Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
«УТВЕРЖДАЮ»
И.о. Проректора-директора Высшей школы
экономики, бизнеса и социальных наук
к.и.н., доцент Мукатаева Л.К. _____________________________
«_____» ________________ 2011г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
(syllabus)
Наименование дисциплины«Политология»
Специальность 5В030200 - Международное право, 5В030400 - Таможенное дело, 5В030300 - Правоохранительная деятельность, 5В030100 - Юриспруденция, 5В050900 - Финансы, 5В050800 - Учет и аудит, 5В050600 - Экономика, 5В050300 - Психология, 5В050100 - Социология, 5В050900 - Социальная работа, 5В050200-Туризм, 5В050207- Переводческое дело, 5B050507 - Менеджмент
Форма обучения - дневная
Всего 2 кредита
Курс 1 Семестр 1,2
Лекции 20 часов
Практические, семинарские 10 часов
СРСП 30 часов
СРС 30 часов
Экзамен 1,2 семестр Трудоемкость 90 часов
АСТАНА 2011 г.
1. Преподаватель курса: Малгараева Зауре Боранкуловна, кандидат философских наук, доцент.
Научные интересы: теория демократии, сравнительный анализ политических систем, теория доказательств.
Научная школа: аспирантура и защита кандидатской диссертации по специальности 09.00.11 – социальная философия.
2. Пререквизиты дисциплины. Для наиболее полного усвоения курса «Политология» желательно предварительное изучение следующих предметов:
- Философии в качестве научной методологии анализа современных политических процессов и категориального аппарата социальных и гуманитарных дисциплин;
- Всемирная история в качестве эмпирической базы анализа социально-политических процессов в истории человечества;
- Социология в качестве методологического инструментария анализа общественных отношений и процессов, происходящих в обществе
- Психология в качестве дисциплины, раскрывающей поведенческие аспекты политических процессов.
3. Постреквезиты дисциплины. После изучения курса «Политология» изучение следующих дисциплин будет более плодотворным: «История международных отношений», «История дипломатии», «Внешняя политика Республики Казахстан» и др.
4. Цели и задачи дисциплины.
Политология – это интегральная наука о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом, ее субстанциональном, институциональном, функциональном выражении, о «технологии» политических процессов. Методы политологии сочетают в себе как общенаучные: системный, структурный, функциональный, структурно-функциональный, сравнительный, так и специальные: нормативный, социологический, институциональный, антропологический, психологический и др.
Политическая наука институционализировалась к середине 20 века. В 1949 году в рамках ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки, где были определены основные блоки политической науки:
- политическая теория: политическая теория и история идей;
- политические институты;
- партии, группы и общественное мнение;
- международные отношения
Цель преподавания дисциплины. Политика – это поиск гармонии между человеком, обществом и государством, это важнейшая сфера жизнедеятельности общества, государства и каждого гражданина. Особенно возрастает роль и значение политики в переломные эпохи, когда подвергаются радикальной трансформации сами основы жизнедеятельности человека, мировоззренческие установки. Такой период кардинальных изменений переживает в настоящее время Казахстан. Очевидно, что для его духовного возрождения особую актуальность приобретает переосмысление всей системы социальных и гуманитарных наук. Уяснение и правильное понимание политических реалий современного мира составляет цель преподавания дисциплины.
Задачи изучения дисциплины. Курс политологии должен помочь студентам разобраться в таких основополагающих институтах, явлениях и проблемах современного общества, как власть, гражданское общество, правовое государство, политика, формы политической системы, политические режимы, политическая культура. История политической мысли, как часть политологии, позволит студентам определить социально-философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и характеристики подсистемы политического, политические парадигмы. Студент, изучающий политологию, должен овладеть не только обширными знаниями, методами научного анализа, но и уметь творчески исследовать политические явления прошлого и настоящего с тем, чтобы прогнозировать будущее политического развития общества и государства. Но главное, что должно быть усвоено в результате изучения политологии – это знание основных закономерностей развития политической жизни, функционирования политической системы и политических институтов, политической культуры и формирования гражданской позиции, которая будет проявляться у специалистов в их будущем труде и на общественном поприще.
