка труда, вследствие большей продолжительности того же процесса: в одном случае процесса производства пряжи, в другом – процесса ювелирного производства».

Роль гос-ва на рынке труда.

Рынок труда в России регулируется рядом законов. Главные из них – закон «О занятости населения РФ» и Трудовой кодекс, принятый в декабре 2001 г.

 

Непременным условием создания необходимых предпосылок для экономического роста и повышения занятости должно стать новое обоснование и более четкий выбор направлений государственного регулирования экономического развития, повышение ответственности государственных органов в решении экономических проблем.

 

Активное участие государства в экономике означает, что оно выступает в экономической сфере в качестве предпринимателя и соответственно предъявляет спрос на рабочую силу. В государственном секторе спрос определяется общественными потребностями достижения социально значимых целей общества

 

К числу первоочередных текущих задач государственного регулирования относится обеспечение и регулирование структурных преобразований и межотраслевых сдвигов в экономике. Такие преобразования и соответствующие им изменения потоков рабочей силы шли и идут сейчас, в связи с разрушением существовавших в дореформенное время хозяйственных связей, в результате действия нового рыночного механизма, и вследствие внедрения новых технологий и создания современных производств.

 

Среди важнейших функций государственного регулирования по обеспечению занятости необходимо назвать: совершенствование всей системы распределительных отношений в экономике и в обществе; организацию социальной защиты населения и обеспечение социальных гарантий в рамках занятости и охраны труда; мероприятия по непосредственному поддержанию и содействию занятости населения, созданию и обеспечению работы служб занятости; выработку и осуществление рациональной политики в области трудовой миграции населения [9, C.137,138].

 

Регулирование рынка труда предполагает также пропорциональное распределение наемного труда по всем сферам вторжения предпринимательской деятельности. Отлив наемного труда из отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность всего общества в настоящем и его процветание в будущем, может привести к тяжелым лишениям всего населения. Вместе с этим вовлечение наемного труда в те сферы предпринимательской деятельности, которые подрывают генофонд нации, скажем, в наркобизнес, требует регулирующего механизма, препятствующего такому распространению рынка труда.

 

Регулировать рынок труда — значит поддерживать работоспособность наемных работников, не допуская снижения их доходов до черты бедности, не допускать чрезмерного увеличения продолжительности рабочего дня и интенсивности труда.

 

Главный инструмент государственного воздействия на уровень заработной платы – введение минимума заработной платы. В России размер минимальной зарплаты настолько низок, что никакого реального воздействия на рынок он не оказывает [18, C.29].

 

Регулирование рынка труда предполагает обеспечение выгодности предпринимательства, прибыльности и конкурентоспособности фирм, оказывающих стабилизирующее воздействие на рыночную экономику.

 

Также государством должно обеспечиваться равновесие между занятостью и безработицей, соблюдение необходимого соответствия между номинальной (денежной) и реальной заработной платой, поддержание стабильности покупательной способности денежной единицы, а также обоснованной дифференциации (различий) трудовых доходов наемных работников в зависимости от их профессионально-квалификационных, деловых качеств, трудолюбия и добросовестности

В регулирующие функции государства входит согласование интересов работодателей и наемных работников не только в государственном, но и в негосударственных секторах экономики.

 

Для реализации этой задачи используются возможности налоговой системы и создания адекватной правовой среды, в частности в целях правового регулирования деятельности профсоюзов, обеспечения возможностей мобильности капитала, с одной стороны, и рабочей силы — с другой Что касается проблемы утечки умов, то за последнее время значительно возросло число государственных инициатив в сфере кадровой политики.

 

Меры, предпринимаемые в первую очередь, касаются установления надбавок, премий ученым и научным администраторам, поддержки ведущих научных школ, а также повышения стипендий, грантов и надбавок молодым ученым и аспирантам.

 

В течение 2005 года было выпущено два Указа Президента РФ

По уровню же зарплаты наука будет остается неконкурентоспособной в сравнении с другими областями экономической деятельности. Таким образом, пока принимаемые меры не направлены на устранение глубинных причин, вызывающих кадровые проблемы в науке

Как уже отмечалось, государству необходимо больше внимания уделять сфере образования, разрабатывать стандарты качества знаний, разрабатывать концепции опережающего образования, осуществлять программы по подготовке квалифицированных кадров, особенности это касается технических специальностей, так как сейчас наблюдается дефицит специалистов этого направления. Также необходимо введение эффективной системы повышения квалификации

 

Роль профсоюзов

 

В условиях современной России профсоюзы представляют собой добровольные независимые общественные организации, объединяющие работников, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в социальной сфере. Своей главной задачей профсоюзы всех направлений: Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), Соцпроф и другие - считают защиту прав и законных интересов трудящихся, установление социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики.

