Политические конфликты :источники , типологии и режимы протекания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические конфликты :источники , типологии и режимы протекания.



Источники политических конфликтов в самом широком плане подразделяются на внесоциальные, социальные и комбинированные. К первым относятся те многочисленные источники политической напряженности, которые базируются на определенных чертах агрессивности человека, чувствах страха, паники, голода и других инстинктивных мотивациях его поведения. Обусловленные такими факторами политические конфликты выступают в виде народных самосудов, голодных бунтов, террористических акций фанатиков, иных нерациональных и внешне мало или вовсе не мотивированных акций. Специфическим источником политических конфликтов являются и противоречия промежуточного характера, отражающие взаимосвязи человека и природы, где обе стороны вносят свой вклад в развитие конфликта. Все политические конфликты делятся на международные (внешние) и внутренние. Внутренние, в свою очередь, можно разделить на два основных вида: горизонтальные и вертикальные. В зависимости от сферы жизнедеятельности можно выделить следующие виды политических конфликтов: социально-политические, политико-экономические, этнополитические, политико-правовые и др. Горизонтальные конфликты неизбежно возникают в процессе совершенствования существующей системы власти (например, смена неугодных лидеров или правящей элиты, частичная корректировка политического курса, увеличение или уменьшение властных полномочий тех или иных субъектов политики и т. п.). Вертикальные политические конфликты можно разделить на два подвида: статусно-ролевые и режимные. Статусно-ролевые конфликты используются в борьбе за повышение личного и группового статуса (роли) в политической структуре общества. Режимные политические конфликты преследуют цели свержения существующего политического строя или радикального изменения политического курса.

Разновидностями политических конфликтов являются конфликты ценностей и конфликты интересов. При конфликте ценностей (ценностных ориентаций) противоречия заключаются в различных представлениях о самой политической системе, политическом курсе страны и правилах политической игры. конфликт политических культур. В этом конфликте происходит столкновение различных политических ценностей, норм, обычаев, традиций, способов политического поведения, ценностных ориентации и целей политического развития. В процессе управления конфликтом важно учитывать этап его формирования и развития. Конфликт не возникает сразу. Причины его накапливаются, зреют очень длительное время. Будущий конфликт зарождается в атмосфере напряженности в отношениях между оппозиционными сторонами, что свидетельствует о наличии предмета спора и конкуренции, несовпадении позиций. Это этап возникновения конфликта. На данном этапе важно выявить подлинные причины конфликта, тем самым вскрыть противоречие, лежащее в его основе, установить определенные нормы и правила взаимодействия сторон. Этап развития конфликта характеризуется проявлением сил, поддерживающих конфликтующие стороны или противостоящие им. Становятся очевидными границы конфликта, его интенсивность и напряжение. Особенно велико напряжение конфликтов по поводу ценностей, связанных с нравственностью, представлениями о чести и достоинстве. Эффективность действий властей на этапе развития конфликта определяется их способностью законными методами обеспечить снижение напряженности в отношениях сторон и поворот их к примирению позиций. Этап окончания конфликта – наиболее сложная фаза, так как от результата окончания противоборства зависит новая расстановка сил в обществе. Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. Примирение, в свою очередь, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта. Конфликт может разрешиться сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п. Выделим два наиболее общих пути примирения сторон: Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы: достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций; соглашение, основанное на взаимных уступках; истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта; обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.

1. Примирение на основе принуждения, в основе которого:

o явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит с другой; изоляция одной из сторон, понижение ее статуса, а также другие состояния, свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о поражении; уничтожении противника, в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага. Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника.

36.Либерализм (от лат. liberalis – свободный) – важное направление политической идеологии, одно из наиболее распространенных идейно-политических течений, выражающее и отражающее принципы свободы и демократии в различных сферах жизнедеятельности общества – экономической, социальной, политической и духовной. Либеральными являются политические течения и идеологические установки, имеющие приоритетом защиту и выражение прав личности. Истоки либерализма относятся к XVII–XVIII вв.: они развивались в работах Дж. Локка, А. Смита, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, Т. Джефферсона, Дж. Мэдисона и др. Основные положения, сформулированные этими мыслителями: о правах и свободах граждан, о необходимости разделения основных ветвей власти, о системе сдержек и противовесов в федеративном государстве, о народном суверенитете, о гражданском обществе, среднем классе, правовом государстве. В XIX в. с идеями либерализма выступали И. Бентам и Дж. С. Милль. Они стремились обосновать необходимость демократизации политических и правовых институтов общества. Защищая идею свобод и прав человека, они утверждали, что свободное развитие новых, капиталистических отношений должно привести к постепенному сглаживанию социальных противоречий, процветанию общества. Для этого необходимо совершенствовать государственно-правовые институты, последовательно проводить принцип разделения властей, бороться с преступностью и произволом чиновников. Основные принципы либерализма: права человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом – неотъемлемые условия его существования; защита свободы индивида – важнейшая цель государства; разделение государственной власти на три основные ветви: законодательную, судебную, исполнительную; существование четких границ деятельности государства в обществе: оно не вмешивается в частную жизнь членов общества и в регуляцию их экономических отношений (гражданское общество); оптимальный регулятор экономических отношений – свободный рынок товаров, труда, услуг, капиталов; равенство людей рассматривается как равенство возможностей, прав, которые разными людьми реализуются по-разному С развитием промышленного капитализма в классическом либерализме в конце XIX – начале XX вв. наступил кризис: рынок в полной мере не обеспечивает гармонии общества, защищенными по преимуществу являются лишь привилегированные социальные слои. Остро встал вопрос о необходимости проведения реформ и в связи с этим задача пересмотра многих положений, норм и ценностей либерализма. Появляется «новый либерализм» (неолиберализм), или «социальный либерализм», который более ориентировался на решение социальных проблем. Его сторонники (Р. Даль, А. Лейпхарт, А. Мак-Эван, Дж. Роулс, Л. Хобхаус) под воздействием исторического и политического опыта вносят коррективы в основополагающие принципы либерализма: – ограниченные возможности имеет рынок, рассматриваемый ранее как единственный; регулятор экономических и общественных отношений; – государство может выступать гарантом не только политических, но и социальных прав человека; – необходимо расширить регулирующие функции государства в обществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.006 с.)