Оздоровление детей с максимальным использованием уникальных природно-климатических условий Южного берега Крыма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оздоровление детей с максимальным использованием уникальных природно-климатических условий Южного берега Крыма.



О ПРОГРАММЕ

В состав Морского порта 25 лет входит и успешно функционирует Детская морская флотилия, являющаяся педагогическим звеном, которое пользуется большой популярностью у детей, приезжающих на отдых в «Артек» (около 30% детей, прошедших подготовку по программе Детской морской флотилии, приезжают в морские отряды повторно). По данной программе Детская морская флотилия работает с 1989 года. Несколько раз программа подвергалась сокращениям в связи с уменьшением продолжительности смен и материально-техническими возможностями.

ДМФ ставит перед собой следующие цели и задачи:

Оздоровление детей с максимальным использованием уникальных природно-климатических условий Южного берега Крыма.

Выдающийся русский врач-климатолог Владимир Николаевич Дмитриев, приехавший в Ялту в 1867 г., на протяжении 40 лет изучавший влияние климата Южного берега Крыма на собственный организм, ослабленный туберкулезом, сказал о Крыме «Здесь лечат горы, солнце, воздух и вода».

Хождение на вёслах вырабатывает ловкость, настойчивость, выносливость. Процесс гребли, втягивающий в работу наиболее крупные группы мышц, активизирует деятельность органов кровообращения и дыхания, укрепляет нервную систему и мышечно-связочный аппарат. Хождение в шлюпке под парусом развивает чувство моря и ветра, бесстрашие, наблюдательность, глазомер.

 

Воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Современное состояние биологии Чёрного моря нельзя назвать благополучным. С речными стоками в море попадает переизбыточное количество органических веществ, разложение которых приводит к дефициту, а то и полному исчезновению растворённого в воде кислорода, в результате чего происходит «замор» (гибель) растительного и животного мира. Почти ежегодно подобные «заморы» происходят в северо-западном районе Чёрного моря, который издавна называли черноморской житницей, хранящей большие запасы водорослей, мидий, рыб и других богатств.

Говоря об этом с детьми, мы стараемся оказать морю маленькую помощь – выходя в море, каждый экипаж берёт с собой пакет для мусора, в который собирает пластиковые и стеклянные бутылки, целлофановые пакеты и прочие предметы, которым не место на поверхности воды.

Воспитание чувства взаимопонимания, взаимовыручки на лучших традициях Военно-Морского флота.

Основной целью работы ДМФ является патриотическое воспитание. В начале каждой смены проводится Вечер открытия навигации, на котором детям торжественно вручают морскую форму, которая даёт детям ощущение принадлежности к большому Военно-морскому флоту, его богатой подвигами истории и традициям. Флот – это дисциплина, выносливость, умение терпеть и ждать, и ответственность – за каждое слово, каждый жест. И, принимая морскую форму, дети принимают и эту ответственность.

В душе каждого из нас жива потребность в торжественных и строгих воинских ритуалах. Они оказывают неизгладимое эмоциональное воздействие на всех присутствующих. К таким ритуалам относится возложение венка на воду, как дань памяти всем погибшим морякам.

Шлюпки ДМФ имеют свои названия и имена. «Память Азова» - в честь флагманского линейного корабля «Азов» под командованием адмирала Лазарева, отличившегося в Наваринском сражении, за что первый из кораблей Российского флота получил право носить Георгиевский кормовой флаг. Вторым кораблем – Георгиевским кавалером стал бриг «Мекурий», принявший, имея на борту 18 пушек вооружения, бой с двумя линейными турецкими кораблями, имевшим на вооружении 184 пушки на виду у турецкой эскадры. Бриг, получивший более 300 повреждений, сумел выйти их боя победителем. Вторая шлюпка ДМФ носит название - «Память Меркурия». Третья шлюпка - «Память Варяга», напоминающая о беспримерном подвиге русских моряков, принявших бой с японской эскадрой при Чемульпо. Шлюпка «Александр Маринеско» - в честь подводника Балтийского флота времен Великой отечественной войны, на счету которого самый большой тоннаж потопленных фашистских судов.

 

Научить грести и выполнять команды при движении шлюпки на веслах и под парусом.

