Количество часов - 15 (9 лекций) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Количество часов - 15 (9 лекций)



Министерство здравоохранения РФ

Алтайский государственный медицинский университет

 

План семинарских занятий

вопросы тестового контроля

По истории медицины

(для студентов лечебного и педиатрического факультетов)

 

 

Барнаул, 2005

 

 

УДК 614 (075.8)

ББК 51 (2)

Б - 12

Печатается по решению ЦКМС Алтайского государственного медицинского университета (протокол № 1 от 25 февраля 2005 года).

Составители:

· заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения АГМУ, профессор В.Б.Колядо;

· доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения АГМУ, к.м.н. О.П.Баранов;

· доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения АГМУ, к.м.н. И.М. Дмитриенко;

· доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения АГМУ, к.м.н. С.В.Плугин;

 

Рецензенты:

А.И.Бабенко – главный специалист Сибирского федерального округа по общественному здоровью и здравоохранению, доктор медицинских наук, профессор.

Г.И.Чеченин – заместитель директора по науке Института комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН, доктор медицинских наук, профессор.

 

Баранов О.П., Дмитриенко И.М., Колядо В.Б., Плугин С.В. План семинарских занятий и вопросы тестового контроля по истории медицины (для студентов лечебного и педиатрического факультетов) / Под редакцией профессора В.Б.Колядо. – Барнаул: АГМУ, 2005. – 55 с.

 

В методических рекомендациях представлены план лекций, семинаров и логическая схема семинарских занятий, включая контрольные вопросы, тесты по истории медицины, перечень вопросов к зачету. Издание будет полезно при самоподготовке к занятиям и зачету. Данное издание переработано и дополнено в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к учебно-методическим пособиям.

 

© Алтайский государственный медицинский университет, 2005

© Коллектив авторов, 2005

Введение

Необходимость разработки и издания настоящего методического пособия по истории медицины для студентов лечебного и педиатрического факультетов вызвано рядом обстоятельств.

Во-первых, для унификации проведения семинарских занятий и требований при проведении зачета, так как дефицит учебных пособий по истории медицины вынуждает использовать учебники разных авторов и разных лет издания. Одна и та же тема в них нередко излагается по-разному, и приводятся разные даты одного и того же события.

Во-вторых, по некоторым проблемам в имеющихся учебниках недостаточно освещается вклад отечественных ученых в развитие медицинской науки и практики.

В-третьих, необходимость определения объема знаний студентов по истории медицины и здравоохранения в крае.

В-четвертых, настоящее пособие помогает студентам в самостоятельной работе при подготовке к семинарским занятиям, тестовому контролю и зачету.

Тематический план лекций

Количество часов - 15 (9 лекций)

1. История медицины как наука и предмет преподавания. Формирование народной медицины (1,7 часа).

2. Медицина в рабовладельческом обществе. Медицина в рабовладельческих государствах Древнего Востока (1,7 часа).

3. Медицина в рабовладельческом обществе (Греция, Александрия, Рим, страны американского континента) (1,7 часа).

4. Медицина в странах Востока и Западной Европы в период феодализма (классическое средневековье) (1,7 часа).

5. Медицина в Западной Европе в эпоху Возрождения. Становление научной медицины (1,7 часа).

6. Медицина эпохи капитализма (II половина XIX - начало ХХ века) (1,7 часа).

7. Основные этапы развития отечественной медицины в ХХ веке (1,7 часа).

8. История развития здравоохранения на Алтае (1,7 часа).

9. Основные направления и перспективы развития отечественного здравоохранения (1,7 часа).

 

Тематический план семинарских занятий

Количество часов – 25 (12 занятий)

1. Введение. История университета, факультета, кафедры. (2 часа).

2. Медицина в России в эпоху феодализма: медицина в Киевской Руси (IX-ХIII вв.) и в Московском государстве (X-ХVII вв.) (2 часа).

3. Развитие медицины в России в XVIII веке. Формирование профессиональной медицины (2 часа).

4. Развитие физиологии в XIX веке. Проблемы патогенеза (2 часа).

5. Развитие терапии в XIX веке (2 часа).

6. Развитие анатомии в XIX веке (2 часа).

7. Развитие хирургии в XIX веке (2 часа).

8. Развитие акушерства и педиатрии в России в XIX веке (2 часа).

9. Развитие микробиологии и гигиены в XIX веке (2 часа).

