Особенности культурной модернизации в современных странах Дальневосточной цивилизации (Япония, Китай, Южная Корея). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности культурной модернизации в современных странах Дальневосточной цивилизации (Япония, Китай, Южная Корея).



Япония. В середине 19 века вопрос о модернизации стал ключевым для многих восточных государств. Такие события как «опиумные» войны в Китае, «открытие» Японии, Крымская война, действия англичан в Герате показали, что даже для самых мощных восточных держав техническое отставание чрезвычайно опасно. И даже их огромные размеры и численное превосходство, а также географическое отдаление не дает гарантии независимости. Процессы модернизации в Японии происходили в исключительном и весьма специфическом культурном аспекте. Культура и искусство этой страны настолько самобытны, что во многом определяют политические и экономические процессы в японском обществе и государстве. Для японцев, чья культура получила колоссальный толчок из Китая, сама мысль об использовании чужих наработок вызывала намного меньшее отторжение. Японцы уже имели опыт усвоения и творческого развития значительной доли чужой (китайской культуры). Внешнее давление имело место, однако значение западных держав в культурных процессах средневековой Японии не стоит преувеличивать. Трансформация стилей, жанров и форм средневековой традиционной японской культуры в исторический период, предшествующий экономической и социальной модернизации с одной стороны является следствием трансформации структуры японского общества этого периода - (появление новых сословий и групп населения, изменение властной вертикали). С другой стороны внутренние процессы культуры и искусства предопределяют процессы преобразования в сфере этнопсихологии, сами по себе детерминируют потребность трансформации социальной и экономической структуры общества. Выяснение значения японского символизма как части культуры в модернизации этой страны связано с изучением большого пласта нарративных источников. К ним, прежде всего относятся памятники литературы этой страны, особенно поэтические. Переворот 1868 г., именуемый «реставрацией» или «обновлением» Мэйдзи, проходил под девизом «изгнания варваров» (как называли европейцев) и «возвращения власти императору». Власть императору была возвращена, самурайский режим пал. Но «изгнанию варваров» японцы предпочли ускоренную модернизацию.

Модернизация - изменение чего-либо в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами, обновление. Под социальной модернизацией подразумевалось переустройство общества на европейский лад, освоение западной цивилизации. В процессе увлечения Европой проявились слабые и сильные стороны национальной традиции. Интерес к Европе диктовался не только желанием освоить новый тип цивилизации и тем самым укрепить позиции суверенного государства, но и длительной культурной изоляцией. Япония не решилась бы на политику изоляции более двухсот лет назад, не имея достаточного культурного фонда, и, видимо, она могла существовать за счет собственных резервов еще не одно столетие, не будь военного вмешательства иностранных держав, но ей пришлось бы обновить политическую систему. Факты говорят о том, что к началу XIX в. система токугавского сёгуната, просуществовавшая более 250 лет, исчерпала себя. Япония переживала состояние кризиса, о чем свидетельствуют правительственные реформы 40-х годов XIX в. Модернизация в Японии в конце XIX и ХХ вв. развивалась под влиянием западных образцов экономического развития с упором на собственную модель роста экономики, осуществляемую под руководством государства. Она опиралась на позитивные тенденции и особенности трудовых отношений и общественной жизни и постоянно модифицировалась при активной роли государства. С 70-х годов XIX в. страна боролась за свой путь модернизации в целях преодоления традиций феодальных и авторитарных общественных отношений и культуры путем заимствования идеи просвещения с целью создания демократических институтов. Мысль о просвещении первоначально сводилась к равенству против феодального неравенства и прогрессу против доцивилизационной эпохи. В условиях Японии того времени идее равенства придавалось огромное значение. Идейные лидеры данного направления отстаивали необходимость вхождения на Запад, удаляясь от Азии, как это подчеркивал Юкучи Фукузава, основатель одного из старейших частных университетов Японии Кейо Гидзуку. Он презрительно относился к соседним азиатским государствам и рассматривал их как отсталые с точки зрения современной цивилизации. Поэтому идея нарастания прогресса в Японии сопровождалась дискриминационным отношением к Корее и Китаю. Оно подкреплялось националистическим романтизмом, значительно усилившимся в 90-х годах XIX в. В ответ на стремление к вестернизации в последней четверти XIX в. возникло течение общественной мысли, подчеркивавшее преимущества традиционных ценностей и отношений, получившее название «японизм». Эта идеологическая тенденция, сопровождаемая империалистической ориентацией политических кругов, привела к подъему национализма. Государство стремилось мобилизовать общество на модернизацию, опираясь на эту идеологию и патриотические чувства.

