Парламент: понятие, классификация, порядок формирования, структура, полномочия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Парламент: понятие, классификация, порядок формирования, структура, полномочия.



Парламент (от фр. parler – говорить) – высший представительный и законодательный орган государственной власти.

Впервые однопалатный парламент был образован в Великобритании в XIII в. (1265 г.), ужес средины XIV в. он стал двухпалатным.Во Франции, Италии – парламентом, в Швеции – риксдагом, в России – Федеральным собранием, в Республике Беларусь – Национальным собранием именуется парламент.

По организационной структуре парламенты разделяют на однопалатные и двухпалатные:

Однопалатный ---формируется путем выборов, когда двупалатный-- нижняя палата по низначению, и верхняя по наследованию, либо избранию.

Стуруктура: 1. парламентские ко­миссии (комитеты), разрабатывающие и оценивающие основы зако­нопроектов. Они бывают постоянными и временными. 2. фракции группы, объединяющие в своем составе депутатов, избранных от определенной партии.

3. функции координирования действий раз­личных политических сил принадлежат председателю парламента.

Основные функции парламента можно условно разделить на внутриполитические и внешнеполитические.

К внутриполитическим функциям парламента относятся:

Законотворческая; представительская; разработка и утверждение государственного бюджета; контроль над формированием и деятельностью органов исполнительной власти; функция обратной связи осуществляетсяпосредством контактов депутатов с избирателями.

Среди внешнеполитических функций парламента выделяют:

- утверждение военной доктрины и основных направ­лений внешнеполитической деятельности государства;

- ратификация и денонсация международных догово­ров;

- объявление войны, заключение мира и др.

 

Правительство: понят., классификац., порядок формирова-ния,полномочия.

Правительство представляет собой высший государственный коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом. В состав правительства, как правило, входят председатель, главы министерств и центральных ведомств.

Структура правительства строится:премьер-министр, министр, председатели.

Порядок формирования правительства:

1.ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА (Правительство формируется из представителей партии, победившей на президентских выборах / Правительство ответственно перед президентом. Глава государства пользуется правом назначения министров)

2.ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА ( Правительство формируется партией, располагающей большинством мест в нижней палате парламента / Правительство ответственно перед парламентом).

 

К числу важнейших полномочий правительства можно отнести следующие:

· формирование государственного аппарата и руко­водство его деятельностью;

· общее управление всеми внутри- и внешнеполитическими делами страны;

· исполнение законов, регулирование законотворческой деятельности парламента, посредством права законодательной инициативы;

· принятие нормативных актов, конкретизирующих, а иногда и подменяющих законодательство;

· руководство отдельными отраслями хозяйства, ду­ховной и социальной сферами;

· прогнозирование социально-экономического развития;

· ведение международных переговоров и заключение соглашений.

 

Глава государства: понятие, полномочия, отстранение от должности.

Глава государства – центральная и важнейшая фигура в системе высших органов власти.

В полномочия президента входит:

- формирование правительства и контроль над его дея­тельностью;

- обращение к парламенту с посланиями;

- роспуск парламента в случаях, предусмотренных конституцией (Франция, Россия, Беларусь);

- подписание и контроль за исполнением законов;

- право вето на отдельные законодательные акты;

- назначение судей (без права вмешательства в про­цесс правосудия);

- право помилования, амнистии;

- решение вопросов, связанных с использованием вооруженных сил, выработкой военной политики государства;

- прием верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов;

- ведение переговоров и заключение международных соглашений;

- введение чрезвычайного и военного положения в случаях, предусмотренных конституцией и др.

срок полномочий президента: в США – 4 года, в Индии, Беларуси – 5, во Франции – 7 лет.

 

 

Органы государственной власти в Республике Беларусь.