10. Социально-экономические и теоретические предпосылки формирования системы медицины в России во второй половине XIX века. Земская медицина. Становление санитарной статистики (2 часа).

11. Тестовый контроль (2 часа).

12. Зачет (3 часа).

 

Тема 1. Введение. История университета, факультета, кафедры.

Логическая структура и основные элементы занятия:

После знакомства с группой и ознакомления студентов с распорядком проведения занятий на кафедре разбираются понятия "медицины", "истории медицины", значение исторических знаний в формировании врача-специалиста. Распределяются доклады на последующие темы. Студентов знакомят с историей возникновения АГМУ, кафедры общественного здоровья и здравоохранения.

Тема 2. Медицина в России в эпоху феодализма врачевание в Киевской Руси (1Х-ХIII вв.) и в Московском государстве (XV-ХVII вв.).

Логическая структура и основные элементы занятия

Характеристика эпохи. Основные истоки культуры и медицины Киевской Руси. Монастырская медицина, народная медицина. Методы лечения больных. Русская баня. Вопросы врачевания по древним летописям (“Русская правда”, “Изборник Святослава”).

Образование и укрепление Московского государства. Зарождение государственной медицины. “Судебник” Ивана Грозного, решения “Стоглавого собора”. Аптеки, аптечные огороды, Аптекарская палата, Аптекарский Приказ. Организация медицинской службы в войсках. Первая лекарская школа (1654). Временные военные госпитали. Борьба с эпидемиями. Первые доктора медицины (Георгий Дрогобыч, Франциск Георгий Скорина, П.В. Посников).

Контрольные вопросы

1. Политическая, социальная и экономическая обстановка в IX-XIII веках. Создание государства Киевская Русь.

2. Влияние византийской культуры на развитие культуры и медицины в Киевской Руси.

3. Развитие медицинского дела в период становления киевской государственности.

4. Регламентация медицинской деятельности в Киевской Руси.

5. Экономические и политические предпосылки создания Московского государства.

6. Особенности формирования медицины в XV-XVII веках.

7. Регламентация медицинской деятельности в период царствования Ивана IV.

8. Организация аптечного дела. Развитие травной медицины.

9. Подготовка медицинских кадров в период феодализма на территории Московского государства.

Тема 3. Развитие медицины в России в XVIII веке. Формирование профессиональной медицины

Тема 4. Развитие физиологии в XIX веке. Проблемы патогенеза

Тема 5. Развитие терапии в XIX веке

Тема 6: развитие анатомии в XIX веке

Тема 7: развитие хирургии в XIX веке

Тема 8. Развитие акушерства и педиатрии в XIX веке

Тема 9: развитие гигиены и микробиологии в XIX веке

Логическая структура и основные элементы занятия

Общественно-политическая, экономическая обстановка в России во второй половине XIX века. Состояние медицинского дела и медицинского образования.

Особенности оказания медицинской помощи промышленным рабочим и членам их семей (“больничные кассы”).

Этапы развития земской медицины. Основные принципы земской медицины и оценка их значения для формирования медицины в России. Вклад отечественных ученых и земских врачей в разработку вопросов санитарной статистики.

Контрольные вопросы

1. Общественно-политическая обстановка в России во второй половине XIX века.

2. Состояние экономики и медицинского дела в стране.

3. Развитие медицинского страхования в России во второй половине XIX века.

4. Основное содержание земской реформы.

5. Основные принципы системы земской медицины.

6. Этапы развития земской медицины.

7. Особенности формирования сельского врачебного участка.

8. Основные этапы становления санитарной статистики.

9. Вклад представителей земской медицины в развитие санитарного дела в России и санитарной статистики (И. Молессон, Н. Куркин, Е. Осипов и др.).

 

Вопросы к тестовому контролю

История медицины как наука

1. История медицины делится на:

+общую

+частную

-специальную

 

2. В основу периодизации истории медицины положена:

+гражданская периодизация

-статистические данные

-специальная периодизация

-классификация болезней

 

3. Народная медицина в своем формировании прошла следующие этапы:

+самопомощь

+взаимопомощь (формирующаяся медицина)

+семейная медицина

-все неверно

 

4. Основными чертами традиционной медицины считаются:

+обязательное стройное философское или философско-религиозное

учение

+тесная связь с периодом становления государственности

+незначительное изменение в течение веков

+наибольшая эффективность у себя на Родине

 

5. Источниками изучения истории медицины являются:

+папирусы

+наскальные рисунки

+вазы

+останки людей

 

6. Служат ли произведения искусства источником изучения истории медицины?

