Глава 3. Особенности интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Особенности интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи



Аннотация. Исследования состояния вопроса о специфике интонационных средств выразительности речи детей с ОНР в отечественной литературе.

Основные понятия. Несформированность интонационной стороны речи. ОНР с легкой степенью псевдобулъбарной дизартрии.

 

В настоящее время в научно-методической литературе имеются лишь единичные исследования состояния интонационных средств выразительности речи детей с ОНР. Особенности голосовой функции и интонационной стороны речи дошкольников с ОНР спали предметом специального изучения В.И. Филимоновой. В группе детей нарушения голоса были отмечены у основной части испытуемых. Это проявлялось в недостаточной громкости и узком динамическом диапазоне, несоответствии высоты голоса и невыраженности модуляций, изменениях тембра голоса в виде глухости, осиплости. По данным автора, у детей с общим недоразвитием речи существенно страдает и интонационная сторона речи, которая характеризуется монотонностью, невыразительностью и однообразием. Особенности интонационной стороны речи учащихся школ для детей с нарушениями речи (ОНР) изучались Л.И. Беляковой, И.И. Романчук. В процессе обследования учеников исследователи выявили трудности в восприятии и пассивном воспроизведении различных интонационных конструкций. Интонационное оформление собственной речи характеризовалось более значительными отклонениями, проявляющимися нарушением интонирования сложных предложений, расстановки логических ударений, правильного паузирования. Н.С. Жукова, Е.М. Масткжова, Т.Б. Филичева перечисляют факты, свидетельствующие о первичной паралингвнстической ослабленности в структуре общего недоразвития речи: обедненная интонация, ритмическая несостоятельность, двигательная

дискоординация, которые объясняются нарушениями регуляции мышечного тонуса, несформированностью кинестетического и двигательного праксиса Авторы рассматривают данную патологию как «преимущественно дизонтогенетически и вариант». А.Н. Корнев выделяет патологию супрасегментарного уровня звуковой системы у детей с общим недоразвитием речи, куда относит искажения интонационно-мелодической и голосовой ха­рактеристик: глухость, маловыразительность, монотонность, затухающий ха­рактер голоса, гнусавость. Автор подчеркивает, что возрастные особенности этих феноменов изучены слабо. В экспериментальной диагностике ведущей сенсорно-перцептивной модальности у детей с ОНР Г.А. Ванюхина отмечает невосприимчивость ударно-безударной позиции и пауз ритмического рисунка, свидетельствующие о несформированности «комплексного мыслеобраза по линии ритмо-пространственного координирования», и протекание процесса слухового восприятия в моно-бисенсорном режиме, который ограничивает коммуникативно-познавательные возможности детей. Детям с общим недоразвитием речи, по мнению Н.А. Туговой, свойственна слабая слуховая память, недостаточное понимание значения слов и фразеологических оборотов, приводящие к интонационно монотонной и лексически невыразительной речи. Ученики мало интересуются книгами, часто остаются безучастными к описываемым событиям, действия и поступки изображаемых лиц не вызывают у них сочувствия и переживания. Способность к речевому подражанию развита слабо, трудности возникают при соединении произнесения текста с движениями. В некоторых случаях, спонтанно, могут возникнуть определенные интонации, однако произвольное воспроизведение затруднено. Дети охотно соглашаются разыграть сценку из прослушанного произведения, однако, приняв на себя ту или иную роль, исполняют ее, стоя неподвижно, не меняя позы, речь интонационно монотонна. Младшим школьникам свойственна общая смазанность речи и нечеткая дикция.

