Объект и предмет социологии: многообразие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект и предмет социологии: многообразие



Объект и предмет социологии: многообразие

теоретических подходов.

Объектом любой науки выступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающая определенной завершенностью и целостностью.

Объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Понятие социального можно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных отношений.

Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное

взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части

внешней реальности.

Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);

2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях. (Э. Дюркгейм);

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне

проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);

4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).

Более рационально предметом социологии следует считать общество как

совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих

между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является

целеполагание.

 

Структура и уровни социологического знания.

Структура социологического знания — это определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как совокупность взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней.

Социология — сложноструктурированная отрасль научного знания об общих и

специфических тенденциях и закономерностях развития и функционирования, различных по масштабам, значимости, особенностям и формам проявления социальных систем.

В современной методологии из пяти этажей:

● верхний этаж — это научная картина мира (философские предпосылки);

● четвертый - общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня;

● третий — частные, или специальные, теории;

● второй этаж представлен эмпирическими исследованиями;

● нижний этаж — прикладные исследования.

Четыре верхних этажа социологического «здания» занимает фундаментальная

социология, а последний - прикладная социология. Три верхних этажа – теоретическая социология. Два нижних — эмпирические и прикладные исследования.

основных уровни:

фундаментальные социологические теории (создают теории, концепции,

парадигмы, которые раскрывают универсальные закономерности и принципы)

теории среднего уровня (призванные обобщать и структурировать эмпирические

данные в пределах отдельных отраслей социологического знания);

эмпирический (находит, определяет и обобщает социальные факты).

Социологические знания - это единство теории и социальной практики.

Специальные социологические теории; или теории среднего уровня, изучают

закономерности и случайности развития и воссоздания отдельных социальных

общностей (социология города, села, этнической группы, демографической группы).

До среднего уровня принадлежат отраслевые теории; что раскрывают закономерности, случайности и механизм жизнедеятельности социальных общностей в отдельных сферах (социология труда, социология образования, социология быта) и теории; что анализируют отдельные элементы социального механизма (теории коммуникации, социальной активности, социология организаций и тому подобное). Эмпирическая социология изучает, анализирует и обобщает социальные факты.

Она использует методы конкретных социологических исследований (опрос, наблюдение, анализ документов).

Между разными уровнями социального знания нет абсолютного

предела. Теоретические и эмпирические знания тесно связаны между собой.

Теоретические знания необходимы для грамотного осуществления эмпирических

исследований, а эмпирическая социология обеспечивает теоретические разработки

проверенными и обобщенными социальными фактами.

Основные функции социологии, и ее взаимосвязь с социальной практикой.

Функции социологии

В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на три основные: теоретико-познавательную, практически-политическую и идейно-воспитательную. Разграничение этих функций не должно быть, конечно, чрезмерно жестким, исключающим их взаимосвязь и взаимодействие.

Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосредственно связанным с ней специальным социологическим теориям.

Практически-политическая функция социологии связана с тем, что данная наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами. В этом плане социология — одна из теоретических основ политики и практики. Тот факт, что в рамках социологии осуществляются не только теоретические и фундаментальные, но и эмпирические и прикладные исследования, подчеркивает особенно близкую связь и тесное взаимодействие социологической теории и социальной политики и практики. Прежде всего, на основе эмпирических социологических исследований обнаруживается социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т.д. Поэтому еще выделяются такие функции социологии: социальное проектирование и конструирование; управленческая функция, организационно-техническая функция (разработка и внедрение социальных технологий).

Идейно-воспитательная функция социологии находит свое выражение в той роли, какую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе. Сама по себе социология как наука, как объективное отражение социальной действительности нейтральна по отношению к классам и другим социальным группам, к их интересам и целям. Однако сами эти классы, слои и группы широко используют

социологические исследования и их результаты (нередко в средствах массовой информации) для выражения и защиты классовых и иных социально-групповых целей и интересов, для обоснования своей политики и оправдания своей практической деятельности.