Занятия в море производятся на шлюпках ЯЛ-6, Экипаж шлюпки состоит из 13 человек. Это: 6 гребцов, рулевой, сигнальщики и запасные гребцы + старший шлюпки (педагог – организатор или инструктор ДМФ). Основным правилом гребли является синхронная работа гребцов. Поэтому в шлюпке работа складывается по принципу: «Один за всех и все за одного». При этом вырабатываются следующие качества:

- умение слушать и выполнять приказания;

- воспитание силы воли;

- умение преодолевать трудности (работа в штормовую погоду);

- умение принимать на себя ответственность (сигнальщики, следящие за курсом);

- умение преодолеть страх (работа в спасательном жилете);

- умение уступить, поддержать, выручить.

- получение новых знаний и умений;

- повышение самооценки, благодаря обладанию новыми знаниями;

Совершенствование техники гребли и управления шлюпкой осуществляется на маршрутах:

Порт «Артек» - д.л. «Морской

Порт «Артек» - Пушкинский грот – Адалары

Порт «Артек» - Аю – Даг - Белый Камень

Порт «Артек» - Гурзуф – Адалары

Порт «Артек» - бухта Панаир

Порт «Артек» - Ай-Даниль

 

Научить вязать и применять на практике 14 морских узлов.

Приемы вязания и назначение следующих узлов:

прямой штык простой

рифовый штык со шлагом

шкотовый рыбацкий штык

брам-шкотовый выбленочный

беседочный задвижной штык

двойной беседочный гачный

удавка шлюпочный

 

Научить передавать и принимать фразы посредством флажного семафора.

Флажный семафор – наиболее простое средство зрительной связи, с помощью которого можно переговариваться на достаточно большом расстоянии. При хорошей, ясной погоде, удачно выбранном месте и чёткой передаче, можно вести «разговор» на расстоянии до 2 миль.

Итогом смены являются соревнования по морскому многоборью, которые проводятся в последний рабочий день смены по следующим этапам: шлюпочная гонка, плавание, такелаж (вязание морских узлов), флажный семафор, перетягивание каната и морская песня. Победители на этапах награждаются на общем построении по окончанию соревнований. Отряд, занявший 1 место, награждается переходящим кубком и возможностью утром выйти в море для встречи рассвета.

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА.

Шлюпки – общее название малых беспалубных судов, которые составляют шлюпочное вооружение кораблей, но иногда применяются и в боевой обстановке. На кораблях их используют в самых разнообразных случаях: для общения с берегом, другими судами; при промывке и окраске бортов, промерах глубин, водолазных и других работах на воде; для завоза швартовов, становых и вспомогательных якорей, транспортировке различных грузов; оказание помощи терпящим бедствие судам или людям; при подрыве плавающих мин; высадке десанта; для доставки разведывательных групп и спасения личного состава при гибели корабля.

Корабельные шлюпки (их называют ялами) всегда считались прекрасным средством физического воспитания экипажей. Хождение на вёслах вырабатывает ловкость, настойчивость, выносливость. Процесс гребли, втягивающий в работу наиболее крупные группы мышц, активизирует деятельность органов кровообращения и дыхания, укрепляет нервную систему и мышечно-связочный аппарат. Хождение в шлюпке под парусом развивает чувство моря и ветра, бесстрашие, наблюдательность, глазомер.

Великие русские флотоводцы Ф.Ф. Ушаков, М.П. Лазарев, П.С. Нахимов, С.О. Макаров считали ял лучшим средством начального обучения молодых офицеров управлению маневрами корабля. Шлюпка и сегодня является необходимой принадлежностью не только кораблей и частей ВМФ, но и военно-морских учебных заведений.

В военно-морском флоте используются следующие разновидности шлюпок:

- баркасы – самые крупные корабельные шлюпки. Имеют 16 - 20 вёсел и парусное вооружение. Очень прочны и мореходны. Предназначены для перевозки тяжестей, большого количества людей, завозки якорей и т.д.

- катера – мореходные шлюпки более лёгкой постройки. Число вёсел от 10 до 16. Чаще всего служат для сообщения между берегом и кораблём.

