Эластичность спроса и эластичность предложения. Прямая и перекрестная эластичность спроса по цене. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эластичность спроса и эластичность предложения. Прямая и перекрестная эластичность спроса по цене.



 

То, в каком мере объем спроса на рыке возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены, характеризует степень эластичности спроса в зависимости от цены.

Коэффициент эластичности спроса в зависимости от цены (Epd) представляет собой отношение изменения объема спроса к вызвавшему его изменению цены.

Epd =

Этот коэффициент показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент.

Когда снижение цены полностью компенсируется, так что общая выручка остается неизменной, мы говорим о единичной эластичности спроса. Ed=1.

Когда снижение цены вызывает меньший рост объема спроса, то спрос неэластичен (Ed<1).

Когда снижение цены вызывает больший рост величины спроса мы говорим об эластичном спросе (Ed>1).

Графики смотреть в «курсе экономической теории» страница 102.

На степень эластичности спроса влияет ряд факторов: наличие товаров-субститутов, размер дохода потребителя, качество товара, удельный вес товара в бюджете потребителя и т.д.

Однако спрос на данный товар зависит не только от его цены, но и от цен на другие товары. Помимо товаров-субститутов, существуют и товары – комплементы (взаимодополняемые товары). Еще существуют независимые товары (карандаши и молоко).

Эластичность спроса на один товар относительно цены на другой товар называется перекрестной эластичностью.

Epij=

При изменении цены на товар-субститут коэффициент перекрестной эластичности оказывается больше нуля (рост цен на кофе вызовет рост спроса на чай); при изменении цены товара-комплемента коэффициент перекрестной эластичности оказывается меньше нуля (рост цены на фотопленку ведет к уменьшению спроса на фотоаппараты). При изменении цены независимого товара коэффициент перекрестной эластичности равен нулю (рост цены на карандаши не изменит спрос на молоко).

Существует также эластичность спроса в зависимости от дохода. Изменение доходов покупателей оказывает гораздо большее воздействие на покупки товаров длительного пользования, чем на покупки продовольственных товаров. Другими словами, эластичность спроса на промышленные товары обычно бывает больше.

EID=

Q – Величина спроса, а I – доход покупателей.

 

Эластичность предложения – это степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене, показывающая отношение процентного изменения в количестве к процентному изменению в цене.

EPS= :

Эластичность предложения зависит от многих факторов: от структуры издержек на разных предприятиях, степени загрузки производственных. Для мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую и т.д.

Для эластичности очень важен фактор времени. Особенно он важен для характеристики эластичности предложения: прежде чем предложение полностью приспособится к новому уровню цен, должен пройти определенный промежуток времени.

16. Экономическая природа фирмы. Классификация фирм (неоинституциональный подход).

В учебной литературе фирма рассматривается как определенная организация, экономический и правовой субъект, занимающийся производственной деятельностью (производством экономических благ) и обладающий хозяйственной самостоятельностью в решении вопросов, что, как и для кого производить, где, кому и по какой цене продавать.

Функция фирмы состоит в объединении ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг. Конечной целью деятельности фирмы является максимальное увеличение благосостояния ее владельцев.

Для того, чтобы ответить на вопрос в чем проявляется связь между фирмой и рынком, нужно выделить основные признаки этих институтов.

Рынок:

1. Предполагает обособление средств производства.

2. Господство косвенных форм связей между людьми – через цены, деньги.

3. Использование экономических стимулов; исключаются прямой диктат, приказ.

Фирма:

1. Основывается на концентрации факторов производства

2. Господство прямых форм связей между сотрудниками

3. Предполагает единоначалие, основывается на административных методах управления.

Рынок – это сфера бессознательной, спонтанной координации действий его участников. Фирма же – это участки сознательной координации между людьми.

Фирма и рынок являются альтернативными способами организации экономической деятельности людей.

Возникает вопрос, почему же существуют эти участки сознательной организации в сфере спонтанного порядка, каким является рынок?

В научной литературе существуют разные объяснения причин возникновения фирмы.

Так А. Смит считает, что фирмы возникли в результате кооперации работающих на основе разделения труда.

К. Маркс, идеализировавший фабрику, пришел к выводу о необходимости расширения кооперации до масштабов всего общества. Ленина говорил, что социализм – это «единая фабрика».