 

Место и роль социологии в системе социогуманитарных

Наук.

В системе гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется следующими причинами:

1) она является наукой об обществе, его явлениях и процессах;

2) она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других гуманитарных наук;

3) все законы, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни и реализуются через деятельность людей;

4) техника и методика изучения человека и его деятельности, которые разрабатываются

социологией, необходимы для всех общественных и гуманитарных наук.

5) сложилась целая система исследований, которые проводятся на стыке социологии и других наук. Эти исследования получили название социальных исследований (социально- экономических, социально-политических, социально-демографических и др.). Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественнонаучным и социогуманитарным знанием. Социология изучает и общие законы бытия (онтология), и общие принципы познания (гносеология, логика, методология). Но наиболее глубоко проникает в структуру социологии философия, становясь частью ее теоретической системы (особенно социальная философия). Также важна связь социологии с историей. В социологии широко используются исторические данные.

Социология тесно взаимодействует с психологией. Социальная психология является отраслью научного знания, возникшего на стыке социологии и психологии. Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социо-биология, социальная экология и пр. Значение социологии для других наук заключается в том, что она дает научно- обоснованную теорию об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов

взаимодействия его различных структур.

 

 

Направления.

Современная Западная социология представлена разнообразием школ и течений,

которые развиваются по многим направлениям.

Функционализм Одно из главных направлений американской социологии после Второй мировой

войны. Впервые идеи относительно функционального принципа осмысления

общества были высказаны в работах О. Конта и Г. Спенсера. Так, социальная статика

Конта опиралась на положение, согласно которому институты, верования, моральные

ценности общества взаимосвязаны и составляют одно целое. Спенсер использовал специальные аналогии между процессами в человеческом организме и обществе. Социология Э. Дюркгейма основывалась на признании того, что общество обладает собственной, независимой от людей реальностью; что это не просто идеальное бытие, а система активных сил, «вторая природа»; что объяснение социальной жизни нужно искать в свойствах самого общества.

Главная задача социологии, по их мнению, заключается в изучении механизмов и структур, обеспечивающих постоянство социальной системы.

Социологии.

Важнейшей и исходной особенностью российской социальной мысли явился органический подход к обществу. При этом менее всего речь шла о концепциях натуралистического типа, которые хотя и имели в ней место, но пользовались незначительным влиянием. Органический подход заключался

в стремлении представить мир как некое иерархическое целое, где общество и человек хотя и своеобразные, но только элементы. большое внимание исследователи уделяли русской общине, усматривая в ней

органическое начало, опора на которое позволит реализовать самобытный русский путь социальной эволюции. Сложились две противоположные тенденции социальной мысли — утопизм и реализм. Утопическая линия характеризовалась одномерностью социального мышления, исходила из представления об обществе как механическом агрегате и принципа социального конструктивизма. Обосновывалось убеждение, что достаточно определить научный социальный проект, чтобы при помощи субъективного фактора, воли к изменению иметь возможность осуществить его революционным путем, ускорив исторический процесс. Реалистическая же линия утверждала многофакторный подход, понимание общества как сложного динамического равновесия, обосновывала необходимость соразмерной эволюции субъекта и социальных форм. Становление и эволюция социологии в России сопровождались непрерывными дискуссиями о ее предметной области. Процесс самоопределения социологии завершился, как и на Западе, к началу 20-х годов XX века. В контексте эволюции понимания предмета социологической науки достаточно четко просматриваются три исторических этапа развития российской социологии.

Первый этап — 1860-1890-е годы XIX века. Как и на Западе, социология в России

возникает в лоне позитивистской доктрины. Хотя идеи Конта упоминались уже в 40-50-е годы, особого резонанса они не имели. Широкая популяризация позитивизма начинается в 60-е годы. В духе Конта на первом этапе русской coциологии был понят ее предмет: социология рассматривалась как высшая наука, опирающаяся на синтез всех научных знаний и разрабатывающая всеобщие социальные законы. Не случайна тяга первых русских социологов к всеобъемлющим синтезам, опора на колоссальный и самый разнородный эмпирический материал,

Второй этап — 1890-1900-е годы. Утверждается позиция, что социология есть одна из многих социальных наук, имеет собственный предмет исследования и своеобразные задачи. В таком понимании социология все более положительно принимается в научных и общественных кругах, проникает в акад емическую среду.

