Методологические указания к изучению темы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические указания к изучению темы.



Учение о доказательстве и опровержении является важнейшей частью науки логики. Исторически сама логика возникла как учение о доказательном рассуждении, ведущем к истине.

Различие между истиной и ложью состоит в том, что истина может быть доказана, а ложь – не может.

Ложь, выданная за истину, рано или поздно будет разоблачена, так как в основе такого процесса всегда лежит какая-нибудь ошибка в доказательстве. Доказательство является формой нашего убеждения в истине, формой утверждения истины в борьбе против различных заблуждений.

Формальная логика дает обобщенное учение о доказательстве и опровержении, не касаясь специфических особенностей, присущих конкретным наукам.

Процесс обоснования истинного какого-то положения в рассуждении, на основе других положений, истинность которых ранее установлена, называется доказательством.

Опровержение в своей сущности является также доказательством. Если доказательство суждения как логический процесс предполагает обоснование истинного суждения, то опровержение, есть процесс обоснования ложности суждения. Если в процессе доказательства осуществляется защита рассуждения, то процесс опровержения направлен на разрушение рассуждений.

Структура как доказательства, так и опровержения представлена тремя элементами – тезисом, аргументами, демонстрацией.

Тезис-положение, истинность которого надо доказать, аргумент-положение, обосновывающее тезисы, демонстрация или форма доказательства – способ связи аргументов с тезисом.

По способу ведения доказательства и опровержения делятся на прямые и косвенные. В прямых доказательствах истинность тезиса вытекает из истинности аргументов; в косвенных – истинность тезиса следует из устанавливаемой ложности суждения, противоречащему тезису.

Все правила и ошибки, встречающиеся в процессе аргументации можно разделить на три группы. Правила по отношению к тезису, аргументам, демонстрации.

1. Правила по отношению к тезису:

а) тезис должен быть сформулирован ясно и точно;

б) тезис должен оставаться одним и тем же на всех этапах доказательства или опровержения.

Эти правила вытекают из закона тождества, его нарушение ведет к ошибке. «Подмена тезиса».

2. Правила аргументов:

а) аргументы должны быть истинными суждениями. Нарушение этого правила ведет к ошибке «ложное основание» или «основное заблуждение»;

б) аргументы должны быть истинными не зависимо от истинного тезиса;

Нарушение этого правила приведет к ошибке «порочный круг»;

в) аргументы должны быть достаточным основанием для тезиса.

Нарушение этого правила приведет к ошибке, которая называется «не следует».

3. Так как демонстрация протекает в форме умозаключений. Здесь должны соблюдаться все правила умозаключений.

Соблюдение логических правил по отношению к тезису, демонстрации и аргументам обеспечивает доказательность рассуждения, которая выступает ведущим фактором убедительности процесса аргументации в научной и практической областях знаний.

 

Контрольные вопросы

1. Речь как деятельность говорящего, звучащий язык.

2. История развития культуры речи.

3. Какова структура речи?

4. Что такое коммуникативный круг?

5. Охарактеризуйте разновидности диалога.

6. Раскройте смысл основных этапов дискуссии.

7. Каковы основные факторы повышения культуры речевого общения?

 

Тема 5.

Гипотеза и теория

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и виды гипотез. Версия.

2. Построение гипотезы.

3. Проверка гипотезы.

4. Способы доказательства гипотезы.

5. Теория. Виды теорий. Значение теории.

 

Литература

1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2005. – 536 с. – (Клас. унив. учеб.).

2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических факультетов и институтов. – М.: Юристъ, 2008. – 256 с. - (С. 238-253).


 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Вариант 1.

1. Определите, в каких случаях осуществлено таксономическое или мереологическое деление понятий?

а) Ссуды делятся на краткосрочные и долгосрочные, процентные и беспроцентные.

б) Доллар делится на центы.

в) Преступления по составу подразделяются на хулиганство, кражу, грабеж, вымогательство, мошенничество, изнасилование, убийство.

 

2. Составьте суждение вида A, I, E, O из следующих пар понятий с учетом предлагаемой распределенности терминов:

а) Элемент экономической системы (субъект распределен) непрерывное воспроизводство (предикат не распределен).