Модернизация в Японии в конце XIX и ХХ вв. развивалась под влиянием западных образцов экономического развития с упором на собственную модель роста экономики, осуществляемую под руководством государства. Она опиралась на позитивные тенденции и особенности трудовых отношений и общественной жизни и постоянно модифицировалась при активной роли государства. Таким образом, в 19 в. Япония уже не могла далее консервировать свои традиции. Она вынуждена прибегнуть к модернизации общества. Однако богатейшая философская традиция этой страны сумела разработать такую концепцию этой модернизации, которая позволила трансформировать общество в техническом, промышленном аспекте, при этом практически не затрагивая его традиционной этнопсихологии. Именно это обстоятельство породило уникальное современное японское общество, супериндустриальное с одной стороны, и глубоко патриархальное с другой. Поэтому и древние символы не утратили для современного японца своего смысла: практически все они до сих пор сохраняют свой сакральный смысл.

Китай.

Китайские ученые неоднократно обращались к разработке проблем высшего образования в Китае. Проблема модернизации высшего образования в современном Китае рассматривается в данной диссертации в аспекте общих проблем взаимодействия культур Востока и Запада, что позволяет осмыслить преимущества и недостатки кросс-культурных процессов, что и стало предметом изучения и китайских, и европейских ученых. Для современной китайской философии стоит задача обосновать необходимость культурной эволюции, сложность которой состоит в том, что китайская культура есть культура традиционного типа и на протяжении многих тысяч лет её устои были неизменны. Западная культура наоборот является культурой, которая постоянно создаёт новые формы и движется к новому и неизведанному. Современный этап модернизации высшего образования в Китае непосредственно вытекает из кризиса советской «идеологической» парадигмы образования в связи наступлением политического и экономического сдвига, и пересмотром некоторых установок «культурной революции» Мао Цзэдуна. Необходимость перехода к новым ориентирам и задачам культурного развития обозначена в программных произведениях. Но необходимость культурной эволюции Китая в сторону развития цивилизации индустриального типа ставит перед современными китайскими учёными задачу представить синтез духовных ценностей конфуцианства, социализма и прагматизма, и внедрение его в практику высшего образования. В Китае процесс модернизации начался также в середине XIX в., однако, растянулся более чем на сто лет до образования КНР и продолжается под эгидой современного руководства страны. В статье отмечается, как учитывалась роль традиционной культуры, ядром которой является конфуцианство, представителями правящих сил и различных общественно-политических течений в период с начала модернизации до настоящего времени, приводятся также мнения современных учёных. Китайский культуролог Гао Мин считает, что при создании новой культуры необходимо сохранить три её великих традиционных (конфуцианских) идеала: гуманность, искренность, середина-нейтралитет, которые китайская культура несёт человечеству. Первое — это соответствие внутреннего и внешнего, оно создаёт гармонию эго («самосовершенствование»). Второе — соответствие между людьми, приводящее к гармонии в обществе («государственное правление», мир в «Поднебесной»).

Третье — соответствие природы и человека, что порождает в конечном счёте космическую гармонию, в центре всегда находится человек с его сущностью и его целью способствовать гармонии… Именно эта культура гармонии абсолютно разнится, особенно с западной материальной культурой ежедневного соперничества и борьбы. Обеспечивается преемственность культурной традиции, причём особую стабильность этому процессу придаёт постоянное участие в нём государства. Таким образом, на основании краткого обзора отношения различных политических сил Китая к традиционной культуре на протяжении всего процесса модернизации можно заключить, что оценка её роли колебалась от положения в основу преобразований в начальный период до полного отрицания во время культурной революции. В конце XX в. Китайское руководство стало использовать ценности традиционной культуры как вспомогательное средство для обеспечения поддержки курса КПК населением и в качестве базовых при строительстве новой культуры.

 

Южная Корея.

Успех или неудача культурной, социальной и политической модернизации в странах «третьего мира» во многом обусловлены спецификой местной политической традиции. В Дальневосточном регионе она определяется сохраняющимся влиянием конфуцианской системы. Её идеи и принципы сформировали менталитет современной корейской нации, отразившись на базовых чертах национального характера. Конфуцианские установки продолжают играть весомую роль в местной политической культуре, южнокорейское руководство опирается на некоторые принципы конфуцианства, активно используя их для потребностей современного развития и демонстрируя не только стремление к совершенствованию демократического режима, но и преемственность политической традиции. В современной поэзии были попытки представить современные методы, такие как имажизм, в основном в виде переводов таких американских поэтов, как Эзра Паунд и Томас Элиот в начале XX века. Во время начала республиканского периода популярными были патриотические работы. Начиная с 1970-х, доминируют лирические стихи. Поэзия довольно популярна в современной Южной Корее. одновременно и по числу опубликованных и по числу написанных произведений. В последние годы Южная Корея ощущает сильное влияние со стороны других стран, в основном со стороны США. Множество людей с удовольствием смотрят американские фильмы.

