Упражнения на расширение поля зрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения на расширение поля зрения



9. Ученик, глядя прямо вперед, описывает (словесно), что он видит по бокам.
10. Два человека становятся по бокам от ученика и показывают ему некоторое число пальцев. Ученик, смотря строго вперед расфокусированным взглядом, должен назвать число пальцев слева и справа.
11. То же, что и в упр. 10, но показываются слева и справа картинки с числами, буквами и/или значками.
Для упр. 12 и 13 материал готовится на длинном, но узком листе бумаги или пишется на доске. Расстояние от него до глаз ученика подбирается так, чтобы угол зрения был достаточно большим, что обеспечит включение периферийного зрения.
12. Направив взгляд на зеленую точку, ученик запоминает, что находится слева и справа от нее. Затем он должен воспроизвести в тетради весь набор. Например:

13. То же со словами. Например:

Упр. 12 и 13 можно постепенно усложнять, задавая большее число знаков и слов. Необходимо следить, чтобы взгляд ученика не уходил от центральной точки и был несколько расфокусирован.
В упр. 9–13 формируется навык использования периферийного зрения, который крайне важен при обучении запоминанию длинных слов.
14. Психолог показывает какое-либо слово, ученики его «фотографируют», затем записывают в тетради в обратном порядке. При индивидуальной работе можно его произнести по буквам в обратном порядке. Начинать с коротких слов, постепенно их удлиняя.
15. Зрительное запоминание длинных слов по частям.
Разбить длинное слово (например, велосипед, винегрет) на две части. «Сфотографировать» каждую часть в отдельности, затем, установив взгляд на пропуск между частями, «сфотографировать» их обе одновременно.
Вспоминая каждую часть, написать (произнести) все слово в обратном порядке.
16. Ученики «фотографируют» какое-либо слово. Затем психолог пишет на доске это слово, пропуская часть букв. Ученики называют (или пишут в тетради) пропущенные буквы. Например, слово «винегрет». На доске пишется: в_н_гре_.
17. Запоминание слов с помощью полимодального фильма.
Психолог называет ряд слов (начинать с 5–6 доведя до 10–12). Ученики создают модальные образы значений этих слов, по возможности с использованием различных модальностей, связывая их в единый сюжет.
В момент возникновения очередного образа произнести соответствующее слово вслух, шепотом и про себя (постепенно оставить произнесение только про себя). Затем, вспоминая фильм, нужно написать (или назвать при индивидуальной работе) эти слова в том же порядке, а потом в обратном, вспоминая фильм в обратном порядке.
Можно спросить: «Какое слово идет после такого-то слова, впереди, между и т.д.». Пример слов: лес, хлеб, окно, стул, вода, конь, гриб, игла, мед. Начиная работу с этим упражнением, психолог может сам задать образы слов и сюжетные связки в фильме. Детям с хорошей визуальной знаковой памятью можно попробовать делать к фильму титры из запоминаемых слов.
18. Запоминание «картинок» слов и образов значений слов с помощью «фотографирования» слов и создания полимодального фильма.
На доске или листе бумаги пишется ряд словарных слов. Каждое слово вначале «фотографируется», затем создается его полимодальный образ, затем произносится про себя. Слова связываются в фильм, как и в упр. 17. Затем, вспоминая созданный фильм, нужно вспомнить связанные с ним слова и, вспоминая зрительные картинки этих слов, записать их в тетрадь. Далее можно проделать то же, но слова вспоминать в обратном порядке.
Данному упражнению, как и следующему, следует уделить особое внимание, так как оно формирует навык как зрительного запоминания орфографии слова, так и одновременного понимания смысла текста и его запоминания. При таком навыке чтения в максимальной степени задействуются как левое, так и правое полушарие мозга. Владея этим навыком, ученик при чтении книг будет автоматически запоминать как сам текст, так и «картинки» слов.
19. На доске или листе пишется предложение. Используя навыки, сформированные в упр. 17 и 18, оно запоминается в знаковой и образной форме. Затем ученик записывает (по памяти) это предложение в тетради, сверяет его с вновь показанным текстом, отмечает сделанные ошибки и, закрыв написанное ранее, вновь пишет предложение.
20. Как и в упр. 19, но текст предложения пишется учеником в обратном порядке.
21. Как и в упр. 19 и 20, но еще и сами слова пишутся в обратном порядке.

