Методика работы над сюжетным рассказом по картине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика работы над сюжетным рассказом по картине



Первое сочинение – сочинение по картине, поскольку в качестве подготовки к творчеству сочинение по картине очень удобно – здесь и наглядность, и опора на какой-то сюжет, есть за что «зацепиться глазу» и над чем подумать. Сочинение по картине активизирует все творческие возможности ребёнка, позволяет ему высказаться, выразить свои мысли и чувства. Вид сочинения определила сама картина. В альбоме по развитию речи есть репродукция картины Аркадия Александровича Пластова «Первый снег». Эта картина отвечает всем целям – она изображает простую, знакомую детям ситуацию, более того, на картине изображены дети младшего школьного возраста, поэтому чувства и мысли героев картины будут понятны детям.
Подготовка к сочинению заняла два дня.
1-й день. Раздать детям репродукции, над которыми они могли бы работать до завтрашнего дня, попросить их внимательно рассмотреть картину. После этого раздать всем по листку с вопросами к картине:
- Внимательно рассмотри репродукцию. Что на ней изображено?
- Как называется картина?
- Кто из них выбежал раньше, кто позже? Чем вы можете подтвердить свою догадку?
- Что чувствуют дети, которые глядят на первый снег? Как передать их впечатления и чувства словами?
- Как вы описали, что открылось взору ребят? Опишите это как можно подробней.
- Как вы думаете, что чувствовал художник, когда рисовал картину? Какой смысл он вкладывал в её название?
Напишите черновик-сочинение – все интересные мысли, что пришли вам в голову, впечатление от картины, интересные детали.
Попросить ответить себе на эти вопросы, объяснив, что на основе этих ответов они напишут своё сочинение. Отдельно план мы не готовим.
2-й день. Показать ребятам, как оформить сочинение и ответить на вопросы. После этого попросить каждого из них внутренне повторить свои ответы на заданные вопросы и написать план, если это было необходимо.
Одна группа ребят может с энтузиазмом приняться за работу. Несколько ребят, пробившись над сочинением полчаса, могут сказать, что ничего в голову им не приходит, и попросить освободить их от написания сочинения. Не настаивайте. Другая группа может написать сочинение слишком быстро. Попросите их внимательно присмотреться к деталям, прислушаться к своим чувствам, возникающим при рассмотрении этой картины. Когда две трети класса будут готовы, раздать всем по листку с памяткой:

ПРОВЕРЬ!

1. Ясно ли предал свою мысль?
2. Нет ли повторов, одинаковых слов, оборотов речи?
3. Все ли слова употреблены удачно?
Проверь безударные гласные, все трудные слова, знаки препинания!

Проверяют сочинение сами дети, чтобы найти ошибки самим. У некоторых они так и остались в сочинении.
3-й день. Учитель приходит с проверенными сочинениями и устраивает проверочную работу. Пишет на доске слова, в которых были допущены ошибки, ставя пропуск той буквы, в которой ошибся ученик. Ребята сами исправляют ошибки и записывают эти слова в тетрадь. Также придётся разобрать несколько случаев речевых ошибок.
Вот некоторые из сочинений.

 

Сочинение по картине «Первый снег»

«На картине «Первый снег» изображена деревня зимой, невдалеке едут сани, запряжённые одной лошадью, деревья, на крыльце одного дома стоят два ребёнка – мальчик и девочка. На их лицах изображена большая радость, потому что скоро начнутся зимние забавы. Раньше вышел мальчик, потому что у него на шапке уже снег и одет он тепло, а девочка одета легко и, наверное, выбежала посмотреть.»

«Пришла зима. Зима была ещё тёплая. Изображена здесь голая природа. Дети выбежали смотреть первый снег. Стало уже холодно. Дети рады зиме! Уже не видно тропинки. Улетают птицы на юг. Всё замело белым снегом. Деревья все белые. Дети стали тёплую одежду одевать. Стало холодно, хороших птиц стало мало.»

«Выпадает первый снег. Деревья скоро засыплет снегом. Насекомые впадают в спячку. Ребята очень рады. Будет всё белым-бело. Некоторые птицы улетают на юг. Кругом скоро будет всё белое. Девочка не вытерпела и выбежала без колготок …»

«Выпал первый снег. Нетерпеливый мальчик выбежал на улицу без одежды и вернулся. За ним и девочка. Но мальчик сильно-сильно чебурахнулся в снег. А снег мягкий, не больно!»

«Дети вышли на улицу, потому что наступила зима. Первая вышла Аня, ну а потом Саша. Аня – девочка добрая. Выпало много снега. Дети были рады снегу. Он был пушистый и мягкий. Мне очень нравится зима, потому что она суровая. Художник очень хотел нарисовать эту картину. И нарисовал с душой».

