Формирование системы кредитных условий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование системы кредитных условий



Система кредитных условий состоит из следующих четырех элементов:

- Срок кредита (кредитный период) - время, которым располагают покупатели, прежде чем им придется заплатить за товар;

- Скидки, предоставляемые в качестве поощрения за быстрые платежи;

- Стандарты кредитоспособности, указывающие на минимальную финансовую силу подходящих клиентов, покупающих в кредит;

- Политика взимания платы, отражающая жесткость или мягкость подхода предприятия к клиентам, задерживающим платежи.

Срок кредита - это предельный период времени, который фирма дает клиентам для того, чтобы внести плату; например: кредит может предоставляться на 30, 60 или 90 дней. Срок предоставления скидки за ранние платежи - период времени, в течении которого за более раннюю оплату счета покупатель может получить скидку, например - 10 дней.

Скидки за ранние платежи - сокращение цены покупки или продажи, выраженное в процентах, которое предоставляется в случае оплаты счет-фактуры в ранний период установленного срока. Эта мера стимулирует покупателей, приобретающих товар в кредит, оплачивать счета как можно быстрее. Предоставление скидки выгодно как покупателю, так и продавцу.

Первый - имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров. Стоит отметить, что скидки за оплату счетов (на 5-10 день) в большинстве стран Европы составляют 3 %. Если каждый год покупается продукции на 1 млн. литов, то легко подсчитать, что такая скидка сделает 30 тыс. литов. Поэтому покупателям выгодно пользоваться скидками.

Второй - получает косвенную выгоду, в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая, как и производственные запасы, представляет иммобилизацию денежных средств.

Стандарты кредитоспособности - минимальный уровень кредитоспособности претендента на получение товаров фирмы в кредит. После того как фирма разработала и определила свои условия продаж в кредит, ей необходимо произвести оценку каждого отдельного претендента на получение товаров в кредит. Процедура такой оценки включает три этапа:

1) сбор информации о претенденте на получение кредита;

2) анализ полученной информации с целью определения уровня кредитоспособности;

3) принятие решения о предоставлении кредита.

Определение системы характеристик кредитоспособности отдельных групп покупателей, осуществляется обычно по следующим критериям: объем и стабильность осуществления хозяйственных операций с покупателем; репутация покупателя в деловом мире; платежеспособность клиента; объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности дебитора и возбуждении дела о его банкротстве.

Современные руководители кредитных отделов часто обращаются при анализе кредитоспособности к методу «3 С». На основании результатов оценки кредитоспособности проводится группировка покупателей (табл. 2.3).

На основе всей этой информации принимается решение о возможности продажи товаров в кредит.

 

Таблица 2.3 - Классификация покупателей

Категория Уровень платежеспособности Средний срок оплаты, дней Предоставляемый кредит
  Высокий   Неограниченный
  Хороший   Неограниченный
  Средний   Ограниченный
  Низкий   Ограниченный
  Очень низкий   Нет кредита

 

Политика взимания платы (инкассации) предусматривает: сроки и формы напоминаний покупателям о дате платежей; условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.


Рефинансирование дебиторской задолженности

 

Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать рефинансирование дебиторской задолженности, т. е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. Основные формы рефинансирования дебиторской задолженности - факторинг, учет векселей, секъюритизация.

Факторинг - финансовая операция, заключающаяся в уступке предприятием-продавцом права получения факторинговой фирмой (банком) финансовой дебиторской задолженности и немедленной выплате 70 - 90 % от суммы задолженности. После того, как должники оплатят за товар, факторинговая фирма перечисляет оставшиеся 10 - 30 % средств. За эти услуги берется платеж в размере 3 - 5 % от всей суммы договора.

Факторинг, прежде всего, оказывается малым и средним фирмам. Деятельность факторинговых фирм (банков) довольно эффективна, т. к. большинство предприятий, не желая попасть в список неплатежеспособных фирм, стараются вовремя оплатить полученные счета. Если банк предъявит информацию, что фирма с опозданием оплачивает счета, то ей будет сложно заключить отношения с финансовым риском для партнера. Вексель - это безусловное обещание оплатить указанную сумму в установленное время. Вексель широко используется за границей.

