Зарождение и развитие политических знаний в Древней Греции, древнем риме. Религиозная и политическая мысль в Средневековье. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение и развитие политических знаний в Древней Греции, древнем риме. Религиозная и политическая мысль в Средневековье.



Античность. Наив развития пол мысль в рабовладельческую эпоху достигла в античных государствах, особенно в Др.Греции. Платон свои политические взгляды изложил в диалогах "Государство" и "Законы". Платон делил людей на три сословия. Каждое из них соответствовало выделенным им трем началам, преобладающим в душе человека: разумному, аффективному (эмоциональному) и вожделеющему (чувственному, жаждущему богатства). Разумное начало присуще философам-мудрецам, аффективное — воинам, вожделеющее — земледельцам и ремесленникам. Высшей добродетелью, которая должна быть свойственна всем сословиям, он считал умеренность, меру. Управлять государством должны философы-мудрецы. Политика, по Платону, — царское искусство, требующее знаний по управлению людьми. Идеальная форма государственного устройства – правление аристократии и монархия, наихудшими же — демократия и тирания, поскольку первая ведет к своеволию и безначалию, а вторая держится на вероломстве и насилии.Платон ставил на первый план не личность, а государство. Он называл правителей рабами закона.Аристотель – ученик Платона и учитель А.Македонского. Его политические взгляды изложены в трактатах "Политика" и "Никомахова этика". Защищал необходимость частной собственности и рабовладения.

Политика, по Аристотелю, — управление обществом через государство (особый аппарат), а также управление самим государством. Государство он определял как общение подобных друг другу людей ради достижения лучшей жизни.Он выделял три правильные и три неправильные государственные формы. К правильным формам, которые преследуют общественное благо, он относил монархию (политическую власть одного), аристократию (правление немногих), политию (правление многих); к неправильным, преследующим частные интересы, — тиранию (деспотическую власть одного), олигархию (власть богатых) и демократию (власть большинства). Правильные государственные формы основаны на власти закона, неправильные пренебрегают законами. Наиболее правильная – полития (это ограниченная до разумных пределов демократия).Аристотель в отличие от Платона ставил на первое место человека, а не государство. Средневековье (конец V — середина XVII в.) — период зарождения, господства и разложения феодализма, большое влияние на духовную жизнь общества оказывали религия и церковь. Главная идея средневековья – всякая власть от Бога.

Аврелий Августин делил мир на "град божий" (церковь) и "град земной" (государство). Первый основан на любви к Богу и стремится к общей пользе и справедливости, второй — на любви к себе, насилии и принуждении. Государство должно служить церкви. Августин считал, что приобщать к христианству можно насильственно, а за еретизм необходимо карать.

Фома Аквинский пытался приспособить ряд идей Аристотеля к своим религиозным взглядам. Считал, что неравенство и эксплуатация установлены Богом. Был сторонником монархии. Светской власти, доказывал он, принадлежат только тела людей, а их души — Богу, церкви и папе римскому, которому должны подчиняться все, в том числе и монархи. Выступая против еретических движений, отстаивал свирепые казни еретиков и инквизицию. Сторонник контроля церкви над государством, наукой и искусством.

4. Политическая мысль Западной Европы в эпоху Возрождения и в Новое время. Возрождение (14-16 вв.) – период разложения феодализма и становления капитализма в Европе. Макиавелли в произведении «Государь» изложил светскую теорию происхождения государства. Государство возникает по воли людей, чтобы обуздать их природные инстинкты, эгоизм, стремление к власти и собственности. Одна из главных функций государства — защита частной собственности. Наилучшая форма гос.правления - республика. В ней могут быть обеспечены порядок и свобода, сочетание общих и частных интересов. Для достижения этого он считал пригодными все способы, в том числе и аморальные: подкуп, насилие, обман, убийство. Такую аморальную политику называют макиавеллизмом. Томас Мор в работе «Утопия» положил начало новому идейно-политическому течению — утопическому социализму. Он пытался установить связь государства с интересами эксплуататорских классов, которые используют его для своих личных выгод. Основными функциями государства считал руководство народным хозяйством и образованием, организация производства и распределения. Мор предлагал заменить частную собственность общественной и сформировать общество с грубой уравнительностью, аскетизмом и регламентацией общественной и даже семейной жизни людей.В период Новоговремени (XVII —XVIII вв.) одной из главных была проблема взаимоотношений личности и государства. Эти взаимоотношения рассматривала теория "естественных прав", которая обосновывала равенство людей, данное им природой. Эта теория дополнялась теорией "общественного договора", согласно которой государство возникло не по божьей воле, а в результате заключенного между людьми договора с целью устранения конфликтов. Государство должно обеспечить охрану прав и свобод граждан. В разных вариантах эти теории развивали Б.Спиноза, Т.Гоббс, Дж. Локк, Г.Лейбниц, И.Кант и др. Томас Гоббс. Первоначально отношения людей строились по принципу «человек человеку волк» и представляли собой войну всех против всех. Для наведения порядка создается государство (чудовище, называемое Левиафаном). Наилучшая форма государства – абсолютная монархия. Оно регулирует все – от имущественных отношений до мировоззрения. Джон Локк и Монтескье – основатели либерализма, авторы теории разделения властей. Локк – один из первых авторов теории конституционнализма, в основе которого была идея правового государства. Он считал, что в гражданском обществе все должны исполнять законы государства. Локк предлагал разделить власть на законодательную, исполнительную и федеративную. Монтескье обосновывал влияние географических факторов на форму государственного правления. Он доказал, что для малых государств подходит республика, для средних – монархия, для больших -- деспотия. Он отстаивал равную политическую свободу для всех. Монтескье дополнил теорию разделения властей тем, что наряду с законодательной и исполнительной выделил и судебную власть. Вольтер – ярый противник феодализма, деспотии, религиозного фанатизма. Выступал за политические свободы (мысли, совести, слова). Горячо отстаивал принципы равенства, свободы и частной собственности. Причем равенство он признавал лишь в частном праве и выступал против равенства в политических правах, считал, что бедные не должны иметь их. Выступал против абсолютизма, вместе с тем был сторонником власти просвещенного монарха. Руссо выражал интересы мелкой буржуазии, крестьянства. В отличие от Гоббса считал догосударственное состояние общества «золотым веком», в котором царили равенство и свобода. С установлением государства утвердилось как имущественное, так и политическое неравенство. Поэтому обществу нужен новый общественный договор, который бы установил правление народа в форме прямой демократии (референдумы), избавил общество от социальной поляризации. Руссо отрицал крупную собственность и допускал существование мелкой собственности, основанной на индивидуальном труде. Кант особую роль отводил морали, просвещению, разуму и воспитанию. Он считал, что свобода не может существовать без нравственного закона и права, которые должны выполняться сознательно и при помощи правового государства. Кант – противник феодального произвола и войн в решении межгосударственных проблем. Гегель залогом свободы считал частную собственность и гражданское общество (систему политических институтов и автономных организаций, действующих в защиту интересов личности и групп). Государство, по его мнению, представляет собой систему всеобщего интереса, гражданское общество — систему частного интереса. Основной принципом взаимоотношений в гражданском обществе – индивидуализм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.004 с.)