Санкт-петербургский издательско-полиграфический техникум 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Санкт-петербургский издательско-полиграфический техникум



Директор ГБОУ СПО

«СПб ИПТ»

Ю. Б. Тарасов__________

«____» ___________ 2012 г.

 

ПМ.02. Художественно-техническое редактирование

МДК.02.01. «Изготовление оригинал-макета»

Планирование проведения занятий по теме «ХТР»

для специальности 035002 «Издательское дело»

 

С-Петербург

ЛИТЕРАТУРА

1. Стандарты по издательскому делу. – М.: Экономистъ, 2004.

2. Стандарты по издательскому делу. – М.: Книжное дело, 1998.

3. Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора. – М.: ОЛМА-Пресс, 2005.

4. Феличе Д. Типографика / шрифт, верстка, дизайн. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.

5. Пикок Д. Издательское дело. – М.: Изд-во эком, 2002.

6. Настольная книга издателя / Е. В. Малышкин, А. Э. Мильчин, А. А. Павлов, А. Е. Шадрин. – М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Агенство КРПА Олимп», 2004.

7. Маркин И. В. Основы издательских технологий. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005.

8. Кнабе Г.А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. – М., СПб., Киев: Диалектика, 2006.

9. Иванова Т. М. Допечатная подготовка / компьютерная обработка информации. – СПб.: Питер, 2004.

10. Капелов В. В. Оператору наборно-компьютерной техники. – М.: Московский государственный университет печати, 2005.

11. Вознесенский А. В. Как издать вашу книгу. – СПб.: Издат. Дом «Коло», 2003.

12. Антонова С. Г., Тюрина Л. Г. Современная учебная книга. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2001.

13. Ян Чихольд. Облик книги, М.: Изд-во студии Артемия Лебедева, 2009.

14. Гуревич С. М. Газета вчера, сегодня, завтра. М.: Аспент пресс, 2004.

15. Галкин С. И. Художественное конструирование газеты и журнала. – М.: Аспент пресс, 2007.

16. Калинина Г. П. Выходные сведения изданий. – М.: 2007.

17. Верстка для издателей и полиграфистов / учебное пособие. – М.: 2008.

18. Курс лекций по ХТР. – СПб.: 2008.

 

 

Урок 1 - 3 (4 часа теор., 2 час.практ.)

ВВЕДЕНИЕ

Значение книги в жизни человека, влияние книги на формирование мировоззрения, роль технического редактора в оформлении печатных изданий.

1. Виды печатных изданий

Виды печатной продукции. Понятие книги, брошюры, журнала. Виды книжно-журнальных изданий по ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения». Понятие основного, дополнительного и справочно-вспомогательного текста. Способы раскрытия темы произведения. Средства, применяемые для оформления различных книжно-журнальных изданий.

Практическая работа № 1. Определение вида издания по ГОСТ 7.60-2003.

В результате изучения данной темы студент должен:

- знать основные виды печатной продукции;

- уметь классифицировать книжные издания.

Литература: Л [1], с. 191-208; Л [7], с. 53-57.

Цель урока: Ознакомить с издательской деятельностью, с организацией работы издательства, что такое книга, внешняя конструкция книги, внутренняя структура книги, виды книг, средства оформления книжных изданий.

Что такое издательство, издательская деятельность, издание

Издательства, структурные подразделения, осуществляющие издательскую деятельность, т. е. подготовку или подготовку и выпуск печатных изданий любого вида.

Издание: документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедшей редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения.

Непериодические издания: книга, брошюра, альбом, плакат, буклет, открытка, иное самостоятельное оформленное издание полиграфического производства.

Периодические издания: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Для организации издательской деятельности необходимо обратится в Государственный комитет Российской Федерации по печати для получения лицензии. Комитет РФ по печати включает издательство в Единый республиканский реестр издательств. По истечению пятилетнего срока подлежит продлению. Право на издательскую деятельность без лицензии имеют: органы государственной власти и управления, судебные органы; предприятия, организации, учебные, научные учреждения для издания необходимых в их деятельности материалов.

Обязанности издательства:

· Выпускать издание на основе договора с автором.

· Размещать в каждом издании выходные сведения в соответствии со стандартом.

· Представлять по списку и в установленном количестве обязательные экземпляры изданий.

· Соблюдать установленные положения ограничения на публикацию информации.

· Представлять в типографию оригинал в печать подписанный руководителем издательства.

Права издательства:

· Самостоятельно формировать тематический план выпуска литературы.

· Издавать периодические печатные издания в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации».

· Заключать договоры на выпуск изданий для государственных нужд.

· Осуществлять деятельность по уступке и приобретению прав на издание произведений науки, литературы и искусства в РФ и за рубежом в случае получения соответствующих полномочий от автора или его правопреемника.

Обязанности полиграфического предприятия:

· Обязаны принимать заказы на изготовление печатных изданий, если издателем предъявлена лицензия на право издательской деятельности и в оригинале издания присутствуют полные выходные сведения.

 

Документы, кроме лицензии, которые нужны издательству: Международныйстандартный номер книги (ISBN), Штриховой код.

Издательство и издающие организации, получившие лицензию на право издательской деятельности, проходят регистрацию в Национальном агентствеISBN в Российской книжной палате.

Международный стандартный номер книги присваивается каждой книге и брошюре, представляющей собой самостоятельное законченное произведение, а также альбомам и фотоальбомам с текстом, картографическим атласам.

