Развитие некоторых советских систем управления качеством 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие некоторых советских систем управления качеством




Название системы Дата и место создания Основная суть системы Критерий управления Объект управления Область применения Достоинства Недостатки
1. БИП 1955 г. Саратов Строгое вы­полнение технологиче­ских опера­ций Единичный: соответствие качества ре­зультата тру­да требовани­ям НТД. Обобщен­ный: Процент сда­чи продукции с первого предъявления Качество труда инди­видуального исполнителя. Качество труда кол­лектива че­рез качество труда от­дельных ис­полнителей Производст­во Повышение персональ­ной ответст­венности. Эффектив­ная мотива­ция рабочих. Создание предпосылок для повыше­ния качества продукции Ограничен­ность сферы действия(ос-новное про­изводство). Альтернатив­ный харак­тер оценки, не учиты­вающий «ве­сомость» де­фектов
2. СБТ 1961 г. Львов Высокий уровень вы­полнения операций всеми работ­никами Единичный: соответствие качества ре­зультата тру­да установ­ленным тре­бованиям. Обобщен­ный: коэф­фициент ка­чества труда Качество ин­дивидуально­го исполни­теля. Качест­во трзгда коллектива через качест­во труда от­дельных ис­полнителей Любая ста­дия жизнен­ного цикла продукции Эффектив­ная система поощрения и санкции Ограничен­ность сферы действия(ос-новное про­изводство)

■§

с

«а

Г


Продолжение табл. 2.2.1.1


Название системы Дата и место создания Основная суть системы Критерий управления Объект управления Область применения Достоинства Недостатки
3. КАНАРСПИ 1958 г. Горький Высокий уровень кон­струкции и технологиче­ской подго­товки произ­водства Соответствие качества пер­вых про­мышленных изделий ус­тановленным требованиям Качество из­делия и ка­чество труда коллектива Проектиро­вание + тех­нологическая подготовка производст­ва, произ­водство Повышение качества под­готовки про­изводства. Охват более широкой (по сравнению с предыдущи­ми система­ми) сферы производства. Сокращение сроков до­водки новых изделий. Повышение надежности изделия. Снижение трудоемкости работ Отсутствие должной ориентации на потреби­теля
4. НОРМ 1964 г. Ярославль Повышение технического уровня и ка­чества изде­лий Соответст вие достиг­нутого уров­ня моторе­сурса запла­нированному при ступен­чатом плани­ровании Качество из­делия и ка­чество труда коллектива Весь жиз­ненный цикл продукции Увеличение ресурса из­делий (яро­славских двигателей) Отсутствие должной ориентации на потреби­теля

й

Со

to

I I

о

 

П1

Я

е

§


Продолжение табл. 2.2.1.1


Название Дата и место Основная Критерий Объект Область Л п гтп м i-i г^тия Цапп 1"*ТЯТИ"Н
системы создания суть системы управления управления применения ^Ul/ lUnnitl Da ПС|Ци1| 101 ЛИ
5. КСУКП 1975 г. Управление Соответствие Качество из- Весь жиз- Создание Несистем-
  Львов качеством на качества делия и ка- ненный цикл конкуренто- ный, фор-
    базе стандар- продукции чество труда продукции способной мальный под-
    тизации высшим дос- коллектива   продукции с ход к систе-
      тижениям     улучшенны- ме.
      науки и тех-     ми качест- Экономиче-
      ники     венными ха- ская
            рактеристи- незаинтере-
            ками сованность
              предприятий
6. КСУКП и 1980 г. Согласование Соотношение Промышлен- Весь жиз- Увязка каче- Экономиче-
ЭИР Днепропет- качественных качествен- ная продук- ненный цикл ственных ха- ская
кспэп ровск, Крас- характеристик ных и коли- ция продукции. рактеристик незаинтере-
  нодар продукции с чественных   Предприятие с затратами сованность
    затратами ре- характери-   и его про- ресурсов. предприятий
    сурсов. стик   дукция Увязка задач  
    Увязка задач       повышения  
    повышения       качества  
    качества       продукции с  
    продукции с       задачами по-  
    задачами по-       вышения эф-  
    вышения эф-       фективности  
    фективности       производства  
    производства       в целом  
    в целом          

Примечание:

БЙП — бездефектное изготовление продукции;

СБТ — система бездефектного труда;

КАНАРСПИ — качество, надежность, ресурс с первых изделий;

НОРМ — научная организация работ по повышению моторесурса двигателей;

КСУКП — комплексная система управления качеством продукции;

КСУКП и ЭИР — комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов;

КСПЭП — комплексная система повышения эффективности производства.


