Организация изучения курса «политология» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация изучения курса «политология»



1. Сетка часов учебного курса «Политология» по формам обучения в соответствии с действующими учебными планами

 

 

 

 

 

Форма обуче­ния Объем часов для всех Часы аудиторных занятий Форма текущ его кон- Часы само­стоя­тельной Семестр, курс изучения Форма итогово­го контроля I
  форм обуче­ния Всего Из них троля работы    
  лек­ций Семи наров
Очная   52     Тесты   3 курс Экзамен
Вечер­няя         Тесты   4 курс Экзамен
Заочная           пробл. зад.   4 курс Экзамен
МОГ           пробл. зад.   4 курс Экзамен
Сокраще нная         -   4 курс Экзамен
Второе высшее         - 82 2 курс Экзамен

2. Тематические планы лекционных курсов по формам

обучения (носят рекомендательный характер) 2.1. Тематический план лекционного курса но очной форме обучения (Объем лекционных часов - 32).

/. Политология как наука: предмет,.методы и функции.

2. Политика и политическая сфера жизнедеятельности общества.


3. Субъекты политики и политические интересы.

4. Политическая власть: генезис и концептуальные подходы.

5. Политическая деятельность, политические отношения,
политический процесс.

6. Политическая система как целостность: основные институты и
структурная организация.

 

7. Политическое сознание и культура как духовно-практические
измерения политики.

8. Человек в контексте политической жизни.

9. Тенденции мировой политики и международных отношений в
контексте мирового общественного и политического развития.

10. Геополитика и геополитические процессы современности.

11.Общественное мнение в политике, роль СМИ в его формировании.

12. Структура и типология внутриполитических процессов.

13.Социально-политические конфликты: технология их

предотвращения и разрешения. 14.Выборы и избирательные системы. Технология проведения

предвыборной кампании. 15.Теория политической модернизации и кризисы развития.

Особенности этого процесса в современной России. Iб. Государственное управление: процессы принятия решений и

механизмы реализации власти. Место и роль бюрократии в

управлении.

2.2. Тематический план лекционного курса по вечерней

форме обучения. (объем лекционных часов-20). /. Политология как наука: ее предмет-объектная специфика и

качественная определенность. 2. Происхождение и сущность политики, ее структура и функции в

обществе.


3. Субъекты политики (личность, политические лидеры,
политические элиты, социальные общности) и их
характеристика.

4. Политическая власть: генезис и концептуальные подходы.

5. Политическая беятельность, политические отношения,
политический процесс. Типология внутриполитических процессов.

6. Политическая система как целостность: основные институты,
структурная организация и типологии.

7. Политические сознание и культура как духовно-практические
измерения политики.

8. Внешняя политика государств как участие в мировом
политическом процессе.

9. Политическое прогнозирование.

10. Теории политической модернизации. Особенности
реформирования и модернизации современной России.

2.3. Тематический план лекционного курса по заочной форме

обучения (объем лекционных часов - 10/ МОГ -12). /. Объект, предмет, методы и функции политологии.

2. Происхождение и сущность политики, власть как ее субстанция.

3. Субъекты политики (личность, политические лидеры,
политические элиты, социальные общности) и их
характеристика.

4. Политическая система как целостность: основные институты и
структурная организация.

5. Духовно-практические измерения политики: политические
сознание и культура.

Ь. Тенденции и перспективы политического развития и модернизации России.


2.4. Тематический план лекционного курса по сокращенной форме обучения и второму высшему образованию (объем лекционных часов - 8).

/. Актуальные теоретико-прикладные проблемы современной политологии, ее соотношение с теорией права.

2. Человек в контексте политической.жизни. Политическая
антропология.

3. Философия политики и ее структурные составляющие.

4. Теории политической модернизации. Особенности
реформирования и модернизации современной России.

3. Тематические планы семинаров по формам обучения (носят

рекомендательный характер)

3.1 Тематический план семинаров по очной форме обучения (общий объем семинарских занятий - 20 часов).

/. Становление политологии как самостоятельной отрасли гуманитарного знания. Политические учения конца Х1Х-ХХ вв.

2. Основные тенденции развития современной политологии.

3. Развитие сравнительной политологии.

4. Теории и существующая практика реализации типов
политической системы (тоталитаризм, авторитаризм,
демократия).

5. Гражданское общество: генезис, динамика, перспективы.
Проблема прав и свобод человека и гражданина.

6. Политическое прогнозирование.

7. Понятие, типы и формы политического поведения.

8. Проблемы политической социализации.

9. Внешняя политика государств как участие в мировом
политическом процессе.


10.Специфика, этапы и перспективы развития политического процесса в современной России.