С клинической точки зрения, заключение общее недоразвитие речи в общеобразовательной школе достаточно часто имеет место при легкой степени псевдобульбарной дизартрии. Исследователи отмечают у детей указанной категории наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции, комбинаторность нарушений со стороны черепно-мозговых нервов, нарушения речевой моторики, препятствующие развитию правильного звукообразования, что приводит к различным фонационным и просодическим расстройствам (Л.В. Лопатина). Артикуляционные нарушения носят распространенный характер и сочетаются с искажением произношения наиболее сложных по артикуляционным укладам звуков нескольких групп. Отмечается расстройство синхронизации между дыханием, фонацией и артикуляцией; укорочение или удлинение звуков, изменение тонуса артикуляционных мышц, нарушение динамического ударения (К.А. Семенова), Голосовые нарушения проявляются в недостаточной силе, слабой выразительности, отсутствии голосовых модуляций, обусловленные парезами мышц языка, неба, голосовых складок и глотки (Е.М Мастюкова). У детей отмечаются расстройства интонационной выразительности речи, процессов

 

 

восприятия и воспроизведения интонационных структур, при сохранной способности к имитации интонационных конструкций (ИК). Проявляется вторичная недостаточность - нарушение фонематического слуха, которое затрудняет формирование четкого слухового восприятия и контроля (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Р.И. Мартынова). В ряде исследований указывается, что интонационные расстройства влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность и семантическую структуру речи детей с дизартрическими нарушениями (ЕС. Алмазова, Е.Н. Вы нарекая, Д.К. Вильсон, М. Зееман, И.И. Паяченко)

У детей при легкой степени псевдобульбарной дизартрии в интонационной стороне речи, по мнению Л.А. Поздняковой, нарушения воспроизведения интонационных средств преобладают над трудностями восприятия. Дети демонстрируют низкую степень владения приемами интонационно-смыслового анализа, нестабильность обобщения основных функций интонации и воспроизведения комплекса компонентов интонации по причине нарушения основных физиологических механизмов интонационной выразительности. В экспрессивной речи остаются относительно сохранными использование значительного диапазона частоты основного тона (ЧОТ), мелодического контура повествовательных и несколько «сглаженных» вопросительных предложений. Отмечаются нарушения первичных качеств речевого тембра: «придыхателыюсть», «охриплость», «назальность», «приглушенность», «шепотная» окраска голоса и сложности в произвольном изменении тембровой окраски голоса, передающей субъективное отношение к высказыванию. Типичный, стойкий характер интонационных нарушений связан с расстройством сенсорно-перцептивного и нагорного уровней организации речевого высказывания па специфичном фоне рассогласованности основных физиологических механизмов интонационной выразительности и особых нарушений общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики, а также моторного праксиса.

Полученные данные свидетельствуют об искаженном характере развития интонационной стороны речи у младших школьников с ОНР, Безусловен факт особого, стойкого специфичного характера интонационных нарушений, что приводит к неадекватному функционированию всех компонентов и функций интонации. Это существенным образом влияет на коммуникацию, и практически всегда приводит к тем или иным нарушениям чтения и письма.

 

Резюме по теме

1. Искаженное развитие интонационной стороны речи у младших школьников с ОНР проявляется в следующих мелодико-интонационных ошибках: недостаточная громкость и узкий динамический диапазон, несоответствие высоты голоса и невыраженность модуляций, изменение тембра голоса в виде глухости, осиплости, монотонность, невыразительность, обедненность и однообразие интонаций, трудности в восприятии и

 

 

воспроизведении различных интонационных конструкций, нарушение интонирования сложных предложений; сложности реализации некоторых типов высказывания; иногда «разорванность» и незаконченность сверхфразовых единиц, потеря целостности сообщения, нарушение тема-рематических отношений, трудности в расстановке логических ударений, восприимчивости ударно-безударной позиции и пауз ритмического рисунка, затруднения в синтагматическом членении, выделении интонационного центра, сложности в понимании и выражении эмоционально-смыслового высказывания.

2. Недостаточная сформированность интонационной стороны речи у младших школьников с ОНР приводит к трудностям организации коммуникативной деятельности, снижению потребности и эффективности речевого взаимодействия, ограничению коммуникативного потенциала, нарушению чтения и письма, что обуславливает целесообразность мероприятий по формированию интонационной выразительности речи в комплексе коррекционных логопедических мероприятий.

 

Вопросы

1. Каковы особенности просодической организации речи младших школьников с общим недоразвитием речи?

