ЛК 8 Информационной безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛК 8 Информационной безопасности



ЛК 8 Информационной безопасности

Современная ситуация в области информационной безопасности

Категории информационной безопасности. Абстрактные модели защиты информации

Наиболее распространенные методы взлома. Классификация угроз.

Современная ситуация в области информационной безопасности

Последнее время сообщения об атаках на информацию, о хакерах и компьютерных взломах наполнили все средства массовой информации. Что же такое "атака на информацию"? Дать определение этому действию на самом деле очень сложно, поскольку информация, особенно в электронном виде, представлена сотнями различных видов. Информацией можно считать и отдельный файл, и базу данных, и одну запись в ней, и целиком программный комплекс. И все эти объекты могут подвергнуться и подвергаются атакам со стороны некоторой социальной группы лиц.

При хранении, поддержании и предоставлении доступа к любому информационному объекту его владелец, либо уполномоченное им лицо, накладывает явно либо самоочевидно набор правил по работе с ней. Умышленное их нарушение классифицируется как атака на информацию.

С массовым внедрением компьютеров во все сферы деятельности человека объем информации, хранимой в электронном виде вырос в тысячи раз. И теперь скопировать за полминуты и унести дискету с файлом, содержащим план выпуска продукции, намного проще, чем копировать или переписывать кипу бумаг. А с появлением компьютерных сетей даже отсутствие физического доступа к компьютеру перестало быть гарантией сохранности информации.

Каковы возможные последствия атак на информацию? В первую очередь, конечно, нас будут интересовать экономические потери:

  1. Раскрытие коммерческой информации может привести к серьезным прямым убыткам на рынке
  2. Известие о краже большого объема информации обычно серьезно влияет на репутацию фирмы, приводя косвенно к потерям в объемах торговых операций
  3. Фирмы-конкуренты могут воспользоваться кражей информации, если та осталась незамеченной, для того чтобы полностью разорить фирму, навязывая ей фиктивные либо заведомо убыточные сделки
  4. Подмена информации как на этапе передачи, так и на этапе хранения в фирме может привести к огромным убыткам
  5. Многократные успешные атаки на фирму, предоставляющую какой-либо вид информационных услуг, снижают доверие к фирме у клиентов, что сказывается на объеме доходов

Естественно, компьютерные атаки могут принести и огромный моральный ущерб. Понятие конфиденциального общения давно уже стало "притчей во языцех". Само собой разумеется, что никакому пользователю компьютерной сети не хочется, чтобы его письма кроме адресата получали еще 5-10 человек, или, например, весь текст, набираемый на клавиатуре ЭВМ, копировался в буфер, а затем при подключении к Интернету отправлялся на определенный сервер. А именно так и происходит в тысячах и десятках тысяч случаев.

Несколько интересных цифр об атаках на информацию. Они были получены исследовательским центром DataPro Research в 1998 году. Основные причины повреждений электронной информации распределились следующим образом: неумышленная ошибка человека – 52% случаев, умышленные действия человека - 10% случаев, отказ техники – 10% случаев, повреждения в результате пожара - 15% случаев, повреждения водой – 10% случаев. Как видим, каждый десятый случай повреждения электронных данных связан с компьютерными атаками.

Кто был исполнителем этих действий: в 81% случаев – текущий кадровый состав учреждений, только в 13% случаев – совершенно посторонние люди, и в 6% случаев – бывшие работники этих же учреждений. Доля атак, производимых сотрудниками фирм и предприятий, просто ошеломляет и заставляет вспомнить не только о технических, но и о психологических методах профилактики подобных действий.

И, наконец, что же именно предпринимают злоумышленники, добравшись до информации: в 44% случаев взлома были произведены непосредственные кражи денег с электронных счетов, в 16% случаев выводилось из строя программное обеспечение, столь же часто – в 16% случаев – производилась кража информации с различными последствиями, в 12% случаев информация была cфальсифицирована, в 10% случаев злоумышленники с помощью компьютера воспользовались либо заказали услуги, к которым в принципе не должны были иметь доступа.