+да

-нет

 

7. Система медицины включает в себя:

+учреждения, оказывающие лечебно-профилактическую помощь

+учреждения для подготовки медицинских кадров

+медицинскую и фармацевтическую промышленность

+научно-исследовательские учреждения

+органы управления

 

8. Назовите основные черты народной медицины:

+отсутствие разделения труда

+практическая направленность помощи

+опытный характер знаний

+передача накопленных знаний через личные контакты

-фитотерапия

 

9. Представление о "живой" и "мертвой" воде это:

-выдумки сказочников

-определенный литературный прием

+реальный опыт людей первобытного общества

 

10. Людоеды – это выдумка или реальность?

+реальность (каннибализм)

-выдумка сказителей

 

11. Назовите, какие гигиенические установки формируются в первобытном обществе:

-обязательное посещение бани

+запрет на брак между сородичами

+запрет каннибализма

+порядок захоронения трупов умерших

 

12. Фетишизм – это:

+культ неодушевленных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами

-культ злого духа

-культ животных

 

13. Основная задача медицины состоит в том, чтобы:

-лечить больных

-проводить карантинные мероприятия

-изучать причины заболеваний

+охранять здорового человека

 

14. Как объясняет возникновение болезни анимистическая теория?

-гнев тотема

+вселение духа

-околдование души

-внедрение в тело мелких животных

 

15. Как объясняет возникновение болезни тотемистическая теория?

+гнев тотема

-вселение злых духов

-внедрение в тело мелких животных

-гнев духа предка

 

16. Как объясняет возникновение болезни демонологическая теория?

-внедрение мелких животных

-гнев тотема

+влияние злых духов, завладевших душой сородича

-гнев предка

 

17. Как объясняет возникновение болезни онтологическая теория?

-гнев предка

-вселение в человека демона

+внедрение мелких животных

-укус животного

Медицина древности

 

1. Какая медицинская школа Древней Греции считалась прогностической?

+Косская

-школа Платона

-Книдская

-Кротонская

-школа Пифагора

 

2. Человек состоит из трех душ (мыслительной, животной, растительной)

считал:

-Гиппократ

+Платон

-Пифагор

-Аристотель

 

3. Гуморальную теорию возникновения болезни разрабатывала:

+Книдская школа

-школа Пифагора

-Кротонская школа

+Косская школа

 

4. Назовите идеалистические медицинские школы Древней Греции:

-Косская

+Пифагора

+Платона

-Книдская школа

 

5. Клятва врача разработана:

-Платоном

-Пифагором

-Асклепиадом

+Гиппократом

-Демокритом

 

6. Кто ввел понятие "медицинской географии"?

+Гиппократ

-Пифагор

-Авиценна

-Парацельс

-А.А. Остроумов

 

7. Родиной пластической хирургии считается:

-Древний Рим

-Древний Египет

+Древняя Индия

-Древний Китай

 

8. В Древнем Китае считали, что болезнь наступает:

+при нарушении равновесия между ЯНЬ и ИНЬ

-под влиянием звезд

-при различных состояниях газа

-при различных соотношениях жидкостей

 

9. Богом врачевания в Древней Греции считался:

-Эскулап

-Асклепиад

-Имхотепп

+Асклепий

 

10. Какая школа Древней Греции считала, что человек состоит из воздуха и от его состояния зависит здоровье?

-Косская

-Книдская

+Кротонская

-школа Платона

 

11. Какая древнегреческая школа рассматривала организм в тесной связи с внешней средой?

-школа Платона

-Книдская

+Косская

-Сицилийская

 

12. Основы медицинской этики и врачебной деонтологии развивала:

-школа Платона

-Кротонская школа

+Косская школа

-Пифагорийская школа

 

13. Клинический метод ведения больного разрабатывала школа:

-Эмпедокла

-Пифагора

-Эврифона

+Гиппократа

 

14. В какой стране была проведена впервые профессиональная дифференциация медицины на "медицину ножа" и "травную мудрость"?

-Россия

+Древняя Месопотамия

-Древний Китай

-Древний Рим

-Страны Арабского Халифата

 

15. В каком государстве был впервые законодательно закреплен статус врача?