Содержание дисциплины
Тематический план лекций
№
| Тема, цель и задачи
| Реком.
лит-ра*
| Проблемные вопросы, цели и задачи занятия
|
| Объект, предмет, методы политологии. Роль и значение политологии. 1 час.
Цель – формирование общего представления о политологии и политике. Определение значения и
роли политологических знаний в будущей профессии.
Задачи:
1. Определение предмета политологии, ее возникновение и становление.
2. Изучение методологических основ и задач политологии.
3. Анализ содержания основных парадигм и школ политологии.
4. Определение значения и роли политологических знаний в будущей профессии.
| 7,10,11,13,14,17,18,22,25
| 1. Формирование представления о политике как амбивалентном явлении.
2. Знакомство с различными средствами и способами изучения мира политического.
|
| Основные этапы становления и развития
политической мысли. 2 часа.
Цель – формирование общего представления об основных этапах становления политических идей, выявление логики историко-политического развития.
Задачи:
1. Исследование политических идей древней Греции и древнего Востока.
2. Знакомство с политическими взглядами деятелей Просвещения.
3. Определение специфики и развития политических взглядов на территории Казахстана.
| 11,21,23,24,26,38,44,45
| 1.Выявление логики становления историко-политической мысли.
2.Определние особенностей становления политической мысли на казахской земле для современного этапа становления Казахстана.
|
| Политика как явление общественной жизни. Субъекты
политики. Гуманитарная сущность, демократическое содержание и нравственный характер политики. 1 час.
Цель – определение места политики в системе
общественной жизни сквозь призму компаративистского
метода; определение значимости сравнительного
метода в развитии научного знания.
Задачи:
1 Определение объекта и предмета
сравнительной политологии
2. Определение методов сравнительной политологии
3.Конкретизация методологии современной
сравнительной политологии
4 Понятие политики и ее происхождение
5. Элементы политики, функции политики
| 12,34,35,38,4,40,44,45
| 1. Выявление историко-политической значимости сравнительной политологии, определение ее места и эвристической значимости
2.Определение сложной противоречивой природы политики, ее места в жизни современного человека
|
| Политическая элита и политическое лидерство. 1 час.
Цель – Определение значимости элит в современном обществе.Исследование сущности, задач, системы рекрутирования политической элиты в условиях демократического развития.
Задачи:
1. Знакомство с основными концепциями политических элит.
2. Исследование сущности, задач, системы рекрутирования политической элиты.
3. Исследование сущности, задач, системы рекрутирования
политического лидерства.
| 54,44,45,68
| 1.Формирование общего представления о месте и роли политических элит в системе современного общества.
2. Проблема формирования элиты в демократическом обществе
|
| Политика суверенного государства РК на этапе ускоренной модернизации в свете ежегодных посланий Президента народу Казахстана.1 час
Цель – определение основных направлений политики Казахстана на этапе ускоренной модернизации
Задачи:
- Определение основных приоритетов внутренней политики РК
- Определение типов, критерий, путей модернизации
- Обсуждение Посланий Президента: основных направлений, задач с учетом программ развития Казахстана.
| 52,49,35,30,12, 75, 76, 77
| 1.Формирование общего представления о политике суверенного Казахстана на этапе ускоренной модернизации
2.Определение логики социально-политического и экономического развития Казахстана на основе Посланий Президента
|
| Власть как отношение и процесс: генезис, сущность, источники, ресурсы.
1 час.
Цель– определение места политической власти в
системе общественных отношений. Исследование генезиса, сущности, парадигм власти.
Задачи:
1. Исследование генезиса, сущности, парадигм власти.
2. Определение содержания, функций, основных элементов системы политической власти.
3. Знакомство с природой политического господства, ее классификациями.
| 29,32,23,58,9
| 1.Понимание политической власти как сложного явления.