В 1992 г. Литва присоединилась к Женевской конвенции. В 1993 г. Литовский Банк утвердил правила использования векселей, в 1994 г. было принято постановление Нотариата о том, что вексель опротестовывает нотариус, а в 1995 г. Правительство утвердило правила опротестования векселей и чеков. В марте 1999 г. принято постановление о простом и переводном векселях.

Вексель ускоряет и улучшает расчеты между субъектами хозяйствования. Это очень актуально для Литвы, хотя в нашей стране почти не практикуются вексели, несмотря на то, что приняты все законы и постановления касательно векселей. По нашему мнению, это происходит потому, что вексель - новая форма расчета. Векселя делятся на два вида:

Простой (соло) вексель - обязательство, выданное заемщиком, что он обязуется выплатить указанную в векселе сумму в назначенное время;

Переводной (тратта) вексель - письменный приказ кредитора заемщику об уплате определенной суммы третьему лицу или предъявителю. Переводной вексель может быть акцептован. Акцепт оформляется записью на векселе «акцептовано», это значит, что банк гарантирует платеж по нему.

Вексель может быть передан другому лицу. Такая передача называется индоссамент. Количество индоссантов векселя не ограничивается. Учет векселей представляет собой финансовую операцию по их продаже банку по определенной (дисконтной) цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки.

Учетная вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения и уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя. Указанная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.

 


Заключение

В настоящей курсовой работе был рассмотрен основной круг вопросов, позволяющих комплексно представить содержание процесса управления дебиторской задолженностью в современных условиях и обеспечивающих выработку эффективных управленческих решений в этой сфере.

Основной арсенал современных методов управления дебиторской задолженностью, затрагиваемый при исследовании работы данной фирмы, следующий:

- предварительная оценка финансового состояния по методу Э.Альтмана;

- ранжирование дебиторской задолженности по срокам возникновения;

- составление реестра «старения» счетов дебиторов;

- прогнозирование вероятной суммы безнадежной дебиторской задолженности;

- определение взвешенного «старения» счетов дебиторов;

- разработка кредитных условий;

- анализ кредитоспособности по методу «3 С»;

- построение «дерева решений»;

- матрица стратегии кредитной политики фирмы;

- оценка возможности факторинга и учета векселей;

вычисления взаимосвязанных финансовых коэффициентов:

1) отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность,

2) оборачиваемости дебиторской задолженности в днях,

3) средний срок оплаты счетов дебиторами,

4) просроченности дебиторской задолженности,

5) стоимости предоставления кредита.

Полученные результаты раскрывают внутренние причины обусловливающие неэффективное управление дебиторской задолженностью данного экономического субъекта:

- ухудшение показателей ликвидности и финансовой независимости;

- снижение объема (или уровня) дебиторской задолженности;

- снижение оборачиваемости дебиторской задолженности в год;

- замедление оплаты (средний реальный период оборота дебиторской задолженности превышает установленный в 2 раза, что является отрицательным фактом);

- отсутствие монотонности убывания в структуре дебиторской задолженности по отдельным ее «возрастным группам», что является негативным фактом;

- значительно превышающий норму коэффициент просроченной дебиторской задолженности;

- увеличение доли «сомнительных» долгов (более половины их сконцентрировано на сроке возникновения задолженности 30-60 дней);

- убыток от прогнозируемой безнадежной дебиторской задолженности;

- отсутствие конкретно выраженного типа кредитной политики;

- отсутствуют какие-либо стандарты кредитоспособности (т. е. кредит предоставляется всем претендентам без исключения);

- в числе партнеров фирмы присутствуют контрагенты с высокой степенью риска;

- не сформированная политика инкассации;

- полностью отсутствуют современные формы рефинансирования дебиторской задолженности.

Перечисленные результаты анализа дебиторской задолженности позволяют сделать следующие выводы и предложения.

Выводы:

1. По вопросу предварительной оценки финансового положения можно заключить, что это общество находится в глубоком финансовом кризисе.