-Древний Рим

-Древняя Греция

+Древняя Месопотамия

-Древняя Индия

-Древняя Русь

 

16. Положение о том, что суть органа не в форме, а в его функции, при утрате которой он редуцируется, впервые высказал:

-Платон

+Аристотель

-Эмпедокл

-Эскулап

-Эпикур

-Гиппократ

 

17. О значении функции и приоритете её над формой органа подчеркивал:

-Гиппократ

-Гален

-Пифагор

+Аристотель

-Платон

 

18. Асклепиад считал, что человек состоит из:

-воздуха

-жидкости

-огня

+твердых частиц

-эфира

 

19. Основной труд Авиценны:

+"Канон врачебной науки"

-"О назначении частей человеческого тела"

-"Утешение в лихорадках"

-"Педиятрика"

 

20. Кто считается "отцом медицины"?

+Гиппократ

-Авиценна

-Гален

-Аристотель

 

21. Виды медицины в Древних рабовладельческих государствах:

+народная

+храмовая (жреческая)

+профессиональная (светская)

 

22. Первая медицинская эмблема:

-чаша со змеей

+кубок Гудеа

-посох Асклепия

-горящая свеча

 

23. В каком государстве древности больничные палаты впервые были названы "стационарами"?

-Древний Рим

+Древний Египет

-Древняя Русь

-Древний Китай

-Древняя Греция

 

24. В каком государстве древности были специальные палаты для родовспоможения и подготовленные акушерки?

+Древний Египет

-Древняя Русь

-Древняя Месопотамия

-Древняя Индия

-Древняя Греция

 

25. Что называли "асклейпионом"?

-храм

-музей

-амбулаторию

+стационар

-аптеку

 

26. Сведения о медицине Древнего Египта дают следующие первоисточники:

-монографии

+папирусы

-летописи

-клинопись

 

27. В каких первоисточниках зафиксированы сведения о медицине

Древней Месопотамии?

-папирусы

+клинопись

-летописи

-Веды

 

28. Какие древние первоисточники дают сведения о медицине Древней Индии?

-летописи

+Веды

+законы Ману

-папирусы

 

Развитие физиологии

 

1. Кто впервые провел на себе опыт полного обменного переливания крови?

-И.В. Буяльский

-И. Савченко

+А. Богданов

-А. Филомафитский

 

2. Кто является автором труда "Рефлексы головного мозга"?

-И.П. Павлов

+И.М. Сеченов

-Клод Бернар

-А.М. Филомафитский

-Броун-Секар

 

3. И.П. Павлов разработал учение о:

+высшей нервной деятельности

+условных и безусловных рефлексах

+двух сигнальных системах

+типах нервной деятельности

 

4. Является ли И.П. Павлов Нобелевским лауреатом?

+Да

-Нет

 

5. Метод хронического эксперимента ввел в научную практику:

-Сеченов И.М.

-Клод Бернар

-Филомафитский А.М.

+Павлов И.П.

 

6. Учение об условных и безусловных рефлексах разработал:

-И.М. Сеченов

-В.В. Пашутин

+И.П. Павлов

-А.И. Полунин

-С.П. Боткин

 

7. Учение о двух сигнальных системах разработал:

+И.П. Павлов

-И.М. Сеченов

-К. Бернар

-Н.Е. Введенский

-Г. Гельмгольц

 

8. Лауреатами Нобелевской премии в начале XX века в России стали:

-С.П. Боткин

-Н.И. Пирогов

+И.И. Мечников

+И.П. Павлов

-Д.И. Ивановский

 

9. Учение об эволюции разрабатывали:

+И. Мечников

+К. Бэр

+А.О. Ковалевский

+Ч. Дарвин

+А.Н. Радищев

 

10. Учение о клеточном строении растений и животных организмов разработали:

+Т. Шванн

+Шлейден

-Р. Вирхов

+Горянинов

 

11. А.Н.Филомафитский:

+ввел экспериментальный метод в разработку проблем медицины

+работал по проблеме эфирного наркоза

+работал по проблеме переливания крови

 

12. Основные направления исследования И.М. Сеченова:

-условные и безусловные рефлексы

+физиологические основы психической деятельности

+химизм дыхания

+учение о рефлексах головного мозга

+закономерности физиологических процессов, связанных с трудовой

деятельностью

 

13. Роли желез внутренней секреции посвящены работы:

+Ш. Броун-Секара

+Л.В. Соболева

+Ф. Бантинга

-П. Эрлиха

-Н.И. Лунина

 

14. Основоположником эволюционного учения считается:

+Ч. Дарвин

-А. Радищев

-И.М. Сеченов

-И. Мечников

-А.О. Ковалевский

 

15. Кто открыл законы наследственности?