К So

 


И. И. Мазг/р, В. Д. Шапиро. Управление качеством

Проблема качества — комплексная, то есть ее можно решить только при проведении одновременно соответствующей политики в сферах зако нодательства, экономики, техники, образования и воспитания, а также на основе скоординированной работы производителей, эксплуатационни­ков и потребителей, научных и инженерных структур, законодательных и исполнительных органов управления. Координирующим федеральным органом исполнительной власти в трех важнейших для обеспечения ре шения проблемы качества сферах деятельности — стандартизации, серти­фикации и метрологии — является Госстандарт России.

Техническая политика Госстандарта в области управления качест­вом предусматривает содействие отечественным товаропроизводите­лям во внедрении систем качества на предприятиях в соответствии с требованиями международных стандартов И СО семейства 9000.

Отечественная школа управления качеством базируется на работах таких ученых, как Ю.П. Адлер, В.Л. Шпер, В.А. Лапидус, Ю.Т. Рубаник, Т.М. Полховская.

Отечественный опыт комплексного управления качеством является хорошим фундаментом освоения стандартов ИСО 9000, представляю щих собой более высокий уровень развития науки управления каче ством. Основные отличия систем качества (по ИСО 9000) от КСУКП следующие:

° ориентация на удовлетворение требований потребителя;

<• возложение ответственности за качество продукции на конкретных исполнителей;

* проверка потребителем производства поставщика;

* выбор поставщика комплектующих изделий и материалов;

о сквозной контроль качества продукции, начиная от материалов и кончая утилизацией продукции;

* маркетинг;

* организация учета и анализа затрат на качество;

* прослеживаемость материалов и комплектующих изделий по всему
циклу производства;

* решение вопросов утилизации продукции после эксплуатации.
Для освоения прогрессивного мирового опыта по управлению ка

чеством необходимо реализовать комплекс обеспечивающих меро приятии, включающий разработку и реализацию системы мер и пре имуществ, стимулирующих работу. На это должны быть нацелены создаваемая в стране организационная структура, проводящая оценку и признание систем качества, а также обучение специалистов, способ­ных выполнять все виды работ в области обеспечения, контроля и улучшения качества.

2.2.2. Японский опыт управления качеством

В Японии, как практически и во всех других странах мира, рабо ты в области повышения качества продукции развертывались сначала


Глава 2. История управления качеством

в направлении более широкого применения методов контроля качест ва. Особое место при этом в начальный период отводилось статисти­ческим методам контроля и «Закону о промышленной стандартиза­ции», принятому в 1949 г. К середине 50-х годов в сфере внедрения статистических методов контроля и во всей сфере контроля были достигнуты существенные успехи, но при этом выявились недостат­ки: принципы стандартизации в производстве реализовывались фор­мально; существовало сильное противодействие в сфере производства внедрению передовых методов контроля и статистических методов, в частности руководители фирм крайне мало уделяли внимания вопро сам контроля качества продукции.

Конец 50-х годов XX в. в Японии ознаменовался повсеместным проникновением в промышленность всестороннего внутрифирменного контроля качества, который предусматривал проведение контроля со стороны всех сотрудников фирмы, начиная от рабочих, мастеров и кончая руководством. Именно с этого периода стало проводиться систематическое обучение всех работников методам контроля качест­ва. В дальнейшем оно превратилось, по существу, в непрерывную и постоянную систему воспитания у трудящихся уважительного отно­шения к потребителю и стремление к качественным результатам сво его труда. При реализации всех мероприятий по обучению, воспита нию и внедрению систем контроля качества японскими специалиста­ми в полной мере учитывались специфика продукции, традиции фирм, культуры и быта, уровень образования, трудовые взаимоотно­шения и т. и. В начале 60 х годов в Японии были созданы льготные условия для внешней торговли, возникли необходимость и возмож­ность повышения качества продукции до мирового уровня. Многие фирмы значительно усилили работу по эффективному управлению качеством и добились больших результатов.