 

Переход к рыночной экономике, курс на разгосударствление и приватизацию предприятий выдвинули в качестве главной функции профсоюзов России - защиту интересов людей труда. При этом оптимальным методом реализации защитной функции становится организация правового социального партнерства - цивилизованной формы взаимоотношений между профсоюзами, работодателями и правительственными (государственными) структурами. Диапазон партнерской деятельности профсоюзов может быть разным в зависимости от конкретной ситуации - от прямого социального противостояния своим партнерам до конструктивного взаимодействия с ними Реально профсоюзы участвуют только в вопросах обеспечения условий работы (трудовых заданий, средств, охраны труда) и далеко не профессиональной оценки и оплаты труда. Для профсоюзной деятельности первостепенными выступают трудовые отношения.

 

Трудовые отношения регулируются трудовым законодательством: Декларацией прав и свобод человека и гражданина, Конституцией РФ, Законом «О коллективных договорах и соглашениях», Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», подзаконными актами, договорами, правилами и т.д.

 

Поскольку законодательство постоянно уточняется, то профсоюзы могут выступать инициаторами внесения изменений и дополнений, участвовать в прессе в обсуждении законопроектов и законов. Нормативные акты локального уровня принимаются с участием профсоюзов. Это либо договоры, в которых профсоюз выступает как участвующая сторона, либо акты, к которым профсоюз имеет отношение в соответствии с законом о профсоюзах и Трудовым кодексом РФ.

 

Уточнение нормативной базы тоже должно вестись в соответствии со всеми видами трудовых отношений. Для этого профсоюзные эксперты вместе с юристами обязаны проанализировать каждый нормативный акт с точки зрения всех видов и типов трудовых отношений, учитывая участников и предмет отношений [20, C.124].

 

Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями с помощью внутрипрофсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо [21, C.223]. Профсоюзы призваны аккумулировать интересы трудящихся, выражать и отстаивать их во взаимоотношениях с государственными, местными органами, работодателями, их объединениями и представителями, влиять на формирование интересов работников, добиваться социальной справедливости. Профсоюзы имеют право участвовать в принятии решений работодателями (администрацией), государственными и местными органами вопросов, связанных с управлением трудом (регулированием трудовых отношений) [22, C.43-50]. Право профсоюзов на законодательную инициативу в действующей Конституции РФ отсутствует.

 

По содержанию права профсоюзов классифицируются в зависимости от вопросов, в решении которых они участвуют. Это вопросы: трудового договора; обеспечения занятости; рабочего времени; времени отдыха; оплаты и нормирования труда; гарантий и компенсаций; дисциплины труда; охраны труда; контроля за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда; разрешения трудовых споров и т.д.

 

Укрупненно, по содержанию права делятся на права:

 

· во-первых, по участию в регулировании трудовых отношений;

 

· во-вторых, по контролю за соблюдением трудового законодательства;

 

· в-третьих, по участию в разрешении трудовых споров.

 

Среди прав в этой области важное место занимает право на забастовку

Профсоюзы вправе использовать средства «самозащиты» от нарушений их прав работодателями (администрацией), должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления.

 

К таким средствам относится, например, возможность требовать расторжения трудового договора или смещения с должности руководящих работников, нарушающих права профсоюза, т.е. применение мер юридического воздействия.

 

Юридические гарантии занимают в связи с этим особое место в регулировании общественных отношений. За юридическими гарантиями стоят государственное принуждение как средство воздействия на субъектов общественных отношений [24, C.80-91].

 

Сегодня идет заинтересованный разговор о дальнейшем развитии профсоюзного движения в условиях глобализированного мира. В этом контексте особое значение имеет соотношение социальной политики и деятельности профсоюзов. С возрастанием роли личности в условиях демократизации общества будет адекватно повышаться и значимость профсоюзов, их социально-защитная функция.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1842; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.041 с.)