Начало XX векатретий этап в развитии русской социологии, насильственно прерванный в 1922 году. Соответственно ведущей школой остановится неопозитивизм (П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев). Нарастает процесс институционализации социологии: 1912 год — открыта социологическая секция при историческом факультете Петербургского университета; 1916 — учреждается русское социологическое общество имени М. Ковалевского; 1917 — вводится научная степень по социологии, образуются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах; 1920 год — в Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с П. А. Сорокиным.

Вв.

Одно из них — географическое — было наиболее ярко представлено Л.И. Мечниковым (1838—1888), который в своей основной работе «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» объяснил неравномерность общественного развития под влиянием географических условий, главным образом водных ресурсов и путей сообщения. Именно эти факторы, по его мнению, и определяют основную тенденцию развития человечества — от деспотии к свободе, от примитивных форм организации жизни к экономическим и социальным достижениям, покоящимся на кооперативных формах хозяйствования.-

Второе направление — органическая школа — представлена Е.В. де Роберти (1843-1915), А.И. Строниным (1827-1889), П.Ф. Лилиенфельдом (1829—1903), Я.А. Новиковым (1830-1912). В основе теории де Роберти лежало понятие «надорганическое», которое проходит в своем развитии две стадии: простых психофизических отношений, представляющих собой исходный пункт социальности и психологических взаимодействий, которые подразделяются на четыре большие группы — науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность, под которой и понимается поведение людей в технике, экономике, праве и политике.

Заметное, важнейшее место в социологической мысли принадлежит социолого-юридическому направлению — ученым, работающим в области права и социологии, — Н.М. Коркунову (1853—1904), Л.И. Петражицкому (1867-1931), П.И. Новгородцеву (1866-1924), Б.А. Кистяковскому (1868-1920), Б.Н. Чичерину (1828—1904), которых интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Петражицкий выступал против традиционных подходов в учении о государстве, праве и морали в обществе, уделив пристальное внимание юридическим и политическим институтам. Заслуги социологов-юристов, особенно Новгородцева, состояли также в том, что они много писали о пра­восознании, о его роли в регулировании жизни общества, о нормативном и асоциальном поведении.

Марксистская школа в социологии была представлена М.И. Туган-Барановским (1865—1919), А.А. Богдановым (1873— 1928), Г.В. Плехановым (1856—1918), В.И. Лениным (1870-1924) и отчасти, до определенного времени П.Б. Струве (1870— 1944), С.Н. Булгаковым (1871-1944) и Н.А. Бердяевым (1874-1948), которые, хотя каждый по-своему, развивали свои представления о материалистическом понимании истории. Так, Богданов, говоря о самостоятельности социологии как науки, активно отстаивал ее тесную и близкую связь с одной из наук о природе — биологией. Он много времени посвятил разработке теорий социальной адаптации (адаптации к знанию и адаптации к идеологии) и социальной революции. Уже после революции он опубликован свою работу «Тектология», в которой разработал организационные основы любой социальной системы, любой социальной организации.

Методологических подходов.

На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.

Общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз. Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:

1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данной общности;

3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

4) оно имеет свою территорию;

5) у него есть самоназвание и своя история;

6) оно обладает своей системой управления;

7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.
Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:
1) люди;2) социальные связи и взаимодействия;3) социальные институты, социальные страты;4) социальные нормы и ценности.

Типология обществ.