+Г. Мендель

-И. Мечников

-Д. Уотсон

-И. Мюллер

-К. Бэр

 

16. Основными направлениями научных работ И.И. Мечникова являются:

+учение о фагоцитозе

+исследования по эмбриологии

+изучение вопросов старения организма

-разработка клинических симптомов инфекционных заболеваний

 

17. Впервые понятие о рефлексе высказал:

-Сеченов И.М.

+Декарт Р.

-Гиппократ

-Авиценна

 

18. Первый аппарат для переливания крови в России был сконструирован:

+Буяльским И.В.

-Филомафитским А.М.

-Загорским П.А.

-Залесовым А.

 

Развитие терапии

 

1. "Лечить не болезнь, а больного" – девиз:

-Р. Вирхова

-С.П. Боткина

-Г.А. Захарьина

+М.Я. Мудрова

-А.А. Остроумова

 

2. Впервые ввел демонстрацию больных при чтении клинических лекций:

-К.И. Щепин

-И.О. Мухин

-А. Шумлянский

+С.Г. Зыбелин

-Д. Самойлович

 

3. Выдающиеся терапевты XIX века:

+М.Я. Мудров

+С.П. Боткин

+И.Е. Дядьковский

+А.А. Остроумов

+Г.А. Захарьин

 

4. Кто является основоположником отечественной климатотерапии?

-С.П. Боткин

-М.Я. Мудров

+Г.А. Захарьин

-А.А. Остроумов

 

5. Амбулаторная практика студентов-медиков в России впервые была введена по предложению:

-Зыбелина С.Г.

-Мудрова М.Я.

+Боткина С.П.

-Дядьковского Е.И.

 

6. Кем из отечественных ученых были разработаны зоны кожной гиперстезии при заболеваниях внутренних органов?

-Боткин С.П.

-Мудров М.Я.

+Захарьин Г.С.

-Остроумов А.А.

 

7. Основоположниками антибиотикотерапии считают:

+Флеминга А.

+Чейн Э.

+Флори Г.

+Ермольеву З.В.

 

8. "Если больному после разговора с врачом не стало лучше, это не врач", – говорил:

+Бехтерев В.М.

-Пирогов Н.И.

-Боткин С.П.

-Мудров М.Я.

 

9. В XIX веке оформились три теории патогенеза:

+нервизм

-солитарная

+целлюлярная

+гуморальная

-пневматическая

 

10. Кто разработал гуморальную теорию патогенеза?

-Р. Вихров

+Гиппократ

+К. Рокитанский

-И.П. Павлов

-А. Филомафитский

 

11. Кто разработал целлюлярную теорию патогенеза?

-К. Рокитанский

-Асклепиад

+Р. Вирхов

-К.Ф. Аристов

-И.М. Сеченов

 

12. Кто разработал теорию нервизма?

+И.П. Павлов

+И.М. Сеченов

+С.П. Боткин

+М.Я. Мудров

 

Методы обследования больных

 

1. Кто внедрил клинический метод обучения врачей?

-Гиппократ

+Герман Бургав

-С.П. Боткин

-М.Я. Мудров

-П.З. Кондоиди

 

2. Кто впервые ввел в практику медицины ведение историй болезни?

-П.З. Кондоиди

-М.Я. Мудров

+Гиппократ

-С.П. Боткин

-все неверно

 

3. Кто впервые ввел измерение температуры у больных?

-М.Я. Мудров

-С.П. Боткин

+Г. Бургав

-Лаэннек

 

4. Группы крови открыл:

+К. Ландштейнер

-И.В. Буяльский

-С.С. Юдин

-Г. Вольф

+Я. Янский

 

5. Клинические лабораторные исследования в России ввел:

-Г.А. Захарьин

-И.П. Павлов

-Н.И. Пирогов

+С.П. Боткин

-А.А. Остроумов

 

6. Метод аускультации предложил:

-М.Я. Мудров

-Ауэнбругер

-Г.А. Захарьин

-А.А. Остроумов

+Лаэннек

 

7. Метод пальпации разработал:

+В.П. Образцов

-Е.И. Дядьковский

-Н.Д. Стражеско

-М.Я. Мудров

-С.П. Боткин

 

8. Кем разработан анамнестический метод обследования?

