Тема: Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка в детском чтении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка в детском чтении.



Практическое занятие №1

 

Тема: Основные особенности книг для детей.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Определение понятия “детская литература”.

Виды детской литературы в зависимости от ее функции.

2. Специфика детской литературы.

3. Художественные критерии детской литературы.

Различные точки зрения на вопрос о специфике литературы для детей.

 

Литература:

1. Белинский В.Г. Подарок на Новый год. П.С.С., Т.4 - М., 1954.

2. Белинский, Чернышевский и Добролюбов о детской литературе. Сборник статей. - М., 1954.

3. Горький А.М. Человек, уши которого заткнуты ватой// Горький о детской литературе. - Люб. изд.

4. Детская литература / Под ред. И.Н.Арзамасцевой и С.А.Николаевой. - М., 2000.

5. Курилов А. Еще раз о специфике детской литературы // Детская литература. - 1971. - №8.

6. Макаренко А.С. Воспитательное значение детской литературы. - С.с. в 7 томах, Т.7. - М., 1956.

7. Петровский М. Книги нашего детства. - М., 1986. - С. 148-152, 182, 189, 199-201, 205 (обязательно).

8. Русская литература для детей / Под ред. Т.Д.Полозовой. - М., 1997.

9. Сивоконь С. Уроки детских классиков. - М.,1990. - С.196-198.

 

Тексты для анализа:

А.П.Гайдар. Чук и Гек.

Б.С.Житков. Про обезьянку.

А.Н.Толстой. Золотой ключик или Приключения Буратино.

 

Задания:

1. Выделите основные сюжетные действия в каждом произведении. Кратко сформулируйте сюжет произведения.

2. Охарактеризуйте фабулу и темп развития действия. Определите роль фабулы.

3. На конкретных примерах покажите особенности пейзажа и портрета в детской книге. В чем своеобразие авторских приемов создания портрета героев? Какова роль портрета и пейзажа в создании художественного образа?

4. Дайте характеристику главным персонажам.

5. Сформулируйте художественную идею произведения, покажите ее педагогическую ценность.

6. Оцените иллюстративный материал к текстам, учитывая требования к иллюстрированию детских книг.

Пояснение:

Для выполнения заданий необходимо использовать указанную литературу.

 

 

Практическое занятие №2

 

Тема: Русские народные сказки

 

Вопросы для обсуждения:

1. Сказка как жанр фольклора. Классификация сказок.

2. Сказки о животных. Поэтика сказок о животных. Кумулятивные сказки.

3. Волшебные сказки. Особенности вымысла. Художественное своеобразие.

4. Социально-бытовые сказки. Особенности сюжета, композиции, стиля.

5. Требования к отбору народных сказок для чтения в начальных классах.

 

Литература:

1. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 1983.

2. Аникин В. Русская народная сказка. - М.: Наука, 1978 или М.: Худ. лит., 1984.

3. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А.М. Новикова. - М., 1986.

4. Русская волшебная сказка. Антология / Сост. Е.К.Корепова. - М.: Высшая школа, 1992

5. Учебники по чтению для начальной школы.

 

Задания:

1. Охарактеризуйте сказки по плану: укажите ее тип, выделите особенности вымысла, своеобразие композиции, стилистики, определите их роль в создании образов главных героев, сформулируйте идейное содержание сказки.

Тексты для анализа:

“Теремок”

“Лиса и журавль”, “Дружба зверей”, “Зимовье зверей” (одну на выбор)

“Каша из топора”, “Как мужик гусей делил”

“Крошечка-Хаврошечка” или “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

2. Определите требования к отбору народных сказок для чтения в начальной школе. Для этого проанализируйте содержание учебников для чтения в начальных классах:

- Сказки какого типа входят в круг детского чтения? Почему?

- Каков характер вопросов и заданий, предложенных учебно-методическим аппаратом учебников? Каково их назначение?

 

 

Практическое занятие №3

 

Тема: Коми народные сказки

 

Вопросы для обсуждения:

1. Состав и особенности коми народного эпоса.

2. Самобытость коми народных сказок: характер вымысла, своеобразие героев, особенности стилистики, идейное содержание.

3. Познавательные и воспитательные возможности коми народных сказок.

4. Общие черты русских и коми народных сказок.

 

Литература:

1. Дыхание пармы. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1991.

2. Жанр сказки в фольклоре народа коми. - Академия наук СССР. УОКНЦ. Вып.53. - Сыктывкар,1992.

3. История коми литературы.- Т.1. - Сыктывкар, 1979.

4. Коми народный эпос. - Наука, 1987 (Вступителная статья А.К.Микушева).