2.Определение возможностей и пределов использования политической власти в современном мире.
|
| Политическая система. Политический режим и его типы.1 час
Цель - формирование общего представления о
типах политических систем и их адаптации к
современным реалиям, понимание сущности политических
режимов, исторических условий из возникновения и реализации, основополагающих
различий между их видами..
Задачи:
1. Определение сущности и структуры политической системы.
2. Выявление специфических функций и задач политической системы в структуре общества.
3. Понимание сущности политических режимов, а
также основополагающих различий между их видами.
4. Определение понятия, типов политических режимов, а также многообразия их проявления в современном мире.
| 53,39,40,35
| 1. Формирование значимости научных представлений о политической жизни как политической системы.
2. Активизация чувства гражданской ответственности в аспекте понимания политической системы.
|
| Теории и модели современной демократии.2 часа.
Цель – осознание многовариативности типов демократии и сущностной необходимости ее становления в Казахстане.
Задачи:
1. Определение специфики представлений о демократии в Античности и Средневековье.
2. Знакомство с различными концепциями демократии, определение их различий и сходства.
3. Выработка общего представления и сущностных черт демократии как политического режима.
| 54, 7,44,45,23
| 1. Формирование общих представлений о многовариативности демократических процессов, сложности реализации демократических принципов.
2. Определение критериев демократизации, их сходства и различий
3. Демократия в современных традиционных обществах
|
| Избирательные системы. 1 час.
Цель - формирование системных представлений об избирательной системе, основных понятий, основных типов избирательных систем, характеристиками избирательного права и избирательных процедур
1 Ознакомление с понятием избирательной системы и основных видов выборов
2. Пропорциональная и мажоритарная системы голосования. Избирательная кампания
3.Избрательная система в Казахстане
| 54, 7,44,45,69,70
| 1. Избирательные системы: история становления.
2. Особенности избирательного процесса
3. Специфика избирательной системы в Казахстане
|
| Формы правления и государственное устройство. 1 час.
Цель – определение основных форм правления, сущностных характеристик. Определение форм государственного устройства, их значение в развитии общества
Задачи:
1.Определение форм правления. Их проявлений в современном мире.
2.Разновидности республик Принцип сдержек и противовесов в различных видах республик
3. Формы государственного устройства. Позитивные и негативные стороны унитарного, федеративного устройств
| 60,62,64,54
| 1. Определение соотношения между формами правления и политическим режимами
2. Особенности распространения типов республики в зависимости от социально-политического развития государства
3. Соотношение между формами государственного устройства и политическими режимами
|
| Правовое государство и гражданское общество.1 час
Цель – осознание важности формирования гражданского общества и
правового государства в Казахстане.Формирование представлений о
необходимости становления гражданского общества как инструмента
развития демократии и многообразии
видов его проявления.
Задачи:
1. Определение сущности и основных принципов правового государства.
2. Формирование представлений о необходимости становления гражданского общества как инструмента развития демократии и многообразии видов его проявления.
3. Анализ специфики становления гражданского общества и правового государства в Казахстане.
| 23,37,48,44,45
| 1.Формирование представления о сущности, роле и функциях гражданского общества и правового государства в современном Казахстане.
2.Актуализация исторических форм проявления гражданской инициативы.
|
| Политические партии, партийные систем и общественные движения
Формы взаимоотношения государства и гражданского общества, партийная система в Казахстане.1 час.
Цель – анализ сущности и роли политических партий и общественно-политических движений в развитии демократического общества.
Задачи:
1. Определение сущности, функций, типов партий.
2. Анализ различий между типами партийных систем.
3. Изучение роли, функций и значения в жизни общества общественно-политических движений.
4. Анализ становления многопартийности в Казахстане, роли общественно-политических движений.
| 59,60,54,48
| 1.Формирование представлений о необходимости развития партийного движения как одного из способов демократизации общества.