-Н.И. Пирогов

-Д. Самойлович

+М.Я. Мудров

-Н.Д. Стражеско

-Лаэннек

 

9. Кем разработан метод перкуссии?

-Лаэннек

-В.П. Образцов

-М.Я. Мудров

+Л. Ауэнбругер

-С.П. Боткин

 

10. Какой метод исследования назван по имени автора?

-анамнестический

-аускультация

-спирография

+рентгеноскопия

-эзофагоскопия

 

11. Кто из ученых для осмотра сетчатки глаза живого человека был разработал прибор, названный офтальмоскопом?

-Ломоносов М.В.

-Буяльский И.В.

+Гельмгольц Г.

-Рентген К.

 

Вопросы к зачету по истории медицины

1. История медицины как наука и предмет преподавания. Источ­ники изучения развития медицины. Значение истории медицины в под­готовке и воспитании врача.

2. Возникновение зачатков врачевания в человеческом общест­ве. Представление о сущности болезни в период первобытно-общинно­го строя.

3. Формирование народной медицины, ее характерные черты.

4. Первые рабовладельческие государства. Представления о ми­ре, человеке, сущности здоровья и болезни.

5. Храмовая медицина. Взаимоотношение народной медицины и зачатков религии.

6. Медицина Древнего Китая (представление об организме, сущ­ности болезни, приемы лечения).

7. Медицина Древней Индии. Особенности её развития. Предс­тавление о сущности человека, здоровья и болезни, приемы лечения.

8. Медицина Древней Месопотамии. Юридическая регламентация деятельности врача.

9. Медицина Древнего Египта. Влияние её на развитие гречес­кой и арабской медицины.

10. Медицина Древней Греции, особенности её развития.

11. Материалистические медицинские школы Древней Греции.

12. Идеалистические медицинские школы Древней Греции.

13. Гиппократ, его учение о сущности здоровья и болезни.

14. Медицина Древнего Рима.

15. Асклепиад: мировоззренческая ориентация, сущность его учения об организме, здоровье и болезни.

16. Аристотель. Сущность его философских взглядов. Его роль в развитии медицины.

17. Гален, его влияние на развитие медицины.

18. Медицина Александрии (Эразистрат, Герофил).

19. Медицина стран Арабского халифата.

20. Авиценна, его вклад в развитие медицины.

21. Медицина Древней Киевской Руси.

22. Медицина Древней Армении.

23. Медицина Древней Грузии.

24. Медицина Московского государства (XV - XVII вв.).

25. Характеристика медицинского дела в Византии.

26. Особенности развития медицины в период раннего и классического средневековья.

27. Медицина эпохи Возрождения (Парацельс, А.Везалий, Леонар­до да Винчи и др.).

28. Развитие учения о кровообращении (XVI - XVII вв.).

29. Г. Бургав - основоположник клинического метода обучения врачей.

30. Великие естественно-научные открытия конца XVIII - начала XIX века.

31. Роль французских врачей-материалистов в развитии философской мысли (Леруа, Ламетри, Кабанис и др.).

32. Возникновение патологической анатомии (Морганьи, Биша, Вирхов).

33. Ф. Мажанди, К. Бернар, Г. Гольц – их вклад в развитие экспериментальной физиологии и ошибочность их теоретических положений.

34. Открытие и разработка методов перкуссии, аускультации и пальпации.

35. Реформы Петра I и их влияние на возникновение и развитие медицины в России.

36. Русские госпитальные школы XVIII века. Борьба отечественных ученых за преподавание на русском языке.

37. Влияние М.В. Ломоносова на развитие отечественной медицины.

38. Вопросы охраны здоровья матери и ребенка в трудах М.В. Ломоносова, Н.М. Максимовича-Амбодика, С.Г. Зыбелина.

39. Н.М. Максимович-Амбодик – основоположник отечественного акушерства.

40. Д. Самойлович – основоположник отечественной эпидемиологии.

41. Развитие медицины в России в первой половине XIX века. Борьба материализма и идеализма в медицине.

42. Влияние идей Н.А. Радищева на развитие медицины в России.

43. Влияние идей декабристов на развитие медицины в России.

44. М.Я. Мудров – основоположник отечественной клинической медицины. Его система обследования больного, постановки диагноза и лечения.

45. И.Е. Дядьковский, его вклад в развитие отечественной меди­цины.