5. Коми легенды и предания. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1984.

6. Коми народные сказки. Сост. Ф.В.Плесовский. - Сыктывкар:Коми книжное изд-во, 1975.

7. Коми народные сказки. В переводе П.Столповского. - Сыктывкар: Коми книжное изд-во,1995.

 

Задания:

1. Покажите общие и отличительные черты русских и коми народных сказок.

Для сравнения используйте тексты сказок разных типов:

а/ Волшебные героические сказки о русских богатырях, сражающихся с врагами и мифическими существами: “Никита Кожемяка”, “Анастасия Прекрасная и Иван - русский богатырь”, “Иван - Медвежье Ушко”, “Иван - коровий сын” и др.; волшебные коми сказки: “Гундыр”, “Пера - богатырь”, “Марпида - царевна” и др.

б/ Бытовые русские народные сказки: “Черт - заимодавец”, “Шабарша”, “Про нужду” и коми народные сказки: “Портной и омэли”, “Как мужик нужду закопал” и др.

в/ Сказки о животных: русская народная “Кот, петух и лиса” и др., коми народная “Лиса и заяц”.

2. Дайте оценку познавательным и воспитательным возможностям коми народных сказок.

3. Напишите сочинение - миниатюру: “Что можно и нужно рассказать детям о коми фольклоре”.

4. Составьте рекомендательный список коми народных сказок, которые можно предложить для чтения учащимся начальной школы (по классам).

 

Практическое занятие № 4

 

Тема: Сказки А.С.Пушкина.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Фольклорные и литературные источники сказок А.С.Пушкина.

2. Сказки - поэмы и сказки - новеллы. Их отличие. Художественное своеобразие сказок. Фольклорное и авторское в сказках А.С.Пушкина.

3. Воспитательная роль сказок А.С.Пушкина.

 

Литература:

1. Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина. //Воспитание словом. - М., 1964 или в сб. “О детской литературе”. - М., 1950.

2. Маршак С.Я. О сказках Пушкина// Соч. в 4-х томах. - Т.4. - М., 1960.

3. Непомнящий В. Поэзия и судьба: Над страницами духовной биографии Пушкина. - М.: Сов. писатель, 1987.

4. Сапожков С.В. Сказки Пушкина как поэтический цикл // Детская литература. - 1991. - №3.

5. Слонимский А.Л. Мастерство Пушкина. - М., 1963.

Дополнительная литература:

1. Ахматова А.А. Пушкин и дети // Детская литература. - 1974. - №6.

2. Зуева Т.В. Сказки А.С.Пушкина. - М.: Просвещение, 1989.

3. Курочкина Г. Сказки Пушкина // Дошкольное воспитание. - 1973. - №9.

4. Медриш Д.Н. Путешествие в лукоморье. Сказки Пушкина и народная культура. - Волгоград, 1992.

 

Задания:

1. Назовите фольклорные и литературные источники сказок А.С.Пушкина. Какие существенные стороны действительности и мировоззрения поэта отразились в сказках?

2. Определите основную проблематику каждой из сказок. Какую роль играет в них фантастика? Покажите на примерах, как сочетаются в сказках волшебное и реальное.

3. Покажите, в чем сходство и отличие сюжетно-композиционных особенностей сказок А.С.Пушкина в сравнении с народными.

4. Объясните, почему сказки А.С.Пушкина называются “психологическими”. Для этого:

а/ сопоставьте положительных героинь “Сказки о царе Салтане” и “Сказки о мертвой царевне”. Чем они похожи, в чем их отличие? От каких образов народной сказки отталкивается поэт, создавая образы героинь этих сказок? Можно ли характер пушкинских героинь считать сложнее народно-сказочных? Почему? Какими художественными средствами добивается этого поэт?

б/ Назовите другие женские образы в сказках. Каково их значение в реализации идеи произведения? Сравните царицу-мачеху с мачехой народной сказки. Какими приемами, не принятыми в народной сказке, удается Пушкину углубить и индивидуализировать этот характер?

в/ Вспомните, есть ли принципиальные различия между положительными героями, действующими в народных сказках. Сравните князя Гвидона и королевича Елисея пушкинских сказок. Есть ли между ними черты сходства? Чем они отличаются? Какими качествами наделяет А.С.Пушкин своего Балду?

5. Какова роль авторского “голоса” в сказках Пушкина? Поясните примерами.

6. Найдите описания в сказках А.С.Пушкина (портреты, пейзажи, интерьер и т.д.). Отличаются ли они от народно-сказочных? Какую роль играют в повествовании?