Упражнения, направленные на формирование
кинестетической референтной системы —
ощущения правильности или неправильности
написанного в применении к правописанию

22. Предварительно создать в классе дисгармоничную обстановку (бросить на пол бумажки, «плохо» расставить мебель и т.д.). Попросить учеников почувствовать, что в комнате «что-то не так», что-то вызывает дискомфорт.
Помочь детям понять, как ощущается дискомфорт. Спросить, что бы они хотели изменить в классе. Проделать это изменение. Обратить внимание детей на изменение ощущения при взгляде на класс после наведения порядка в нем.
23. Аналогично предыдущему упражнению, только используются дисгармоничные рисунки. Ученики по уже знакомому им ощущению определяют, вызывает что-либо в рисунке чувство дисгармонии или нет. Затем дети делают рисунки, по их мнению вызывающие чувство гармонии.
24. На столе раскладывается ряд предметов. Ученик их «фотографирует», затем отворачивается. Психолог или меняет расположение предметов, или только делает вид, что меняет. Ученик поворачивается, и по уже знакомому ощущению должен определить, изменилось что-либо в расположении предметов или нет. Если изменилось, то расположить предметы в нужном порядке.
При выполнении упражнения психолог должен напоминать детям о необходимости зрительного вспоминания картинки первоначального расположения предметов, при необходимости помогая направить глаза влево вверх.
25. На доске или листе пишется ряд словарных слов, запомненных детьми ранее. Некоторые из этих слов содержат ошибки, некоторые нет. Используя сформированное ранее ощущение гармонии-дисгармонии, ученики определяют, где есть ошибки, подчеркивая их, затем в тетради записывают слова без ошибок, используя стратегию грамотного письма.

Некоторые рекомендации по организации и
проведению коррекционных занятий

1. Число участников не более 6–7 человек.
2. Занятия 2–3 раза в неделю, продолжительностью 35–40 минут, в течение 1,5–2 месяцев (при необходимости и более).
3. Желательно, чтобы при диагностике, формировании стратегии и выполнении упражнений присутствовали родители учеников. Лучше, если они сами будут выполнять эти упражнения вместе с детьми.
4. Желательно провести 1–2 занятия отдельно с родителями для разъяснения смысла проделываемой работы.
5. Многие из упражнений после их выполнения вместе с психологом дети могут выполнять в парах.
6. При записи слов и предложений на доске или листе желательно выделять трудные места каким-нибудь цветом. Дети в тетрадях могут их выделять тем цветом, какой им больше всего нравится.
7. Ученикам необходимо завести тетрадь-словарик, куда они будут записывать для последующего «фотографирования» правильные слова, выделяя цветом и размером места в слове, где были допущены ошибки. Эти слова должны браться из школьной деятельности ученика. Затем эти слова можно использовать при проведении занятий.
8. Необходимо время от времени возвращаться вновь к тем словам, в которых ученик сделал ошибки, до тех пор пока образ слова не зафиксируется в памяти.
9. Несколько раз в течение цикла занятий необходимо проверять у детей используемую ими стратегию правописания. При необходимости вновь провести индивидуальное занятие по формированию В-К-стратегии.
10. С целью достижения максимальной эффективности в формировании необходимых навыков желательно, чтобы дети проделывали указанные упражнения и дома вместе с родителями в дни, когда групповые занятия не проводятся.
11. Крайне важно разъяснить смысл проделываемой работы учителям и логопедам. Желательно, чтобы учителя заранее давали родителям списки слов, которые еще не изучались, но будут вскоре использоваться на уроках. Это связано с тем, что ученик с В-К-стратегией, который еще не видел слова, может допустить в нем ошибки.
12. В середине и в конце цикла занятий желательно, путем косвенного внушения, «сообщить» сознанию и подсознанию ученика о возможности использования полученных навыков при изучении других предметов.
13. Учитывая, что большинство детей, направленных на эти занятия, уже убеждены в своей неспособности к грамотному письму, психологу следует провести с ними работу по изменению этого убеждения.
14. Желательно в самом начале цикла занятий провести работу по формированию В-К-стратегии как желаемой цели, определив с детьми возможные сроки достижения этой цели. Желательно также сформировать у учеников притягательный для них образ успешного ученика.
15. В начале каждого занятия психологу необходимо создать у детей позитивное ресурсное состояние и следить на протяжении всего занятия за его сохранением.

ГЛАВА 3.
СТРАТЕГИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ,
ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ

Умение ставить цели, планировать действия по их достижению и организовывать работу по выполнению этого плана относится к важнейшим навыкам (метапрограммам) нашего мышления. Задача развития таких навыков стоит не только перед управленческими работниками школ, но и перед учителями и учащимися.
В основе стратегии целеполагания и планирования лежат такие понятия НЛП, как линия времени и модель TOTE. Аббревиатура TOTE расшифровывается как test—operate—test—exit (проверка—действие—проверка—выход).
Понятие tote подразумевает, что все психические и поведенческие программы вращаются вокруг постоянной цели и разнообразных средств ее достижения. Эта модель указывает на то, что в процессе мышления мы (осознанно или неосознанно) определяем цели и разрабатываем процедуру проверки того, достигнута цель или нет.
Если цель еще не достигнута, мы действуем, чтобы с помощью изменений или каких-либо других средств приблизиться к желаемой цели. Когда критерии нашей проверки удовлетворены, мы переходим к следующей стадии.
Обобщенный алгоритм эффективной организационной деятельности человека или любой организационной системы (в том числе и школы) состоит из четырех основных этапов:
1. Постановка цели.
2. Разделение цели на выполнимые задачи.
3. Распределение задач по важности.
4. Разработка задач во времени.