С началом периода японского колониального господства (1910 – 1945) в Корее было учреждено генерал-губернаторство Чосон (яп. Тёсэн). На поздних этапах был выдвинут лозунг «Нэсон ильчхе» (яп. «Найсэн – иттай»), что означает «Япония и Корея – единое целое». Политика, проводимая под данным лозунгом, ставила своей целью полную ассимиляцию корейцев, лишение их своих национальных корней. Запрещалось произносить по-корейски свои имена и фамилии, запрещалось говорить по-корейски и даже пользоваться корейским алфавитом. В период колониального порабощения не прекращалась вооружённая антияпонская борьба корейских партизанских отрядов, базировавшихся на территории Китая и России. В Китае было образовано Временное правительство в эмиграции, осуществлявшее руководство национально-освободительным движением. Первомартовское движение за независимость, развернувшееся в Корее 1 марта 1919 г., вошло в историю как всенародное движение, проходившее под лозунгом «Тоннип мансе!» («Да здравствует независимость!») и противопоставившее действиям вооружённых войск и полиции ненасильственные методы борьбы. С окончанием в 1945 г. Второй мировой войны японская армия ушла с территории страны, и период колониального господства завершился. Со времени своего основания Южная Корея прошла большой путь в развитии своего образования, экономики и культуры. В 1960-х годах страна была одной из беднейших в регионе, тогда как сейчас — это развитое промышленное государство. Начиная с 1990-х годов корейская популярная музыка, телевизионные сериалы и кинематограф становятся всё более популярными в других странах мира, особенно в Юго-Восточной Азии — феномен, известный как «корейская волна».

 

33. Специфика интеграции народов арабо-мусульманской цивилизации в глобальные отношения.

Интеграция – высшая форма развития мирового производственного процесса. Интеграция представляет собой объективный процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, которые близки по уровню экономического развития. Охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, она ведет к тесному переплетению национальных хозяйств, к созданию региональных хозяйственных комплексов. Конкретные формы экономического взаимодействия зависят от уровня хозяйственного развития стран-участниц. Особенности стран влияют соответственно на характер и движущиеся силы интеграции.

Процесс развития экономической интеграции сложен и противоречив. Он вызывается не только экономическими, но и политическими причинами. Хотя основной причиной интеграции являются требования высокоразвитых производительных сил, переросших уже рамки национальных хозяйств, исторически этот процесс складывался таким образом, что соотношение политических и экономических факторов менялось на отдельных этапах.

В трудной и противоречивой обстановке арабские страны ищут свою дорогу в будущее, ориентиры, по которым будут прокладывать свой курс в бурном море перемен, уготованных человечеству крутым поворотом современной истории. От правильности и точности их выбора будет зависеть не только судьба народов этих стран, но во многом процветание и прогресс всей планеты. Арабы в прошлом внесли свой весомый вклад в развитие цивилизации на Земле, не менее полновесным их вклад может стать сегодня, когда все народы вступают в новый этап своего развития.

Арабский мир способен стать реальной силой только при условии внутренней интеграции. Для этого у него есть определенные предпосылки. Арабский мир един территориально, он мононационален (90 процентов жителей арабских стран составляют арабы), объединен общим языком, историей и культурой, общими задачами в поддержании оборонного потенциала. К активизации интеграционных процессов арабские страны подталкивает специализация международной торговли и продолжающаяся зависимость от западных стран.

Арабская интеграция имеет свою историю. Перемены, происходившие в арабских государствах на протяжении XX в. существенно отразились на различных сферах жизни арабов, включая идейно-политическую. Это выразилось в возникновении и эволюции целого ряда концепций и доктрин светского типа, из которых наиболее влиятельной и распространенной стал арабский национализм (панарабизм), основанный на представлении об арабах как о единой нации.

Формы интеграции в арабском мире отражают существующие международные организации арабских государств (Лига арабских государств (ЛАГ), Организация Исламская конференция (ОИК), Организация арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК), Совет сотрудничества государств Персидского залива (ССГПЗ), Союза арабского Магриба (САМ).

К основным проблемам, влияющим на интеграционные процессы автор относит следующие:

1. Государства-экспортеры нефти из числа развивающихся государств обычно демонстрируют очень плохие результаты в построении демократических обществ.