2. Анализ опыта политической деятельности партии «Алаш-Орда».
|
| Политическая культура и политическая идеология, национальная идея Республики Казахстан.2 часа.
Цель – формирование представлений о политической культуре как сложном социальном феномене. Изучение сущности, факторов, условий развития политического сознания.
Задачи:
1. Изучение сущности, факторов, периодов развития политической культуры.
2. Определение сущности и значения политической социализации.
3. Анализ видов политического поведения и участия.
| 67,44,45,56,16,57
| 1.Формирование представлений о политической культуре, роли в формировании демократических институтов и традиций.
2.Формирование гуманистической политической культуры в Казахстане, идеологии, идеи национального единства.
3. Политическая социализация в Казахстане: возможности, перспективы, тенденции
|
| Мировая политика и международные отношения. 1 час
Цель – определение мировых центров силы, тенденций
развития международных отношений для определения геополитического
статуса Казахстана в современном мире.
Задачи:
1. Понятие мировой политики
2. Система международных отношений
3. Международные политические институты
| 71,72,73,74,57,53,47,35,30
| 1.Определение тенденций мировой политики, закономерностей функционирования
2. Выявление специфики формирования внешней политики РК в условиях многополярного мира
|
| Особенности современного мирового политического процесса.1 час.
Цель – определение тенденций, путей, проблем современного мирового
политического процесса
Задачи:
1.Понятие мирового политического процесса
2. Особенности современного мирового политического процесса
3. Факторы мирового политического процесса: демографические проблемы
проблемы терроризма, преступности, наркомании; экологические
проблемы
| 49,50,52, 69,72,52,53,47,42,12
| 1.Формирование понимания о тенденциях мирового политического процесса, геополитических факторах.
2. Выявление роли глобальных проблем цивилизации, их влиянии на мировые политические процессы
|
| Национально-государственные интересы Казахстана в новой геополитической конфигурации мира.1 час.
Цель – определение места и роли современного Казахстана в
условиях многополярного и многовекторного мирового развития.
Задачи:
1. Определение места и роли Казахстана в системе международных отношений.
2. Национально-государственные интересы Казахстана
3. Определение основных тенденций внешней политики Казахстана в новой геополитической конфигурации мира.
| 69,72,52,53,47,42,12
| 1.Формирование национально-государственных интересов, их значение в развитии государства
2. Формирование национально-государственных интересов РК
3. Геополитическая конфигурация в 21 веке, основные проблемы Центрально-Азиатского региона
|
| Основные приоритеты внешней политики, внешнеполитические инициативы Казахстана в обеспечении безопасности и устойчивого развития в Центрально-Азиатском регионе и в мире. 1 час.
Цель – определение основных приоритетов внешней политики Казахстана в контексте обеспечении безопасности и устойчивого развития в
Центрально-Азиатском регионе и в мире
Задачи:
1.Определение основных приоритетов внешней политики РК
2. Внешнеполитические инициативы Казахстана в обеспечении
Безопасности и устойчивого развития в Центрально-Азиатском регионе
3. Международные организации, сотрудничающие с Казахстаном в
рамках обеспечения безопасности и устойчивого развития в Центрально-Азиатском регионе
| 69,72,52,53,47,42,12
| 1. Формирование общих представлений о внешней политике государства
2. Специфика внешнеполитических инициатив Казахстана в условиях нарастания военной угрозы, многополярности международных отношений.
3. Казахстан в современных международных организациях. Мирные инициативы Казахстана.
|
Тематический план семинарских занятий
№
| Тема занятия,
объем в часах
| Устный опрос
Решение задач, проблемных вопросов
| Письменный опрос (тестовый опрос, контрольные работы, работа по карточкам, доклады, сообщения, рефераты, дом. заданияи др. виды)
| Применение современных методов обучения, использование инновационных технологий в учебном процессе
| Реком литература
|
| Объект, предмет, методы политологии. Роль и значение политологии.1 час.
1.Предмет, объект политологии.