- вельботы – лёгкие быстроходные шлюпки с острым носом и кормой. Число вёсел 4 – 6. 6-вёсельные вельботы используются в качестве мореходных спасательных шлюпок. Имеют вдоль бортов герметически закрытые воздушные ящики. Не тонут даже при полном затоплении водой.

- ялы – небольшие шлюпки шести-, четырёх- и двухвёсельные. Несмотря на небольшие размеры, очень прочны и мореходны. Обычно их называют по числу вёсел: «шестёрки», «четвёрки» и «двойки».

«ШЕСТЁРКИ» - наиболее распространённый тип шлюпки. Несмотря на свои незначительные размеры, шестёрки очень мореходны и выносливы. Вёсла на шестёрках всегда вальковые и на каждой банке сидят по два гребца. Число людей в шлюпке: на вёслах – 13 человек, под парусом – 8 человек.

Тем, кто впервые поднимает паруса на своём яле и выходит на этой «скорлупе» в открытое море, пожелаем от всей души «Счастливого плавания!»

 

***************************************************************************

Лёгкие быстроходные гребные шлюпки, служившие для разъездов офицеров (так называемые гички), до начала XX века были особой гордостью командиров кораблей. Команды этих шлюпок состояли из самых крепких и выносливых гребцов. Любо-дорого было смотреть, как эти молодцы лихо откидывались назад, чтобы сделать очередной мощный гребок. В полной тишине, повинуясь только дирижёрским движениям рук и корпуса старшины, гичка птицей летела от корабля к кораблю по синей глади рейда, оставляя за собой белопенный след. А когда у кого-либо из гребцов весло не выдерживало и ломалось, находившийся в гичке «высокий начальник» непременно поощрял усердного матроса «полтиной на водку». Такова была традиция.

ВООРУЖЕНИЕ ШЛЮПКИ

  1. ВЁСЛА – бывают вальковые и распашные. Количество – по числу гребцов.

 

Румпель

Головка сорлинь


Отверстие для сорлиня


Рулевые петли

Перо руля

 


СОРЛИНЬ – линь, предохраняющий руль от потери.

 

  1. ОТПОРНЫЙ КРЮК.
  2. НАГЕЛЬ – для закрепления мачты.
  3. ЯКОРЬ МАТРОСОВА или ХОЛЛА с линем.
  4. АНКЕРОК – ёмкость для воды.
  5. КРАНЦЫ – защищают борт от механических повреждений.
  6. ЛЕЙКА – для отчерпывания воды.
  7. ФАЛИНИ носовой и кормовой – для швартовки шлюпки.
  8. СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ.
  9. СПАСАТЕЛЬНЫЕ ЖИЛЕТЫ – по числу членов экипажа.
  10. РАНГОУТ – мачта с парусом.
  11. РЫБИНЫ с упорами для ног – для удобства передвижение в шлюпке и работы на вёслах.
  12. АПТЕЧКА.

***************************************************************************

УКЛЮЧИНА впервые появилась на афинской триере и служила упором верхней части весла. Это выдающееся изобретение приписывают коринфскому судостроителю Амоноклу.

ЯКОРЬ – древнейшее изобретение человека. Якорными камнями пользовались древние мореходы Египта, Финикии, Вавилона. Но такой якорь плохо держал на грунте, а увеличение массы и объёма усложняло его использование. Появившийся деревянный якорь с тяжелым свинцовым штоком частично устранил недостатки каменных якорей. И лишь в VII в. до н.э. в бассейне Средиземного моря отковали первый железный якорь. (По утверждению греческого историка Страбона, изобретение железного якоря принадлежит скифу Анахарису).

Cо временем форма, пропорции и материал якоря изменялись, но он всегда оставался важнейшей принадлежностью корабля. Он его надежности зависела жизнь мореходов, и поэтому он был священен: на него молились, освящали в храмах, приносили жертвы.