2. Прокомментируйте клиническую точку зрения на постановку заключения ОНР в общеобразовательной школе и сделайте педагогические выводы.

3. Докажите необходимость коррекционно-логопедических мероприятий по формированию интонационно-выразительной стороны речи у младших школьников с ОНР.

 

Контрольные задания для самостоятельной работы

1. Обобщите данные по специфическим особенностям формирования интонационной стороны речи у младших школьников с ОНР. Составьте таблицу «Характеристика интонационно-выразительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи», где укажите проявления основных компонентов и функций интонации.

2. Реферирование специальной научной и методической литературы по теме главы,

 

Список литературы

1. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов пед. вуз. в 5 кн / под ред. проф. Л. С. Волковой. - М.. ВЛАДОС, 2003. - 224 с.

2. Логопедия: учеб, для студ. дефектолог. фак. пед. вуз.: Доп МО РФ / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 680 с.

 

3. Правдина, О. В. Логопедия; учебник для студ. дефектол. фак. / О. В. Правдива. - М., 1973. - 325 с.

4. Хрестоматия по логопедии; в 2 т. / под ред. Л. С. Волковой. - М: ВЛАДОС, 1997. - 560 с., 656 с.

5. Черкасова, Е, Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция): учебное пособие для студентов педагогических университетов по специальности «Дефектология» / Е. Л. Черкасова. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.

Дополнительная

1. Бахтина, Н. Ю. Становление интонационной системы в раннем детском возрасте (экспериментально-фонетическое исследование на материале русского языка): дис.... канд. филол. наук / Бахтина Н. Ю. - СПб., 2000. - 318 с.

2. Ванюхина, Г. А. Экспериментальная диагностика ведущей сенсорно-перцептивной модальности у детей с ОНР / Г. А. Ванюхина // Логопед. - 2005. -№3.-С. 16-24.

3. Василевская, Н. Г. Особенности формирования просодии у дошкольников с речевыми нарушениями: автореф. дисс... канд. пед, наук / Василевская Н, Г. - Екатеринбург: Б.И., 2003. - 23 с.

4. Винарская, Е. 11. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е. Н. Винарская. - М., 1987. - С. 101-152.

5. Иваненко, С. Ф. Развитие интонации у детей с ринолалией / С. Ф. Иваненко // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2003. - № 2. - С. 48-57.

6. Корнев, А Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А. Н. Корнев. - Спб.: Речь, 2006. - 380 с.

7. Лопатина, Л. В. Нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой дизартрией / Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова // Логопедия. - 2004.-№ 1.-С. 53-60.

8. Лопатина, Л. В. Особенности тембра голоса у дошкольников со стертой дизартрией/Л. В. Лопатина//Логопедия. - 2005. -№3. - С.28-32.

9. Лопатина, Л, В. Приемы обследования дошкольников со стертыми формами дизартрии и дифференциация их обучения / Л. В. Лопатина // Дефектология. -1989.-№2.-С. 64-71.

10. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей; страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалии / Р, И. Мартынова // Хрестоматия по логопедии: Т. 1 / под ред. Л. С. Волковой, В, И. Селиверстов. - 1997. - С. 214-218.

11. Мастюкова, Е. М. Дизартрия / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова // Хрестоматия по логопедии: Т. 1 / под ред. Л. С Волковой, В. И. Селиверстов. -1997.-С. 227-254.

12. Поварова, И. А, Особенности формирования просодии в онтогенезе и дизонтогенезе (на примере заикания) / И. А. Поварова // Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 2, - С. 20-33.

13. Семенова, К. А. Речевые расстройства у детей с церебральным параличем / К. А. Семенова // Хрестоматия но логопедии: Т. 1 / под ред. Л. С. Волковой,

В. И. Селиверстов. - 1997. - С.168-173.

14. Шахнарович, А. М. Проблемы формирования языковой способности / А. М. Шахнарович // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. -М.: Наука, 1991.-С. 185-220.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.24 (0.024 с.)