Динамика развития детского временного коллектива. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика развития детского временного коллектива.



Детские коллективы прожива­ют в своем развитии определенные этапы, разные по значению и протяженности, и при удачном развитии и прохождении через все этапы группового взаимодей­ствия получается то, что можно назвать «хороший коллектив».

Эффективность «лагерного влияния» на ребенка очень высока, и многие дети, даже повзрос­лев, вспоминают яркие и напол­ненные жизнью лагерные смены, причем необязательно в «Арте­ке» или «орленке». Это могут быть и местные лагеря, и пришкольные площадки, ведь фи­нансовое благополучие лагеря не всегда равнозначно эмоциональному благополучию детей в нём. В хорошем коллективе у ребенка появляется возможность опробовать свои силы в новой, непривычной обстановке, вклю­читься в новые отношения. Во время «самостоятельной жизни» он почувствует, что такое «отве­чать за себя», поймет, что значит «позиция коллектива», возмож­но, попробует себя в качестве руководителя. А самым удачным результатом смены будет приме­нение нового опыта, полученно­го детьми в лагере, в реальной жизни.

Итак, как происходит разви­тие детского коллектива?

Первая стадия - «знакомст­во» в самом широком смысле сло­ва: у участников отряда возника­ет потребность исследовать ситу­ацию, быть включенным в нее. В это время у них формируется чувство принадлежности к отря­ду, желание устанавливать отно­шения с другими детьми, что ведет к возникновению мелких групп, часто - пар. Поведение детей зависимое - и от мнения большинства, и от взрослых. Иногда в отряде сразу возникает антилидер. На этой стадии он, как правило, противостоит взрослым. Но напряженность в отношениях возникает редко — все пока хотят понравиться друг другу, всё неопределенно. В этот период в отряде формируется си­стема правил и традиций (часто негласных), происходит распре­деление симпатий и антипатий. Основной инициатор в это вре­мя - вожатый и воспитатель. Дети могут задумывать и осуще­ствлять небольшие по объему де­ла, но с постоянной «оглядкой» на взрослого и на большинство.

Вторая стадия - «раздел тер­ритории», или «борьба за власть», или «поиск крайнего». Главная потребность в это вре­мя - потребность во власти, в контроле над ситуацией, что проявляется в соперничестве между потенциальными лидера­ми, между группировками. Стремление к власти может про­явиться в попытке воздейство­вать на конкурентов через «общественное мнение». Но может быть и так: никто не захочет брать на себя ответственность за дело, проявлять активность или стремиться к власти.

В этот период в отряде неиз­бежны конфликты, стычки, резко может упасть успешность и про­дуктивность работы. Ошибкой со стороны взрослого было бы взять ответственность на себя («Они так ничего и не сделают», «Надо­ело, всё сам сделаю», «Всё равно подведут - самому надежнее») или «свалить кучей» на одного или нескольких детей. Надо по­мнить, что это этап разрешения внутригрупповых конфликтов, когда «на прочность» проверяют­ся возникшие традиции и отно­шения. И здесь роль руководите­ля как установителя норм и организатора деятельности подверга­ется испытанию. Наилучшим вы­ходом из такой ситуации является поиск «золотой середины». Ес­ли же конфликт в отряде попытаться «замять», найти «козла от­пущения», воздействовать на непокорных силой - есть риск повторения этой ситуации, но уже по другому поводу - коллектив застревает на этой стадии и не развивается дальше, пока не бу­дет найден конструктивный стиль совместной деятельности.

Далее наступает третья ста­дия - привязанности, сплоченности или близости.

Главная потребность здесь - в привязанности: устанавлива­ется более тесная эмоциональная связь друг с другом, стано­вится возможным партнерство, взаимное понимание. Здесь ва­жен баланс между детьми, кото­рые с готовностью жертвуют своими установками, объединяя свои интересы с интересами других, и теми, кто испытывает сложности при сближении и очень осторожно соотносит свои и чужие установки. На этом эта­пе воспитатель или вожатый остается для детей руководителем, моделью поведения, носи­телем отрядных норм, но атмо­сферу, микрокосм общения со­здают уже сами ребята. На этой стадии очень успешны многие коллективные дела, потому что эмоциональный фон отряда можно охарактеризовать как теплый и приподнятый.

Надо отметить, что такой по­рядок развития применим к лю­бому детскому коллективу и достижение эмпатии и взаимопони­мания возможно лишь через этап конфликта, правильно пережи­тый. И не следует думать, что раз пройдя эти этапы, коллектив ос­тановится на вершине дружбы и привязанности и там будет всё время.

В течение смены отряд может несколько раз прожить чередова­ние этих стадий, каждый раз пе­реходя на новый уровень взаимо­понимания. Образно это можно сравнить с лестницей, ведущей вверх, - для каждого подъема необходимо некоторое усилие, за которым наступит отдых.