Ф. Найт считает, что фирмы появились в результате стремления рыночных агентов к минимизации рисков и неопределенности. Чем сильнее неопределенность, тем больше преимущества фирмы по сравнению с рынком.

Но наиболее глубокое объяснение причин возникновения фирмы дал американский экономист Р. Коуз. Суть открытия Коуза состоит в следующем: фирма как экономический институт возникает в связи с дороговизной рыночной координации. В условиях частной собственности фирма сокращает издержки рыночного обмена, которые в противном случае несли бы индивидуальные, не объединенные в такого рода организации производители.

Мы знаем, что рынок обладает рядом неоспоримых достоинств, но мы не можем пользоваться им бесплатно. Это требует внушительных затрат. Эти затраты обусловлены непосредственно не технологией производства, а самим процессом взаимодействия рыночных агентов в ходе совершения ими различных сделок. Это трансакционные затраты. Подобно трению в физике, трансакционные издержки затрудняют функционирование рыночного механизма. Фирмы призваны минимизировать эти издержки. Не будь трансакционных затрат, фирм вообще бы не существовало.

Р. Коуз выделил 4 категории трансакционных затрат:

1. Затраты на сбор и обработку информации

2. Затраты на проведение переговоров и принятие решений

3. Затраты по контролю за соблюдением условий договора.

4. Затраты по юридическому обеспечению контракта.

Если бы можно было представить себе экономику в виде «сплошного рынка», то бремя трансакционных затрат было бы столь велико, что многие товаропроизводители отказались бы от участия в рыночном обмене. Люди бы нашли тогда альтернативные способы координации своих действий. Фирмы и становятся такими альтернативными организациями. Фирма вытесняет ценовой механизм и заменяет его системой административного контроля. Этот процесс заключается в том, что многие операции осуществляются внутри фирмы, без рынка. В пределах фирмы сокращаются затраты на поиск экономической информации, исчезает необходимость непрерывного продления контрактов, экономические отношения приобретают устойчивость.

Но возникает вопрос, почему бы тогда не превратить рынок в одну гигантскую фирму? Попытки были, вспомните СССР. Думали, что командно-административная система обеспечит гигантскую экономию на трансакционных затратах. Но не получилось, и этому есть несколько объяснений.

Это связано с тем, что деятельность любой иерархической организации так же связана с определенными издержками, как и рынок. Их можно назвать издержками бюрократического контроля. При превышении определенного размера иерархия начинает терять управляемость, так как в действие вступает принцип убывающей доходности управления. Затраты на поиск и обработку информации стремительно идут вверх. Организация всей экономики по типу одной гигантской фабрики ведет не к сокращению, а к возрастанию трансакционных затрат.

У иерархии нет абсолютных преимуществ, как и обратное тоже верно. Поэтому когда фирма решает, как организовать ту или иную сделку – обратиться к внешнему поставщику или изыскать внутренний источник, она должна взвесить издержки и выгоды обоих вариантов.

В этом состоит ключ к решению вопроса об оптимальных размерах фирмы. Р. Коуз показал, что они определяются точкой, в которой предельные затраты (т.е затраты на организацию одной дополнительной операции) внутри фирмы становятся равными предельным затратам использования механизма рынка. До этой границы выгодна иерархия, после рынок.

Фирма необходима, когда благодаря ей достигается более высокая эффективность (производственные и трансакционные затраты минимизируются), чем у нескольких мелких организационных единиц, из которых она состоит.

Основные формы фирм

Существует большое количество типов фирм, это связано с разнообразием способов экономии трансакционных издержек.

Основными организационно-правовыми формами предпринимательской деятельности, наиболее распространенными в современном мировом хозяйстве являются:

1. единоличная фирма

2. Партнерство (товарищество)

3. Корпорация (акционерное общество)

1. Частнопредпринимательская фирма – это старейшая форма организации бизнеса. Она принадлежит одному лицу

2. Партнерство. Эта фирма очень похожа на единоличную, но здесь существует более одного собственника.

3. Корпорация – представляет собой обезличенное предприятие с правом юридического лица, созданное в разрешительном порядке и обладающее уставным капиталом, разделенным на определенное число равных долей – акций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.014 с.)