3.2 Тематический план семинаров во вечерней форме
обучения (общий объем семинарских занятий - 14).

/. Становление политологии как самостоятельной отрасли гуманитарного знания. Политические учения конца XIX-XX века по настоящее время.

2. Теории и существующая практика реализации типов
политической системы (тоталитаризм. авторитаризм,
демократия).

3. Человек в контексте политической.жизни.

4. Гражданское общество: генезис, динамика, перспективы.
Проблема прав и свобод человека и гражданина.

5. Геополитические процессы современности и внешняя политика
государств как участие в мировом политическом процессе.

6. Выборы и избирательные системы. Технология проведения
предвыборной кампании.

7. Государственное управление: процессы принятия решении и
механизмы реализации власти. Место и роль бюрократии в
управлении.

3.3 Тематический план семинаров но заочной форме обучения
(общий объем семинарских занятий - 8, МОГ - 6 часов).

/. Становление политологии как самостоятельной отрасли гуманитарного знания. Политические учения конца Х1Х-ХХ века по настоящее время.

2. Типологии политических систем (тоталитаризм, авторитаризм,
демократия): теории и существующая практика.

3. Гражданское общество: генезис, динамика, перспективы. Человек
в контексте политической жизни.


4. Специфика, этапы и перспективы развития политического процесса в современной России.

3.4 Тематический план семинаров по сокращенной форме обучения и второму высшему образованию (общий объем семинарских занятий - 6 часов).

/. Тенденции мировой политики и международных отношений в контексте мирового общественного и политического развития. Геополитика.

2. Государственное управление: процессы принятия решений и
механизмы реализации власти. Место и роль бюрократии в
управлении.

3. Политическое прогнозирование.

4. Тематика рефератов для самостоятельной работы

1. Предмет и структура политической науки, ее место и системе
социальных наук.

2. Что такое прикладная политология?

3. Методы политологических исследований.

4. Политическая власть как регулятивный механизм социального
общения.

5. Процесс принятия политических решений и управление
политическими событиями.

6. Политика как сфера общественной жизни (концептуальные
подходы).

7. Типология политических отношений.

8. Информационные политические технологии в условиях открытого
общества.

9. Власть: понятие, типы, легальность и легитимность.
10.Гражданское общество: концептуальные подходы.


11 Гражданское общество и правовое государство.

12.Масса и лидеры в условиях перехода от диктатуры к демократии.

13.Тоталитаризм как феномен XX века.

14. Человек в тоталитарном обществе.

15.Теории демократии.

16.Парламентаризм и принципы демократии.

17. Политическая система общества: теоретико-

концептуальная характеристика.

18.Мир политических партий в России.

19. Политическая система: демократия и управление обществом.

20.Политические конфликты и технология их разрешения.

21.Терроризм как тип политического поведения.

22.Социальные ценности и реформы в современной России.

23.Политическое лидерство.

24. Современные теории элит.

25.Криминогенная обстановка в России и формирование новой политической элиты.

26.Бюрократия и бюрократизм как социально-политические явления.

27.Соотношение права и политики.

28.Юридико-политичсская власть в современной России.

29.Права человека в современной России.

30. Человек и власть.

31.Политическое сознание студентов России.

32. Становление российской многопартийности.

ЗЗ.Программы российских политических партий.

34.Социально-политические факторы развития российского общества.

35.Выборы и избирательные технологии (на примере современной России).

36.Правящая элита и общество.


37.0т номенклатуры к буржуазии:, «новые русские» (политологический анализ).

38.Политическая культура как социальный феномен.

39.Субъекты политики: концептуальный анализ.

40.Российский средний класс: социальная реальность и политический фантом.

41. Молодежь как субъект политической деятельности.

42.Политическая жизнь общества.

43.Средства массовой информации и общественное мнение.

44.Политический процесс и демократия.

45.Демократия: критерии, ценности, принципы.

46.Современный тоталитаризм и причины его краха.

47.Процесс демократизации современной России.

48. Существующие альтернативы современной российской модернизации.

49.Пропорциональная избирательная система: позитивная рефлексия и негативные последствия.

50. Особенности административной реформы в современной России.

Темы рефератов разработаны для студентов и слушателей всех форм обучения: очного, вечернего, заочного. Реферативная работа студентов очного, вечернего обучения и субботних групп МОГ органи­зуется преподавателями, ведущими семинарские занятия. Студентам заочного обучения рекомендуется готовить рефераты к предстоящим семинарским занятиям. Кроме того, студенты заочного обучения (в том числе МОГ) по учебному плану выполняют обязательную письменную работу в форме проблемного задания.


9.

10 11.

12. 13.

14. 15.

16.

17.

18.


Проблемные гадания студентам заочных форм обучения

Политическая мысль Древней Греции (Платон, Аристотель).