2. Нищета населения, озабоченного лишь физическим выживанием, препятствует становлению демократии.

3. Большинство современных арабских государств были созданы искусственно (во многих случаях даже их государственные границы были установлены европейскими колонизаторами) и управляются произвольно – главную роль играет не закон, а личность лидера. Это неизбежно приводит к уменьшению легитимности и суверенности арабских государств.

Арабские государства выступили против существования еврейского государства и начали ряд войн, ставивших целью уничтожение Израиля. Поражения арабских армий привели к тому, что в арабских государствах восторжествовали идеи создания военных режимов и государств, сконцентрированных прежде всего на обеспечении собственной безопасности. В результате, в арабском мире появилось множество диктаторов.

4. Столкновения между арабскими государствами и колониальными силами за контроль над нефтяными запасами часто приводили к военным интервенциям западных держав. Это, а также продолжающиеся региональные трения, не способствует построению демократии.

5. Долговременная поддержка Западом «дружественных тиранов» на Ближнем Востоке.

6. За последние десятилетия выросло влияние исламистских движений, которые стали оппозицией ближневосточным автократиям. Арабские диктаторские режимы, сталкивающиеся с растущей оппозицией в лице собственного населения, регулярно шантажируют Запад тем, что победа исламистов будет означать возникновение новых угроз для мировой стабильности. В результате, страны Запада опасаются оказывать дополнительное давление на арабских правителей.

Расширение взаимных экономических связей между арабскими странами может быть достигнуто на базе модернизации экономических структур, перенесении центра тяжести в интеграционных процессах из сферы обращения в сферу производства, и возобновлении межарабского политического диалога, в котором должны участвовать все арабские страны, политические движения и партии без исключения, с целью реализации такой интеграции и солидарности среди арабских государств, которая дала бы арабскому обществу возможность преодоления сложных задач развития, помогла укрепить независимость, обеспечить благосостояние каждого индивидуума, защиту его прав и свобод.

 

34. Американская (США) культура: этнические корни, особенности развития и роль в современном мире.

Американская культура формировалась на протяжении длительного времени в связи с миграцией представителей многих народов. Но фундамент американской культуры был заложен в колониальный период и он не изменился принципиально с тех времен, несмотря на последующее "многоязыкое нашествие" эмигрантов. Это подтверждает серьезное исследование современного ученого Э. Урбанского "Испаноамерика и ее цивилизации. Испаноамериканцы и англоамериканцы", в котором даются сравнительные характеристики латиноамериканской и англоамериканской цивилизаций. Если основания испаноамериканской цивилизации обусловлены смешением испанской и индейской кровей и принятием индейцами языка и религии конкистадоров, то отрицание английской феодальной идеологии и ее иерархической системы и восприятие британской морально-правовой системы вместе с растущим осознанием общей судьбы колонистов стали фундаментом англоамериканской цивилизации.

Испаноамериканская и англоамериканская цивилизации использовали культурное наследие Европы, однако его рецепция оказалась разной, что связано с особенностями самих метрополий. Испанцы принесли с собой прекрасное наследие гуманистического знания, архитектуры и искусства, которые в значительной мере обогатило испанскую колониальную культуру. Колонистов из Англии и других англосаксонских стран характеризует отсутствие глубокой традиционной культуры, они не привезли с собой ни правоведов, ни ученых. Рождающаяся англоамериканская цивилизация (как и испаноамериканская) использовала основы западноевропейской цивилизации, на которые глубокое влияние оказала Возрождение. Однако культурное наследие Британии в силу пуританского характера колонистов не было воспринято в полной мере.

Английские колонисты оставили следующим поколениям те ценности, из которых позже северные американцы создали современную цивилизацию. Все активно участвовали в созидании этой цивилизации посредством труда и общего образования. В противоположность испаноамериканской немногочисленной исключительности англоамериканская цивилизация стала в культурном смысле движением масс. В итоге, насколько испаноамериканская цивилизация сформирована религией и искусством, настолько англо-американская создана трудом и школой.

Колонизация Америки происходила во время идеологических и религиозных битв между католическим догматизмом и протестантским рационализмом, бушевавших тогда в Европе. Результатом оказалось фундаментальное различие в духовных основаниях, выступающих в обеих частях Нового Света с колониальных времен. Рационализм зачастую приносил англичанам больше успехов в материальной, нежели в интеллектуальной областях. пуританская религиозная концепция, неразрывно связанная с социальной, экономической и теологической идеями, которые тоже оказали глубокое влияние на колониальный протестантизм, тоже наложила сильный отпечаток на англосаксонскую ментальность. Рационализм часто выступал в качестве основной инспирации британской колонизации и неудивительно, что англо-американская цивилизация и культура пронизаны прагматизмом и утилитаризмом. Здесь необходимо считаться и с тем, что освоение обширной зоны Северной Америки в ходе истребления индейских племен, борьба за место под солнцем внесло в американскую культуру агрессивность и насилие.