По наличию письменности общества делятся на дописьменные (дикие, отсталые) и письменные. Письменность – важный критерий цивилизованности.
По числу уровней управления и степени социальной дифференциации можно выделить простые (минимальное расслоение, простая система управления) и сложные (много звеньев управления, расслоение по доходам).
Ниже приведена классификация обществ по способу производства:
общество первобытных охотников и собирателей – период человеческого стада (протообщество). Состояло из родственных групп.
скотоводческие общества;
огороднические – переходная форма от добывания готовых продуктов к их выращиванию. Существовали одновременно со скотоводческими.
земледельческие (аграрные) общества. Образовывались государства, классы, крупные города.
индустриальные (промышленные) – начинают существовать с конца XVIII века- периода промышленной революции.
Также можно привести классификацию обществ американского социолога Даниеля Белла, в которой он выделяет следующие типы:
1. Традиционное общество, для которого характерно:
• неспособность или нежелание изменять какие-либо характеристики сложившегося образа жизни, относительная изоляция от других обществ;
• высокая структурная устойчивость;
• отношение к собственности детерминировано родовыми отношениями, общиной или феодальной иерархией;
• основным способом социальной регуляции выступает традиция, разделяемая абсолютным большинством членов общества;
• регламентация социального поведения конкретными предписаниями и запретами, отсутствие свободной личности, тотальное подчинение индивида обществу;
• в мировоззрении господствует догматизм.
2. Индустриальное общество – его особенность в том, что оно контрастирует с традиционным обществом по перечисленным выше характерным чертам. Кроме того, в обществе этого типа преобладает промышленность; частная собственность является базовым, системообразующим институтом.
3. Постиндустриальное общество – основные черты, отделяющие его от индустриального общества:
• преобладает сфера услуг;
• определяющую роль играет информация;
• базовым, системообразующим институтом является творческое знание..

Материальная культура

Материальная культура - превращение природных материалов и энергии в соответствии с человеческих целей, создание искусственной среды обитания. Сюда включается также необходимый и достаточный набор технологий для сохранения и развития этой среды. Материальная культура создает и задает уровень жизни общества, формирует материальные запросы людей и предлагает способы их удовлетворения.

Духовная культура

К ней относят продукты духовной деятельности человека, которые существуют преимущественно в идеальном виде: понятия, представления, верования, чувства и переживания, доступные сознанию и пониманию всех людей. Духовная культура создает особый мир ценностей, формирует и удовлетворяет наши интеллектуальные и эмоциональные потребности. Духовная культура - это продукт общественного развития, ее основное назначение заключается в продуцировании сознания.
Информационная культура
Информационная культура - ее основой являются знания о информационную среду, законы его функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках, эффективной жизнедеятельности в информационном обществе.
Физическая культура
Физическая культура - превращение биологического начала в самом человеке; формирование социально необходимых навыков, умений и качеств человеческого тела.
Виды:
Культура общества

Так, культура общества - это объективная целостность культурного творчества, структура и закономерности которого не зависят от деятельности отдельных коллективов или личностей, первичных по отношению к ним.

Культура коллектива

Cкладаеться как результат накопления опыта, традиций совместной деятельности группы людей, объединенной одной целью.

Культура личности

Определяется не только степенью усвоения общественной и коллективной культуры, но и субъективностью, уникальным характером каждого конкретного «Я».

 

26. Понятие и разновидности субкультур.

Субкультура — это свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры.
Каждая субкультура характеризуется как «интегрированное единство», демонстрирует общегрупповой образ жизни. Она создает чувство единства, идентичности членов группы, принадлежности к определенному сообществу.

Виды Субкультур

● Музыкальные субкультуры

● Арт-субкультуры (произошли из увлечений определенным видом искусства или

хобби)

● Интернет-сообщество и интернет-культуры

● Индустриальные и спортивные субкультуры(Руферы, Риветхед, Кибер-готы, Дарк-

кибер (субкультура), Диггеры, Хулиганы)

● Контркультуры (вызвано естественным обособлением лиц, нарушающих закон)

● Возрастные субкультуры

● Религиозные субкультуры

● Этнолингвистические

● Социоэкономические (слои общества)

● Региональные

● Политические

● Ну и так далее

 

Социокультурная динамика

Различают линейный и циклическ ий типы социокультурной динамики.