 

КОМАНДНЫЕ СЛОВА

РАНГОУТ

(мачта, реек)

ПАРУСА

СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ

(ванты)

БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ

(фалы, галсы, шкоты)

Мачта

Шпор мачты

Топ мачты

Бугель с обухами

Для вант

Обух на бугеле

Шкив для фала

Фал

Ракс –бугель

Галсовый гак

Вант-путенс

Ванта

Штерт

Тросовый талреп

Шкала

Реек

Фок

Кливер

Третная стропка

Фока-шкоты

Кливер-шкоты

 

ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ ШЛЮПКИ

1 – передняя шкаторина

2 – задняя шкаторина

3 – верхняя шкаторина

4 – нижняя шкаторина

5 – шкотовый угол фока

6 – шкотовый угол кливера

7 – галсовый угол фока

8 – галсовый угол кливера

9 – люверсы

10 – риф-штерты

11 – кренгельсы

12 – третная стропка

 

 

 

***************************************************************************

С незапамятных времён мореходы стремились не только предугадать, какой будет ветер, но и пытались им управлять. Так родилось множество обрядов и магических средств, призванных уберечь судно от штормов или вызвать нужный ветер. Например, в штиль «испытанным» способом заставить ветер работать было «высвистывание». У русских моряков есть пословица: «Не посвистишь, так и ветра не будет». Но свистеть надо было с умом. Для этого у капитанов и боцманов имелись специальные заговорённые дудки, которые хранились в молитвенных шкатулках и использовались лишь в крайнем случае. «Высвистывали» ветер мелодичными трелями, повернувшись в ту сторону, откуда ждали его прихода. Количеством посвистов определялись сила ветра и его продолжительность. Простое бездумное посвистывание на судне строго каралось, так как могло привести к непредсказуемым последствиям. Считалось, что приносило ветер бултыхание швабры за бортом судна, царапанье мачты ножом, обливание парусов водой, привязывание к вантам ботинка или выбрасывание за борт какого-либо предмета в дар морским богам.

Моряки всех стран мира, когда не было ветра, посылали на выбленки марсового, где он должен был бить поварешкой по парусу и «говорить по душам» с ветром. Каким получался этот «разговор», лучше тактично умолчать. Но вы понимаете, если ветра не было целую неделю, то слова, адресованные к его совести, были достойные.

Если же все эти действия так и не вызывали ни малейшего движения воздуха, оставалось последнее средство – хорошенько выпороть юнгу, да так, чтобы он визжал на весь океан.

КОМАНДНЫЕ СЛОВА

ДЕЙСТВУЮЩЕГО НА ШЛЮПКУ

***************************************************************************

А что делали моряки в шторм? Боролись со стихией и обязательно молились, призывая на помощь святых. У русских моряков особенно в чести был святой Николай. Он не только защищал бедных и неимущих, но и мог оказать помощь судам, терпящим бедствие, прекратить шторм, исцелить матроса, упавшего с мачты и пр. Николу Морского называли «скорым помощником». В рукописном памятнике поморского мореплавания «Устьянский правильник» этому даётся следующее объяснение: оказывается, все святые, кроме Николая, могут оказывать помощь молящимся только с разрешения Всевышнего. Покровителю же моряков «вперёд божья милость дарована», т.е. в критической ситуации он может действовать самостоятельно. В морских условиях, когда порой бывает дорога каждая минута, такая помощь высоко ценилась.

У португальцев – католиков защитником моряков числился Святой Антоний. Моряки с благоговением относились к нему. Но его образ в виде статуэтки во время бури бесцеремонно привязывали к мачте, всё туже стягивая узлы, или купали на верёвке в море, или же совсем выбрасывали за борт.

Китайцы придумали делать из бумаги кораблики и пускать их по бушующим волнам. Они надеялись, что злые духи моря набросятся на игрушки, а настоящие джонки уйдут от опасности. Их соседи японцы в таких случаях приносили в жертву буре заранее припасённую рыжую кошку. Моряки Средиземноморья выливали за борт стакан вина, а эскимосы – стакан пресной воды. Древние моряки Индонезии представляли противный ветер в виде разгневанной женщины – бури. Лучшее средство уберечься от её козней…- раздеться всем морякам догола. И тогда смущенная «ветреная дама» обязательно сворачивала в сторону.

 

 

ОСНОВЫ МЕТЕОРОЛОГИИ

По ветру и состоянию поверхности моря определяют возможность и безопасность плавания.

Высокие перистые облака и слоистые не несут быстрых изменений погоды.