2. На фоне полученных многочисленных негативных показателей анализа дебиторской задолженности, можно констатировать, что в работа со счетами дебиторов ведется неудовлетворительно. Этот вывод иллюстрируется уменьшением объема дебиторской задолженности, а также сложившимся негативным положением с ее оборачиваемостью. Кроме того, замедление оплаты счетов дебиторов сигнализирует об ухудшении качества дебиторской задолженности рассматриваемой организации, т. е. об увеличении доли «сомнительных» долгов и, следовательно, растущей вероятности их невозврата.

3. Результаты анализа кредитной политики позволяют понять, что в организации полностью отсутствует продуманная стратегия кредитной политики. Соответственно, отсутствуют какие-либо стандарты кредитоспособности и политика инкассации, рефинансирование дебиторской задолженности не используется.

Таким образом, все вышеизложенное означает, что неэффективное управление дебиторской задолженностью общества «Омега Опт Трейдинг» может являться одной из причин несостоятельности рассматриваемого общества.

Предложения:

В общих чертах, разработанный комплекс мероприятия в рамках управления дебиторской задолженностью, сводится к целесообразности смягчения стандартных условий оплаты и одновременно - к выработке менее лояльной политики инкассации, а также установлении стандартов кредитоспособности. В совокупности, такие меры являются признаками умеренного типа кредитной политики. Кроме того, следует обеспечить активное использование методов анализа и контроля дебиторской задолженности, а также современных форм ее рефинансирования. Поскольку данному экономическому субъекту угрожает банкротство, то для того чтобы он мог продолжить свою деятельность в обозримом будущем разработанный комплекс мер предусматривает проведение мероприятий по его финансовому оздоровлению.

Поставленная цель настоящей курсовой работы - анализ состояния дебиторской задолженности, систематизация проблем и поиск эффективных форм управления дебиторской задолженностью (на примере) по мнению автора, достигнута. Поскольку на основе анализа финансовых результатов выявлены проблемные области управления дебиторской задолженностью и разработаны основные пути совершенствования управления ею в данной фирме.

Предложенная, на мой взгляд, достаточно корректная система современных методов управления дебиторской задолженностью может помочь специалистам и всем, кто интересуется бизнесом, выработать логику принятия решений в области эффективного управления дебиторской задолженностью; а также ознакомит с современными формами рефинансирования, используемыми в хозяйственной практике предприятий. Также ее можно частично использовать и при анализе управления оборотными активами, а также кредиторской задолженностью фирмы, т. к. они имеют аналогичные характеристики (объем, скорость оборота, структура).

 


Список использованной литературы

 

1. Армстронг М. Основы менеджмента. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. -512 с.

2. Бригхэм Ю. Энциклопедия финансового менеджмента: Сокр. пер. с англ. - М: «РАГС»; «Экономика», 2007. - 823 с.

3. Бригхэм Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. В 2-х томах. Пер. с англ. - СПб.: «Экономическая школа», 2007. - Т.2. 669 с.

4. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами. Пер. с англ. - М.: «Финансы и статистика», 2006. - 800 с.

5. Ван Хорн Дж.К., Вахович Джон. Основы финансового менеджмента. Пер. с англ. - М: «Вильяме», 2006. - 992 с.

6. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Пер. с франц. - М.: «Финансы», «ЮНИТИ», 2005. - 576 с.

7. Стоун Д., Хитчинг К. Бухгалтерский учет и финансовый анализ. Пер. с англ. - СПб.: АОЗТ «Литера плюс», 2007. - 272 с.

8. Томпсон А., Форби Дж. Экономика фирмы. Пер. с англ. - М.: «Издательство БИНОМ», 2006. - 544 с.

9. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. Пер. с англ. - М.: «Дело», 2000. - 360 с.

10. Управление современной компанией. Под ред. Б. Мильнера и Ф. Лииса. - М.: «Инфра - М», 2001.-586 с.

11. Финансовый менеджмент: руководство по технике эффективного менеджмента. Пер. с англ. - М.: «Карана», 2006. - 290 с.

12. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: -«Финансы и статистика», 2007. - 285 с.

13. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. - М.: «Финансы и статистика», 2007. - 477 с.

14. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. В 2-х томах. - Киев: «Ника- Центр», «Эльта», 2005. - Т.1. 592с.


Приложение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.254 (0.029 с.)