Н.Макиавелли - политический мыслитель эпохи Возрождения.

Политические воззрения Гоббса и Локка.

М.Вебер, как политический мыслитель.

Возникновение политической науки, ее предмет и методы

исследования.

Политика как явление общественной жизни.

Политическая власть: концептуальная характеристика.

Политические партии и группы интересов. Партии современной

России.

Гражданское общество в истории политической мысли и

современные реалии. Становление гражданского общества в

России.

Политика и власть в жизни человека. Человек политический.

Права человека: теория и практика. Проблема прав и свобод

человека в современной России.

Концепции политических элит и «элитизм» современных

обществ. Политическая элита современной России.

Теории политического лидерства и современность. Политическое

лидерство в современной России.

Политическое сознание: целостная характеристика.

Политическая психология и ее роль в понимании политических

явлений.

Концептуальная характеристика политической идеологии.

Основные политические идеологии: классификация и

характеристика.

Политическая культура: теория и практика. Политическая

культура в современной России.


19. Политическая социализация: концептуальная характеристика.
Проблемы десоциализации, ресоциализации и социализации в
современной России.

20. Теории политических систем. Политическая система
современной России.

21. Политические системы тоталитаризма. Советский тоталитаризм
и причины его краха.

22. Политические системы демократии: принципы, институты,
перспективы.

23. Авторитаризм: прошлое, настоящее и будущее.

24. Переход к демократии от тоталитаризма и авторитаризма:
исторический и компаративный опыт.

25. Политическая деятельность. Цели и средства в политике.

26. Политическое поведение. Политика и мораль.

27. Концепции и характеристика политических процессов.

28. Политическая модернизация: теория и практика. Политическая
модернизация российского общества.

29. СМИ и используемые ими политические технологии. СМИ
современной России.

30. Выборы и избирательные технологии. Практика выборов в
современной России.

31. Политические конфликты и технология их разрешения.

32. Этнические конфликты и способы их разрешения (на материале
современной России).




Алфавит выбора темы проблемного задания студентами заочного обучения (№1 - начальная буква фамилий; №2 - номера проблемных заданий для выбора одной темы из двух)


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

«ПОЛИТОЛОГИЯ» 1. Некоторые обшие методические указания

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы политологических знаний. К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных проблем данной учебной дисциплины. Используя лекционный материал, доступный учебник или учебное пособие, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим (семинарским) занятиям, рассматривая их как место дискуссий, столкновения различных мнений, так и пополнения, углубления, систематизации своих политологических знаний. Ряд тем учебного курса полностью переносится на самостоятельную работу. Их количество значительно возрастает для студентов вечернего и заочного обучения. Студент должен понимать, что самостоятельное овладение знаниями является главным, определяющим. Высшая школа лишь создает для этого необходимые

условия.

Самостоятельная работа студента предваряется ознакомлением с «Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по «Политологии» и Программой учебного курса. Изучение каждой темы целесообразно начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия. Требуется творческое отношение и к самой Программе учебного курса. Вопросы, составляющие ее содержание, обладают разной степенью важности. Есть вопросы, выполняющие функцию логической связки содержания


темы и всего курса, имеются вопросы описательного или разъяснительного характера, а также исторического экскурса в область политологических знаний. Все эти вопросы не составляют сути, понятийного, концептуального содержания темы, но необходимы для целостного восприятия изучаемых проблем.

«Политология», как и любая наука, имеет свой категориально-понятийный аппарат. Научные понятия - это та база, на которой базируется каждая наука. Понятия - узловые, опорные пункты как научного, так и учебного познания, логические ступени движения в учебе от простого к сложному, от явления к сущности.

Важно помнить и то, что «понятия» в науке имеют узкий и широкий смысл. Понятие в узком понимании - это определение (дефиниция) того или иного факта, явления, предмета. Такие оп­ределения составляют категориально-понятийный аппарат политологии. Они, как правило, кратки по содержанию, схватывают суть дела. Такие определения важно понять, осмыслить и запомнить. Дальнейшая самостоятельная работа без выяснения смысла новых понятий и категорий будет затруднена или начнет приобретать черты ненужной формальности.

Понятия в широком смысле есть обобщенная концептуальная характеристика определенного явления. Когда в заголовок темы, параграфа вносится слово «понятие», это первый признак того, что в данном случае речь идет не о дефиниции (определении), а о сжатой, обобшенной концептуальной характеристике изучаемого политического явления.

В некоторых учебниках, учебных пособиях к характеристике политических отношений, связей, процессов применяются понятия «закона», «закономерностей».