Кучевые облака имеют разнообразную форму. В ясный день они похожи на вату: под такими облаками ветер всегда немного свежеет, не меняя своего направления. Кучевые облака предвещают хорошую погоду.

Более низкие тёмно-серые облака, типа кучевых, являются дождевыми. Они нередко несут перемену ветра и дождь. Низкая быстродвижущаяся туча с резко очерченным контуром предвещает приближение шквала.

Если небо утром ясно, а после 10-11 часов появляются отдельные закруглённые кучевые облака, увеличивающиеся после полудня, то весьма вероятен штиль. Облака, сгущающиеся к вечеру, предвещают перемену и ухудшение погоды.

Если после восхода солнца понимается ветер, то обычно он усиливается после полудня и стихает к вечеру.

Не ослабевающий к вечеру и поворачивающий по солнцу ветер может говорить о приближении циклона.

Дневной бриз дует с моря на берег, так как днём суша нагревается сильнее воды. Ночной бриз дует с берега на море, так как ночью вода теплее суши.

 

Если небо красно с вечера, Моряку бояться нечего. Если ж красно поутру, Моряку не по нутру. Коль резок контур облаков, Со штормом к встрече будь готов. Когда ж их контуры мягки, Тогда все штормы далеки. Дождик раньше, ветер вслед,- Жди от шквала всяких бед. После ветра дождь придёт, Значит, скоро шквал пройдёт. Если тучи громоздятся В виде башни или скал- Скоро ливнем разразятся, Налетит жестокий шквал. Если солнце село в воду, Жди хорошую погоду, Если солнце село в тучу Берегись – получишь бучу. Ходят чайки по песку, Морякам сулят тоску. И пока не влезут в воду, Штормовую жди погоду

********************************************************************************************

Море – вечный путь сообщения между странами и народами, для моряков – и путь обмена суевериями. Прежде всего, это относится к «несчастливым» дням недели и «роковым» числам месяца. Так, у европейских моряков мрачной репутацией пользовалось 13 число каждого месяца. Никто из корабелов не спускал суда по этим дням, и ни один капитан не назначал отход судна на 13-е число. И морские бродяги, и джентльмены-капитаны одинаково верили, что выход в море 13 числа, да ещё в понедельник или пятницу, равносилен самоубийству.

Классическим случаем считается трагедия, происшедшая со шхуной «Томас Лоусон». Этот парусник, имевший 7 мачт, еще на стапеле был нелестно окрещён «семикрылым монстром». В свой первый трансатлантичский рейс судно вышло с понедельника на вторник 19 ноября 1907 г. Считается, что Доу совершил ошибку при прокладке курса и посадил шхуну на скалу в Английском канале. По иронии судьбы из всего экипажа спасся только один человек – сам капитан. Но главной сенсацией было то, что судно погибло… в пятницу 13 декабря. Причём названо судно было именем писателя Томаса Лоусона, единственная книга которого называлась «Пятница – 13 число»!

БАБИЙ УЗЕЛ

Сколько иронии и пренебрежения можно услышать со стороны моряков в адрес этого твёрдо внедрившегося в наш быт узла! Среди людей сухопутных этот узел – универсал. Подавляющее большинство людей применяют бабий узел во всех случаях, когда им требуется что-то связать, привязать или обвязать. А этот узел-предатель за всю историю человечества наделал много бед и даже унёс немало человеческих жизней.

Бабий узел представляет собой два полуузла, завязанных последовательно один над другим в одну и ту же сторону. Если им связать две верёвки и потянуть, то сразу же видно, что он начинает скользить вдоль верёвки. А если его завязать близко от одного из связываемых концов верёвки, то при тяге он наверняка соскользнёт, особенно если связываемые верёвки разной толщины. К сожалению, об этом далеко не все знают и продолжают им пользоваться.

В нашей стране своё название этот узел получил оттого, что испокон веков женщины завязывали им концы головных платков (для этой цели он очень удобен). За рубежом его называют «бабушкиным», «дурацким», «телячьим», «ложным», «салаговым».