б) Предприятие (субъект не распределен)

Своевременная выплата зарплаты (предикат распределен).

 

3. Установите характер и модус умозаключения: Соглашения со взаимными обязательствами бывают в виде или контракта, или договора, или декларации, или трактата, или протокола и т.п. Данное соглашение не является контрактом или договором, или декларацией, или трактатом. Следовательно, данное соглашение со взаимными обязательствами зафиксировано в виде протокола.

 

4. Соответствует ли законам логики реклама торговца оружием из Древнего Китая?

“Ничто не может пробить мои щиты, и мои стрелы пробивают все, что угодно.”

Вариант 2.

1. Оцените корректность дефиниций:

а) Агитатор - человек, занимающийся агитацией.

б) Сутки - отрезок времени, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг своей оси.

в) СПИД - чума XX века.

г) Потенциальная бесконечность - это то, чего я никак не могу понять.

 

2. Определите распределенность терминов в суждениях.

а) Некоторые акции являются привилегированными.

б) Менеджер - это наемный управляющий.

в) Некоторые виды финансового расчета не являются безналичными.

г) Ни один вид предпринимательской деятельности не гарантирован от случайностей.

 

3. Определите фигуру и модус простого категорического силлогизма:

Кредит представляет собой ссуду в денежной или товарной форме на условиях возвратности.

Кредит выражает экономические отношения между кредитором и заемщиком. Следовательно, некоторые экономические отношения между кредитором и заемщиком выражаются в виде ссуды в денежной или в товарной форме на условиях возвратности.

 

4. Сохраняют ли тождество суждения, если выделенные в тексте термины заменить понятиями, заключенными в скобках?

а) В бюджете компании образовался дефицит (убыток, превышение расходов над доходами, недостача).

б) Аудиторов заинтересовал актив контролируемого юридического лица (инициативная группа энергичных работников, часть бухгалтерского баланса, превышение доходов над расходами).

Вариант 3.

1. Найдите понятия, находящиеся в отношении пересечения с каждым из названных:

Рубль. Торговля.

Аукцион. Коммерция.

 

2. Составьте суждения вида A, I, E, O из следующих пар понятий с учетом предлагаемой распределенности терминов:

а) Страховая компания (субъект не распределен)

Консультативная помощь клиентам (предикат не распределен).

б) Проектное решение (субъект распределен)

Экономическое обоснование (предикат не распределен)

 

3. Сделайте вывод из предложенных посылок, и если он невозможен, то объясните почему?

Ценности хранят в сейфе

Знания - ценность

?

4. Соблюдается ли закон непротиворечия в данном высказывании:

“В разговоре президентов банков ничего не было решено, но зато все было решено.”

Вариант 4.

1. Подберите родовые понятия, по отношению к которым приведенные видовые понятия являются соподчиненными.

Закладная, вексель Дебет, кредит

Бухгалтер, аудитор Судья, следователь

 

2. Произведите логическую операцию превращения суждений:

а) Некоторые деньги не являются металлическими.

б) Эффективность управления персоналом обусловлена, в частности, знанием психологических особенностей людей.

 

3. Определите фигуру и модус простого категорического силлогизма:

Любой товар имеет цену.

Автомобиль – товар.

Следовательно, автомобиль имеет цену.

4. Является ли обоснованными следующие суждения?

а) Иванов не может быть избран президентом фонда, так как он не знает английского языка.

б) Цена устанавливается оптовой, когда товар продается крупными партиями.

 

Вариант 5.

1. Найдите понятия противоположные и противоречащие к каждому из названных:

Рубль. Покупатель.

Успех. Производство.

 

2. Произведите логическую операцию обращения суждений:

а) Москва - город-герой.

б) Некоторые люди не являются бизнесменами.

 

3. Определите ошибки в силлогистическом умозаключении.

Законы подлежат исполнению. Инструкции не являются законом. Следовательно, инструкции не подлежат исполнению.

 

4. Требования каких законов логики нарушены в высказывании:

“Категорически отвергаю утверждение, будто я плохой руководитель, потому что я человек с высшим образованием.”

