Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика политической культуры России ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Политическую культуру России на современном этапе характеризует ряд осо- бенностей. Применительно к массовому сознанию — приоритет аффективной сферы над рациональной, катастрофизм как естественная реакция на кардиналь- ную смену системы и общественные катаклизмы, правовой нигилизм; в полити- ческом поведении населения — отсутствие базового консенсуса, низкая толе- рантность, перманентная фрагментарность, крайняя гетерогенность. В статье ста- вится задача раскрыть специфику политической культуры, связанную с существо- ванием в рамках единого пространства страны особого уровня региональных суб- культур, определить их место в политической системе, факторы их становления и влияние на развитие политического курса в целом. С преодолением политико- культурной дифференциации связаны, как нам представляется, внутренние пер- спективы развития России. Политические культуры многих стран представляют сочетание ряда субкуль- тур (США, Германии, Италии, Японии и др.). В России своеобразие ситуации со- стоит в том, что уровень противостояния субкультур здесь крайне высок. Это об- стоятельство дает основание некоторым политологам (А. Соловьев) говорить о «внутреннем расколе» политической культуры современной России, противоре- чивости ее сегментов [1]. Специфика также заключается в том, что противостоя- ние субкультур — историческая традиция в политической культуре России еще со времен крещения Руси (язычники — христиане, старообрядцы — приверженцы новой веры, западники — славянофилы, православные — иноверцы). Именно культурное многообразие России не давало возможности выработать в прошлом единые ценности политической культуры, обеспечить ее внутреннюю целост- ность. В настоящее время имеют место кардинальные различия в массовом сознании, поведении избирателей национальных анклавов, Юга, Центра России. Это дает основание исследователям делить российское электоральное пространство на не- конкурентные регионы с элементами авторитарной политической системы и де- мократические, демонстрирующие живой политический процесс реальным со- перничеством двух или более кандидатов (А.В. Дахин, Е.В. Попова, Д.Б. Ореш- кин) [2]. Можно говорить о дифференциации в пределах каждого типа. Среди недемо-
кратических регионов выделяются «заповедники» советской модели голосования со значительными ресурсами управляемого электората, отсутствием реального соперничества между кандидатами, ограниченным выбором (преимущественно национальные субъекты Российской Федерации — Татарстан, Башкортостан, Калмыкия, Чеченская Республика, Мордовия). Другую группу составляют регио- ны, формально принадлежащие к демократическим, но отличающиеся засильем местного лидера, номенклатурной элиты, отсутствием реальной оппозиции, спо- собной привести к смене здесь власти (Саратовская, Московская области). Едино- образия не наблюдается и в демократических регионах. Они различаются по уровню оппозиционности Центру, степени сплоченности или конфронтации ре- гиональных элит, активности населения. Политический процесс в современной России Отражает совокупность прежних и новых явлений, объективный и субъективных характеристик, которые накладываются друг на друга, отражают незрелость становящихся демократических общественно-политических и иных общественных отношений, видов деятельности. Поэтому политический процесс развивается противоречиво, разнопланово, с преобладанием того или иного качества определенного вида общественных отношений и деятельности субъектов, находящегося в противоречиях с другими определенностями. Поэтому охарактеризовать политический процесс в России одним преобладающим качеством, типом и т.п. невозможно. В политическом процессе России можно обнаружить противоположные черты, особенности, например, типов политических режимов: тоталитарного, авторитарного и в меньшей степени демократического. В силу незрелости становящегося гражданского общества. его неструктурированности политический процесс неизбежно несет в себе качество неструктурированности. Если гражданин, социальная общность людей не осознали свои индивидуальные и коллективные интересы, не выработали отношения к совместным целям и не определили свой социально-политический статус в его взаимоотношениях с другими субъектами, то нельзя отмечать факт относительной завершенности становления субъекта в качестве реальной силы преобразований. Отсюда вовлечение неустоявшихся, неструктурированных субъектов в политический процесс не принесет возможной и желаемой общеколлективной цели. Субъекты не стали еще политическими субъектами и находятся на стадии протополитического развития. Отсюда вытекает еще одна специфика российского политического процесса. Поскольку политическое часто не является таковым, а лишь находится в стадии становления, обнаружения и проявления, то часто политический процесс не является таковым по существу, так как охватывает в своем содержании блок различных неполитических характеристик, качеств и т.п. он является поэтому смешанным по содержанию, нерасчленению видов общественных отношений. В то же время преобладание прежнего смысла политики и ее всеохватного, тотального характера часто продолжает проявляться и в новых российских условиях жизни. Парадоксальность нашего мира политики ведет к парадоксальности политического процесса. Это проявляется еще в одной специфике политического процесса. Поскольку в политику вовлекаются многие субъекты, не обладающие политическими качествами, представлениями, не достигшие в своей социальной зрелости политической образованности, компетентности, то данные субъекты просто не понимают необходимости в политике компромиссов, соглашений, уступок, согласованности разных интересов и т.д. Они привносят в процесс конфликты, амбиции, стремления решить только свои, индивидуальные интересы вне общественно-политических. Поэтому политический процесс часто разрывается в силу отмеченных факторов субъективного порядка. Наличие политической культуры у субъектов - необходимый и очень значимый компонент политического процесса. Если политическая культура отсутствует, нет толерантности, понимания неизбежности формирования и осуществления общих интересов в политической деятельности. Политическом процессе, то последний теряет качество интегративности. Политика есть и нтегративная область человеческой жизни. Абсолютизация илди даже превалирование индивидуального над общеколлективным - это не политика. В российской политической жизни в настоящее время превалирует стремление разных субъектов реализовать свои индивидуальные или узко групповые интересы вне общероссийских. Подобного рода тенденции не могут считаться истинно политическими. Привнесение их в политический процесс ведет к деформации динамики политической жизни, ее разрушению. В условиях регионализации политики политические процессы в регионах приобретают качество сепаратизма, национализма, ложно понятых и осуществляемых политических интересов, которые в условиях единого федеративного государства не могут считаться политическими. Отсюда растет поле конфликтности. При этом возрастает роль периферийных политических процессов, затрагивающих отдельные изменения в политической системе регионов, струткре органов местного самоуправления и не оказывающих значительного влияния на функционирование федеральной государственной власти. Пи слабом правовом обеспечении периферийного и базового политических процессов это может привести к разрушению единого пространства государственного "поля" России.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.008 с.) |