Архитектура Русского централизованного государства второй половины XV – XVI веков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура Русского централизованного государства второй половины XV – XVI веков



(архитектура московского кремля)

 

Для перестройки московского кремля Иваном III были приглашены итальянские зодчие, поэтому по архитектуре кремль напоминает архитектуру Милана своей эпохи (или чуть более раннего времени).

На Боровицком холме были воздвигнуты храмы.

Первым по времени постройки был Успенский собор, который заново возвёл архитектор Аристотель Фиорованти, это произошло в период с 1475 по 1479 гг. Перед архитектором стояло условие: построить храм в традициях владимиро-суздальской архитектуры. Аристотель Фиорованти ездил по городам, знакомился с владимиро-суздальской архитектурой. Его проект напоминает Успенский собор во Владимире: это тоже пятиглавый храм, их роднят очень многие детали. Но если владимирский собор XII в. почти рукодельный, то есть там есть асимметрия и несоответствия пропорций, то московский храм рассчитан математически, правилен, рационален, в нём виден холодный расчет. Материал – большой кирпич, а не известняк, как во Владимире. Внутри храм был новаторским. Для традиционных русских храмов были характерны нависающие хоры, маленькие простенки, узкие окна, полумрак, в то время как московский Успенский собор напоминает ренессансный палаццо. Квадратные в сечении столбы заменены на круглые, занимающие меньше места, внутри просторно и светло, хороший обзор, благодаря которому появляется высокий пятиярусный иконостас (при Андрее Рублёве были только трёхъярусные иконостасы).

Успенский собор московского кремля был до постройки храма Христа Спасителя главным храмом России. Вплоть до Николая II (включительно) в нём короновали на царство.

Второй по времени сооружения храм кремля – Благовещенский. Перестроен псковскими мастерами в 1485-1489 гг. Это типичная русская архитектура: нагромождение маленьких узких главок, резное крыльцо, внутри тесно и полутемно. Псковские мастера считались лучшими на Руси, им благоволил московский царь.

Третьим был возведён комплекс построек между Успенским и Благовещенским соборами (вторая половина 1480-х гг.), включавший царский дворец (не сохранился) и вспомогательные пристройки, в т.ч. Грановитую палату (1487-1491 гг.). Грановитая палата служила местом собраний боярской думы, сохранилась до наших дней. Построена итальянцами. Площадь помещения 30 м2, высота свода 10 м, и он поддерживается одним столбом. Одновременно возводилась церковь Ризоположения, предназначенная специально для священнослужителей.

Ризоположенская церковь.jpg

На той же площади в 1505-1508 гг. строится Архангельский собор. По форме он напоминает Успенский, тоже пятиглавый, но оформление стен ближе к светской архитектуре, к палаццо Ренессанса: фризы, ордерная система, раковины. Автор – итальянец Алевиз Новый. Служил усыпальницей русских царей и князей до постройки Петром I Петропавловского собора в С-Петербурге. Выбор места захоронения зависел от степени родства усопшего с царём и от их отношений при жизни. Нынешние росписи собора относятся к XVII в.

За Архангельским собором расположена доминанта Боровицкого холма – колокольня Ивана Великого (1505-1508 гг.). Два верхних яруса надстроены в XVII в.

Помимо сооружения храмов, на территории кремля велись и другие работы. С середины 1480-х по середину 1490-х гг. под руководством итальянцев Солярии и Руффо были перестроены его стены: из белокаменных они стали краснокирпичными, вместо круглых башен были построены квадратные, стены завершались элементами в форме ласточкиного хвоста. Сами стены спустились ближе к Москве-реке. Позднее появились шатровые завершения башен.

Через 20-30 лет были возведены и другие стены:

- стена Китай-города (невысокая, но широкая1530-е гг.);

- стены Белого города (на месте нынешнего Бульварного кольца);

- стены Скородома (конец XVI в., на месте нынешнего Садового кольца).

К XVII в. в центре Москвы было около 100 башен из дерева и камня.

В начале XVI в. по подобию московского кремля возводятся крепости в других крупных русских городах. У них схожая архитектура (пример – Тульский кремль).

