Политическое развитие и политическая модернизация: сущность, критерии и типы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическое развитие и политическая модернизация: сущность, критерии и типы.



Политическая модернизация – это процесс формирования, развития и распространения современных полит институтов, практик.

Смысл модернизации - в приближении полит и социал систем к уровню развитых состояний.

ПМ - это часть процесса социальной модернизации, когда преобразования происходят во всей социал системе: экономике, культуре, образовании. Выбор пути модернизации начинается в сфере политики, с проявления полит воли к изменениям.

Цели модернизации воплощаются в социальных ценностях: экономический рост, равенство, демократия, стабильность, благосостояние, справедливость, порядок, в ходе модернизации хотят освободиться от бедности, неравенства, репрессий, насилия, зависимости.
Направления модернизации в современном мире:индустриализация и информатизация общества; формирование экологического общества с природосберегающими технологиями; демократизация, расширение участия населения в управлении общ делами, подконтрольность власти и ее ответственность перед обществом; повышение благосостояния населения, преодоление разрыва между богатыми и бедными; обеспечение доступности образования и его качества, возможность активной деятельности и жизненного успеха в новой системе социальных отношений;
расширение сферы свободы человека, рост выбора и независимости от давления традиций, среды, места проживания.
Формы модернизации зависят от типа полит систем и власти. Теория модернизации прошла три этапа: 1950-60-е гг., 1960-70-е гг. и 1980-90-е гг.
Первый этап модернизации. Развитие всех стран рассматривалось как универсальное, происходящее в одном направлении, имеющее одни и те же стадии и закономерности. Процесс развития в направлении от традиционного общества к современному -в основе общ развития лежит прогресс в экономике и технологии, ведущий к повышению жизненного уровня и решению социальных проблем. Наиболее развитой считали США, затем европейские страны. Отсталые страны имели шанс достичь уровня «современности» передовых держав. Черта 1 этапа - телеологизм и евроцентризм (американоцентризм): демократизация развивающихся стран по западному образцу (разделения властей, введение выборов); развитие индивидуальных ценностей и способов легитимации власти. Среди благоприятных факторов - успешное соц-эконом развитие стран «третьего мира», активное сотрудничество с развитыми государствами Зап Европы и США. Среди неблагоприятных - сохранение традиционного общества, нежелание правящих элит поступиться интересами ради обновления страны, неграмотность. 1960-е показали несовершенство теории.

Второй этап модернизации -отход от евроцентризма, проблема «стабильности» полит развития как предпосылки для соц-эконом прогресса. Задача ПМ - способность полит институтов приспособиться к изменяющимся условиям, основанная на прочности и организованности. На стадии перемен жесткий авторитарный режим, контролирующий порядок, способен обеспечить переход к рынку и нац единство-консерватизм.

Сторонники «либерального» направления - формирование открытой социал и полит системы путем мобильности и интеграции населения в полит сообщество, вовлеченность населения в полит процесс для обеспечения стабильности и порядка с помощью диалога между элитой и населением. Третий этап модернизации -не искоренение традиционности, а развитие с использованием традиции, которая выступает стабилизирующим фактором, без навязывания чуждых (западных) образцов, не отрицается универсальность развития, сочетается с партикуляризмом. Модернизация саморазвивающийся процесс, зависящий от деятельности полит элит и от влияния обстоятельств и поведения рядовых членов общества.
Содержание политической модернизацииПМ -формирование, развитие и распространение современ полит институтов, практик, структуры. Изменение функций полит институтов включает три процесса: 1) структурную дифференциацию полит институтов и их специализацию;

