Национальное государство, его генезис и специфика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальное государство, его генезис и специфика



НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО - характеристика конституционно-правового статуса государства, означающая, что оно является формой самоопределения конкретной нации (в этно-культурном смысле слова), выражает, прежде всего, волю именно этой нации.

Система национальных государств начала складываться после Вестфальского мира (1648). Появление национальных государств ознаменовало конец политического господства папства, фактический распад Священной Римской империи и выход на арену новой социально-политической силы — буржуазии. Буржуазные революции и последовавшее распространение национализма в XIX веке способствовали повышению эффективности национальных государств и росту их экономической мощи.

Одной из важнейших функций государства стало регулирование миграции населения. Принцип государства-нации определяется прежде всего системой международных отношений и не является одной лишь реализацией стремления национальных движений к созданию собственной государственности. В этом состоит смысл международного признания новых государств или, напротив, непризнания сепаратизма и мятежных территорий. Этим же объясняется и жесткая политика богатых стран в отношении нищих мигрантов.

 

Нации и национальные культуры в примордиализме и конструктивизме

 

Нация- исторически сложившаяся социально-экономическая и духовная общность людей. Важнейшими условиями существования нации является общность территории, языка, экономического уклада, а также психического склада и культуры.

Сторонники конструктивизма считают, что нации представляют собой искусственные образования, целенаправленно сконструированные, созданные интеллектуальными элитами (учеными, писателями, политиками, идеологами) на основе национального проекта— идеологии национализма, которая может выражаться не только в политических манифестах, но и в литературных произведениях, научных трудах и т. д. Согласно конструктивистам национализм не пробуждает нацию, которая до тех пор остается вещью-в-себе, а создает новую нацию там, где ее не было.

Один из главных теоретиков конструктивизма Бенедикт Андерсен определяет нации как «воображаемые сообщества»: «я предлагаю следующее определение нации: это воображенное политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное». Имеется в виду, конечно, не то, что нации — вообще некие фикции, а то, что реально существуют лишь рационально мыслящие индивиды, а нация существует лишь в их головах, «в воображении», в силу того, что они себя идентифицируют именно этим, а не другим образом.

 

Примордиализм (или эссенциализм)-одно из научных направлений, рассматривающее этнос как изначальное и неизменное объединение людей «по крови» с неизменными признаками, он утверждает, что прототипы наций и национализм существовали всегда как данность с самого начала человеческой истории и что людям, принадлежащим к одной этнической общности, изначально и навсегда присущ некий набор культурных свойств, обуславливающих их поведение. В рамках этой теории национальная самоидентификация приобретает характер естественного закона природы.

На основе этой исторической и духовной практики постепенно сложился примордиалистский подход, согласно которому нация есть объективно сложившаяся общность (группа) людей, которая обладает вполне определенными интересами и существование которой не зависит от чьих-либо сознательных действий.

Теория «воображаемых сообществ» Бенедикта Андерсона

Воображаемые сообщества- концепция в рамках теории нации, разработанная Бенедиктом Андерсоном в одноимённой книге, в которой тот рассматривает нацию как социально сконструированное сообщество, воображённое людьми, воспринимающими себя как его часть.

Андерсон определяет нацию как «воображённое политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное».

Нация является воображённой, «поскольку члены даже самой маленькой нации никогда не будут знать большинства своих собратьев-по-нации, встречаться с ними или даже слышать о них, в то время как в умах каждого из них живёт образ их общности», — отмечает Андерсон.

В конечном счете, именно это братство на протяжении двух последних столетий дает многим миллионам людей возможность не столько убивать, сколько добровольно умирать за такие ограниченные продукты воображения».

Глобализация и новый трайбализм

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планетыкапитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

Трайбализм или трибализм — форма общественно-политической племенной обособленности, выражающаяся в формировании органов государственной власти на основе родо-племенных связей. Трайбализм является характерной чертой обществ, находящихся в процессе перехода от племенного уклада к капиталистическому. Особое распространение трайбализм получил в африканских странах. Среди причин этого явления выделяют этническое разнообразие, устойчивость пережитков родо-племенных отношений и сложную социально-экономическую обстановку в этом регионе.

18. Роль медиа в современной политике. Медиакратия.

Медиакра́тия —явление, когда политические решения и дискуссии, а также политическая коммуникация в современных демократиях происходят не в первичной политической плоскости, а в интересах СМИ.

Роль средств массовой информации (СМИ) в урегулировании политических конфликтов заключается в их комплексном и всестороннем управляющем воздействии на общественное сознание, конкретных участников конфликта в целях его конструктивного завершения.

СМИ являются важнейшим институтом, способным эффективно воздействовать на политические конфликты различного уровня. С помощью масс-медиа становится возможна своевременная и оперативная экстериоризация, т.е. «выведение на поверхность», доведение до общего сведения назревших или назревающих конфликтов.

Публичное изложение альтернативных точек зрения, обсуждение конфликтной ситуации нередко являются единственным способом прекратить развитие конфликта.

На протяжении многих лет политические конфликты различного уровня сопровождаются информационными войнами, роль которых возрастает с течением времени. В качестве основных средств информационно-психологического воздействия на человека в ходе информационной войны в обобщенном виде выделяются средства массовой информации. В современных информационных войнах активно применяются неэтичные, «грязные» технологии, которые, однако, показывают весьма эффективный результат.