46. Состояние анатомии и хирургии в первой половине XIX века. Основные проблемы, стоявшие перед хирургией.

47. А.М. Филомафитский, его роль в развитии физиологии.

48. А.М. Филомафитский и его роль в решении проблемы наркоза.

49. П.А. Загорский и первая русская анатомическая школа.

50. И.Ф. Буш, его вклад в развитие отечественной хирургии, медицинского оборудования и подготовки врачей.

51. И.В. Буяльский, его вклад в развитие анатомии и хирургии.

52. Ф.И. Иноземцев, его вклад в развитие отечественной хирур­гии.

53. Н.И. Пирогов, его вклад в развитие анатомии и хирургии.

54. Н.И. Пирогов – основоположник военно-полевой хирургии.

55. Н.И. Пирогов, его вклад в решение проблемы наркоза.

56. Н.И. Пирогов, его вклад в решение проблемы послеоперационного сепсиса.

57. И.М. Сеченов – основоположник отечественной физиологии.

58. И.М. Сеченов и его работа "Рефлексы головного мозга". Значение его работ для развития мировой и отечественной медицины.

59. И.П. Павлов – великий русский физиолог.

60. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности.

61. Основные теории патогенеза, сформировавшиеся в XIX веке.

62. Гуморальная теория патогенеза (К. Рокитанский).

63. Целлюлярная теория патогенеза (Р. Вирхов).

64. Теория нервизма (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, М.Я. Мудров, С.П. Боткин).

65. С.П. Боткин – создатель отечественной терапевтической школы.

66. Г.А. Захарьин, его вклад в развитие отечественной терапии.

67. А.А. Остроумов – один из основоположников отечественной терапии. Его понимание сущности болезненного процесса.

68. Создание отечественной педиатрии (С.Ф. Хотовицкий, Н.А. Тольский, Н.Н. Гундобин, Н.Ф. Филатов).

69. Деятельность С.Ф. Хотовицкого и его научный труд "Педиятрика".

70. Н.Ф. Филатов, его вклад в развитие педиатрии.

71. Н.П. Гундобин, его вклад в развитие педиатрии.

72. Роль отечественных ученых в изучении детских инфекционных болезней (Г.Н. Габричевский, А.М. Безредка, П.В. Циклинская и др.).

73. Организация акушерско-гинекологической службы в России в XVIII - начале XIX века.

74. В.Ф. Снегирев – основоположник первой клинической школы по акушерству и гинекологии.

75. Луи Пастер – основоположник микробиологии.

76. Р. Кох – основоположник микробиологии и эпидемиологии.

77. И.И. Мечников, его вклад в разработку учения об иммунитете.

78. И.И. Мечников – один из основоположников микробиологии.

79. Самоотверженность русских врачей в решении проблем микробиологии (Г.Н. Минх, О.О. Мочутковский, В. А. Хавкин, Д. К. Заболотный Н.Ф. Гамалея и др.).

80. Макс Петтенкофер – основоположник экспериментальной гигиены.

81. А.П. Доброславин – основоположник отечественной гигиены.

82. Ф.Ф. Эрисман – основоположник отечественной гигиены.

83. Земская медицина: этапы развития, значение для здравоохранения России.

84. Земская медицина и её значение в развитии медицинской статистики.

85. Основные этапы развития отечественного здравоохранения советского периода.

86. Н.А. Семашко и З.П. Соловьев – организаторы советского здравоохранения.

87. Особенности развития здравоохранения в России на современном этапе.

88. Развитие медицины и здравоохранения на Алтае.

89. Развитие клинических дисциплин на современном этапе.

 

Содержание

 

стр.

 

Введение  
План лекций  
План семинарских занятий  
Методические указания проведения занятия:  
Введение. История университета, факультета, кафедры.  
Медицина в России в эпоху феодализма: медицина в Киевской Руси (IX-ХIII вв.) и в Московском государстве (X-ХVII вв.)  
Развитие медицины в России в XVIII веке. Формирование профессиональной медицины.  
Развитие физиологии в XIX веке. Проблемы патогенеза.  
Развитие терапии в XIX веке.  
Развитие анатомии в XIX веке.  
Развитие хирургии в XIX веке  
Развитие акушерства и педиатрии в России в XIX веке  
Развитие микробиологии и гигиены в XIX веке  
Особенности формирования системы медицины во второй половине в России во второй половине XIX века. Земская медицина. Становление санитарной статистики.  
Вопросы к тестовому контролю  
Рекомендуемая литература  
Вопросы к зачету по истории медицины  

 

 

Учебно-методическое пособие

 

План семинарских занятий и вопросы тестового контроля по истории медицины

(для студентов лечебного и педиатрического факультетов)

Компьютерная верстка Гайсиной З.А.