 

Заключение

Анализ сочинений показывает, что дети воспользовались той помощью, которую мы предлагаем (хотя и не в полной мере) – в сочинениях хорошо видны ответы на те вопросы, которые мы им задавали. Что интересно – хотя ребята с явно развитыми речевыми функциями и написали сочинения лучше, чем другие, но фантазия и живость языка вторых восполняет все недостатки письменной речи. С нашей точки зрения, неудач здесь просто не было – каждый высказался так, как он захотел, причём, повторимся, дети для этого ни разу не писали сочинения по картине, это был первый опыт в этой области и, по-нашему, удачный, особенно учитывая то, что проведённая работа была довольно скудна, и ребята в основном полагались лишь на собственные возможности и способности.
Кроме того, ребятам очень понравилось писать сочинения, и мы думаем в будущем, они раскроются в этом чрезвычайно перспективном виде творчества более полно и ярко.

Об отдельных видах сочинений

Разнообразие детских творческих работ настолько велико, что все охватить невозможно. Но показать некоторые примеры необходимо.

 

Сочинения-миниатюры

Почти все они – продукт свободного творчества. Подготовка ктаким сочинением сводиться к созданию творческой атмосферы в классе, положительных эмоций и устранение боязни неудач. Кроме того, тему выбирает сам автор. Учитель дает лишь общее направление: «расскажите о каком-то случае»; «о каком-то зверьке» и т.п. следует также помочь детям в языковом оформлении, особенно в орфографии.

Приведем несколько примеров миниатюрных сочинений, написанных в условиях урока во 2 классе; работа продолжалась 20 мин.

Про стол.

В лесу росла высокая сосна. Ствол золотой, а высоко зеленая шапка. Пришли лесорубы и ее спилили. По лесной дороге сосне свезли на завод, ее распилили на доски. Из досок столяры сделали стол.

Грамматическая тема урока была «Родственные слова».

Кошка.

У нас есть кошка Мурка. Шерстка у нее, как бархат. У кошки есть маленькие веселые котята. Они пушистые, как шарики, бегают за бумажкой на веревочке. А когти у них острые.

В этой миниатюре – два сравнения, три эпитета, и все это подобрано вполне удачно.

Накорми птиц.

Наступила долгая осень. Птицы стали ютиться ближе к жилью человека. Миша сделал кормушку из фанеры, подвесил к ветке и насыпал туда крошек. Прилетели к кормушке птицы: снегири, синицы и воробьи. Они клевали корм, и все время ссорились между собой.

Проведена работа над причинно-следственными связями между предложениями в этом тексте. Кроме того, находили главные члены предложения.

Озеро.

За окном нашего класса синеет озеро Яровое. Поля уже давно оделись в зимнюю белую шубу, но наше озеро не замерзает. Оно не боится морозов: оно соленое.

Два сложных предложения с противительными отношениями между простыми (союза но) и с отношениями причины, с двоеточием, оно бессоюзное. Двоеточие подсказано учительницей.

Удачно подобрано слово синеет. Два тропа: оделись в зимнюю шубу и не боится морозов.

Сестренка.

У меня есть маленькая сестренка Верочка. Я очень люблю ее. Она бойкая и любопытная, но еще плохо умеет говорить. Я забочусь о Верочке.

Сочинения малых форм создают непрерывность системы самостоятельного письма учащихся, служат как бы фоном для крупных сочинений и других творческих работ.

Описание картины.

Сочинения по картинам весьма распространены в школьной практике. Они удобны в организационном отношении, ценны в психологическом отношении, так как явления жизни, изображены на картине, уже осмыслены художником – человеком большого таланта. Наконец, картина – искусство, через нее школьник приобщается к вершинам культуры.

Сочинения по картинам имеют свою типологию:

а) описание картины – его особенности показаны на примере картины И.И. Шишкина «Рожь»;

б) сюжетный рассказ по картине на основе воображения школьников; картина дает толчок для их фантазии, дает как бы застывший момент жизни;

в) сочинение по серии из 2-5 картин, выполняющих роль картинного плана (это самый простой, доступный вид сочинения по картине);

г) сочинение о художнике и об истории создания картины; анализ самой картины дается в расширенном контексте;

д) сочинение по портрету: раскрытие характера героя, изображенного на картине, и мастерства художника, сумевшего воплотить на холсте этот характер (самый трудный вариант сочинения).

Подготовка школьника к сочинению по картине имеет свою специфику:

во-первых,школьник должен быть элементарно знаком с основами изобразительного искусства: побывать в музее, на выставке на встрече с художником, знать репродукции известных картин и т.п.;

во-вторых, необходимо иметь рассматривать, анализировать картину: отличать живопись от графики, пейзаж от натюрморта, акварель от барельефа; уметь видеть передний план, понимать композицию картины;

в-третьих, нужно улавливать идею картины, ее пафос, настроение, а неплохо бы – и манеру художника.

И.И.Шишкин в этом смысле отличный педагог. Школьники, готовясь к сочинению, выявляют:

тему картины (что на ней изображено);

ее композицию – расположение главного и деталей;

действие, сюжет картины;

впечатление от нее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 855; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.012 с.)