7. В чем своеобразие языка сказок? (Разговорная и просторечная лексика, историзмы, архаизмы, фразеологизмы, особенности пушкинского эпитета, интонация речи персонажей, ритмическое построение и т.д.)

8. Сделайте выводы о своеобразии пушкинских литературных сказок. В чем их народность?

9. Что, по вашему мнению, привлекает в сказках А.С.Пушкина детей? Какие сказки вы считаете возможным прочесть детям начальных классов? Нуждаются ли они в пояснениях? Каких именно?

Какова воспитательная роль сказок?

 

 

Практическое занятие №5

 

Тема: А.Погорельский “Черная курица, или Подземные жители”

 

Вопросы для обсуждения:

1. История создания сказочной повести.

2. Художественные достоинства и педагогическая направленность произведения А.Погорельского.

 

Литература:

1. Фрумкин А. Новое издание старинной сказки Антония Погорельского// Дошкольное воспитание. - 1974. - №7.

2. Халтурин И. Про эту книгу / А.Погорельский. “Черная курица, или Подземные жители”. - М., 1973.

3. Шаров А. Волшебники приходят к людям. - М.: Детская литература, 1979.

 

Задания:

1. Назовите события, факты биографии автора, повлиявшие на появление сказочной повести.

2. Охарактеризуйте особенности композиции и сюжета произведения.

Покажите на примерах, что писатель тщательно и умело, именно в расчете на маленького читателя, отбирает детали, рисуя быт и взаимоотношения людей в пансионе, где живет Алеша.

Что помогает читателю-ребенку поверить в реальность фантастических картин, а более старшему - дать им реальное объяснение?

Почему это произведение называют не сказкой, а сказочной повестью?

3. Покажите на примерах, в чем сказалось мастерство А.Погорельского - психолога в изображении детского характера.

4. Роль автора - повествователя в произведении.

5. Какие из вопросов, поднятых А.Погорельским в сказочной повести, актуальны в наши дни?

В чем состоит познавательное значение книги для детей?

Как воспринимают произведение современные дети?

 

 

Практическое занятие №6

 

Тема: Зарубежная литературная сказка в детском чтении

 

Вопросы для обсуждения:

1. Ш.Перро. Краткие биографические сведения. История создания сборника “Сказки моей Матушки Гусыни, или Истории былых времен с поучениями”. Художественное своеобразие литературных сказок Ш.Перро.

2. Сказки бр. Якоба и Вильгельма Гримм. Краткие биографические сведения. Создание сказок, вошедших в сборник “Детские и семейные сказки”. Использование сюжетов сказок бр. Гримм зарубежными и русскими писателями.

 

Литература:

1. Будур Н.В., Иванова Э.И. и др. Зарубежная литература. - М., 1998.

2. Зарубежная литература для детей и юношества: В 2 ч. / Под ред. Н.К.Мещеряковой и И.С.Чернявской. - М., 1989.

3. Зарубежные писатели. Библиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н.П.Михальской. - М., 1997.

4. Скурла Г. Братья Гримм. Очерк жизни и творчества. - М.: Радуга, 1989.

5. Тургенев И.С. Русские писатели о литературном труде. - М., 1955 (Предисловие к русскому изданию сказок Ш.Перро от 1866 г.)

6. Шаров А. Волшебники приходят к людям. - М.: Детская литература, 1985.

 

Тексты:

Ш.Перро: “Золушка”, “Рикке с хохолком”, “Мальчик-с-пальчик”, “Спящая красавица”, “Красная шапочка” и др. сказки.

Бр. Гримм: “Король Дроздобород”, “Гном - Тихогром”, “Маленькие человечки”, “Еж и Заяц”, “Горшок каши”, “Соломинка, уголек и боб” и др. сказки.

Задания:

1. Выделите художественное своеобразие сказок Ш.Перро. Использование народных мотивов в сказках сборника, противопоставление французского фольклора классической и античной литературе. Соединение традиционных сказочных элементов с реалиями современной автору жизни.

2. Назовите особенности сказок, вошедших в сборник бр. Гримм “Детские и семейные сказки”. В чем состоит гриммовский стиль литературной обработки устной народной сказки?

3. Найдите общие и отличительные черты сказок Ш.Перро и бр. Гримм. Выполняя это задание ориентируйтесь на особенности сюжетных линий, характеры главных героев, стиль, язык сказок, своеобразие идейного содержания. Каждое теоретическое положение доказывайте примерами из текстов.

 

 

Практическое занятие №7

 

Тема: Л.Н.Толстой как детский писатель

 

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого.

2. История создания и особенности учебников “Азбука” (1872 г.) и “ Новая азбука” (1875 г.).

