Понятие о системе педагогических наук и основных отраслях педагогики. Связь педагогики с другими науками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о системе педагогических наук и основных отраслях педагогики. Связь педагогики с другими науками.



ОТВЕТЫ I ЧАСТЬ

1. Предмет и задачи педагогики как науки и учебной дисциплины. Основные категории педагогики.

Предмет педагогики – воспитание. Педагогика общая наука о воспитании, обучении, воспитании детей и взрослых. Пед. наука -- изучает закономерности передачи соц. опыта старшими поколениями и активного его усвоения младшими поколениями.Ученые рассматривают педагогику с 3 точек зрения.: 1. Это понимание педагогии как междисциплинарной области знаний – этот подход отрицает пед. как самостоятельную и теоретическую науку. По мнению ученых в педагогике соединины самые разные объекты действительности. 2. Пед. – это прикладная дисциплина функция которой состоит в опосредованном использовании знаний заимствованных из других наук .3. Пед. – самостоятельная дисциплина имеющая свой объект и предмет изучения, эта точка зрения наиболее признаваемая. Объект пед. – это явления действительности которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Деятельность – воспитание и образование.

Предмет – сознательно и целенаправленно организованный пед. процесс. Функции:

1. Общетеоретическая – это анализ закономерностей пед. процесса.

2. Прогностическая – это научное предвидение развитие пед. реальности.

3. Прикладная – это усовершенствование пед. практики, разработка новых систем методов технологий форм и средств обучения и воспитания. Педагогика сегодня охватывает все возрастные этапы и изменения развития личности. Процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания (д/взрослого человека). Категории: 1. Воспитания –– специальная воспитательная деятельность, направленная на формирование системы определенных 2. Понятие «процесс обучения» - планомерный, целенаправленный, систематический и последовательный процесс передачи знаний, умений и навыков, а также руководство познавательной деятельностью учащихся. Цель – усвоение знаний, умений, навыков. Знания – отражение человеком реальной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Умение – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта, приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, доведенные до совершенства путем многократного упражнения. 3. Образование – процесс и результат обучения в целях развития личности. Система накопленных в процессе обучения ЗУН, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

4. Развитие человека – социально-биологический процесс, в результате которого под влиянием внешних и внутренних факторов происходит формирование личности.5. Формирование личности – становление человека как соц. Существа под воздействием различных факторов: экологических социальных экономических идеологических психолог.6. Социализация – процесс соц. развития человека под влиянием всей совокупности условий соц. жизни освоение соц. ролей и норм поведения в обцестве. 7. Самовоспитание и самообразование и т.д.

Педагогика занимается всей сознательной жизнью человека, поэтому предлагаются другие названия – анкурологогика или андрогогика.

Понятие о системе педагогических наук и основных отраслях педагогики. Связь педагогики с другими науками.

Современная педагогика представляет собой развлетвленную систему пед. наук.

Педагогика делится на:

1. историю педагогики (педагогика явления во времени);

2. сравнительную педагогику (педагогика явления в разных странах);

3. общую педагогику, которая делится на 4 раздела:

- обшие основы педагогики

- теория обучения (дидактика)

- теория воспитания

- управление образовательными системами.

4.В системе пед. наук возрастная педагогика: (ясельная (пред школьная), детская дошкольная, школьная и высшей школы пед. взрослых т.д.),

5.В системе профессиональной педагогики:(военная, музыкальная, спортивная, инженерная и арт(искусства) т.д.)

6. Этнопедагогика

7. Философия воспитания.

8. Специальная педагогика.

9.Пед. психология

10 Социология образования.

Частные методики (предметные дидактики)

Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками:

1) философией;2) психологией;3) гигиеной; 4) социологией;5) фольклористикой и этнографией.

Философия -- помогает определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. Педагогика связана и с такими относительно самостоятельными областями философия как этика, эстетика.

Психология помогает решать конкретные вопросы обучения и воспитания, дает знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей.

Школьная гигиена изучает и определяет санитарно-гигиенические условия жизни учащихся, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса.

Социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы.

Фольклористика и этнография занимаются изучением народных традиций, обрядов и обычаев.

Педагогика сотрудничает также с другими отраслями научного знания, с которыми на первый взгляд трудно уловить взаимосвязь:

1) анатомией и физиологией человека;

2) математикой;

3) кибернетикой.