1. Постановка цели
Требования, предъявляемые к хорошо поставленной цели.
А) Цель должна быть сформулирована в терминах того, что вы хотите, а не того, чего не хотите.
Б) Убедитесь в том, что ваша цель сформулирована так, что вы можете достичь ее самостоятельно, независимо от действий других людей.
B) Задайте критерий достижения своей цели.
Г) Определите, где, когда и с кем вы хотите достичь своей цели.
Д) Найдите имеющиеся ресурсы.
Ж) Составьте план действий по достижению цели.
2. Разделение цели на выполнимые задачи
Посмотрите на свою цель и спросите себя, что должно произойти, чтобы вы ее достигли? Какие шаги необходимо предпринять?
Это можно сделать двумя путями:
А) Посмотрите вперед из настоящего времени на то, когда вы уже выполнили задачу. Какие ступени вы должны пройти, чтобы добиться цели?
Б) Представьте, что вы уже достигли своей цели. Теперь представьте, что вы смотрите назад, на настоящий момент. Какие вы видите ступени и этапы, которые вели вас к цели?
В) Разделите каждую цель на несколько заданий, которые вам нужно сделать, чтобы достичь вашей основной цели.
Г) Составьте черновой вариант плана действий по выполнению ваших задач.
3. Распределение задач по важности
Разделите ваши задания на срочные и не срочные, важные и не важные. Важные дела приносят результаты и напрямую связаны с вашими целями.
4. Разработка задач во времени
Для определения целей и планирования лучше использовать линию времени «через время».

Алгоритм процесса

1. Находясь в нешумном месте, представьте, как вы отходите назад от своей линии времени, как будто вы ступаете на тротуар, чтобы посмотреть на дорогу. Теперь представьте, что вы можете видеть дорогу, растягивающуюся в двух направлениях. Пусть одна часть представляет будущее, а другая — прошлое. Вы будете стоять у той части, которая представляет настоящее.
2. Теперь пройдитесь через весь процесс определения цели, как описано выше. Разделите цели на меньшие задачи и распределите их по значимости. Перенесите все задачи с написанного вами плана на эту вашу дорогу, вашу линию времени, когда вы ее представляете впереди себя.
Распределите задачи на дороге таким образом, что чем дальше от вас они находятся, тем позже в будущем вы будете их выполнять. Задания, требующие немедленного выполнения, будут расположены наиболее близко (можно сделать это на полу, написав каждое задание на листке бумаги и располагая их по очереди впереди себя).
Когда вы делите цель на задания и определяете время их выполнения, представьте себя выполняющим каждое задание в будущем. Представьте каждое задание успешно выполненным. Представьте удовлетворение, которое вы будете испытывать, когда каждое задание успешно поместится на свое место.
3. Теперь мысленно отрепетируйте то, что вы хотите, чтобы произошло. Представьте свой рабочий день. Естественно возникающие перерывы будут напоминать вам, что надо посмотреть на ваш план. Представьте себя смотрящим на план.
4. Когда вы закончили, поменяйте линию времени на ту, которую вы обычно используете, ступая в настоящий момент и восстанавливая вашу нормальную линию времени.
Всегда, смотря в свой план, представляйте его на своей линии времени. Всякий раз, когда вы это делаете, будет усиливаться ассоциация между написанным планом и планом, находящимся во времени.

Ключевые элементы

Выделим ключевые элементы мышления, необходимые для успешной постановки целей и планирования.
1. Умение использовать линию времени «через время».
2. Умение разбивать цели на отдельные подцели и задачи (строить иерархическое дерево целей и задач).
3. Использование разработки и выполнения этапов плана, начиная с настоящего в направлении к будущему (цели), и наоборот, от будущей цели к настоящему моменту (синтетический и аналитический методы).
Необходимо отметить, что вышеописанный алгоритм планирования достижения целей соответствует принятому в математике методу составления плана решения задач.
Как уже отмечалось, одним из важнейших упорядочивающих восприятие мира навыков человека является умение кодировать время в виде «сквозного времени», что умеют делать далеко не все дети. Это приводит к возникновению у них различных проблем в обучении. Поэтому очень важно сформировать у этих детей такое умение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.008 с.)