3. Многообразие жанров в творчестве Л.Н.Толстого для детей. Их художественное своеобразие.

4. Проявление художественных, философских и педагогических воззрений автора в произведениях, адресованных юным читателям.

5. Новая тематика, нравственная проблематика, идейное богатство, новые образы, своеобразие стиля в произведениях Л.Н.Толстого.

 

Литература:

1. Бегак Б. Доброе слово для всей земли // Классики в стране детства. - М., 1983.

2. Зайцев В.И. Лев Толстой и дети // Дошкольное воспитание. - 1970. - №№11-12.

3. Зайденшнур Э. “Азбуке” Толстого 100 лет // Начальная школа. - 1973. - №1.

4. Детская литература. Учебное пособие (любое издание).

5. Мотяшев И. Самое дорогое, духовное // Детская литература. - 1982. - №2.

6. Журнал “Детская литература”. - 1978. - №9 (Все материалы посвящены творчеству Л.Н.Толстого).

 

Тексты:

Рассказы-миниатюры: “У Розки были щенки”, “У Насти была кукла”, “ У Вари был чиж” и др.

Сюжетные рассказы: “Девочка и грибы”, “Косточка”, “Филипок”, “Птичка”, “Корова”, “Котенок”, “Акула”, “Прыжок” и др.

Сказки (познавательные, русские народные и зарубежные в обработке Л.Толстого).

Басни: “Лгун”, “Старый дед и внучек”, “Отец и сыновья”, “Два товарища” и др.

Познават. рассказы: “Черемуха”, “Старый тополь”, “Рассказ аэронавта”, “Как ходят деревья” и др.

Рассказы о животных: “Лев и собачка”, “Слон”, “Орел”, “Лебеди”, “Булька”,”Пожарные собаки” и др.

 

Задания:

1. Выделите принципы, которыми руководствовался Л.Н.Толстой, определяя содержание и композицию учебных книг.

2. Покажите, в чем проявился демократизм писателя при создании произведений для детей. Где по преимуществу происходит действие? В чем особенности персонажей?

Что отрицает и что утверждает писатель в своих произведениях? Как связана их проблематика с теми вопросами, которые поднимал автор в произведениях, адресованных взрослому читателю? Какие вопросы - нравственные или социальные - занимают большее место в книгах Л.Толстого для детей? Какими особенностями мировоззрения писателя это можно объяснить?

3. Формулируя свои художественные принципы, Л.Толстой настаивал на том, что в книгах для детей мораль не должна навязываться читателю, даваться в форме открытых поучений, а должна вытекать из положения, действий героев.

Покажите на примерах, удалось ли писателю реализовать этот важный принцип. Ответьте в связи с этим на следующие вопросы:

- Считаете ли вы обстановку, в которой происходит действие рассказов Л.Толстого, сами ситуации, художественные детали достаточно достоверными? Почему?

- В каких произведениях сюжеты развиваются драматично?

- Можно ли назвать Л.Толстого писателем-психологом? Какие черты характера героев представляются вам наиболее убедительными, полнокровными, реальными? Почему?

5. Покажите на конкретных примерах, что предмет разговора и ситуации выбираются писателем в расчете на психологические особенности детей.

Найдите в рассказе “Косточка” три глагола, которые определяют психологическое состояние героя. Достаточно ли этих “обозначений” для того, чтобы читатель-ребенок понял переживания Вани?

Покажите, что и в других рассказах Л.Толстого характеристики внутреннего состояния персонажей, их поведения даны в формах, отвечающих возрастным возможностям читателя.

6. Какие еще особенности толстовских рассказов, определяющие их как произведения детской литературы, вы можете отметить? Обратите внимание на заголовки, объем произведения, характерные начала и концовки, своеобразие конфликтов, форму повествования, структуру предложений, лексику.

7. Назовите научно-художественные и научно-познавательные произведения Л.Н.Толстого. С какими областями знаний они связаны? Каким конкретно вопросам посвящены? Выявите приемы, к которым прибегает автор, чтобы сделать свой разговор с ребенком интересным и занимательным, прежде всего, для ребенка, максимально активизировать его познавательную деятельность.

8. Вклад Л.Н.Толстого в развитие отечественной зообеллетристики. Охарактеризуйте своеобразие произведений о животных. Каковы их жанровые особенности? Выделите приемы, с помощью которых писатель создает образы животных. Какими знаниями обогащают эти произведения читателя? В чем состоит их воспитательное значение?

9. В чем художественное своеобразие разных типов сказок Л.Н.Толстого?

10. Почему произведения Л.Н.Толстого занимают важное место в детском чтении?