Практика показывает, что возможны ситуации, когда ру­ководитель детского коллектива будет не в состоянии справить­ся с возникающими проблемами и поддастся соблазну «разрубить гордиев узел» одним жестким авторитарным решением. Иногда это бывает полезно и да­же необходимо, но только в том случае, если поведение руково­дителя отвечает потребностям детского коллектива и ведет к достижению поставленных пе­ред ним целей. Также неизбеж­но руководитель будет сталки­ваться и с возникновением в от­ряде подгрупп, группировок и микрообъединений. Следует от­метить, что с позиции отрядных норм и правил эти группировки могут иметь позитивную и нега­тивную окраску, причем иссле­дования показали, что чем ниже статус участника группировки как члена детского коллектива, тем меньше он подчиняется кол­лективным нормам. Члены дет­ского коллектива с высоким статусом в группе могут соблюдать нормы до завоевания позиций лидера, а став лидерами, могут пренебрегать менее важными нормами, особенно если это не вызывает критических замеча­ний со стороны ребят и руководителя.

Как правило, в группировки объединяются дети, испытываю­щие потребность в более близких, теплых отношениях, чем те, которые они получают в отряде, а также испытывающие потреб­ность в подчинении или превос­ходстве, причем в этом случае они часто объединяются в одну иерархическую группировку. Иногда может оказаться, что один, но сильный «антилидер» подобрал себе в подчинение до­вольно большую часть детского коллектива, вызвав тем самым серьезный конфликт в отряде. Случаи антагонизма между груп­пировками в отряде - вещь довольно частая, даже, наверное, обычная и нужная, если между группами детей есть здоровое со­перничество, мелкие конфлик­ты, решаемые конструктивно, не переходящие во вражду. При полном отсутствии конфликтов и противоречий в отрядной жиз­ни велик риск «застояться», при­обрести «наивнооптимистичес­кий» взгляд на жизнь и подход к решению проблемных задач. Правильное, конструктивное разрешение конфликтов движет вперед и развивает детский кол­лектив.

Если вражда между группи­ровками все-таки возникла и ук­репилась, как быть?

Для того чтобы увеличить сплоченность группы, необхо­димо заранее - в самом начале совместной деятельности - представить детям в положи­тельном ключе самые важные нормы и правила отрядной жиз­ни, которые определяют тип «хорошего» поведения. В ходе совместной работы руководи­тель должен быть моделью, об­разцом выполнения этих пра­вил и поощрять детей, принима­ющих норму. Те дела, которые требуют взаимной зависимости и сплоченности всех членов коллектива, тоже помогают преодолеть вражду конкуриру­ющих группировок. назовем это условно «правилом общего противника», против которого объединяются все члены отря­да. Не следует понимать назва­ние буквально. Одним их самых деструктивных моментов в жиз­ни детского коллектива являет­ся поиск и борьба с «козлом от­пущения» - ребенком, выпав­шим из отрядной жизни. Здесь коллектив вступает на внешне легкий и опасный путь - вслед за одним «козлом» найдется следующий и т. д. Под словом «общий противник» необходи­мо понимать любое препятст­вие, преодолеть которое удается лишь объединив все силы. Это может быть КВН с сосед­ним отрядом, сложный поход, аварийная или чрезвычайная ситуация. Со временем всё это поможет привести отряд к груп­повой сплоченности. (37.)

 

Выводы по первой главе

Формирование и развитие личности определяется как ее биологическими задатками, так и совокупностью условий социального существования в данную эпоху, а также ее физического, духовного и нравственного здоровья. Поэтому огромное влияние на жизнь каждого человека, а в особенности ребенка, оказывают рекреационная и воспитательная функции окружающей среды, проявляющиеся в социально-культурной деятельности.

При изучении вопроса об организации тематической смены в детском оздоровительном лагере нами проанализирована специализированная литературу и другие источники информации по данному вопросу.

На базе исследований Г.Будановой, Н.Волковой, Кленовой Н.В., Ломова В.Ф., Меренкова А.Р. мы определили, что летний лагерь – не толь­ко как временное местонахожде­ние ребёнка, где он приобретает те или иные навыки и знания, где занимательно проводит своё сво­бодное время, но как необходи­мое бытие, позволяющее рас­крыться всем его потенциаль­ным, скрытым духовным и физи­ческим возможностям.

Проанализировав классификацию загородных лагерей, выделим досуговые, оздоровительные, профильные, трудовые.

При проектировании деятельности в загородных лагерях необходимо учесть такие условия, как

- временный характер коллектива;

- изменение привычной среды жизнедеятельности;

- закрытость загородного лагеря как типа детского учреждения;

- отсутствие родительской опеки, поддержки и контроля.

К основным концепциям организации летнего детского лагеря можно отнести следующие: Лагерь – дом, Лагерь – клуб, Лагерь - длительная педагогическая игра, Лагерь – эрудит, Лагерь - детский центр.

Лагерную смену можно разделить на три периода: организационный (1-2 дня), основной (самый большой по времени) и заключительные (2-3 дня).

К существенным особенностям временного коллектива следует отнести относительную автономность его существования. В это время ослабляется прямое влияние на школьника семьи, класса, дворовой компании, других постоянных групп.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.008 с.)