2. Функции политологии
2.Основные парадигмы политологии.
| Устный опрос.
| Работа с практикумом
под ред. Проф. Василика М.
| http://www.politicalscience.boom.ru
http://www.nauki-online.ru/o-politike-i-polito.
| Гаджиев К.С. Методологические принципы политологии // Вестник МГУ сер.12 Социально-политические исследования
Кривогуз И.О. О предмете политологии // общественные науки и современность, 2005. № 4
|
| Основные этапы развития политической мысли.1 час.
1.Политические идеи мыслителей Древней Греции.
2.Политические взгляды мыслителей Нового времени.
| Устный опрос.
| На выбор подготовить слайды по отдельным мыслителям (указание биографических данных, трудов, основных положений)
| http://www.politicalscience.boom.ru
http://www.nauki-online.ru/o-politike-i-polito.
| Платон Госудаство // Собр. Сч.: в 4-х т. М., 1994. Т.3
Гоббс Левиафан // Соч.М., 1986. Т.3
Монтескье Ш.-Л. Избранные произведения М., 1995.
|
| Политическая элита и политическое лидерство.1 час.
1. Понятие «элита». Основные теории политических элит Парето, Михельса, Моски.
2. Типологии и функции политического лидерства.
Заполните таблицу классификаций политического лидерства по М. Веберу, Херманн М..
Типы политического лидерства
| Качества лидера
| Примеры из истории
| 1.знаменосец…
|
|
| 2.
|
|
| 3.
|
|
|
| Устный опрос
| Письменная сдача таблицы
Работа с практикумом
под ред. проф. Василика М.
| http://www.politicalscience.boom.ru
http://www.nauki-online.ru/o-politike-i-polito.
| Ашин Г.К. Элитизм и демократия // Общественные науки и современность, 2002. № 4
Блондель Ж. Политическое лидертво. Путь к всеобъемлющему анализу. М., 1992. Зяблюк Н.Г. Лббизм в США как политический институт // США: экономика, политика, идеология. 2003. № 1,2
|
| Власть как отношение и процесс: генезис, сущность, источники, ресурсы. 1 час.
1.Сущность и содержание власти. Структура власти.
2. Основные парадигмы определения власти. Заполните таблицу:
Концепции власти
| Содержание власти
| Примеры
| Марксистская
| Экономическое господство одного класса над другим
| Советский Союз
| Телеологическая
|
|
| Реляционная
|
|
| Биологическая
|
|
| Психологическая
|
|
| Рациональная
|
|
| Иррациональная
|
|
| Бихевиористская
|
|
| Структурно-функциональная
|
|
|
| Устный опрос
| Письменно сдать таблицу.
Работа с практикумом
под ред. проф. Василика М.
| http://www.politicalscience.boom.ru
http://www.nauki-online.ru/o-politike-i-polito.
| Краснов Б.И. Теория власти и властных отношений. 2002.
Бурдье П. Социология политики
Канетти М. Масса и власть. М., 1997.
Халипов В.Ф. Введение в науку о власти. М. 1996
|
| Политическая система. Политический режим и его типы.1 час.
1. Понятие, структура, типология политических систем.
2. Политические режимы. Заполните таблицу:
Политический режим
| Основные признаки
| Схожие черты
| Различия
| Положительные стороны
| Негативные стороны
| Тоталитаризм
|
|
|
|
|
| Авторитаризм
|
|
|
|
|
| Демократия
|
|
|
|
|
|
| Устный опрос.
| Письменно сдать таблицу
Работа с практикумом
под ред. проф. Василика М.
| http://www.politicalscience.boom.ru
http://www.nauki-online.ru/o-politike-i-polito.
| Арендт Х. Истоки тоталитаризма. 1996
Хантингтон С. Будущее демократического процесса: от экспансии к консолидации // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 6
Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. Сравнительное исследование. М., 1997
|
| Теории и модели современной демократии.1 час.
1.Определение, содержание, основные этапы развития демократии.