Республика Беларусь, согласно конституции — унитарное демократическое социальное правовое государство. Главой государства является президент. Государственная власть в стране осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную. Форма правления характеризуется как смешанная республика, президентская республикаили, суперпрезидентская республика. Конституция — основной закон Республики Беларусь.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент — Национальное собрание. Нижняя палата — Палата Представителей, верхняя — Совет Республики. Срок полномочий Национального собрания — 4 года. Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Основные полномочия Палаты представителей:рассматривает и принимает проекты законов;назначает выборы Президента;даёт согласие Президенту на назначение премьер-министра;выражает вотум недоверия правительству;выдвигает обвинения против Президента.

Совет Республики является палатой территориального представительства. Он состоит из 64 членов. Основные полномочия Совета Республики:одобрение или отклонение проектов законов, принятых Палатой представителей;избирает шесть судей Конституционного Суда и шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов;контролирует работы местных советов депутатов;рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного и военного положения;принимает решение об отрешении Президента от должности.

Исполнительную власть осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. Он состоит из премьер-министра, его заместителей, министров, руководители иных республиканских органов государственного управления и руководит системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Судебная власть принадлежит судам, судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. Судебная система состоит из районных и городских судов — суды первой инстанции; областных и города Минска, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда.

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Обладает широким кругом полномочий.

Местное самоуправление

Республика Беларусь — унитарное государство, поэтому местное самоуправление решает в основном местные вопросы. Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы. К компетенции местных Советов депутатов относится:

1.утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчётов об их исполнении;

2.установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

3.определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

4.назначение местных референдумов.

Партийная система в Республике Беларусь не развита, что объясняется различными причинами, в числе которых отсутствие традиции партийности, проведение всех выборов по мажоритарной системе, сложные условия для регистрации и деятельности партий, слабое развитие гражданского общества и др. Партии практически не оказывают влияния на политику.

 

 

Политические партии

1. Понятие и происхождение политических партий. Слово "партия" происходит от латинского слова "pars", "partis", что в переводе означает "часть".До формирования современных полити-ческих партий этим термином обозначались сословные групп-пировки, которые отражали интересы разных слоев господ-ствующего класса и вели между собой борьбу за государственную власть или влияние на неё.

Современные поли-тические партии берут свое начало в XIX в., решающую роль в процессе их формирования сыграли такие факторы как:

1. введение в ряде западных стран всеобщего избирательного права, (Либеральная и Консерваторская партии Великобритании, Республиканская и Демократическая партии США)

2. становление и развитие массового рабочего движения (соц.и социал-демократические партии)

Политическая партияэто добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении.

2. Основные признаки, структура, функции политических партий. Можно выделить наиболее существенные признаки, отличающие современную политическую партию от других политических организаций:

- наличие организационной структуры;

- наличие определённой идеологии или политической ориентации, отражающей интересы, цели, идеалы социальных групп, общностей, классов;

- наличие программы совместной деятельности;

- выдвижение основной цели – «завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении»;

- особый правовой режим;

- наличие связи с элементами государственного аппарата, участие в формировании и функционировании правительственных механизмов.

Структуру политической партии можно представить следующим образом: Парт.рук-во->Ряд.членыпартии->блок избират.

Современные политические партии выполняют ряд функций:

1. Функция представительства. Политические партии осуществляют связь между обществом и государством.

2. Функция борьбы за завоевание государственной власти либо участия в ее осуществлении;

3. Идеологическая функция. Политические партии разраба-тывают идеологические доктрины и стремятся распространить их в массы;

4. Функция отбора и формирование политических лидеров и элит. Политические партии осуществляют подготовку и выдвижение кадров для государственного.

5. Функция социальной интеграции граждан. Межпартийная борьба сглаживает политические и социальные конфликты;

6. Функция политической социализации и мобилизации граждан. Партии призваны усилить политическую активность граждан, создать основу долгосрочной политической деятельности;

7. Функция контроля над властью. Существование и активная деятельность политических партий предотвращает узурпацию власти, способствует реализации принципов демократии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 806; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.70.255 (0.023 с.)