Обобщая японский опыт по управлению качеством, к основным его особенностям можно отнести:

• воспитание у каждого изготовителя исключительно уважительного
отношения к заказчикам и потребителям (практически культа по­
требителя как во внутрифирменных, так и при межфирменных от­
ношениях);

• реальное выполнение принципов комплексного управления качест­
вом;

» участие всех подразделений и работников в обеспечении и управле нии качеством;

• непрерывное систематическое обучение кадров вопросам обеспече­
ния и управления качеством, что гарантирует высокий уровень
подготовки в этой области всех работников фирм;

• эффективное функционирование широкой сети кружков качества
на всех стадиях жизненного цикла продукции и сферы услуг;

• использование развитой системы инспектирования всей Деятельно­
сти по обеспечению и управлению качеством;


И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством

широкое применение при обеспечении и управлении качеством пе­
редовых методов контроля качества, включая статистические, при
приоритетном контроле качества производственных процессов;

• создание и реализация глубоко проработанных комплексных про­
грамм по контролю качества и оптимальных планов по их выполне­
нию;

• наличие в сфере производства высококачественных средств труда;

• наличие исключительно развитой системы пропаганды значения
высококачественной продукции и добросовестного труда;

• сильное влияние со стороны государства на принципиальные на­
правления повышения уровня качества и обеспечения конкуренто­
способности продукций.

Характерной чертой управления качеством в фирмах Японии можно признать сбор и использование данных о качестве эксплуати­руемой продукции у потребителей («прослеживаемость» продукции). Сбор информации проводится не только о качестве своей продукции, но и продукции конкурентов. Эти данные предоставляют возмож­ность оценить качество продукции фирмы и определить контрольные показатели для улучшения собственной продукции по сравнению с конкурирующими фирмами.

Еще одной важной особенностью систем управления качеством фирм Японии является оперативность управляющих воздействий в деле внедрения новых и модернизированных технологий и продукции.

В практике обеспечения качества известны методы Тагути (см. п. 2.1.6), широко используемые сначала в японской промышленно­сти, а затем и в западных странах. Эти методы предполагают всеоб­щий (тотальный) контроль качества на всех стадиях жизненного цик­ла продукции. При этом предусматривается применение гибких тех­нологий контроля с его жестким регламентированным планированием исходя из минимума потерь как у изготовителя, так и у потребителя. Однако анализ этой системы показывает, что реально она имеет до­вольно значимые недостатки: цели и задачи не в полной мере охва­тывают деятельность предприятия в отношении удовлетворения по­требностей потребителей, т.е. имеет место ограниченность целей; сла­бая взаимосвязь целей предприятия по получению прибыли с мерой удовлетворения требований потребителей и функциональными воз­можностями системы; недостаточное внимание к повышению роли производственных и управленческих кадров в деле удовлетворения требований потребителей в области качества продукции, а также их квалификации и повышению ее; низкая организация коммуникатив­ных связей на предприятии.

Теоретический и практический опыт комплексного управления ка­чеством на предприятиях Японии успешно сочетался с известной сис­темой «Канбан», что в переводе на русский язык означает «карточ­ка», а по существу — «точно в срок». Эта система или ее элементы стали широко использоваться не только в Японии, но и в других странах.


Глава 2. История управления качеством

В 1950-е годы в Японии стали активно функционировать кружки качества (Quality Circles, QC), явившиеся логическим продолжением японских концепций и практики управления персоналом и качеством. На начальном этапе создание кружков качества в промышленных компаниях встретилось со значительными трудностями и потребова­ло серьезных организационных усилий и немалых затрат. Кружки стали одной из тех практических форм, в которых стали реализовы-ваться управленческие подходы и концепции повышения эффектив­ности.

Важнейшей формой деятельности кружков качества было обуче­ние рабочих и мастеров. Программы обучения возникли в ведущих компаниях: программа обучения бригадиров статистическим методам контроля качества — в металлургической компании «Фудзи Сэйтэцу»-(1951); выпуск учебных материалов по контролю качества — в ком­пании «Тэкко кекам» (1952); программа по обучению в компании «Мицубиси дэн-ки» (1952). В январе 1956 г. журнал «Контроль ка­чества» провел круглый стол и дискуссию «Цеховые мастера расска­зывают о своем опыте в области контроля качества». Отцом кружков качества по праву считается профессор Исикава Каору. В апреле 1962 г. вышел первый номер журнала «Контроль качества для масте­ра», одним из основных авторов которого был Исикава. В журнале прозвучал призыв создать на предприятиях кружки контроля качест­ва, были обоснованы принципы работы этих кружков и выдвинуты три главные цели:

1) вносить вклад в совершенствование производства и развитие
предприятия;

2) на основе уважения к человеку создавать достойную и радост­
ную обстановку на рабочих местах;

3) создавать благоприятную обстановку для проявления способ­
ностей человека и выявления его безграничных возможностей.