Очевидно, что автор учебника или учебного пособия, пытающийся


дать характеристику законам и закономерностям политической сферы, по крайней мере, должен сделать две оговорки: во-первых, отметить, что данная точка зрения не является общепринятой в политической науке; во-вторых, четко определить, что он понимает под политическими законами и закономерностями.

При этом следует знать и то, что нередко трактуемые «законы» политики являются во многом надуманными, слабо обоснованными, другие авторы порой весьма успешно характеризуют содержание политического явления, не прибегая к категориям «закона», «закономерности».

Нелишне иметь в виду и то, что каждый учебник или учебное пособие имеет свою логику построения, которая, естественно, не совпадает с логикой данной Программы учебного курса. Одни авторы более широко, а другие более з'зко рассматривают ту или иную проблему. Одни выделяют ее в отдельную главу, а другие, включают в состав главы. Учебник или учебное пособие целесообразно изучать последовательно, главу за главой, как это сделано в них. Обращаясь к Программе учебного курса, следует постоянно отмечать, какие ее вопросы (пусть в иной логической последовательности) рассмотрены в данной главе учебника, учебного пособия, а какие опущены. При этом, обращаем Ваше внимание на то, что недостающие в учебнике темы Программы можно обнаружить в учебном пособии автора «Политология. Актуальные теоретико-прикладные проблемы» М., 2000, которое было написано с целью восполнения недостающей в учебниках проблематики.

2. Методические советы по работе над учебными лекциями по курсу «Политология»

Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы. Лекция преподавателя не


является озвученным учебником, а представляет плод его индивидуального творчества. Он читает свой авторский курс со своей логикой и со своими теоретическими и методическими подходами. Это делает лекционный курс конкретного преподавателя интересным индивидуально-личностным событием, которым вряд ли студенту стоит пренебрегать. Кроме того, в своих лекциях преподаватель стремится преодолеть многие недостатки, присущие опубликованным учебникам, учебным пособиям, лекционным курсам. В лекциях находят освещение сложные вопросы Государственного образовательного стандарта, ко­торые могут вызвать затруднения у студентов.

Сетка часов, отведенная для лекционного курса, не позволяет реализовать в лекциях всей учебной программы. Исходя из этого, каждый лектор создает свою тематику лекций, которую в устной или письменной форме представляет студентам при первой встрече. В создании своего авторского лекционного курса преподаватель руководствуется двумя документами - Государственным образовательным стандартом и Учебной программой. Кафедра не допускает стандартизации лекционных курсов. Именно поэтому в учебно-методическом пособии отсутствует подробный план лекционного курса, а дана лишь его тематика, носящая для лекторов рекомендательный характер. Кафедра рассматривает и утверждает планы авторских лекционных курсов каждого преподавателя.

Лекции не следует пропускать еще и потому, что они служат своеобразными творческими. методическими, предметно-содержательными «мостиками» между лекционным курсом и се­минарскими занятиями. Лекции и семинары тематически скоор­динированы.

Совершенно недостаточно только присутствовать на лекции. Важно студенту понять, что лекция есть своеобразная творческая форма


самостоятельной работы. Надо попытаться стать активным соуча­стником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику -изложения материала лектором, по возможности вступать с ним в полемику, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости.

К текстуальной записи лекции не надо стремиться. Важно зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы При этом важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

Э. Методические советы по подготовке к семинару и участию в нем.

Семинары - активная и наиболее действенная форма самостоятельной работы студента. В ходе и в итоге семинара студенты, очевидно, приобретают определенные знания. Однако более важно, с какой подготовкой они приходят на семинар. Форма проведения семинара, прежде всего, зависит от уровня знаний студентов, от степени их подготовленности к нему. Никакие дискуссии, споры, деловые игры, и иные формы состязательности невозможны, если студенты не готовы к семинару. Именно поэтому основное внимание преподавателя и студентов должно быть сосредоточено на подготовке к семинару.

Чтобы подготовиться к семинару, студент заранее должен знать не только то, что надо к нему изучить, но и в какой форме он будет проводиться. Форму проведения семинара избирает преподаватель, при необходимости разрабатывается его сценарий. Подготовку семинара определенного типа преподаватель может поручить инициативной группе из числа наиболее способных и знающих студентов. При любой форме проведения семинара необходимо соблюдать одно методическое


требование: студенты приходят на семинар не для ответа на вопросы •сданного «урока», а для творческого спора, дискуссии, сопоставления своего мнения и своей точки зрения с позицией других, для обмена аргументами и доказательствами. Главное в семинаре - приобретение посредством знаний навыков свободной полемики, самостоятельных су­ждений. Преподаватель, подводя итоги проведенного семинара, должен дать краткие указания и советы по подготовке к следующему занятию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.80.3 (0.069 с.)