 

Практическое занятие №8

 

Тема: Басни И.А.Крылова в детском чтении

 

Вопросы для обсуждения:

1. Краткие биографические сведения. Что можно рассказать учащимся начальных классов о творчестве И.А.Крылова.

2. Басня как жанр дидактической литературы.

3. Особенности басен И.А.Крылова.

4. Значение басен И.А.Крылова в развитии и воспитании детей.

 

Литература:

1. Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987.

2. Степанов Н.Л. И.А.Крылов. Жизнь и творчество. - М., 1969.

3. Степанов Н.Л. И.А.Крылов. Проблематика творчества. - М., 1975.

4. Статьи в журналах “Начальная школа”.

 

Тексты: “Лебедь, Щука и Рак”, “Мартышка и Очки”, ”Ворона и Лисица”, “Волк и Ягненок”, “Стрекоза и Муравей”, “Слон и Моська”, “Квартет”, “Чиж и Голубь”, “Кукушка и Петух”, “Мышь и Крыса”, “Зеркало и Обезьяна” и др. басни И.А.Крылова.

 

Задания:

1. Выделите особенности басни как жанра.

2. Проиллюстрируйте на основе конкретных текстов особенности басен И.А.Крылова: демократизм, проблематика, широта художественного обобщения, своеобразие композиции, богатство языка.

Для ответа на вопрос выполните следующие задания:

а/ Проанализируйте учебники для чтения в начальных классах, укажите:

- Какие басни И.А.Крылова вошли в круг детского чтения? Особенности их проблематики.

Проанализируйте учебно-методический аппарат учебников: определите цель вопросов и заданий, предложенных к текстам басен.

б/ Каково назначение аллегории в басне?

Предложите систему вопросов и заданий для организации работы над аллегорией басни (На примере 1-2 басен).

в/ Как организовать работу над моралью басни?

- В каких баснях И.А.Крылова главная мысль не сформулирована словами текста? Как строить работу по выявлению морали таких басен? (Покажите на конкретном примере).

г/ На примере конкретной басни докажите, что язык басни истинно народный.

- Какую роль играет лексика в создании художественных образов?

- Каково назначение диалогов и описаний в баснях И.А.Крылова?

- Какова роль авторской речи в оценке персонажей басни?

- В чем состоит своеобразие организации словарной работы в процессе анализа басни?

3. Значение басен И.А.Крылова в развитии детской литературы.

 

Практическое занятие № 9

Практическое занятие № 10

Практическое занятие № 11

Практическое занятие № 12

Практическое занятие № 13

Практическое занятие № 14

Тема: Детская литература 20 – 30-х годов XX века.

Лирические стихи Л.Квитко.

Вопросы и задания:

  1. Подготовить сообщения о жизни и творчестве одного из поэтов.
  2. Творческое содружества Д.Хармса и А.Введенского. Сотрудничество в детских журналах «Еж» (1928 – 1935) и «Чиж» (1930- 1941). Сущность аргументов критики, направленных против стихов А.Введенского и Д.Хармса.

Чем определяется успех стихов Введенского и Хармса у детей? Опираясь на «заповеди детским поэтам» (шестая глава из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти» - законспектировать), проанализируйте стихи:

А.Введенский «Кто?», «Когда я вырасту», «На лыжах», «Сны» и др.

Д.Хармс «Удивительная кошка», «Игра», «Врун», «Бульдог и Таксик», «Иван Топорыжкин» и др.

Выделите особенности художественного метода каждого поэта.

 

  1. Анализируя стихи Л.Квитко («Кисонька», «Лошадка», «Анна-Ванна – бригадир», «Дудочка», «Веселый жук», «Лемеле хозяйничает», «Бабушкины руки» и др.), покажите проявление в них глубокого лиризма, мягкости, задушевности интонаций, современности, способности автора создавать поэтический образ маленького гражданина огромной страны. Образ природы в стихах Л.Квитко.
  2. Что объединяет творчество Д.Хармса, А.Введенского и Л.Квитко?

 

Литература:

Бегак Б. Дети смеются. – М.: Детская литература, 1971.

Введенский А.И. Полное собрание произведений: В 2 томах. – Т.1. Произведения 1926-1937. – М.: Гилея, 1993.

Киреева О.И. Откроем детям стихи А.Веденского // Начальная школа. – 1991. - № 10.

Озеров Л. Лев Квитко, его жизнь и творчество. (Вступительная статья к книге Л.Квитко «Избранное»). – М.: Художественная литература, 1990.

Петров В.Н. Даниил Хармс. / Панорама искусств 13. – М.: Советский художник, 1990.