 

Шатровая архитектура

В XVI в. в русской архитектуре утверждается шатёр как важный архитектурный элемент. Первая постройка с шатром – церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.). Коломенское служило загородной резиденцией Ивана IV Грозного. Иван Грозный совершал много походов, по завершении каждого из которых сооружался храм. Церковь напоминает обелиск, соединяя в себе храм и звонницу. Внизу высокий цоколь, выше по спирали поднимается высокое крыльцо, вверху «четверик» (квадрат), на нём «восьмерик» (восьмиугольник), затем шатёр, включающий вертикальные и спиральные линии, передающие и лёгкость, и сжатость объёма. Всё завершается декоративной главкой. Этот храм очень сильно отличался от прежних; его авторы предположительно итальянцы.

Шатёр пришёл из западной традиции (готика) и русской деревянной архитектуры.

Внутри шатра церкви Вознесения и других храмов XVI в. пустое пространство со сводом и иногда с росписью – изображением Христа. К началу XVII в. это пространство исчезает, появляется плоский потолок.

Другой шатровый храм – храм Покрова на Рву (Василия Блаженного, 1555-1560 гг.). Архитекторы Постник и Барма. Внутреннее пространство включает центральный храм с шатром и восемь разновеликих храмов, посвящённых разным святым, соединённых с центральным тесными проходами. В XVI в. разноцветным был один шатёр; цветные изразцы появились только в XVII в. Храм представляет собой синтез каменной и деревянной архитектуры и знаменует переход от религиозного мировосприятия к мирскому (т.е. к «красивости»). Современники считали его вершиной человеческого творчества (по легенде, Иван III распорядился выколоть архитекторам глаза, чтобы они не построили ничего лучше).

Храм Василия Блаженного в Москве.jpg

 

Русское искусство XVII в.

 

Со времён принятия христианства семь веков искусство было целиком религиозным. Рубежом стал XVII век, когда на Руси закончилась эпоха религиозного искусства и началась эпоха искусства светского. В Европе аналогичные перемены наступили гораздо раньше, в XV-XVI вв., когда там произошли религиозные революции и войны. Ереси и бунты на Руси были менее ярко выражены, но своеобразным аналогом европейской Реформации стал Раскол церкви в эпоху патриарха Никона. Объективно Реформация ускорила социально-экономическое развитие Европы. Русь подталкивал к переменам запад, но не напрямую, а опосредованно. К России были присоединены части Украины, Белоруссии, Прибалтики, испытавшие на себе влияние Реформации; усилился культурный с Западом (приезжали художники, привозились произведения искусства). Итак, XVII в. – век обмирщения русской культуры.

Архитектура XVII в.

Изменения в архитектуре выразились в том, что стало превалировать декоративное начало. Оно проявилось в многообразии форм, появлении мелкого орнамента, многоцветье в оформлении фасадов за счёт цветных изразцов, уложенных полосками или «ремнями». Изразцы присутствуют на стенах практически всех построенных в ту эпоху храмов. Изразцовые камины в домах русской знати начала XVIII в. ведут свою историю из традиций XVII в.

Типична колокольня в Больших Вязёмах, построенная на рубеже XVI-XVII вв. даже её шатры превращены в декоративный элемент. Прежде подшатровое пространство расписывалось, а теперь под ним был плоский потолок, сами же шатры вследствие этого уменьшаются в размерах.

Очень много шатровых колоколен XVII в. сохранилось до наших дней в Подмосковье. Именно такие изображены на картинах Саврасова.

Бровка над окном, висящая «гантель» над крыльцом, кокошник, наличник – элементы мирского мировосприятия, где главное – не вера, а услаждение глаза. Оно пришло на смену прежнему аскетизму.

Максимума эти традиции достигают в деревянном зодчестве, поскольку дерево даёт больше возможностей для реализации фантазий. Характерной постройкой в этом смысле был деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, построенный в 1667-1668 гг. До наших дней он не сохранился, но сейчас заново отстроен. Здание напоминает современные театральные декорации к сказочным фильмам или былинам; нет симметрии, всё очень разнообразно и непохоже.

Ещё один пример – ансамбли церквей и монастырских построек XVII в. в Коровниках и Толчкове (в Ярославле). В центре всегда пятиглавый собор (по примеру Успенского собора московского кремля), рядом 1-2 шатровые колокольни, одна из которых могла быть башней с лестницей на хоры. Стены украшены большим количеством декоративных элементов, заимствованных из деревянной архитектуры, и разноцветьем изразцов.

К концу XVII в. декоративные тенденции в архитектуре начинают оформляться в единые стилистические рамки, напоминающие европейское барокко; стиль называется «нарышкинским барокко». Пример – храм Покрова в Филях конца XVII в.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.008 с.)