Проблема целеполагания в педагогике. Понятие и социальная обусловленность цели воспитания.

Целеполагание в педагогике

Важн. проблемой п. явл. разработка и определение целей воспитания.

Цель воспитания – это то к чему стремится воспитание, то будущее на которое оно направленно.

Общие и индивидуальные цели воспитания. Общие – отражают качества, которые должны быть сформированы у всех людей. Индивидуальные – предполагает воспитание определ. человека. На формирование целей воспитания существенное влияние оказали темпы научно- технического и соц.прогресса, экономические возможности общества, уровень развития пед. науки и практики и возможности учебно-воспитательного учреждения. Цели воспитания всегда соц. обусловлены. На пример в ДР. Греции одна из формулировок цели воспитания звучит так: (Воспитание должно быть направленно на формирование добродетилей: ум, воля чувство мужество выносливость справедливость.) Современная цель воспитания в кодексе РБ об образовании: Цель воспитания -- формирование человека в интересах его самого, общества¸государства и направленно на сохранение преумножение и передачу знаний новым поколениям. А так же удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном¸ культурном, нравственном развитии. Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях. Целеполагание всегда «привязано» к конкретной системе осуществления педагогического процесса — школе, классу, уроку и т. д. На данном этапе функционирования педагогического процесса выявляются противоречия между требованиями общей педагогической цели и конкретными возможностями контингента учеников учебного заведения и т. д., намечаются пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе.

Принцип связи теории с практикой.

Индивидуализация обучения – необходимость и организация индивид. подхода в соответствии с особенностями личности ученика.

ВАРИАНТ2. КОЛЛЕКТИВ КАК СРЕДСТВО ВОСП-Я ЛИЧНОСТИ. ДЕЯТ-СТЬ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ КОЛЛЕКТИВА.

Слово коллектив от лат. colligo – озн. «объединяю», а лат. collectirus – «собирательный». Это понятие указывает на объединение людей, на их опред. общественную совокупность, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом объединении людей можно выделить отношения деловые и отношения личные. Деловые – основываютсяна совместной деятельности, личные основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях.

Среди различных типов коллективов особое место занимает ученический коллектив – лаборатория формирования личности. Его особенности:

1. Деят-сть направлена на самих себя, на восп-е каждой личности и всех учащихся, на подготовку их к труду.

2. Объектом и субъектом обучения и воспитания являются учащиеся, а центральной фигурой этого процесса является педагог.

3. Осн. вид деят-сти – учение, которое организует и сплачивает учащихся единством цели, формами и методами обучения и воспитания.

И коллектив становится фактором воспитания учащихся не сразу, а в результате целенаправл. работы.

Успешность проведения в коллективе воспитат. работы во многом зависит от первонач. вкладов в его организацию. Вот почему создание коллектива нужно начинать с умелого предъявления педагогич. требований к воспитанникам:

1) Начинать учебно-воспитат. работу нужно с чёткого определения норм и правил поведения (в школе, на уроках, отношение друг к другу, обращение к учителю).

2) Приучение к соблюдению установленных норм и правил в школе, выработка навыков и привычек поведения (не опаздывать, дисциплина на переменах, отношение к школьному имуществу, вежливость к педагогам, друг к другу).

3) Соблюдение меры в предъявлении требований. Нельзя сразу предъявлять слишком много и делать требования невыполнимыми.

4) В процессе предъявления требований необходимо учитывать настроение в коллективе. Только создавая условия для стимуляции уч. работы и активного участия во внеклассных мероприятиях можно постепенно усложнять требования к улучшению их успеваемости и разнообразной деятельности.

Развитие и укрепление коллектива во много зависит от содержательности и динамики его деятельности. Вот почему большое значение имеет организация перспективных устремлений учащихся: 1)учебная работа; 2)подготовка олимпиад, предметных вечеров, поездки, экскурсии; 3)организации коллект. творч. дел.

В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции (день первоклассника, именинника и т.д.)

Правила воспитания: 1) не унижать, а возвышать; 2) не угнетать, а оставлять шанс на

исправление и положительного развития личности; 3) возбуждать интерес к знаниям, здоровым поступкам и поведению; 4) опираться на положительные черты личности, развивая их на основе все др. качества учащихся.