Петровский М. Обманутая вера Л.Квитко //Детская литература. – 1990. - № 2.

По страницам журнала «Еж» и «чиж» // Начальная школа. – 1990. - № 4.

Толоконников Н. Александр Иванович Введенский // начальная школа. – 1989.- № 9.

Чуковский К.И. Стихи и сказки. От двух до пяти. – М.: Детская литература, 1981.

 

 

Практическое занятие № 15

Практическое занятие № 16

Практическое занятие № 17

Тема: Приключенческая литература в детском чтении.

 

Вопросы и задания:

 

1. Прочитайте следующие книги:

Я.Ларри «Приключения Карика и Вали», А.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля», Ю.Олеша «Три Толстяка», Н.Носов «Приключения Незнайки его друзей»; адаптированные (для младших школьников) издания книг Дж. Свифта «Путешествия Гулливера», Э.Распе «Приключения барона Мнхаузена», М.Твена «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна».

Какие сведения об истории создания этих книг вы можете сообщить младшим школьникам?

 

2. Определите традиции приключенческой книги для детей (зарубежной и русской).

Покажите значение данных книг для развития личности ребенка, его литературного вкуса, познавательных интересов.

Для выполнения вышеуказанных заданий ответьте на вопросы:

 

Почему Незнайка воспринимается читателями как положительный герой, хотя пронизан недостатками? Докажите, опираясь на текст, что Незнайка несет детям эстетический заряд интеллектуального, духовного роста.

Каково назначение комических ситуаций в произведении Я.Ларри?

По словам С.В.Михалкова «…Капритан Врунгель (герой повести А. Некрасова) делает в произведении свою очень важную и нужную работу для читателей». В чем заключается эта «важная и нужная работа» капитана Врунгеля?

Ответьте на вопрос: «Был ли на Земле человек, правдивее барона Мюнхаузена?». Ответ обоснуйте.

Почему система персонажей в «ТрехТолстяках» Ю.Олеши построена на контрастах и параллелях? Почему книгу называют «энциклопедией метафор»? В чем особенности портретов и пейзажей в произведении?

Чем это произведение отличается от других произведений, рассматриваемых в этой теме?

Докажите, что произведение Д.Свифта не только сатирическое, глубокомысленное и серьезное, но и веселое, и занимательное.

Что объединяет произведения Ю.Олеши и Д.Свифта?

Докажите, что Марку Твену удалось изобразить события с точки зрения своих юных героев, учитывая особенности мировосприятия и психологии детского возраста. Какова роль комических и драматических эпизодов в описании похождений Тома Сойера и Гека Финна?

Какую роль играет юмор во всех этих книгах, каким образом разного рода комизмы помогают раскрытию идеи произведений?

 

Литература:

ИвановаЭ.И., Николаева С.А. Зарубежная детская литература. – М., 1997.

Русские детские писатели XX века. Библиографический словарь. – М.: Наука, 1997.

Русская литература для детей. – М., 1997.

Бегак Б. Тропинками тайн. Приключенческая литература и дети. _ М.: Детская литература, 1985.

Арзамасцева И.Н. От зрелища к слову. Сказка Ю.Олеши «Три Толстяка» как памятник русского авангарда 20-годов //Детская литература. – 1994. - № 3.

Дубровская И.Г. Этот неугомонный Врунгель. // Проблемы детской литературы. – Петрозаводск, 1987.

Богданов Н. С кого списан Врунгель // Детская литература. – 1989. - № 12.

Сивоконь С. Уроки детских классиков. – М.: Детская литература, 1990.

Сивоконь С. Веселые ваши друзья. – М., 1988.

Шаров В. Волшебники приходят к людям. – М.: Детская литература, 1985.

 

 

Практическое занятие № 18

Практическое занятие №1

 

Тема: Основные особенности книг для детей.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Определение понятия “детская литература”.

Виды детской литературы в зависимости от ее функции.

2. Специфика детской литературы.

3. Художественные критерии детской литературы.

Различные точки зрения на вопрос о специфике литературы для детей.

 

Литература:

1. Белинский В.Г. Подарок на Новый год. П.С.С., Т.4 - М., 1954.

2. Белинский, Чернышевский и Добролюбов о детской литературе. Сборник статей. - М., 1954.

3. Горький А.М. Человек, уши которого заткнуты ватой// Горький о детской литературе. - Люб. изд.

4. Детская литература / Под ред. И.Н.Арзамасцевой и С.А.Николаевой. - М., 2000.

5. Курилов А. Еще раз о специфике детской литературы // Детская литература. - 1971. - №8.