2) рост способности полит системы к мобилизации и выживанию» 3) тенденцию к равноправию.
Часто используемый механизм ПМ - заимствование (копирование, имитация) образцов. Два типа имитации: - имитация алгоритма - копируется механизм процесса (взаимодействие трех ветвей власти);- имитация результата - «симуляция» (провозглашение свободных и соревновательных выборов при их несвободном характере или создание трех ветвей власти без реализации их). Лучшие результаты дает имитация алгоритмов..
Составляющие ПМ: создание полит структуры с высокой специализацией полит ролей и институтов; создание суверенного государства; усиление роли закона; рост численности граждан, расширение включенности в полит жизнь групп и индивидов; увеличение рациональной бюрократии, усиление модернизаторских элит.
Типы политической модернизации. - «органическая», или «первичная»- Великобритания, США, Канада, европейские страны (модернизационное ядро)- эпоха 1 промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации. модернизация осуществлялась эволюционным путем на основе традиций и образцов;
- «неорганическая» или «вторичная», «модернизация вдогонку» (Россия, Бразилия, Турция), социокультурные контакты «отставших» с модернизационным ядром, имитационные процессы. «Догоняющая» модернизация предполагает, что одни элементы общества «убежали» вперед, соответствуют развитию в «передовых» странах, а другие - отстают в развитии или отсутствуют, чередуются эволюционные и революционные начала. «Первичная» -эпоха первой промышл революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных граждан прав, демократизации. «Вторичная» осн механизм - имитационные процессы. Предпосылками ПМ являются: обострение политических противоречий в результате устарелости элементов и функций системы власти; возникновение кризисных ситуаций; стремление ведущих групп к преобразованию полит отношений и институтов; формирование в сознании господствующих групп и народа ориентации на изменение полит структур. Более совершенной типологией представляется выделение трех типов модернизации:
- эндогенная, то есть осуществляемая на собственной основе (Европа, США);
- эндогенно-экзогенная, осуществляемая на собственной основе, равно как и на основе заимствований (Россия, Турция, Греция и т.д.);
- экзогенная модернизация (имитационные, имитационно-симуляционные и симуляционные варианты), осуществляемая на основе заимствований при отсутствии собственных оснований.
По сравнению со странами первого типа в обществах «догоняющей» модернизации (или эндогенно-экзогенной, экзогенной модернизации) политический фактор играет более существенную роль. Это вполне объяснимо, так как здесь не сложилось достаточно предпосылок для спонтанной трансформации традиционных экономических, социальных, социокультурных и политических структур, поэтому государство вынуждено в некоторых случаях выступать как «толчок» и организатор процесса трансформации. С этим часто связывают и установление авторитарного режима в этих странах, который получил название «авторитаризм развития». Несмотря на то что дискуссии об эффективности отдельных политических режимов с точки зрения успешности процесса модернизации имеют научную и практическую значимость, следует отметить их второстепенный характер. Это объ­ясняется тем, что модернизация представляет собой достаточно длительный процесс, измеряемый в масштабе эволюции в то время, как существование авторитарного режима происходит в масштабе повседневности и истории; оно может лишь повлиять на специфику отдельного момента модернизационного процесса. Кроме того, сама постановка вопрос об эффективности режима может говорить о намерении исследователя представить модернизацию как результат реализации определенного политического курса, результат деятельности политических элит, то есть может свидетельствовать об однобокой трактовке исследователем самого понятия модернизации.

Особенности российской политической модернизации -эндогенно-экзогенный тип. сочетание собственных и заимствованных институтов и традиций. Первый: вотчинный, или патримониальный, блок представлял собой... воспроизведение «семейной модели» господства в крупных масштабах. Второй развился из поверхностно и ускоренно заимствованной у Византии христианской теократии, основывался на господстве единой и единственной «правды». Третий был упрощением ордынской деспотии... и служил мобилизации ресурсов принуждающего насилия, для решения «судьбоносной» задачи. Четвертый: претендующая на модернизованность военно-бюрократическая структура «государевой службы» — упрощенная версия популярной в Германии XVII-XVIII вв. утопии «полицеистского государства...». Власти способны обо всем заботиться и все устраивать наилучшим образом. Эти блоки находились в конфликте друг с другом, т.к. различались по происхождению и принадлежали к разным эволюционным временам. Для России характерна особая роль государства в осуществлении модернизации. Благодаря слабости гражданского об-ва и исключительной роли гос-ва в России, модернизация по­стоянно подменяется модернизацией гос-ва - его военно-индустриальной мощи, бюрократического аппарата, репрессивных органов, гос сектора экономики. В итоге задачи военно-индустриальной модернизации гос-ва, усиления его как мировой державы решаются за счет антимодернизации и деградации общества». Российская модернизация циклична. Переход от одной фазы модернизации к другой сопровождается социальными потрясениями и катастрофами, ломкой социальных институтов. После периода «смуты»попытки решения проблем модернизации возобновляются с применением обновленных инструментов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.026 с.)