 

 

Вариант 6.

1. Определите вид и модус умозаключения, запишите его в символической форме.

Если должностное лицо получает взятку, то оно совершает должностное преступление. Данное должностное лицо получило взятку. Следовательно, данное должностное лицо совершило преступление.

 

2. Осуществите логическую операцию противопоставления предикату:

Все следователи - юристы.

 

3. Сделайте вывод из предлагаемых посылок, и если вывода сделать нельзя, то объясните почему.

Банк - юридическое лицо

Благотворительный фонд - юридическое лицо

?

4. Правомерно ли следующее индуктивное умозаключение?

Как показывает статистика, преобладающее большинство дорожно-транспортных происшествий приходится на долю машин, которые едут с умеренной скоростью, и лишь незначительное число - на долю машин, мчащихся со скоростью свыше 120 километров в час. Значит, водить машину на больших скоростях безопаснее.

 

Вариант 7.

1. Произведите деление объемов понятий по выбранным Вами основаниям:

Валюта. Сделка. Преступление.

 

2. Осуществите логическую операцию противопоставления субъекту:

Некоторые бизнесмены являются преуспевающими.

 

3. Определите, какой метод установления причинных связей применен в рассуждении:

Там, где плотность населения незначительна, при прочих равных условиях производство растет медленнее. Более высокая плотность населения служит одной из важнейших предпосылок быстрого развития производства. Значит, от количества и плотности населения в той или иной мере зависят ускорение или замедление темпов экономического развития.

 

4. Требования каких законов логики нарушены в данном рассуждении:

Конечно, без лопаты при выполнении этой работы не обойтись, поэтому на зерновом стане заняты преимущественно женщины.

 

Вариант 8.

1. Произведите обобщение понятий:

Акционерное общество закрытого типа.

Мошенничество.

Бухгалтерский учет.

 

2. В каком отношении по логическому квадрату находятся суждения и правильно ли указаны значения их истинности?

Ложно, что ни одна проектная организация не осуществляет авторского надзора над строительством; значит, истинно, что некоторые проектные организации осуществляют авторский надзор за строительством.

 

3. Какие правила вывода нарушены в данном рассуждении:

Помидоры съедобны. Огурцы не помидоры. Следовательно, огурцы не съедобны.

 

4. Оцените степень вероятности рассуждения по аналогии:

Качество товара не изменилось по сравнению с прошлым сезоном; значит, цена на него останется прежней.

Вариант 9.

1. Произведите операцию ограничения с каждым из названных понятий:

Деньги. Бизнес. Управление.

 

2. Определите отношения между суждениями по логическому квадрату:

Истинно, что некоторые формы заработной платы не могут стимулировать количественный и качественный рост производства. Значит,истинно,что некоторые формы заработной платы могут стимулировать количественный и качественный рост производства.

 

3. Является ли правильным силлогистическое утверждение?

Если человек - спортсмен, то он имеет крепкое физическое здоровье. Иванов имеет крепкое физическое здоровье. Следовательно, Иванов - спортсмен.

 

4. Достройте сорит до полисиллогизма и определите его вид:

Посеешь поступок - пожнешь привычку,

посеешь привычку - пожнешь характер,

посеешь характер - пожнешь судьбу,

посеешь поступок - пожнешь судьбу.

 

Вариант 10.

1. Найдите понятия, находящиеся в отношении подчинения к каждому из названных:

Денежная система. Законодательство.

Экономика. Экология.

 

2. Оцените истинность суждений по логическому квадрату:

Истинно, что некоторые руководители производства являются компетентными специалистами и умелыми организаторами; значит, истинно, что все руководители производства являются компетентными специалистами и умелыми организаторами.

 

3. На какой логической ошибке построен следующий софизм?

2 и 3 - четное и нечетное числа. Поскольку 2 и 3 в сумме дают 5, то 5 - это четное и одновременно нечетное число.

 

4. Сделайте вывод из предложенных посылок:

Некоторые люди неглупы, но все люди подвержены заблуждениям. Следовательно...


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.039 с.)