Становление многопартийной системы в Республике Беларусь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление многопартийной системы в Республике Беларусь.



Формирование партийной системы в Беларуси, как и в других возникших после распада СССР суверенных государствах, носит весьма сложный характер.
Этот процесс, начавшийся в 1990 году, постепенно стал набирать все более ускоряющиеся темпы: в 1990 году была зарегистрирована лишь одна партия, в 1994 — 16.

Группы бел. Партий:

1) партии правого толка — в основном либеральной, антикоммунистической направленности;

2) демократические партии центристского характера;

3) партии левого крыла политических сил — коммунистической, социалистической ориентации.

К первой группе следует отнести партии, цель: ориентация на зап. Европ. модель, обосновывая ее необходимость включением страны в "мировую цивилизацию"(Партия Белорусского Народного Фронта(БНФ), Крестьянская партия, Национально-демократическая партия).

Во вторую группу можно включить партии, которые выступают за социально ориентированную рыночную экономику, проведение реформ при сильной социальной защите населения со стороны государства. В их числе Белорусская социал-демократическая партия "Народная Громада", Партия всебелорусского единства и согласия и некоторые другие.

Левая сторона политического спектра включает в себя Коммунистическую партию Белоруссии, Белорусскую социалистическую партию и др.

Особенности:
1. Белорусское общество находится на начальном этапе формирования многопартийности, который развивается крайне противоречиво и имеет свои особенности.

2. По количественному составу большинство политических партий крайне малочисленны. Многие из так называемых партий с трудом смогли перешагнуть необходимый для регистрации в Министерстве юстиции рубеж в 500 человек.

3. Формирование политических партий в республике проходило в период тотального кризиса общества и намного опережало психологическую готовность населения к осознанию и восприятию происходящих перемен. Поэтому не случайно почти 60 процентов населения республики не поддерживали ни одной партии, а более 28 процентов не знали о том, какие партии или общественные движения есть в республике.

4. Становление партий в течение четырехлетнего периода, вплоть до принятия 5 октября 1994 года Закона Республики Беларусь "О политических партиях", проводились на основании утратившего свою силу Закона СССР "Об общественных объединениях", принятого в октябре 1990 года. Эти документы лишь номинально регламентировали создание партий и их регистрацию, обретение ими юридического лица, вступление в блоки, участие в избирательном процессе и т.д. В документах отсутствовали четкое политическое и правовое толкование понятия "политическая партия", определение места партии в политической системе и их прав, принципы взаимоотношений с органами государственной власти, источники финансирования политической деятельности партий.

5. Между политическими партиями не достигнуто взаимопонимание. Об этом свидетельствует само существование однотипных партий. Например, действуют три партии экологического характера, две — спортивного, столько же партий ставят своей задачей упрочение республиканского строя в стране, две партии апеллируют к гражданам с коммунистическими идеями.

Всего по состоянию на 1 января 2010 года в Беларуси зарегистрировано 15 политических партий.

Общественные объединения, их место и роль в политической жизни общества.

Под общественным объединением понимается добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов.

Среди общественных объединений выделяют: политические партии, общественные организации и общественные движения. Обладая рядом общих признаков (добровольность, преднамеренность создания, самодеятельность и т.д.), эти типы общественных объединений отличаются между собой своими целями, задачами, степенью организационной оформленности. Особо важную роль в системе властных отношений играют политические партии.

Общественно-политические организации и движения – это добровольные объединения людей для выражения и реализации общественных интересов путем «давления» на публичную власть.

Они представляют собой разнообразные группы людей, имеющих определенные цели и требования к политической власти, которые становятся причиной их коллективных действий (профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические и религиозные группы, ассоциации и т. д.). Общественные организации – это инструмент для реализации потребностей, социальных и политических интересов людей.

Общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей (как партии).

Общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, обращая внимание данной власти на решение своих проблем. Центром политической активности в общественно-политическом движении выступает его ядро (авангард) – инициативные группы, клубы, союзы и т. д. В отличие от политической партии, в общественно-политическом движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.).

Задача общественных организаций – выражение, защита и реализация интересов различных социальных, профессиональных, возрастных и других групп общества.

Основные типы общественно-политических организаций: союзы и объединения, собрания и ассоциации, палаты и комитеты, вооруженные группы и группы давления.

Виды общественно-политических движений:

– в зависимости от сферы деятельности: социально-политические, этнополитические, конфессиональные, экономические, экологические, антивоенные, научные и т. д.;

– в зависимости от целей: революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические и общедемократические;

– в зависимости от количества участников: массовые либо элитарные;

– в зависимости от места в политическом спектре: левые, центристские и правые;

– в зависимости от масштаба деятельности: местные, региональные, общефедеральные, межгосударственные и т. п.;

– в зависимости от социального состава: профессиональные, женские, молодежные;

– в зависимости от характера возникновения: сознательно организуемые и стихийные;

– в зависимости от методов действий: насильственные и ненасильственные.

Общественные объединения в Республике Беларусь.

В октябре 1994 г. начал действовать Закон «Об общественных объединениях».В 1999 г. был принят декрет Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений». Он явился правовой базой для перерегистрации действующих и регистрации новых групп интересов.

С заявлениями о перерегистрации обратились в Министерство: юстиции 19 политических партий, 51 профсоюз и 1467 других общественных объединений и движений. Перерегистрацию прошли с 1 февраля по 1 октября 1999 г. 1326 общественных объединений, в том числе 18 политических партий, 40 профсоюзов, 35 ветеранских, 37 молодежных, 18 женских общественных объединений.

В настоящее время в Республике Беларусь зарегистрировано 2235 общественных объединений, включая 15 политических партий. Законодательство страны предоставляет общественным объединениям широкие права. Вместе с тем оно запрещает создание тех из них, которые провозглашают цели: свержение конституционного строя, пропаганду войны, насилия, жестокости, разжигание расовой, национальной и религиозной розни. Политическое влияние партий и других общественных объединений Беларуси минимально, что свидетельствует о незрелости гражданского общества. Это подтверждают социологические исследования.

Политический процесс.

Под политическим процессом понимается суммарная деятельность всех субъетов политики, посредством которой происходит формирование, развитие и функционирование политической системы общества в определенных временных и пространственных границах. Политический процесс отличается относительной самостоятельностью, однако он обусловлен экономической стороной, характеризующей социально – политические отношения в обществе, государственным устройством. Политический процесс рассматривается как один из общественных процессов, наряду с экономическим, идеологическим, правовым, а также как форма функционирования политической системы общества, эволюционирующей во времени и в пространстве.

Политический процесс состоит из ряда последовательно совершающихся и циклически повторяющихся стадий:

* конституирование (образование политической системы)

* принятие и исполнение политико – управленческих решений

* контроль за функционированием и направлением развития политической системы

Каждая стадия сохраняет присущие ей особенности и осуществляется способами, присущими лишь ей.

Политический процесс существует в 3 фазах:

- функционирование – здесь приоритет традиции и преемственности перед инновациями в политических изменениях

- развитие – непрерывность и устойчивость качественных изменений, адекватных запросам общества

- упадок – политические изменения, которые не соответствуют запросам общества, застой политической жизни, нестабильность общества, недовольство граждан.

Политический процессы:

* внутриполитические (протекают между субъектами политики, основная деятельность которых является завоевание и удержание власти)

* внешнеполитические (распространяются на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел).

Структура политического процесса

- субъект процесса (реальную власть или её носителя, которому власть делегирована);

- объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;

- исполнителей процесса, которые связывают субъект и объект-цель.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1056; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.01 с.)