Призыв журнала был услышан и подхвачен. В мае 1962 г. был зарегистрирован первый кружок качества на заводе государственной телефонно-телеграфной компании «Нихон дэндэн кося» в г. Масцуя-ма. В мае 1963 г. состоялся первый съезд кружков качества (Сэн-дай). В съезде участвовали 149 человек; были заслушаны 22 докла­да, а в работе четвертого съезда, проходившего в 1964 г. в г. Нагоя, уже участвовали 563 участника и были заслушаны 92 доклада. С са­мого начала в основу организации кружков качества был положен принцип добровольности. К началу 1965 г. в Японии было зарегист­рировано 3700 кружков. В 1966 г. японские кружки качества заяви­ли о себе в Стокгольме на десятом конгрессе Европейской организа­ции контроля качества. В настоящее время в Японии зарегистрирова­но свыше 300 тыс. кружков качества.

Концепция контроля качества была не нова, но японцы выдвину­ли концепцию полного контроля качества, более широкую по мас­штабу, которая предполагала движение за улучшение качества на уровне компании. В движении должен участвовать каждый — от ди-


И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством.

ректора до уборщицы. Иными словами, разработанная американски­ми учеными концепция отсутствия недостатков была трансформиро­вана в Японии в общенациональное движение. Движение за отсутст­вие недостатков имело целью достижение определенных стандартов качества, ОС — постепенное улучшение качества сверх определенных стандартов. Программы ОС в действительности были связаны как с качеством продукции, так и имели целью всеобщую революцию в ра­боте организации на уровне цехов.

2.2.3. Опыт управления качеством в США1

Промышленная революция в США положила конец ремесленниче­ству. Ремесленник контролировал процесс производства с начала до конца. Он был и инспектором по качеству, сам закупал сырье, тор­говал и выполнял функции управляющего. Работа для него была предметом гордости, и, кроме того, он мог осуществлять контроль за конечной продукцией.

В XIX в. в результате перехода к серийному производству потре­бовался новый тип рабочего. Для фабрик были необходимы рабочие, согласные выполнять в известной последовательности простые повто­ряющиеся операции. От таких рабочих не требовалось высокого уровня подготовки и профессиональных навыков. Стиль управленче­ской работы базировался на том, что рабочий не имел оборудования, рабочих навыков, не стремился к общению и не был заинтересован в труде. Отсюда и враждебные отношения между рабочими и руково­дящим составом. Рабочий делал то, что ему говорили. Если он был плохим работником, его увольняли.

В Америке эта система работала хорошо, ибо позволяла произво­дить больше товаров при меньших расходах. После Второй мировой войны, когда большая часть глобального промышленного потенциала была уничтожена, во всех странах переживали острый недостаток в товарах широкого потребления. Территория США не подвергалась бомбардировке и не была ареной сухопутных сражений. Промышлен­ность США начала быстро и, как казалось, в неограниченном коли­честве производить холодильники, телевизоры, автомобили и радио приемники, чтобы удовлетворить потребности, возросшие во всем мире, в результате возвращения бывших солдат домой. В 40-е и 50-е годы XX в. качество товаров, производимых в Америке, было низ­кое. Единственный вопрос, над которым задумывались, касался лишь объемов возможного производства.

Серьезной проблемой для промышленности США являлись огром­ные затраты вследствие низкого уровня качества. 20 — 25% всех теку щих затрат типичного американского предприятия шло на обнаруже­ние и устранение дефектов продукции. Иными словами, до одной

Настоящий параграф написан по материалам кн.: Окрепилов В.В. Управление качеством.- СПб: ОАО «Издательство «Наука», 2000.