6. Макаренко А.С. Воспитательное значение детской литературы. - С.с. в 7 томах, Т.7. - М., 1956.

7. Петровский М. Книги нашего детства. - М., 1986. - С. 148-152, 182, 189, 199-201, 205 (обязательно).

8. Русская литература для детей / Под ред. Т.Д.Полозовой. - М., 1997.

9. Сивоконь С. Уроки детских классиков. - М.,1990. - С.196-198.

 

Тексты для анализа:

А.П.Гайдар. Чук и Гек.

Б.С.Житков. Про обезьянку.

А.Н.Толстой. Золотой ключик или Приключения Буратино.

 

Задания:

1. Выделите основные сюжетные действия в каждом произведении. Кратко сформулируйте сюжет произведения.

2. Охарактеризуйте фабулу и темп развития действия. Определите роль фабулы.

3. На конкретных примерах покажите особенности пейзажа и портрета в детской книге. В чем своеобразие авторских приемов создания портрета героев? Какова роль портрета и пейзажа в создании художественного образа?

4. Дайте характеристику главным персонажам.

5. Сформулируйте художественную идею произведения, покажите ее педагогическую ценность.

6. Оцените иллюстративный материал к текстам, учитывая требования к иллюстрированию детских книг.

Пояснение:

Для выполнения заданий необходимо использовать указанную литературу.

 

 

Практическое занятие №2

 

Тема: Русские народные сказки

 

Вопросы для обсуждения:

1. Сказка как жанр фольклора. Классификация сказок.

2. Сказки о животных. Поэтика сказок о животных. Кумулятивные сказки.

3. Волшебные сказки. Особенности вымысла. Художественное своеобразие.

4. Социально-бытовые сказки. Особенности сюжета, композиции, стиля.

5. Требования к отбору народных сказок для чтения в начальных классах.

 

Литература:

1. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 1983.

2. Аникин В. Русская народная сказка. - М.: Наука, 1978 или М.: Худ. лит., 1984.

3. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А.М. Новикова. - М., 1986.

4. Русская волшебная сказка. Антология / Сост. Е.К.Корепова. - М.: Высшая школа, 1992

5. Учебники по чтению для начальной школы.

 

Задания:

1. Охарактеризуйте сказки по плану: укажите ее тип, выделите особенности вымысла, своеобразие композиции, стилистики, определите их роль в создании образов главных героев, сформулируйте идейное содержание сказки.

Тексты для анализа:

“Теремок”

“Лиса и журавль”, “Дружба зверей”, “Зимовье зверей” (одну на выбор)

“Каша из топора”, “Как мужик гусей делил”

“Крошечка-Хаврошечка” или “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

2. Определите требования к отбору народных сказок для чтения в начальной школе. Для этого проанализируйте содержание учебников для чтения в начальных классах:

- Сказки какого типа входят в круг детского чтения? Почему?

- Каков характер вопросов и заданий, предложенных учебно-методическим аппаратом учебников? Каково их назначение?

 

 

Практическое занятие №3

 

Тема: Коми народные сказки

 

Вопросы для обсуждения:

1. Состав и особенности коми народного эпоса.

2. Самобытость коми народных сказок: характер вымысла, своеобразие героев, особенности стилистики, идейное содержание.

3. Познавательные и воспитательные возможности коми народных сказок.

4. Общие черты русских и коми народных сказок.

 

Литература:

1. Дыхание пармы. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1991.

2. Жанр сказки в фольклоре народа коми. - Академия наук СССР. УОКНЦ. Вып.53. - Сыктывкар,1992.

3. История коми литературы.- Т.1. - Сыктывкар, 1979.

4. Коми народный эпос. - Наука, 1987 (Вступителная статья А.К.Микушева).

5. Коми легенды и предания. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1984.

6. Коми народные сказки. Сост. Ф.В.Плесовский. - Сыктывкар:Коми книжное изд-во, 1975.

7. Коми народные сказки. В переводе П.Столповского. - Сыктывкар: Коми книжное изд-во,1995.

 

Задания:

1. Покажите общие и отличительные черты русских и коми народных сказок.

Для сравнения используйте тексты сказок разных типов:

а/ Волшебные героические сказки о русских богатырях, сражающихся с врагами и мифическими существами: “Никита Кожемяка”, “Анастасия Прекрасная и Иван - русский богатырь”, “Иван - Медвежье Ушко”, “Иван - коровий сын” и др.; волшебные коми сказки: “Гундыр”, “Пера - богатырь”, “Марпида - царевна” и др.

б/ Бытовые русские народные сказки: “Черт - заимодавец”, “Шабарша”, “Про нужду” и коми народные сказки: “Портной и омэли”, “Как мужик нужду закопал” и др.