Но бабий узел имеет и одно положительное свойство – при определённых условиях мгновенно превращаться в простой штык – один из самых простых и надёжных узлов для закрепления швартова судна на пал, кнехт или причальную тумбу. Для этого на конце троса, который намерены подать на берег, делается петля, ходовой конец которой связывается с коренным бабьим узлом, который не до конца затягивается. Эту петлю с борта судна набрасывают на пал. При рывке за коренную швартова бабий узел превращается в простой штык. Таким образом швартуются малые моторные боты и рыбацкие суда в портах Персидского залива и Карамандельского побережья Индии.

 

«ТЁЩИН» УЗЕЛ

Узел, напоминающий бабий. Но, если у бабьего узла концы выходят из узла с одной стороны, то у «тёщиного» узла они выходят с разных сторон по диагонали. «Тёщин» узел столь же коварен, как и бабий (если не более). Применять его ни в коем случае не следует ни при каких обстоятельствах. Помещен здесь с целью показать, как не надо завязывать узлы.

 

ПРЯМОЙ УЗЕЛ

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что примерно за три тысячи лет до нашей эры этим узлом пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules – геркулесовым или геракловым узлом, потому что мифический герой Геракл им завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и лечения переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один над другим в разные стороны.

В «Книге узлов Ашлея» (Лондон, 1977) о прямом узле говорится следующее: «Раньше этот узел имел на флоте конкретное значение – им связывали риф-сезни парусов, когда брали рифы. Прежде моряки никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки.Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Намокнув, он ползёт…

 

 

Этот узел, применённый для связывания двух тросов, унёс человеческих жизней больше, нежели дюжина других узлов, вместе взятых».

Но он достаточно надёжен, если его ходовые концы прихвачены к коренным или зафиксированы контрольными узлами.

Древние римляне называли его «женским узлом», потому что именно этим узлом римлянки завязывали кушаки своих туник.

Это хороший узел для упаковки вещей, свертков и пр.

 

ВОРОВСКОЙ УЗЕЛ

С первого взгляда он почти не отличается от прямого узла. Но если приглядеться, то видно, что ходовые концы воровского узла выходят из него по диагонали. Воровской узел, как и бабий, и «тёщин» узлы показан для наглядности, чтобы подчеркнуть их сходство и различия с прямым узлом. Пользоваться ими для связывания двух тросов не рекомендуется, так как они не надёжны.

Название «воровской узел» появилось на английских военных кораблях в начале XVII в. Кражи на кораблях Британии считались обычным явлением. В те годы матросы хранили свои пожитки в небольших парусиновых мешках. Как правило, матросы завязывали свои мешки прямым узлом. Воры, в основном, из числа новобранцев, совершив кражу, не могли правильно повторить узел, которым был завязан мешок. Они вязали нечто похожее – узел, который моряки стали называть воровским. Существует и вторая версия: владелец умышленно завязывал очень похожий на прямой узел, но вор, не обратив внимания на подвох, завязывал ограбленный мешок прямым узлом.

Но как бы там ни было, происхождение узла, как и его название, связано с флотом.

 

РИФОВЫЙ УЗЕЛ

Свое название получил от слова «риф-штерт» - небольшой, ввязанный в полотнище паруса конец троса, которым «брали рифы», т.е. связывали подобранную к нижней шкаторине паруса или гику часть паруса, чтобы уменьшить его площадь при сильном ветре. Риф-штерты связывались с таким расчетом, чтобы их в любую минуту можно было развязать или, как говорят моряки, «раздёрнуть». Для этой цели и применяется рифовый узел. Он вяжется как и прямой узел, но при вязке второго полуузла его ходовой конец продевают в петлю сложенным вдвое. При рывке за ходовой конец узел мгновенно развязывается.

В морском деле этот узел применяется для связывания штертов брезентовых чехлов спасательных шлюпок, лебёдок, компасов и др. приборов на верхнем ходовом открытом мостике.

В обиходе этот узел известен под названием «узел с одним бантиком».