ОТВЕТЫ I ЧАСТЬ

1. Предмет и задачи педагогики как науки и учебной дисциплины. Основные категории педагогики.

Предмет педагогики – воспитание. Педагогика общая наука о воспитании, обучении, воспитании детей и взрослых. Пед. наука -- изучает закономерности передачи соц. опыта старшими поколениями и активного его усвоения младшими поколениями.Ученые рассматривают педагогику с 3 точек зрения.: 1. Это понимание педагогии как междисциплинарной области знаний – этот подход отрицает пед. как самостоятельную и теоретическую науку. По мнению ученых в педагогике соединины самые разные объекты действительности. 2. Пед. – это прикладная дисциплина функция которой состоит в опосредованном использовании знаний заимствованных из других наук .3. Пед. – самостоятельная дисциплина имеющая свой объект и предмет изучения, эта точка зрения наиболее признаваемая. Объект пед. – это явления действительности которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Деятельность – воспитание и образование.

Предмет – сознательно и целенаправленно организованный пед. процесс. Функции:

1. Общетеоретическая – это анализ закономерностей пед. процесса.

2. Прогностическая – это научное предвидение развитие пед. реальности.

3. Прикладная – это усовершенствование пед. практики, разработка новых систем методов технологий форм и средств обучения и воспитания. Педагогика сегодня охватывает все возрастные этапы и изменения развития личности. Процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания (д/взрослого человека). Категории: 1. Воспитания –– специальная воспитательная деятельность, направленная на формирование системы определенных 2. Понятие «процесс обучения» - планомерный, целенаправленный, систематический и последовательный процесс передачи знаний, умений и навыков, а также руководство познавательной деятельностью учащихся. Цель – усвоение знаний, умений, навыков. Знания – отражение человеком реальной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Умение – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта, приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, доведенные до совершенства путем многократного упражнения. 3. Образование – процесс и результат обучения в целях развития личности. Система накопленных в процессе обучения ЗУН, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

4. Развитие человека – социально-биологический процесс, в результате которого под влиянием внешних и внутренних факторов происходит формирование личности.5. Формирование личности – становление человека как соц. Существа под воздействием различных факторов: экологических социальных экономических идеологических психолог.6. Социализация – процесс соц. развития человека под влиянием всей совокупности условий соц. жизни освоение соц. ролей и норм поведения в обцестве. 7. Самовоспитание и самообразование и т.д.

Педагогика занимается всей сознательной жизнью человека, поэтому предлагаются другие названия – анкурологогика или андрогогика.

Понятие о системе педагогических наук и основных отраслях педагогики. Связь педагогики с другими науками.

Современная педагогика представляет собой развлетвленную систему пед. наук.

Педагогика делится на:

1. историю педагогики (педагогика явления во времени);

2. сравнительную педагогику (педагогика явления в разных странах);

3. общую педагогику, которая делится на 4 раздела:

- обшие основы педагогики

- теория обучения (дидактика)

- теория воспитания

- управление образовательными системами.

4.В системе пед. наук возрастная педагогика: (ясельная (пред школьная), детская дошкольная, школьная и высшей школы пед. взрослых т.д.),

5.В системе профессиональной педагогики:(военная, музыкальная, спортивная, инженерная и арт(искусства) т.д.)

6. Этнопедагогика

7. Философия воспитания.

8. Специальная педагогика.

9.Пед. психология

10 Социология образования.

Частные методики (предметные дидактики)

Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками:

1) философией;2) психологией;3) гигиеной; 4) социологией;5) фольклористикой и этнографией.

Философия -- помогает определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. Педагогика связана и с такими относительно самостоятельными областями философия как этика, эстетика.

Психология помогает решать конкретные вопросы обучения и воспитания, дает знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей.

Школьная гигиена изучает и определяет санитарно-гигиенические условия жизни учащихся, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса.

Социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы.

Фольклористика и этнография занимаются изучением народных традиций, обрядов и обычаев.

Педагогика сотрудничает также с другими отраслями научного знания, с которыми на первый взгляд трудно уловить взаимосвязь:

1) анатомией и физиологией человека;

2) математикой;

3) кибернетикой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.031 с.)