Государство как институт политической системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство как институт политической системы



Государство -основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, общественных групп, классов.

Черты: территория; население; публичная власть; суверенитет; монополия на легальное применение силы; исключительное право на издание законов; всеобщность; право на взимание налогов и сборов с населения.

Государство является основным институтом политической системы, но вместе с тем оно – одна из древнейших форм человеческого общежития.

Можно сказать, что государство наряду с семьей, языком, культурой и т.п. является одним из фундаментальных институтов жизнедеятельности человека.

Как и другие политико-социологические термины, слово “государство” многозначно. Даже на уровне обыденных представлений государство предстает в разных смыслах. Оно понимается как:

1. организация крупной общественной группы. В этом смысле оно тождественно таким понятиям, как страна, народ, отечество, даже Родина и отчизна;

2. организация политической власти. В данном случае понятие государство можно трактовать через такие смыслы, как власть, закон, правосудие, управление;

3. властная администрация. Самое узкое, но наиболее привычное обывательское толкование государства, когда оно низводится до понятия президент, правительство;

В современных социологических и политологических словарях также встречаются различные определения государства. От очень коротких: “государство – основной институт политической системы” до крайне сложных, включающих в себя чуть ли не все признаки государства, например: “ Государство – политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной общностью, закрепленной на определенной территории, где поддерживается политический порядок, установленный политической элитой, которая монополизирует власть, обладая законным правом применения принуждения”.

Безусловно, такого рода определения крайне запутанны и сложны для восприятия. Выделим главное в определениях государства.

Государство – это форма политической организации общества, то есть это политический институт. Оно олицетворяет, обладает и осуществляет власть на всей своей территории и над всеми проживающими на ней людьми. Распоряжается всеми основными видами ресурсов общества. Выполняет основной объем работы по управлению обществом.Представляет собой субъект международного права.

Все это и делает государство основным институтом политической и социальной систем.

Исследованию государства как общественного и политического феномена во все времена уделялось много внимания. В истории общественно-политической мысли и практики можно выделить несколько основных подходов, объясняющих характер государства, его функции, его отношения с обществом и индивидом.

Назовем некоторые из них.

Этатизм.
Этим термином обозначается, во-первых, активное вмешательство государства в жизнь общества, а во-вторых, форма общественно-политического сознания, рассматривающая государство как высший и конечный результат общественного развития.

Формула этатизма: государство – это все. Все во имя государства. Иначе говоря, этатизм – это когда интересы государства ставятся выше, чем интересы общества, личности, индивида.

В мировой общественно-политической мысли во взглядах на государство преобладала этатическая линия. Этатистские идеи развивали Платон, Аристотель, Ж. Боден, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Р. Иеринг и многие другие. Н. Макиавелли (XVI в.) впервые “развел” понятия общества и государства и предложил понимать государство как определенную политическую организацию общества. Он же по существу впервые в политической теории ввел в научный оборот сам термин “государство”, обозначив его как “Stato”.

Немецкий философ Г.В.Ф. Гегель рассматривал государство как более высокую ступень развития, чем гражданское общество. По мысли Гегеля, государство представляет собой сферу общих интересов. Объединяя индивиды и сословия, государство поднимается над обществом, примиряя все его противоречия.

Можно с полной уверенностью заявить, что в истории общественно-политической мысли России и в истории ее общественно-политической практики господствовал этатизм. Во все времена интересы российского государства ценились выше, нежели интересы общества и личности, вторые всегда приносились в жертву первым.

В свете такого исторического опыта настораживают настойчивые разговоры нынешнего руководства страны о необходимости укрепления российского государства. Не будет ли вновь воспроизведена привычная историческая схема: государство в лице власти, в первую очередь, укрепляется за счет прав, свобод, благополучия граждан. Сильное государство нам, безусловно, необходимо, но не в этатистском понимании, а, скорее, в либеральном.

Либерализм – система общественно-политических взглядов и общественно-политическая практика, в соответствии с которыми интересы человека первичнее интересов государства.

Либерализм – это когда не человек для государства, но, наоборот, главная задача государства заключается в создании условий для самообеспечения и саморегуляции индивида.

Формула либерализма: сила и мужество государства складываются из благополучия, процветания и свободы его граждан.

Либеральные идеи развивали такие выдающиеся мыслители, как Д.Локк – “отец-основатель” либерализма, Б.Констан, Д.С.Милль, И.Бентам, В.Гумбольдт и др.

Тоталитаризм – еще один подход к определению сущности и характера государства. В данном случае его надо понимать как предельное практическое воплощение в жизнь принципов этатизма, так как тоталитарное государство полностью распоряжается и контролирует жизнь общества и каждого индивида.

Антиэтатистская линия (государственный негативизм) во взглядах на этот политический институт прослеживается в социально-политических утопиях, религиозных ересях, но наиболее ярко - в анархизме.

Анархизм (безначалие, безвластие) – философское социально-политическое течение, призывающее к полному отказу от всех форм государственного, правового и институционального управления обществом. “Государство – это самое вопиющее, самое циничное и самое полное отрицание человечности”, – так писал крупнейший теоретик и практик анархизма М.Бакунин.

Понятно, что как крайний этатизм, так и крайний антиэтатизм – явления не желательные.

Государство является объективно необходимым институтом, призванным решать ряд самых сложнейших задач для существования общества и личности.

Государство возникло давно, в результате длительных эволюционных процессов внутри общественного организма. Его появление было вызвано изменяющимися потребностями социума: по регулированию усложнявшихся межличностных и межгрупповых отношений, по защите интересов людей, по обеспечению стабильности и целостности общества, его внешней безопасности.

За тысячелетия своего существования государство подвергалось изменениям и по структуре, и по формам, и по функциям. Эти изменения обусловливались преобразованиями в общественной структуре и другими факторами, но всегда оставался определенный набор черт и функций, который и обеспечивал сохранение такого явления как государство.

 

Функции государства.

По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние.

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства внутри страны. К внутренним функциям государства относятся:

1) функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства;

2) функция легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидуумов;

3) политическая функция (обеспечение народовластия и государственного суверенитета);

4) экономическая функция (выработка экономической политики, формирование и контроль над расходованием государственного бюджета, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т. д.);

5) социальная функция (создание системы социальной защиты населения, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.);

6) экологическая функция (деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей);

7) идеологическая функция (пропаганда определенных идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т. д.).

Внешние функции - это основные направления деятельности государства, проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях с другими организациями или государствами:

1) защита государства от внешней угрозы (строительство вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т. д.);

2) функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями (экономическое сотрудничество, участие в работе различных международных организаций, в военно-политических блоках и союзах и т. д.).

Охранительные функции - это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы).

Регулятивные функции - это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.013 с.)