Профессионального развития специалиста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессионального развития специалиста



 

Проектирование личностно ориентированных технологий

Профессионально обусловленные структуры деятельности и личности являются психологической основой конструирования личностно ориентированных технологий профессионального развития специалиста.

Эта процедура включает следующие этапы.

1. Целеполагание, формулирование задач профессионального развития личности специалиста.

В качестве задач могут выступать:

• актуализация профессионально-психологиче­ского потенциала личности;

• стимулирование и мотивирование профессионального роста, карьеры;

• повышение социально-профессиональной компетентности;

• диагностика и коррекция профессионально-психологического профиля специалиста;

• развитие профессионально важных качеств и ключевых квалификаций;

• формирование социально-профессиональных и интеллектуальных умений;

• освоение компетентных технологий профессионального поведения;

• развитие позитивной профессиональной «Я»-концепции и проектирование сценариев про­фессионального развития;

• преодоление деструктивного развития лично­сти специалиста: кризисов, стагнации, деформаций.

2. Определение содержания профессионально разви­вающего учебного материала и составление программы. В зависимости от задач личностно ориентированно­го образования его содержанием могут стать социаль­но-психологические, правовые, экономические, управ­ленческие, профессиональные и специальные знания и умения. Самым важным на этом этапе является включе­ние в учебный материал субъективного опыта обучае­мых, а также субъективно значимых ситуаций и задач.

Для определения субъективной составляющей учебного материала оправданы такие методические приемы:

• диагностика готовности обучаемых к нововве­дениям, инновационной деятельности;

• рефлексия уровня своего профессионального развития;

• составление психобиографии своего професси­онального становления;

• заполнение карты индивидуального стиля дея­тельности;

• определение психологических барьеров и труд­ностей в профессиональной жизни;

• заполнение карты самооценки профессиональ­ных способностей.

Результатом этого этапа становится программа повышения профессионально-психологической компетентности, ориентированная на субъективный опыт обучаемых.

3. Определение состава активных форм и методов взаимодействия педагогов-психологов с обучаемыми.

Все многообразие форм и методов взаимодейст­вия можно свести к четырем группам, каждая из которых ориентирована на развитие и обогащение под­структур личности специалиста:

1. Технологии обогащения социально-профессио­нальной направленности специалистов:

• знакомство с ситуационными нововведениями в социально-профессиональной области деятельности;

• интерпретация авторской концепции педагогов-психологов;

• рефлексивно-инновационный практикум;

• тренинг поощрения и похвалы;

• формирование имиджа специалиста.

 

2. Технологии повышения социально-профессио­ нальной компетентности:

 

• диалогические лекции по инновационным проблемам;

• тренинг диадического взаимодействия;

• групповые дискуссии; психолого-педагогические консилиумы; организационно-деятельностные игры; профессионально-психологические аргументации;

• тренинги интеллектуальных умений;

• тренинг ведения переговоров и разрешения конфликтов;

• тренинг делового общения.

 

3. Технологии развития профессионально важных качеств:

• тренинги личностного роста;

• тренинги ключевых квалификаций: рефлексии, корпоративности, креативности, коммуникативности и др.;

• тренинги самопознания и общения;

• тренинг партнерского общения.

 

4. Технологии развития профессионально значимых психофизиологических свойств:

• тренинги внимания и наблюдательности;

• тренинг глазомера;

• тренинг координации движений;

• тренинг снятия психологического напряжения.

Профессиональное развитие специалиста реали­зуется посредством комплекса личностно ориенти­рованных технологий. Как выше уже было отмечено, к ним относятся целеполагание, проектирование содер­жания учебного материала, разработка средств диа­гностики, применение разнообразных развивающих психотехник, организация учебно-пространственной среды, мониторинг профессионального развития. Комплексный подход к профессиональному разви­тию специалиста отражается в технологической карте. Ее обобщенная структура представлена в табл. 20.

В зависимости от целевой установки профессии, должностных обязанностей, квалификации и стажа работы проектируется личностно ориентированная карта профессионального развития. Исходными дан­ными для ее проектирования являются должностные инструкции, профессиограммы, профессионально-квалификационные характеристики, а также компетенция[14] специалистов.

Таблица 20

Технологическая карта профессионального развития личности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 888; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.006 с.)