Протекционизм и фритредерство в истории экономической мысли. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Протекционизм и фритредерство в истории экономической мысли.



Протекционизм: С легкой руки Адама Смита протекционизм XVI-XVIII вв. стали называть меркантилизмом. И хотя сегодня существуют два разных понятия - протекционизм и меркантилизм, но экономические историки применительно к эпохе XVII-XVIII вв. ставят между ними знак равенства [1] . А историк П.Байрох уточняет, что начиная с 1840-х гг. меркантилизм стал называться протекционизмом.

После этого депрессия закончилась, и во всех странах, проводивших эту политику, начался быстрый промышленный рост. В США политика протекционизма наиболее активно проводилась в период между концом Гражданской войны (1865 г.) и концом Второй мировой войны (1945 г.), но в неявной форме продолжалась до конца 1960-х гг. [7] . В Западной Европе повсеместный переход к жесткой протекционистской политике произошел в начале Великой депрессии (1929-1930 гг.)

Фритредерство: — направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества. На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левые партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.

 

Государственная собственность и гос. сектор в экономике. Национализация, приватизация.

Государственная собственность — форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности, кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций.

Государственная собственность была очень высоко развита в СССР, так как являлась важной частью командно-административной экономики.

Государственный сектор экономики — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.

Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.

 

Национализация, переход из частной собственности в собственность государства земли, промышленности, транспорта, связи, банков и т.д.

Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

Формы и методы гос. регулирования экономики.

Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная.

Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

 

Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов:

- государственного экономического прогнозирования;

- государственного экономического программирования;

- бюджетно - налоговой системы;

- денежно - кредитной политики;

- валютной политики;

- таможенной политики.

 

Денежно-кредитная политика государства: цели и инструменты

- это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются: учетная (дисконтная) и залоговая политика; политика минимальных резервов; операции на открытом рынке, депозитная политика; валютная политика.

Исходя из понимания назначения стратегии различают четыре ее вида:

инфляционная -- допущение слабо контролируемого роста денежной массы в обращении;

рефляционная -- допущение мягкой формы инфляции в целях стимулирования экономики;

дефляционная -- резкое уменьшение количества денег в обращении (сжатие денежной массы);

дезинфляционная -- мягкая форма дефляционной стратегии, направленная на снижение экономической активности.

По российскому законодательству Центральный банк РФ имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями:

предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;

покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;

покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;

покупать и продавать иностранную валюту и платежные документы в иностранной валюте;

покупать и продавать драгоценные металлы и другие валютные ценности;

проводить расчетные, депозитные и кассовые операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие ценности;

*выдавать гарантии и поручительства;

*осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

*открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;

*выставлять чеки и векселя в любой валюте;

*осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом.

 

Финансовая политика государства. Гос. бюджет как средство регулирования экономики

Финансовая политика государства — политика государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач.

Взаимодействие государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику и более широкие экономические мероприятия. Государство может поощрять и защищать развитие финансового рынка (так, фондовые биржи в ряде стран являются государственными учреждениями). От состояния фондового рынка в значительной мере зависит устойчивое функционирование национальной экономики. Такая политика проводится через придание рынку и его составляющим организационной завершенности, стандартизации операций и жесткого контроля.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Все расходы можно подразделить на следующие групп:

военные;

экономические;

на социальные нужды;

на внешнеполитическую деятельность;

на содержание аппарата управления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.01 с.)