в/ Сказки о животных: русская народная “Кот, петух и лиса” и др., коми народная “Лиса и заяц”.

2. Дайте оценку познавательным и воспитательным возможностям коми народных сказок.

3. Напишите сочинение - миниатюру: “Что можно и нужно рассказать детям о коми фольклоре”.

4. Составьте рекомендательный список коми народных сказок, которые можно предложить для чтения учащимся начальной школы (по классам).

 

Практическое занятие № 4

 

Тема: Сказки А.С.Пушкина.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Фольклорные и литературные источники сказок А.С.Пушкина.

2. Сказки - поэмы и сказки - новеллы. Их отличие. Художественное своеобразие сказок. Фольклорное и авторское в сказках А.С.Пушкина.

3. Воспитательная роль сказок А.С.Пушкина.

 

Литература:

1. Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина. //Воспитание словом. - М., 1964 или в сб. “О детской литературе”. - М., 1950.

2. Маршак С.Я. О сказках Пушкина// Соч. в 4-х томах. - Т.4. - М., 1960.

3. Непомнящий В. Поэзия и судьба: Над страницами духовной биографии Пушкина. - М.: Сов. писатель, 1987.

4. Сапожков С.В. Сказки Пушкина как поэтический цикл // Детская литература. - 1991. - №3.

5. Слонимский А.Л. Мастерство Пушкина. - М., 1963.

Дополнительная литература:

1. Ахматова А.А. Пушкин и дети // Детская литература. - 1974. - №6.

2. Зуева Т.В. Сказки А.С.Пушкина. - М.: Просвещение, 1989.

3. Курочкина Г. Сказки Пушкина // Дошкольное воспитание. - 1973. - №9.

4. Медриш Д.Н. Путешествие в лукоморье. Сказки Пушкина и народная культура. - Волгоград, 1992.

 

Задания:

1. Назовите фольклорные и литературные источники сказок А.С.Пушкина. Какие существенные стороны действительности и мировоззрения поэта отразились в сказках?

2. Определите основную проблематику каждой из сказок. Какую роль играет в них фантастика? Покажите на примерах, как сочетаются в сказках волшебное и реальное.

3. Покажите, в чем сходство и отличие сюжетно-композиционных особенностей сказок А.С.Пушкина в сравнении с народными.

4. Объясните, почему сказки А.С.Пушкина называются “психологическими”. Для этого:

а/ сопоставьте положительных героинь “Сказки о царе Салтане” и “Сказки о мертвой царевне”. Чем они похожи, в чем их отличие? От каких образов народной сказки отталкивается поэт, создавая образы героинь этих сказок? Можно ли характер пушкинских героинь считать сложнее народно-сказочных? Почему? Какими художественными средствами добивается этого поэт?

б/ Назовите другие женские образы в сказках. Каково их значение в реализации идеи произведения? Сравните царицу-мачеху с мачехой народной сказки. Какими приемами, не принятыми в народной сказке, удается Пушкину углубить и индивидуализировать этот характер?

в/ Вспомните, есть ли принципиальные различия между положительными героями, действующими в народных сказках. Сравните князя Гвидона и королевича Елисея пушкинских сказок. Есть ли между ними черты сходства? Чем они отличаются? Какими качествами наделяет А.С.Пушкин своего Балду?

5. Какова роль авторского “голоса” в сказках Пушкина? Поясните примерами.

6. Найдите описания в сказках А.С.Пушкина (портреты, пейзажи, интерьер и т.д.). Отличаются ли они от народно-сказочных? Какую роль играют в повествовании?

7. В чем своеобразие языка сказок? (Разговорная и просторечная лексика, историзмы, архаизмы, фразеологизмы, особенности пушкинского эпитета, интонация речи персонажей, ритмическое построение и т.д.)

8. Сделайте выводы о своеобразии пушкинских литературных сказок. В чем их народность?

9. Что, по вашему мнению, привлекает в сказках А.С.Пушкина детей? Какие сказки вы считаете возможным прочесть детям начальных классов? Нуждаются ли они в пояснениях? Каких именно?

Какова воспитательная роль сказок?

 

 

Практическое занятие №5

 

Тема: А.Погорельский “Черная курица, или Подземные жители”

 

Вопросы для обсуждения:

1. История создания сказочной повести.

2. Художественные достоинства и педагогическая направленность произведения А.Погорельского.

 

Литература:

1. Фрумкин А. Новое издание старинной сказки Антония Погорельского// Дошкольное воспитание. - 1974. - №7.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.261 с.)