VI. Работа с картиной Исаака Левитана «Март» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Работа с картиной Исаака Левитана «Март»



1. Слово учителя.

— Однажды Исаак Левитан ехал в санях и невесело посма­тривал но сторонам. Начиналась весна. День стоял солнечный и радостный. «Видно, не придется сегодня поработать, — думал он, — уж слишком светло все, слишком ярко, как в театре. Как жаль, целый день пропадет!?- Но вдруг он взглянул вокруг — и сам не поверил! Красота-то какая! В голубом небе веточки бе­рез переливаются разными цветами. Их белые стволы светятся, а за березками — темная зелень сосен. Высоко-высоко на бере­зе — темный скворечник ждет не дождется своих жильцов. Снег на крыше дома и крыльца подтаял, на дороге потемнел, стал рыхлым. А тени на снегу голубые-голубые! И всё вокруг залито солнцем. Так празднично... И почему-то все-таки грустно... По­тому что, наверное, с зимой прощаться жалко, и весна только начинается, будут еще холода и морозы.

2. Анализ картины.

— Какое время года изображено на этой картине?

— Какой период весны? (Начало весны, первые шаги весны.)

— Какие признаки наступления весны вы можете назвать? (Снег на дороге побурел, ни крыше крыльца подтаяла снежная шапка, деревья не покрыты снегом.)

— Всмотритесь в картину: какие краски преобладают в ней? (Голубые и лиловые.)

— Какая погода изображена на картине?

— Что говорит о том, что день солнечный? (На картине осве­щенный солнцем дом, на небе — ни облачка, на снегу видны голубые тени.)

— Какими словами можно сказать о снеге на дороге? (Снег побурел, смешался с землей.)

— Как изображен снег на крыше крыльца? (Снежная шапка подтаяла. Кажется, что она вот-вот с шуршанием сползет вниз и глухо ударится о землю.)

— Какой снег на лесной поляне возле деревьев? (Снег лежит еще не тронутый. Там стоят высокие сосны.)

— Какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?

— Какие выражения из стихотворения А. Плещеева можно использовать при анализе картины?

3. Обобщение ответов учащихся.

— На картине «Март» - красота природы проявилась в яркой красочности: в звонкой голубизне неба, яркости синих и фиолето­вых теней, лежащих на подтаявшем ноздреватом снегу, в интен­сивности желтого цвета в изображении стены дома и дорожки, в нежной, переходящей в розовое, желтизне стволов и тоненьких веток молодых тополей.

Мы словно присутствуем и тот момент, когда к дому только что подъехали сани, запряженные рыжей лошадкой, и останови­лись на проталине. Открылась дверь и еще как будто покачива­ется, поскрипывает на петлях. С крыши над крыльцом вот-вот сползет и глухо ударится о землю снег.

Физкультминутка

VII. Работа в группах «Журчащие сказки»

Задание для 1 группы

  1. Прочитайте сказку В. Хмельницкого «Пришла весна»

Первое марта. Пришла Весна!..

А кругом лежит снег, деревья сонные и черные. Одно только Солнце, увидев Весну, улыбается

— Солнце улыбается, — зачирикали Воробьи.

— Кар-р! Кому? — закаркали Вороны.

— Всем-всем-всем! — проклюнулся в хрупком снегу Ручеёк. И зажурчал на весь мир:

— Весна! Весна! Весна!

— Весна! — услышал Медведь и вмиг лишился сна. Вылез из берлоги и побежал, раскинув передние лапы, как крылья, собираясь, наверно, излететь.

Услышала, увидела Весна, как ей все радуются, и преврати­лась на время в Сосульку, чтобы незаметно таять от удовольствия.

2. Ответьте на вопрос.

— В кого превратится Весна дальше?

 

Задание для 2 группы

  1. Прочитайте сказку В. Хмельницкого «Гора и ручей».

Возле Снежной Горы появился Ручей.

— Что ты собираешься здесь делать?!

— Фокусы показывать, — улыбнулся Ручей.

— Иди показывай кому-нибудь другому. — насупилась Снеж­ная Гора. — У меня весной и без тебя хлопот много!

И так грозно посмотрела на Ручей, что он ещё быстрее побе­жал. Но стоило Ручью скрыться из виду... как Гора гоже исчезла.

2. Ответьте на вопрос.

— Почему исчезла Гора?

 

Задание для 3 группы

— Прочитайте сказку В. Хмельницкого «Ответ».

Весной Снег живёт обычно лишь на небе, а едва коснется земли — тает...

— Зато я красивее, чем Дождь, — отмечает Весенний Снег.

— Даже Снежинки, выпавшие в январе, со временем тают, — утешает он себя. — А мои тают сразу, ну и что?

— А то, — с готовностью напоминают ему Лыжи и Санки,

— что из-за этого мы не можем проехать и метра!

— Подумаешь, большие дела, — ничуть не огорчился Весен­ний Снег. — Они, видите ли, не накатались.

И Лыжам и Санкам ничего не остаётся... как задрать в ответ носы вверх.

2. Ответьте па вопрос.

— Почему лыжи и санки задрали носы вверх?

 

Задание для 4 группы

1. Прочитайте сказку В. Хмельницкого «Последние сомнения».

— Весеннее солнце не любит белый цвет! — жаловался всем Снег. И скоро из-за весеннего солнца Снег действительно раста­ял. Но на смену ему появились белые ландыши, зацвела белая сирень, вишни и яблони покрылись белыми цветами, надулись белые одуванчики, закачали головками бело-жёлтые ромашки...

— Кажется, Снег ошибался, — заметили многие. — Может, всё дело в том, что...

Но тут с тополя полетели белые пушинки, и последние со­мнения... отпали.

2. Ответьте на вопрос.

— В чём точно можно не сомневаться?

VIII. Проверка выполненных заданий

IX. Подведение итогов урока

-- Вспомните названия весенних месяцев.

— Как вы понимаете поговорку: «Март - свет, апрель — вода, май..... цветы».

—- Первая победа солнца — весна света. Она началась, ког­да на полях показались первые проталины, освободилась первая земля. Обрадовались ей грачи, скворцы и прилетели к нам.

Еще не кончилась весна света, а солнце повело уже второе наступление.

Вторая победа солнца — весна воды. Вот и паводок — ве­сенний разлив. Напоит вода землю.

Как вы думаете, какая будет третья решительная победа солнца? {Весна зелени).

Весна, весна кругом живет и дышит. Весна, весна шумит со всех сторон!

Л. Толстой

X. Домашнее задание

Выучить стихотворение Л. Плещеева «Весна» наизусть.

Урок №77



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.008 с.)