ДВОЙНОЙ РИФОВЫЙ УЗЕЛ

Иногда его называют Фалевым узлом. Но моряки им почти не пользуются: для временной связки штертов и других концов им достаточно рифового узла. В словаре Владимира Даля он именуется «петельным узлом» и «репейком (бантом)». Нередко его называют и бантовым узлом. Вяжется он как и прямой узел, но во втором полуузле ходовые концы троса завязываются сложенными вдвое. Это незаменимый узел для завязывания шнурков ботинок, верёвки, бантов на шее и в волосах, а также на свёртках и коробках.

ШКОТОВЫЙ УЗЕЛ

Своё название получил от слова «шкот» - снасть, которой управляют парусом. Шкоты носят название того паруса, к которому они прикрепляются (фока-шкот, кливер-шкот и пр.).

Шкотовый узел прост и очень легко развязывается, но надёжно держит шкот в кренгельсе паруса. Сильно затягиваясь, он не портит троса. Ходовой конец троса пропускается снизу вверх в коуш (огон, петлю), обносится вокруг его шейки по часовой стрелке и проводится между коушем и коренной частью троса. Принцип этого узла заключается в том, что тонкий ходовой конец проходит под коренным и при тяге прижимается им к петле, образованной более толстым тросом. Применяя шкотовый узел, следует помнить, что он надёжно держит только тогда, когда на трос приложена тяга. Применять его на синтетическом тросе не рекомендуется – он скользит и может выхлестнуться из петли.

Шкотовый узел является составным элементом некоторых видов плетёных рыболовных сетей.

 

БРАМШКОТОВЫЙ УЗЕЛ

надёжнее шкотового, так как не сразу развязывается, когда прекращается тяга на трос. Отличается тем, что петлю (или кренгельс) обносят ходовым концом не один, а два раза и под коренной пропускаю его тоже дважды.

Брамшкотовый узел надёжен также для связывания двух тросов различной толщины и хорошо держит на синтетических тросах равной толщины.

БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ (булинь)

Название узла произошло от «беседки», которая представляет собой небольшую доску – платформу, служащую для подъёма человека на мачту или опускания за борт судна при тех или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъёмному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. На тросе делается небольших размеров калышка. Конец троса проводится в калышку, обносится вокруг коренной части троса и снова пропускается в калышку, но в обратном направлении.

Это один из древнейших и самых удивительных узлов, придуманных человеком. В английской морской технической литературе его часто именуют «королём узлов». Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается «намертво», не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается и легко развязывается, когда это нужно.

Основное назначение беседочного узла – это обвязка человека под мышками как средство страховки. В незатягивающуюся петлю можно вставить беседку. Этот узел с успехом применяется для связывания двух тросов любого диаметра или для связывания растительного троса со стальным. Из всех способов связывания двух тросов из различного материала, соединение с помощью двух беседочных узлов петлями будет самым надёжным. Этот узел можно смело применить для временного укорачивания троса, или в случае, когда требуется исключить из работы износившийся кусок троса, связав узел так, чтобы этот кусок приходился на петлю.

Чтобы развязать беседочный узел, достаточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль ослабленной коренной части троса.

ДВОЙНОЙ БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ

Этот узел, имеющий две незатягивающиеся петли, применяется вместо беседки для подъёма человека на высоту, для подъёма или опускания человека, потерявшего сознание и др. При вязке узла одна из петель делается почти в два раза меньше другой. В одной петле сидит человек, другая обхватывает его под мышками. На некотором расстоянии от конца сложенного вдвое троса делается двухшлажная калышка. В неё вводится петлевидный ходовой конец троса, который затем расширяется и обносится вокруг узла.

Двойной беседочный узел может быть завязан и другим способом: на тросе вяжется одинарный беседочный узел, после чего ходовой конец троса проводится параллельно самому себе, образуя вторую петлю и второй шлаг калышки.

 

ГАЧНЫЙ УЗЕЛ

Когда под рукой нет нужного стропа, груз поднимают краном или стрелой, используя обычный стальной или растительный трос. При этом пользуются гачным узлом. Обнесённый вокруг спинки гака конец троса закладывается в гак и накрывается сверху коренной частью троса. При нагрузке на коренной конец ходовой конец троса прижимается к внутренней стороне шейки гака, а петля, затянутая вокруг его спинки, держит оба конца. Надевая трос на гак, нужно внимательно проследить, чтобы коренной конец троса обязательно проходил над ходовым. Чтобы гачный узел при прекращении нагрузки не стравился, ходовой конец прихватывают временной схваткой к коренному. Узел может быть завязан в любой части троса.