Категории информационной безопасности

Информация с точки зрения информационной безопасности обладает следующими категориями:

  • конфиденциальность – гарантия того, что конкретная информация доступна только тому кругу лиц, для кого она предназначена; нарушение этой категории называется хищением либо раскрытием информации
  • целостность – гарантия того, что информация сейчас существует в ее исходном виде, то есть при ее хранении или передаче не было произведено несанкционированных изменений; нарушение этой категории называется фальсификацией сообщения
  • аутентичность – гарантия того, что источником информации является именно то лицо, которое заявлено как ее автор; нарушение этой категории также называется фальсификацией, но уже автора сообщения
  • апеллируемость – довольно сложная категория, но часто применяемая в электронной коммерции – гарантия того, что при необходимости можно будет доказать, что автором сообщения является именно заявленный человек, и не может являться никто другой; отличие этой категории от предыдущей в том, что при подмене автора, кто-то другой пытается заявить, что он автор сообщения, а при нарушении апеллируемости – сам автор пытается "откреститься" от своих слов, подписанных им однажды.

В отношении информационных систем применяются иные категории:

  • надежность – гарантия того, что система ведет себя в нормальном и внештатном режимах так, как запланировано
  • точность – гарантия точного и полного выполнения всех команд
  • контроль доступа – гарантия того, что различные группы лиц имеют различный доступ к информационным объектам, и эти ограничения доступа постоянно выполняются
  • контролируемость – гарантия того, что в любой момент может быть произведена полноценная проверка любого компонента программного комплекса
  • контроль идентификации – гарантия того, что клиент, подключенный в данный момент к системе, является именно тем, за кого себя выдает
  • устойчивость к умышленным сбоям – гарантия того, что при умышленном внесении ошибок в пределах заранее оговоренных норм система будет вести себя так, как оговорено заранее.

Криптография

2.1. Классификация криптоалгоритмов
В зависимости от наличия либо отсутствия ключа кодирующие алгоритмы делятся на тайнопись и криптографию. В зависимости от соответствия ключей шифрования и дешифрования – на симметричные и асимметричные. В зависимости от типа используемых преобразований – на подстановочные и перестановочные. В зависимости от размера шифруемого блока – на потоковые и блочные шифры.

2.2. Симметричные криптоалгоритмы
Симметричные криптоалгоритмы выполняют преобразование небольшого (1 бит либо 32-128 бит) блока данных в зависимости от ключа таким образом, что прочесть исходное сообщение можно только зная этот секретный ключ.

2.3. Симметричные криптосистемы
Симметричные криптосистемы являются полноценными программами, которые могут на основе симметричных криптоалгоритмов кодировать и декодировать файлы произвольной длины. Криптосистемы устраняют целый класс "потенциальных уязвимостей" систем, использующих симметричные криптоалгоритмы.

2.4. Асимметричные криптоалгоритмы
В асимметричных криптоалгоритмах для зашифровывания сообщения используется один ключ, а для расшифровки другой. Ключ шифрования известен всем, но выполняемое преобразование необратимо, поэтому зашифрованный текст не может прочесть никто, кроме получателя – именно он один знает второй (закрытый) ключ.

2.5. Асимметричные криптосистемы
Поскольку асимметричные криптоалгоритмы очень медленны, в реальных системах используются быстрые надежные симметричные криптоалгоритмы по схеме с ключом сеанса. А вот сам ключ сеанса кодируется асимметричным криптоалгоритмом с помощью открытого ключа получателя. Подобная система обладает всеми свойствами асимметричного криптоалгоритма и очень высоким быстродействием.

Сетевая безопасность

3.1. Атакуемые сетевые компоненты
Классификация сетевых атак по цели, выбираемой злоумышленником для атаки. Рассмотрены сервера, рабочие станции, среда передачи информации и узлы коммутации сетей.

3.2. Уровни сетевых атак согласно модели OSI
Эталонная модель взаимодействия открытых систем OSI позволяет квалифицировать сетевые атаки по уровню атакуемого протокола.

ЛК 8 Информационной безопасности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.006 с.)