Для автоматического считывания Международного стандартного номера книги в мировой издательской практике широко применяется метод штрихового кодирования. В этих целях разработан штриховой код. Штриховой код состоит из кодаISBN и кода 978 для идентификации всех книг в общей товарной массе. Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос разной ширины. Штриховое кодирование повышает конкурентоспособность книг, идущих на экспорт.

 

Нормативная база издательской деятельности. Книгоиздание – отрасль производства, с одной стороны имеет нормативную базу собственно полиграфического предприятия, а с другой – нормативную базу издательского процесса. Многое в выпуске издания определяется не только автором, редактором или дизайнером издательства, но и возможностями полиграфической базы.

Стандарты необходимы для того, чтобы читатель мог свободно ориентироваться в книге. Характеристики книги могут быть полезными и удобными для читателя и специалиста лишь в том случае, если они унифицированы для всех книг, что как раз и призваны делать издательские стандарты. Стандарты защищают интересы читателя от произвола издателя и полиграфиста. Стандартизация позволяет построить систему информации о книгах, сделать ее универсальной и сопоставимой в библиографии, статистике, книжной торговле.Стандартизация, конечно, ограничивает издательскую деятельность, но она необходима. Чем выше уровень развития промышленности, средств информации и связи, тем меньше будет ограничений технологических.

Современная нормативная база книгоиздания включает в себя: нормативные документы по авторскому праву, по организации издательского процесса, государственные и отраслевые стандарты, внутриотраслевые документы.

 

Что такое книга?

Книга – носитель и передатчик произведений письменности и графики.

Книга –художественно оформленное произведение.

 

От книги для чтения «…мы требуем трех вещей. Во-первых, она должна читаться без усилия; во вторых, она должна быть удобной в обращении, то есть удобно располагаться в руке читателя при чтении; В-третьих, она должна соответствовать особым условиям нашей эпохи с ее транспортом и беспокойными переездами с места на место, то есть заниматься как можно меньше места в багаже, а по возможности и в кармане.».

Пауль Реннер

Таким образом: с одной стороны, книга – носитель и передатчик произведений письменности, с другой – приспособление для использования читателем этих произведений и творение графического искусства.

 

Этапы процесса издания: подготовительный, редакционно-издательский, производственный, заключительный.

Подготовительный: работа над авторским оригиналом.

Редакционно-издательский:технологический процесс изготовления издательского оригинала может включать следующие операции:

  • набор текста;
  • распечатка;
  • чтение корректуры (гранки);
  • внесение исправлений;
  • сканирование и обработка иллюстраций;
  • верстка полос;
  • распечатка полос;
  • корректура сверстанных полос;
  • внесение исправлений;
  • распечатка предварительного оригинала-макета;
  • сверка;
  • внесение исправлений;
  • подписание в печать окончательного оригинала-макета.

Производственный: изготовление издания на полиграфическом предприятии, этапы взаимодействия издательства с полиграфическим предприятием.

Заключительный: сигнальный экземпляр издания.

 

 

Самостоятельная работа над ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения». Дать определения: издательская продукция, печатное издание, электронное издание. Перечислить виды изданий по периодичности, по составу основного текста, по знаковой природе информации, по целевому назначению, по читательскому адресу, по оригинальности содержания, по объему, по материальной конструкции.

ОСТ 29.130-97 «Издания. Термины и определения». Структура издания. Структурные части и элементы текста издания (20 видов). Составные части и элементы аппарата издания (15 видов). Страница, виды страниц. Книжные украшения. Материальная конструкция издания.

 

Практическая работа. По образцу книжного издания определить вид издания по ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения». По ОСТ 29.130-97 «Издания. Термины и определения» определить структуру издания, элементы текста издания, элементы аппарата издания, конструктивные элементы издания.

 

Литература: Стандарты по издательскому делу. – М.: Экономистъ, 2004, с. 191-208, с. 507-548.

 

Контрольная работа № 1.

 

Домашняя работа. Выполнить анализ вида издания (по выбранному образцу) по ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения».

Данная книга относится к литературно-художественным изданиям, входит в серию «Золотая библиотека». Книга предназначена для широкого круга читателей.

По периодичности: непериодическое (издание, выходящее однократно, не имеющее продолжения);

По составу основного текста: моноиздание (издание содержит одно произведение);

По знаковой природе информации: текстовое издание (издание, большую часть которого занимает словесный, цифровой, иероглифический, формульный или смешанный текст);

По целевому назначению: литературно-художественное (издание, содержащее произведение художественной литературы);

По читательскому адресу: массовое издание (издание, рассчитанное на самый широкий круг читателей);

По оригинальности содержания: оригинальное издание (издание, содержащее оригинальное произведение и вышедшее на языке оригинала);

По способу организации произведения: однотомное издание (непериодическое издание, выпущенное в одном томе);

По объему: книга (книжное издание объемом свыше 48 страниц);

По повторности выпуска: переиздание (вновь выпущенное издание произведения с изменениями или без них);

По материальной конструкции: книжное издание (издание в виде блока скрепленных между собой листов печатного материала любого формата в обложке или переплете);

По способу организации произведений: серия (сериальное издание, включающее совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым или читательским назначением, выходящих в однотипном оформлении).

 

Урок 4 (2 часа теор.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.124 (0.02 с.)