Глава 2. История управления качеством

четверти всех работников предприятия ничего не производили — они лишь переделывали то, что было неправильно сделано с первого раза. Если прибавить к этому затраты на ремонт или замену дефект­ных изделий, которые вышли за пределы предприятия и попали на рынок, то суммарные расходы вследствие низкого уровня качества составляли 30 % и более от издержек производства.

Многие специалисты США считали низкое качество главным тор-мозом роста производительности труда и конкурентоспособности аме­риканской продукции. Повысить уровень качества или оказаться в проигрыше ■— другой альтернативы для американской промышленно сти не существовало.

Решение проблемы качества в США чаще всего пытались найти в различных протекционистских мерах: тарифах, квотах, пошлинах, защищающих американскую продукцию от конкурентов. А вопросы повышения качества отодвигались на второй план. Администрация США по требованию американских предпринимателей приняла ряд протекционистских мер по защите американских производителей ав томобилей, стали, бытовой электроники, мотоциклов и т. д. Даже ве­дущие американские компании, в которых качество продукции счита­лось основной целью, рассматривали качество как средство уменьше­ния издержек производства, а не способ удовлетворения нужд потребителей.

В США в начале 80-х годов XX в. управление качеством своди лось к планированию качества. И это было прерогативой службы ка­чества. При этом недостаточно внимания уделялось внутрипроизвод­ственным потребителям — планы повышения качества делались без учета потребностей внутри фирмы. Процесс такого управления каче­ством создавал не планы, а проблемы.

Вместе с тем наиболее трезвомыслящие управляющие фирм США поняли, что надо повышать качество американских товаров. Какие же меры предлагались для этого? Было решено уделить внимание развитию таких проблем, как:

1) мотивация рабочих;

2) кружки качества;

3) статистические методы контроля;

4) повышение сознательности слулеащих и управляющих;

5) учет расходов на качество;

6) программы повышения качества;

7) материальное стимулирование.

С формированием и распространением, комплексных систем управления качеством рынок признал, что качество важнее цены. В результате американский бизнес в 1970-х—1980-х годах столкнул­ся с жесточайшей конкуренцией со стороны японских и европейских фирм, предложивших на рынок высококачественные товары по низ ким ценам. Девиз некоторых фирм — «немецкое качество», появив­шийся в рекламах, стал на рынке как бы абсолютной гарантией, по


И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством

том его подхватили и в других странах, появились девизы «европей­ское качество», «японское качество», говорившие сами за себя.

Позднее, в 1987 г., один из наиболее известных американских специалистов по качеству Харрингтон назвал этот период «большой войной 80-х годов, представляющей собой не военные действия, а промышленную войну, и трофеями в этой войне являются потребите­ли во всем мире». Действительно, ведь на американскую промышлен­ность и, следовательно, на рынок началось наступление со стороны Японии, азиатских и европейских стран. Америка стала терять ли­дерство в отношении совершенства уровня многих видов продукции.

В тот период Дж. А. Янг, президент компании «Хыолетт-Пак-кард», возглавил группу, занимавшуюся поисками путей повышения конкурентоспособности американской промышленности как на внут­реннем, так и на внешнем рынке. В своем отчете президенту страны Р. Рейгану и его кабинету Янг отметил: «Конкурентоспособность американской промышленности на мировом рынке пошатнулась за последние два десятилетия. О спаде свидетельствуют рекордный внешнеторговый дефицит, сокращение доли мирового рынка в тор­говле продукцией, выпускаемой в высокотехнологических отраслях промышленности, снижение доходов нашего производственного сек­тора, медленный рост производительности труда и отсутствие роста реальной заработной платы»

К середине 1980-х годов результаты усилий американских корпо­раций, направленных на повышение качества своей работы, помогли восстановить веру потребителей в американскую продукцию. В ок­тябре 1985 г. институт Гэллапа провел опрос потребителей по заказу Американского общества по контролю качества (АОКК). Результаты опроса показали, что 27% потребителей не надеются на повышение качества американских изделий, а 33% посчитали, что иностранные изделия равны по качеству или лучше американских изделий. Это были серьезные цифры, но и они трактовались как положительный сдвиг по сравнению с опросом, проведенным для АОКК в 1980 г.