2. Классические теории демократии.
| Устный опрос
| Работа с практикумом
под ред. проф. Василика М.
| http://www.politicalscience.boom.ru
http://www.nauki-online.ru/o-politike-i-polito.
| Хантингтон С. Будущее демократического процесса: от экспансии к консолидации // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 6
Р. Даль.Теория полиархии.
Гаджиев К.С. Эпоха демократии? // Вопросы философии. 2006. № 9
|
| Правовое государство и гражданское общество.1 час.
1. Концепции происхождения государства.
2. Гражданское общество: признаки и функции.
3. Правовое государство: признаки и функции.
| 1.Работа с учебником и первоисточниками.
2.Устный опрос.
| Работа с практикумом
под ред. проф. Василика М.
| http://www.politicalscience.boom.ru
http://www.nauki-online.ru/o-politike-i-polito.
| Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 2000.
Белов Г.А. Права человека. М.. 2003
Мамут Л.С. Государство: плюсы представлений // Общественно-политические наук и современность. 1996. № 4
Боер В.Я. Правовое государство: идея, концепция, реальность. СПб, 1999 г.
|
| Политические партии, партийные систем и общественные движения. 1 час.
1.Определение политической партии. Сущность и разновидности партийных систем.
2.Сущность и роль общественно-политических движений.
3. Заполните таблицу:
Типы партий
| Основные черты
| Примеры партий (можно использовать опыт исторического развития Казахстана и других государств)
| Роль и значение в развитии общества
| Массовые
Кадровые
|
|
|
| Патронажные
Идеологические
|
|
|
| Сословные
Классовые
|
|
|
| Консервативные
Реформистские
Революционные
|
|
|
| С индивидуальным членством
С коллективным членством
|
|
|
| Харизматические
Традиционные
Рациональные
|
|
|
|
| Устный опрос
| Работа с практикумом
под ред. проф. Василика М.
Письменная сдача таблицы
| http://www.politicalscience.boom.ru
http://www.nauki-online.ru/o-politike-i-polito.
| Бейме К. Партии // Политология вчера и сегодня. М., 1992. вып..4
Пушкарева Г.В. Партии и партийные системы: концепция М. Дюверже // Социально-политический журнал 1993. № 3
Сколько в Казахстане партий? / Политика/Интернет-газета. Казахстан.
Политические партии в Казахстане. А., 2006
|
| Политическая культура и политическая идеология, национальная идея Республики Казахстан. 1 час.
1.Политическая идеология. Типология
2.Политическая культура. Типология Алмонда, Вербы. Функции политической культуры.
3.Проблемы разработки национальной идеи Республики Казахстан
| Устный опрос
| Работа с практикумом
под ред. проф. Василика М.
| http://www.politicalscience.boom.ru
http://www.nauki-online.ru/o-politike-i-polito.
| Градинар И.Б. Политическая культура: мировоззренческое измерение. СПб.,, 1996.
Пивоваров Ю.С. Политическая культура Методологический очерк. М., 1999
Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. № 4
|
| Национально-государственные интересы Казахстана в новой геополитической конфигурации мира.1 час.
1. Геополитика. Основные концепции
2. Геополитическая структура мирового сообщества
3. Геополитическое положение современного Казахстана
| Устный опрос
| Работа с практикумом
под ред. проф. Василика М.
Круглый стол
| http://www.politicalscience.boom.ru
http://www.nauki-online.ru/o-politike-i-polito.
| Поздняков Э.А. Геополитика
Рахманова Г.Б. Казахстан и проблемы безопасности в Центральной Азии, А.. 2006
Чжен Кун Фу Геополитика Казахстана. А.. 1999
Звягинская И. Становление государств в Центральной Азии. Политические процессы
Бакаев Л. Национальная безопасность Республика Казахстан. В контексте истории и современности. А., 2005.
Международный терроризм. М., 2005
Центральная Азия: внешний взгляд. Международная политика с центрально-азиатской точки зрения. А., 2006
|
|