Вопрос 8. Типология и рекрутирование политических элит. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 8. Типология и рекрутирование политических элит.



В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на:

. наследственные, например аристократия, ценностные - лица, занимающие

высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные

позиции,

. властные -непосредственные обладатели власти;

. функциональные - профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для

занятия руководящих должностей квалификацию.

Среди элит различают:

. правящую, непосредственно обладающую государственной властью,

. оппозиционную (контрэлита);

. открытую, рекрутирующуюся из общества,

. закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например,

дворянство.

Сама элита делится на высшую и среднюю.

Большое влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты в целом оказывают системы ее рекрутирования (отбора).

Существуют две основные системы рекрутирования элит: гильдий и антрепренерская (предпринимательская). Антрепренерская система преобладает в демократических государствах, система гильдий — в странах административного социализма.

Антрепренерская система больше ценит выдающихся людей. Она открыта для молодых лидеров и нововведений. В то же время определенными недостатками ее использования являются относительно большая вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно слабая предсказуемость политики, склонность лидеров к чрезмерному увлечению внешним эффектом

Система гильдий также имеет свои плюсы и минусы. К числу ее сильных сторон относятся уравновешенность решений, меньшая степень риска при их принятии и меньшая вероятность внутренних конфликтов, большая предсказуемость политики. Главные ценности этой системы — консенсус, гармония и преемственность. В то же время система гильдий склонна к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму, произволу селектората и подмене формальных критериев отбора неформальными. Она порождает массовый конформизм и затрудняет исправление ошибок и устранение недостатков по инициативе снизу. Без дополнения конкурентными механизмами эта система ведет к постепенной дегенерации элиты, ее отрыву от общества и превращению в привилегированную касту.

 

Вопрос 9. Политическое лидерство. Классификация и функции политического лидерства.

Политическое лидерство - процесс постоянного приоритетного и легитимного влияния на общество, организацию или группу авторитета одного или нескольких лиц.

Существуют различные классификации феномена лидерства. Одной из наиболее общих является деление всех лидеров на обычных («реальных») и великих (как великих «героев», так и великих «злодеев»). Первые, реальные лидеры, не оставляют заметного личного следа в истории, не изменяют обычного хода событий. Вторые, лидеры-герои (злодеи), имеют собственное видение политики и пытаются осуществить в ней свои замыслы, влекущие большие социальные и политические перемены.

Широко распространено деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению.

В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера: знаменосца (или великого человека), служителя, торговца и пожарного. Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы. Яркими представителями такого типа лидерства были Ленин, Мартин Лютер Кинг. Лидер- служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы, насущные требования момента. В реальной жизни эти четыре идеальных образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях. Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных и т.п. (марксизм).

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА

· Интегративная: объединение и согласование различных групп и интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных обществом.

· Ориентационная: выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения.

· Инструментальная: определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач.

· Мобилизационная: инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения.

· Коммуникативная: поддержание связей власти и масс с целью предупреждения отчуждения граждан от власти.

· Гаранта справедливости, законности и порядка.

 

 

Вопрос 10.Сущность и структура политической системы общества и ее классификация.

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Выделяют следующие компоненты политической системы:

1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях:

· обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества;

· управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения;

· интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры;

· политическая социализация и др.

Выделяются следующие политические системы: рабовладельческая; феодальная; буржуазная; социалистическая.

На основе характера политического режима выделяют политические системы: демократические; либеральные; тоталитарные; авторитарные.

Широко распространено деление политических систем на: Традиционные - в их основе лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти. Модернизированные - имеют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.

Политические системы подразделяют также на: открытые, имеющие динамичную структуру и широкие связи с другими системами и средой; закрытые, имеющие жестко фиксированную структуру и минимальные связи со средой.

На основе участия в политическом процессе выделяют политические системы: либеральная демократия - для нее характерна высокая степень добровольного, но пассивного политического участия; коммунистическая система - с высокой степенью принудительной партиципации; развивающиеся - характеризуются низкой степенью политического участия.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.159.192 (0.009 с.)