В этот же период в США были изданы две книги Э. Деминга (см. п. 2.1.5): «Качество, производительность и конкурентоспособ­ность» и «Выход из кризиса». В этих монографиях изложена фило­софия Деминга, знаменитые «14 пунктов», которые легли в основу всеобщего (тотального) качества.

В США стали четче представлять проблему качества. У американ­ской промышленности есть ресурсы, потенциал, амбиции и хорошо оплачиваемое руководство высшего звена. Огромные капиталовложе­ния в новую технологию и разработку новых видов продукции, а также новые отношения между рабочими и управляющими, строя­щиеся на общей заинтересованности в повышении качества продук­ции и работы, создают предпосылки для новой технической револю­ции в США.

Специалисты США возлагают большие надежды на совершенство­вание управления качеством, которое должно означать, по их мне-


Глава 2. Исторгся управления качеством

нию, радикальную перестройку сознания руководства, полный пере­смотр корпоративной культуры и постоянную мобилизацию сил на всех уровнях организации на поиск путей к непрерывному повыше­нию качества американской продукции.

По выражению видного американского специалиста А. Фейгенбау-ма (см. п. 2.1.5), «качество — это не евангелизм, не рацпредложение и не лозунг; это образ жизни».

Новым тенденциям в США наибольшее сопротивление оказывают руководители среднего звена. Для многих из них управленческая по­литика, основанная на качественном подходе, представляется угрозой их авторитету и даже их должностному положению. Производствен­ные же рабочие, как правило, готовы взять на себя ответственность за качество своей работы.

Сердцевиной революции в области качества является удовлетворе­ние требований заказчиков (потребителей). Каждый рабочий на кон­вейере является потребителем продукции предыдущего, поэтому зада­ча каждого рабочего состоит в том, чтобы качество его работы удов­летворяло последующего рабочего.

Внимание со стороны законодательной и исполнительной власти к вопросам повышения качества национальной продукции — новое яв­ление в экономическом развитии страны. Одна из главных задач об­щенациональной кампании за повышение качества — добиться реали­зации на деле лозунга «Качество — прежде всего!». Под этим лозун­гом ежегодно проводятся месячники качества, инициатором которых стало Американское общество по контролю качества (АОКК) — ве­дущее в стране научно-техническое общество, основанное в 1946 г. и насчитывающее в настоящее время 53 тыс. коллективных и индиви­дуальных членов.

Конгресс США учредил национальные премии имени Малькольма Болдриджа за выдающиеся достижения в области повышения качест­ва продукции, которые с 1987 г. ежегодно присуждаются трем луч­шим фирмам. Премии вручает президент США во второй четверг но­ября, отмечаемый как Всемирный День Качества.

Анализируя американский опыт в области качества, молено отме­тить следующие характерные его особенности:

• жесткий контроль качества изготовления продукции с использова­
нием методов математической статистики;

• внимание к процессу планирования производства по объемным и
качественным показателям, административный контроль за испол­
нением планов;

• совершенствование управления фирмой в целом. Принимаемые в
США меры, направленные на постоянное повышение качества про­
дукции, не замедлили сказаться на ликвидации разрыва в уровне
качества между Японией и США, что усилило конкурентную борьбу
на мировом рынке, превращающемся в единый, глобальный рынок.

Характерной особенностью американских фирм в настоящее вре­мя является наличие четко оформленных систем управления качест-


И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством

вом. В таких системах предусмотрено выполнение эффективно струк­турированных и хорошо отлаженных программ по внедрению ком­плекса мероприятий по схеме «человек — машина — информация», обеспечивающих требуемое качество и снижение расходов на него.

2.2.4. Европейский опыт управления качеством1

Движение к высокому качеству продукции и услуг, а таклсе к усовершенствованию самого обеспечения качества в Европе особенно активно началось в 80-х годах XX в.

Необходимо отметить большую и целенаправленную деятельность стран Западной Европы по подготовке к созданию единого европей­ского рынка, выработке единых требований и процедур, способных обеспечить эффективный обмен товарами и рабочей силой между странами.

