Хоз. Подсистемы: мультикоплекативные свойства пропульсивный характер 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хоз. Подсистемы: мультикоплекативные свойства пропульсивный характер



-формирование кластеров

-Развитие транспортно логист связей (формиров приморск трансп логист систем)

-формирование полюсов роста

 

Макрорег портов сист: Ла манш, Западночерн. Херсон измаил, усть луга, порты СПб,

Токийский залив – тиба кавасаки токио,

 

Пространственная дифференц морск акваторий:

Таксоны Критерии выделен Факторы индентифик
Царства Обширн акватор берега и шельфа с уник составом гидробионтов Изоляция, темп воды, взаимодей пелагических и донных форм
Провинции Своелбразия и генетическое единство биоты, Абиотические факторы: геоморф, гидрометеор, гидрохим
Экорегионы Однородная биота относительно Изоляция, течение, речной сток, темпер режим

Физ-геогр райониров побережий

Иерарх ур: индентификаторы

Глобальн тектонич

Региональн Макро гидролог климат

Мезо геоморфолог

Микро ландшафтно эколог

Локальный гидрограф инженерно геолог

 

Критерии районирования побережий

-физгео

-экон-гео (соц эк)

-полит админ

-Геополит

-военно стратег

 

 

25. Трансграничное районообразование

Относится к новым направлениям регионоведения.

Трансграничное сотрудничество, выстраивающее собственные связи «поверх» формализованных границ, существует в разных формах, начиная от простейших локальных приграничных контактов до масштабного трансграничного межрегионального взаимодействия.

«Регионализация» и «институционализация» - ключевые понятия концепции приграничного сотрудничества.

Приграничные регионы по обе стороны государственной границы концентрируют в себе результаты взаимодействия и взаимовлияния в различных сферах:

· социально-экономической,

· экологической,

· образовательной,

· этнокультурной,

что позволяет выделять в соответствующем приграничном пространстве специфические территориальные контактные структуры.

Основное отличие трансграничного сотрудничества от приграничных контактов состоит в особом статусе территории, создающем специфическую социально-экономическую, политическую и социокультурную общность.

Трансграничные взаимодействия обусловлены:

Ø развитием процессов глобализации, регионализации, мирохозяйственной интеграции и кросскультурной коммуникации;

Ø ослаблением в связи с этими процессами гегемонии национальных государств и появлением в сфере международного сотрудничества новых акторов в виде периферийных регионов преимущественно крупных государств;

Ø неоднородностью социально-экономического развития регионов.

Современные представления о межгосударственных трансграничных взаимодействиях основываются на понимании приграничных районов не в качестве периферии, а как динамичной зоны взаимодействия между социально-экономическими, эколого-экономическими, этнокультурными и другими системами соседних государств.

Режим и развитие этой зоны складывается в результате взаимодействий между субъектами различных сфер деятельности, вовлеченными в трансграничные контакты.

В связи с этим основной целью исследования приграничных территорий становится разработка мероприятий, обеспечивающих реализацию приграничного положения в качестве ресурса регионального развития.

Основные направления исследований:

- современные процессы и тенденции в развитии трансграничного регионообразования;

- барьерные и фильтрующие функции государственных границ в развитии межгосударственного сотрудничества;

- методические подходы к изучению пограничных территорий;

- анализ географического и геополитического положений, ресурсного потенциала, хозяйственной структуры приграничных территорий в контексте их экономического сотрудничества.

 

Многообразие форм трансграничного сотрудничества

- кооперирование и комбинирование производства;

- создание трансграничных инфраструктурных комплексов, транспортно-логистических систем;

- управление экологической обстановкой и процессами рационализации природопользования, сохранение природного разнообразия;

- совместное развитие сферы услуг, образовательной деятельности;

- решение проблем занятости и др.

целесообразным при идентификации пограничных интеграционных пространств ориентироваться, прежде всего, на взаимодействия, способствующие решению узловых региональных проблем.

Понятие «пограничное интеграционное пространство» следует рассматривать как особый регион управленческой деятельности по развитию трансграничного взаимодействия соседствующих административных территориальных образований разных стран, сопровождающегося созданием институтов координации и содействия развитию трансграничных связей.

В интеграционном приграничном пространстве складываются условия для формирования трансграничных регионов.

По обе стороны границы даже при сходных природных условиях

- складываются разные структуры хозяйства – это свойство трансграничных территорий можно отметить как трансграничная социально-экономическая асимметрия;

- различаются процессы изменений, динамики хозяйственных структур – трансграничная социально-экономическая асинхронность.

Со временем различия, контрасты отдельных однородных свойств и характеристик приграничных территорий с одной и другой стороны границы могут достигать значительных величин. Последние можно измерять и оценивать динамикой трансграничных градиентов, отражающей изменения разности однородных показателей по обе стороны границы.

Основной инструмент реализации пограничной политики в части трансграничного сотрудничества – стратегическое планирование социально-экономического развития трансграничного региона. трудностями, связанными с такими основными особенностями трансграничных систем, как пересечение геополитических интересов соседних стран и отмеченные выше асинхронность и асимметричность изменений по разные стороны границы.

Исходя из охарактеризованных особенностей и свойств трансграничных регионов выделяется ряд общих принципов построения их модели:

1) принцип субоптимизации, согласно которому независимая оптимизация подсистем не приводит к оптимальности системы в целом;

2) принцип дальности перспективы (в виду высокой инерционности функционирования моделируемых систем);

3) принцип субсидиарности, согласно которому решение задач осуществляется на том уровне, на котором это представляется возможным и наиболее эффективным.

Анализ имеющегося опыта межгосударственных образований позволяет предположить следующую стадийность трансграничного регионального развития:

I. Начальная стадия: обслуживание транзитных потоков, развитие приграничной торговли.

II. Формирование интеграционного пространства:

- развитие производственно-экономических отношений между сырьевыми и перерабатывающими производствами;

- развитие таможенной и транспортно-логистической инфраструктуры;

- создание трансграничной системы ландшафтно-экологического мониторинга и взаимодействие в решении экологических проблем;

- формирование институтов, обеспечивающих дальнейшее развитие трансграничного сотрудничества.

III. Формирование трансграничного региона:

- развитие трансграничных экономических кластеров в пропульсивных отраслях (машиностроении, металлургии, химии органического синтеза) и сфере услуг;

- формирование трансграничной образовательной системы, нацеленной на решение местных производственных и социальных проблем;

- развитие региональных рынков;

- преодоление трансграничных социально-экономических асимметрии и асинхронности;

- смещение управляющих воздействий на муниципальный уровень.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.008 с.)