 

 

Типология партийных систем

В России существует множество партий; демократических, коммунистическо-социалистических, националистических и т.д. Все они защищают чьи- то интересы. Первое, что надо сделать, это ответить на вопрос, чьи интересы защищает партия? Партии бывают правые, левые, центристские. Одни защищают интересы какого-то класса или классов, другие являются защитниками наций и народов, есть партии верхушечные, есть партии низовые. Рассмотрев все известные партии, мы можем сделать вывод, что демократические партии созданы для защиты интересов буржуазии, богачей и собственников. Все эти партии являются проводниками идей капитализма и выражают, как правило, интересы международных финансовых групп, так как в России большинство крупных капиталов было создано при помощи зарубежья. Партии классового характера (коммуно-социалисты) являются партиями не общенациональными, а узкоклассовыми, то есть они учитывают интересы только рабочего класса. Партии национального толка защищают интересы нации и народа, откидывают идею классового строения общества, считая ее выдумками Маркса и подобных ему. Попробуем разобраться с идеологией и целями Российских партий.Так же Итальянский политолог ЦЖ. Сартори выделяет семь видов партийных систем в современном мире:

 

1) однопартийные (бывший СССР, Албания, Куба, Монголия, Заир, Того);

2) с партией, осуществляющей гегемонию (Мексика)

3) с доминирующей партией (Япония, Индия);

4) двухпартийные (США, Великобритания, Канада);

5) умеренного плюрализма (Бельгия, ФРГ);

6) крайнего (поляризованного) плюрализма (Италия, Нидерланды, Финляндия)

7) автомизовани (Малайзия).Осносными являются:

Однопартийная система

Она характерна для тоталитарных государств, где действует принцип моноцентрической власти. Правилом такой системы является лик­видация всякой организованной (как в форме партии, так и в форме иных органов власти) политической конкуренции. Это описание относится также и к ситуации, когда рядом с партией-гегемоном существуют партии-сателлиты (как в случае ПНР или ГДР). Они не оказывают практически никакого влияния на процесс принятия решений, выполняя функцию прикрытия для властной элиты.

Четкая двухпартийная система

Касается, в особенности, англосаксонских стран: США—демократи­ческая и республиканская партии, Новая Зеландия — национальная и лейбористская партия, Канада — партия прогрессивных консерва­торов и либеральная партия (хотя в некоторых регионах действуют три партии; Великобритания — с 1945 г. только два раза обе основные британские партии не получили большинства в палате общин. Они представляют левоцентристскую и правоцентристскую альтернативы (опции). Биполярные системы, как отмечает Сартори, имеют тенден­цию возвращаться в центр. Политический центр слаб и не представ­ляет никакой опасности для указанных двух партий. Мы имеем дело с биполярным центром там, где обе партии образуют два таких центра, вокруг которых происходит соперничество. В результате происходит уподобление партий друг другу в сфере программ и признаваемых ценностей (Сартори говорит о небольшой «идеологической дистан­ции») Тогда доминирует центростремительное соперничество.

Стабильная многопартийная система

Сартори использует для объяснения данной ситуации определение «умеренно поляризованная». Это означает, что существует два поля соперничества, определенные диадой левый центр-правый центр. Раз политическая система имеет высокий уровень легитимации, то идеологическая дистанция и уровень конфликтности относи­тельно невелики. Если же был достигнут консенсус относительно фундаментальных дел (важных проблем и правил игры), то до­минируют центростремительные тенденции. Консенсус означает небольшую разницу в программах или идеях между отдельными идеологическими «семействами», два из которых наиболее важны. Указанное стремление партии к центру придает партийной системе большую стабильность. Таким образом, можно классифицировать большинство партийных систем Западной Европы.

Роль партий

Неотемлимой частью политической системы современного демократического

общества являются политические партии.

ПАРТИЯ - это политическая общественная организация которая борется за

власть или за участие в осуществлении власти. Политическая партия - это

организация, объединяющая на добровольной основе наиболее активных

представителей тех или иных классов, социальных слоёв или групп и

предназначена для их социального просвещения и предания их действиям по

защите интересов целенаправленного и организованного характера, отстаивания

их интересов в системе политических интересов и институтов. Главная цель

деятельности политических партий - это защита социально-политических

интересов определённых групп населения. Ради этого и ведётся борьба за

завоевание и удержание влияния, а также установления связей между обществом и

государством.Партия стремится привлечь общественность на сторону своих кандидатов во время выборов, убедить избирателей в необходимости голосования в свою пользу, и в случае победы она выступает в качестве связующего звена между депутатами и избирателями, объясняя последним деятельность депутатов и пропагандируя ее, депутатов же она информирует о реакции избирателей, их настроениях и нуждах. Вместе с тем партия контролирует деятельность своих представителей в органах власти и направляет ее. Причем в отношении партийной дисциплины у депутатов существуют «мягкие» И «жесткие» партии. Первые не обязывают своих депутатов голосовать одинаково, каждый депутат относительно свободно делает свой выбор при голосовании, «жесткие», наоборот, устанавливают строгую дисциплину голосования. Наконец, в случае победы на выборах, позволяющей партии получить исполнительную власть, она обеспечивает формирование правительства. Таким образом, функции партий сводятся к следующим: 1) определение целей; 2) обобщение и выражение социальных интересов; 3) мобилизация социальных сил, в особенности избирателей, вокруг партийных кандидатов на выборах; 4) организация общественного мнения по тем или иным общественным проблемам; 5) подготовка правящей элиты и формирование правительства. В демократическом обществе функции партии существенно изменяются в зависимости от отношения к государственной власти. Партия может быть правящей, т.е. иметь решающие позиции в структурах законодательной и исполнительной власти. Тогда главная ее задача - обеспечить легитимность и эффективность власти. Если же партия находится в оппозиции, ее цель - критиковать соперника, находящегося у власти, доказывать неэффективность его политики и свою способность эффективнее решать стоящие перед властью задачи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.025 с.)