Важное место в этой деятельности занимают специальные ассо циации или организации, осуществляющие координацию в масштабах региона. В процессе подготовки к открытому общеевропейскому рын ку, провозглашенному с 1 января 1993 г., были выработаны единые стандарты, единые подходы к технологическим регламентам, гармо низированы национальные стандарты на системы качества, созданные на основе стандартов ИСО серии 9000, введены в действие их евро­пейские аналоги — EN серии 29000. Именно в Европе были основа­ны ведущие организации, занимающиеся сертификацией на соответст вие ИСО 9000 - TUV Cert, BVGI, DNV, Lloyd Register. Указанные стандарты должны стать гарантами высокого качества, защитить мил­лионы потребителей от низкосортной продукции, стимулировать про изводителей к новым достижениям в области качества.

Качество стало фактором обеспечения конкурентоспособности ев ропейских стан. Для реализации такой стратегии потребовались:

1) единые законодательные требования (директивы);

2) единые стандарты;

3) единые процессы проверки, чтобы убедиться, что фирма соот­
ветствует требованиям рынка.

В 1985 г. принята новая концепция гармонизации стандартов, введены требования по обеспечению безопасности и надежности, но эти требования являются рекомендательными. В то же время обеспе­чение единых требований имеет большое значение. Поэтому Европа ориентируется на основополагающие стандарты ИСО 9000 и EN 29000.

Образованы Европейский координационный совет по испытаниям и сертификации и Европейский комитет по оценке и сертификации систем качества. В состав комитета входят организации по сертифи­кации Великобритании, Швейцарии, ФРГ, Австрии, Дании, Швеции,

Данный параграф написан по материалам кн.: Окрепилов В. В. Управление качеством.


Глава 2. История управления качеством

Франции, Испании, Португалии, Греции, Голландии, Бельгии, Фин­ляндии, Норвегии, Ирландии и Италии. Главная задача проводимой работы — полностью удовлетворить запросы миллионов потребителей единого европейского рынка с наименьшими затратами.

Европейский рынок ставит серьезные задачи перед фирмами дру­гих стран, намеревающимися попасть на него. Для того чтобы высто­ять в конкурентной борьбе, крупнейшие фирмы Европы объединяют усилия для выбора современных форм и методов управления качест­вом продукции, связывают с. их внедрением гарантию высокого каче­ства продукции. А она, как известно, включает стабильную техноло­гию, надлежащую систему поддержания технологической точности оборудования и оснастки, метрологические средства контроля и ис­пытаний продукции, эффективную систему подготовки кадров.

В сентябре 1988 г. президенты 14 крупнейших фирм Западной Европы подписали соглашение о создании Европейского фонда управления качеством (ЕФУК).

Область деятельности Европейского фонда управления качеством:

1) поддерживать руководство западноевропейских компаний в ус­
корении процесса создания качества для достижения преимуществ
всеобщей конкуренции;

2) стимулировать и, где это необходимо, помогать всем сегментам
западноевропейского сообщества принимать участие в деятельности по
улучшению качества и укреплению культуры европейского качества.

ЕФУК совместно с Европейской организацией по качеству (ЕОК) учредил Европейскую премию по качеству, которая, начиная с 1992 г. присуждается лучшим фирмам.

Отличительными особенностями европейского подхода к решению проблем качества являются:

• законодательная основа для проведения всех работ, связанных с
оценкой и подтверждением качества;

• гармонизация требований национальных стандартов, правил и
процедур сертификации;

• создание региональной инфраструктуры и сети национальных ор­
ганизаций, уполномоченных проводить работы по сертификации
продукции и систем качества, аккредитации лабораторий, регист­
рации специалистов но качеству и т. д.

2.3. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества

Общий менеджмент и менеджмент качества взаимосвязаны. Осно­вой общего менеджмента и менеджмента качества является система Ф. Тейлора, который создал концепцию научного менеджмента, об­ратил пристальное внимание на необходимость учета вариабельности производственного процесса и оценил важность ее контроля. Система Тейлора включала понятия верхнего и нижнего пределов качества,


И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством

поля допуска, вводила такие измерительные инструменты, как шаб­лоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов для бракоделов, форм и методов воздействия на качество продукции.

В дальнейшем на длительный период времени (с 1920-х до начала 1980-х годов) пути развития общего менеджмента и менеджмента ка­чества, как показано на рис. 2.3.1, разошлись. Главная проблема ка­чества воспринималась и разрабатывалась специалистами преимуще­ственно как инженерно-техническая проблема контроля и управления вариабельностью продукции и процессов производства, а проблема менеджмента — как проблема в основном организационного и даже социально-психологического характера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 869; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.086 с.)