 

УДАВКА

В парусном флоте без этого узла выполнение многих корабельных работ было бы просто немыслимо. Удавка применялась для подъёма наверх рангоутных деревьев – стеньг, реев и пр. Ею обвязывали в воде брёвна для буксировки, её применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы. Этот же узел использовался для крепления коренных концов снастей, где нужно было иметь концы готовыми для быстрой отдачи. Удавка нередко применялась для крепления швартова за береговой пал.

ПРОСТОЙ ШТЫК

Простой полуштык, являясь самым простым из незатягивающихся узлов, находит широкое применение в морском деле. Он служит завершающим элементов многих узлов.

Два одинаковых полуштыка составляют узел, который моряки называют простым штыком. Это один из самых простых и надёжных узлов для крепления швартовов. Максимальное количество полуштыков не должно превышать трёх, так как этого вполне достаточно и прочность узла в целом при большем количестве полуштыков не повысится.

 

 

ПРОСТОЙ ШТЫК СО ШЛАГОМ

От простого штыка отличается одним дополнительным шлагом вокруг предмета, к которому крепят трос. Он служит, в основном, для крепления швартовов при длительных стоянках, так как за счёт дополнительного шлага перетирается не так быстро, как простой штык.

ВЫБЛЕНОЧНЫЙ УЗЕЛ

Свое название этот узел получил из-за того, что на кораблях им издавна крепили к вантам выбленки – поперечные полоски смоляного троса, служащие ступеньками для подъёма на мачты. Состоит из двух полуштыков, завязанных в одну и ту же сторону. Это очень надёжный затягивающийся узел, который безотказно держит, пока тяга приложена на оба конца троса. Удобен для крепления тросов к предметам, имеющим гладкую поверхность (мачта, рей или простое бревно). Очень удобен для подачи инструмента на высоту.

ЗАДВИЖНОЙ ШТЫК

Этот узел более совершенен и надёжен, чем выбленочный, так как у него три охватывающих предмет шлага: один с одной стороны коренного конца и два - с другой. При завязывании узла следует учитывать: с какой стороны тяга – там два шлага. Его можно применять и в тех случаях, когда направление тяги троса находится под острым углом к бревну или тросу, к которому он прикреплён, или почти вдоль его.

 

ШЛЮПОЧНЫЙ УЗЕЛ

Применяется при буксировке шлюпок и во время их стоянки под выстрелом у борта корабля только в тех случаях, когда в них находятся люди. Ходовой конец троса продеть в носовой рым шлюпки и пропустить его под первую банку. Затем конец троса обносится вокруг второй банки, проводится над тросом, перекрещивая его, и вновь пропускается под банку. После этого конец троса складывается в виде петли и подводится под шлаг, сделанный сверху банки.

Шлюпочный узел легко развязывается, если потянуть за ходовой конец троса, лежащий на банке.

 

КАК РАЗВЯЗАТЬ ГОРДИЕВ УЗЕЛ

 

События, о которых рассказывает известная легенда про гордиев узел, происходили в древней Малой Азии, во Фригийском царстве. Древняя Фригия располагалась на территории современной Турции, там, где текла и течёт река Сакарья, которая 2000 лет назад называлась Сангария. Фрикийцы были выходцами из Европы. Они отличались высокой культурой, занимались земледелием и ремесленничеством. Фригия дала древнему миру немало выдающихся личностей, чьи имена дошли до наших дней. Среди них мудрец Эзоп и философ Диоген. Головной убор этого народа тоже вошёл в историю. Фригийский колпак в древней Греции и Риме надевали на освобождённых рабов. Якобинцы возродили этот символ свободы и ввели его в моду во времена Великой французской революции.

За 700 лет до нашей эры Фригию терзала междоусобица. Важную роль в жизни государства в то время играли оракулы – особая родовая каста, представители которой жили в храмах и занимались пророчествами, толкованиями явлений природы, вершили суд. К ним обращались со всеми вопросами, казавшимися неразрешимыми простым смертным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.117 с.)