Все описанные выше характеристики американской культуры, "заложенные" в ходе ее генезиса – пустота, примитивность, рационализм, прагматизм, утилитаризм, агрессивность, насилие, и сейчас присуще ей. О волне насилия в американской культуре много пишется в прессе и говорится в средствах массовой информации. Теперь "сверхнасилие", которое долгое время было характерно для массовой культуры, вышло на первый план в сегодняшних фильмах и книгах.

Современная поп-культура переполнена зверствами, порнографией и эротикой, нарушающими психику человека и формирующими у индивидов "сумеречное" сознание, что неизбежно ведет к шизофренизации общества. Американская массовая культура подпитывается и пропагандой, и самой жизнью, и страхом перед смертью.

В сущности, массовая культура в ее потустороннем варианте – это своего рода гражданская, светская религия". Здесь следует иметь в виду то обстоятельство, что в данном контексте речь идет о массовой, "низкой" американской культуре, которая рассчитана на массы.

Именно массовая американская культура представляет собой совершенно новое явление, порожденное индустриальной и постиндустриальной цивилизацией.

Появление массовой культуры именно в Америке обусловлено тем, что она оказалась в значительной мере лишенной исторического и культурного прошлого, присущего Старому Свету. Поэтому традиционная гуманитарная культура не нашла подходящих условий для своего должного развития

Прагматичное, утилитарное отношение к гуманитарной культуре проявляется, наблюдается и на примере искусств – Америка не успела создать настоящее классическое искусство (исключением в этой области является литература, которая по своему художественному уровню не уступает европейской). Послушаем замечательного американца Уильяма Фолкнера: "Нет, повторяю, Америке художник не нужен. Америка не нашла для него места – для него, который занимается только проблемами человеческого духа, вместо того, чтобы употреблять свою известность на торговлю мылом, или сигаретами, или авторучками, или рекламировать автомобили, морские круизы и курортные отели..." Тем не менее, в Америке существует "искусство", которое трудно назвать искусством в подлинном смысле этого слова и которое претендует на звание "современного" искусства.

Общепризнанно, что центр художественной жизни после второй мировой войны переместился из Парижа в Нью-Йорк, так как в нем возникают новые течения, находят воплощение самые смелые идеи, сюда со всего мира стекается артистическая элита. Художник Кристо переехал в США в 1964 году. К этому времени он уже был достаточно известен в Европе, но в Нью-Йорке начался новый и значимый этап его творческой жизни. Имя Кристо стало прочно ассоциироваться с современным американским искусством, поскольку в Европе с ним связывают устойчивое понятие "американизм" – синоним масштабности, грандиозности, размаха.

Особенностью его искусства является обертывание или упаковка различного рода объектов – в материю упаковываются и перевязываются веревками всё, начиная от консервных банок, журналов и стульев и кончая бочками для нефти и машинами.

 

В общем можно утверждать, что в Америке не сложился собственный модернизм и авангард в разных видах искусства, кроме авангарда в архитектуре, который возник и существовал во многом благодаря архитекторам-эмигрантам из европейских стран, особенно из Германии. Вышедшие на культурную арену Америки после второй мировой войны течения неомодернизма и неоавангарда (поп-арт, фотореализм и др.) оказались ближе к массовой культуре, чем к модернизму. Даже американское кино, выступающее американской музой, свою мировую славу приобрело благодаря иностранным постановщикам, которых Голливуд завлекает фантастическими гонорарами. "В целом можно сказать, – делает вывод Д.А. Силичев, – что США с самого начала развивались главным образом как индустриальная цивилизация, а не культура. В этом плане они ближе к Древнему Риму, достижения которого находились по преимуществу в рамках цивилизации, чем к Древней Греции, которая прославилась своей культурой". Появление и быстрый успех массовой культуры были обусловлены ходом научно-технического прогресса и возникшей "культурной индустрией".

В американскую культуру, особенно в музыкальную культуру, значительный вклад внесли афро-американцы.

 

В Соединенных Штатах Америки джаз развился как симбиоз музыкальной культуры черных и белых. Из соприкосновения музыки черных (ритм-энд-блюз) и музыки белых (кантри-мюзик) возник также рок-н-ролл.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 936; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.039 с.)