Обложка Телегин А.А.

Корректор Гайсина З.А.

 

 

Подписано в печать

Формат 60Ч90/16. Бумага офсетная. Печать ризографическая.

Гарнитура Таймс Нью Роман

Тираж 300 экземпляров

 

Алтайский государственный медицинский университет

г. Барнаул, пр.Ленина, 40

 

Отпечатано: РА "ПАРАГРАФ"

г.Барнаул, пр.Ленина, 40, каб.334, тел. 8 – (385-2) 366-143

Лицензия на полиграфическую деятельность

ПД 12-0161 от 04.01.2002 г.

 

 

Министерство здравоохранения РФ

Алтайский государственный медицинский университет

 

План семинарских занятий

вопросы тестового контроля

По истории медицины

(для студентов лечебного и педиатрического факультетов)

 

 

Барнаул, 2005

 

 

УДК 614 (075.8)

ББК 51 (2)

Б - 12

Печатается по решению ЦКМС Алтайского государственного медицинского университета (протокол № 1 от 25 февраля 2005 года).

Составители:

· заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения АГМУ, профессор В.Б.Колядо;

· доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения АГМУ, к.м.н. О.П.Баранов;

· доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения АГМУ, к.м.н. И.М. Дмитриенко;

· доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения АГМУ, к.м.н. С.В.Плугин;

 

Рецензенты:

А.И.Бабенко – главный специалист Сибирского федерального округа по общественному здоровью и здравоохранению, доктор медицинских наук, профессор.

Г.И.Чеченин – заместитель директора по науке Института комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН, доктор медицинских наук, профессор.

 

Баранов О.П., Дмитриенко И.М., Колядо В.Б., Плугин С.В. План семинарских занятий и вопросы тестового контроля по истории медицины (для студентов лечебного и педиатрического факультетов) / Под редакцией профессора В.Б.Колядо. – Барнаул: АГМУ, 2005. – 55 с.

 

В методических рекомендациях представлены план лекций, семинаров и логическая схема семинарских занятий, включая контрольные вопросы, тесты по истории медицины, перечень вопросов к зачету. Издание будет полезно при самоподготовке к занятиям и зачету. Данное издание переработано и дополнено в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к учебно-методическим пособиям.

 

© Алтайский государственный медицинский университет, 2005

© Коллектив авторов, 2005

Введение

Необходимость разработки и издания настоящего методического пособия по истории медицины для студентов лечебного и педиатрического факультетов вызвано рядом обстоятельств.

Во-первых, для унификации проведения семинарских занятий и требований при проведении зачета, так как дефицит учебных пособий по истории медицины вынуждает использовать учебники разных авторов и разных лет издания. Одна и та же тема в них нередко излагается по-разному, и приводятся разные даты одного и того же события.

Во-вторых, по некоторым проблемам в имеющихся учебниках недостаточно освещается вклад отечественных ученых в развитие медицинской науки и практики.

В-третьих, необходимость определения объема знаний студентов по истории медицины и здравоохранения в крае.

В-четвертых, настоящее пособие помогает студентам в самостоятельной работе при подготовке к семинарским занятиям, тестовому контролю и зачету.

Тематический план лекций

Количество часов - 15 (9 лекций)

1. История медицины как наука и предмет преподавания. Формирование народной медицины (1,7 часа).

2. Медицина в рабовладельческом обществе. Медицина в рабовладельческих государствах Древнего Востока (1,7 часа).

3. Медицина в рабовладельческом обществе (Греция, Александрия, Рим, страны американского континента) (1,7 часа).

4. Медицина в странах Востока и Западной Европы в период феодализма (классическое средневековье) (1,7 часа).

5. Медицина в Западной Европе в эпоху Возрождения. Становление научной медицины (1,7 часа).

6. Медицина эпохи капитализма (II половина XIX - начало ХХ века) (1,7 часа).

7. Основные этапы развития отечественной медицины в ХХ веке (1,7 часа).

8. История развития здравоохранения на Алтае (1,7 часа).

9. Основные направления и перспективы развития отечественного здравоохранения (1,7 часа).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.552 с.)