Линейная модель развития культуры базируется на общей идее социального прогресса. В соответствии с данным типом социокультурной динамики прямоли­нейность культурного прогресса предопределяет неизбежность прохождения каж­дым обществом всех необходимых стадий развития.

Основоположником концепции циклического развития культуры является итальянский философ Дж. Вико (1668 — 1740). По мнению ученого каждое обще­ство в своём развитии проходит цикл, включающий три периода:

детство — безгосударственный период, в котором ведущая роль принадле­жит вождям и жрецам;

юность — период, для которого характерно формирование государства и под­чинение героям;

зрелость — период, в котором отношения между людьми регулируются сове­стью и осознанием своих обязанностей (формой правления на этом этапе выступает монархия или демократическая республика).

Достигнув высшей степени развития, общество снова опускается к низшему.

 

 

28. Личность как объект социологического анализа: понятие,

структура, типология.

Личность — это, во-первых, системное качество индивида, объясняющееся его

включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной

деятельности и общении; во-вторых, субъект и продукт социальных отношений.

В структуре личности можно выделить биогенные, психогенные и социогенные

компоненты.

Биогенный компонент учитывается социологами лишь в случае увечья или болезни человека, что мешает выполнению им социальных функций.

● Психогенный компонент состоит из эмоций, переживаний, волевых устремлений, памяти, способностей и т. д. Здесь для исследователя важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида.

● Социогенный компонент состоит из следующих элементов:

1. Объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в

безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже);

2. Способности к творчеству, знания, навыки;

3. Степень овладения культурными ценностями общества;

4. Нравственные нормы, принципы, которыми руководствуется личность;

5. Способ реализации в деятельности всех социальных качеств, что проявляется в семейной жизни, труде, общественно-политической, культурной деятельности, досуге — словом, в образе жизни.

Типы личности:

1. Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая.

2. У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетам, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.

3. Для фрустированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетение,

подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

4. Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством

долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

5. Гедонистические материалы ориентированны в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.

 

 

29. Статусно-ролевая концепция личности.

Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях).

Предписанный статус определен обществом независимо от усилий и заслуг личности. Он обусловливается происхождением, местом рождения, семьей и т.д.

Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями, способностями самого человека (например, писатель, врач, эксперт, консультант по управлению, доктор наук и т.д.).

Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчина, женщина, ребенок, юноша, старик и т.п.).

Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека он чаще всего является основой социального статуса.

Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается 5 основными характеристиками:

1. эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности

2. способом получения - одни предписываются, другие завоёвываются

3. масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта

4. нормализацией - действие в строго установленных правилах, либо произвольно

5. мотивацией - на личную прибыль, на общее благо

В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:

1. описание типа поведения, соответствующего данной роли

2. предписание (требования), связанные с данным поведением

3. оценка выполнения предписанной роли

4. санкции - социальны последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.

 

 

30. Социализация личности; сущность, этапы, механизмы.

Социализация – процесс социального становлениячеловека, который включает в себя усвоениеиндивидом социального опыта, системы социальныхсвязей и отношений.

Социализация - это двухсторонний процесс,включающий, с одной стороны, усвоение личностьюсоциального опыта путем вхождения в социальнуюсреду, систему социальных связей;

с другой стороны, процесс активного воспроизводства личностью системы социальных связей за счет ееактивной деятельности, активного включения всоциальную среду.

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.

· Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.

· Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.

· Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

Традиционный усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального)
Институциональный действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями
Стилизованный действует в рамках субкультуры
Межличностный функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации
Рефлексивный связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает решение

 

31. Социальный контроль: функции, виды, элементы,

методы.

Социальный контроль – это система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.

Выделяют две основные формы социального контроля: внутренний и внешний контроль. Внутренний контроль предусматривает регулирование самим индивидом своего поведения. Фактором внутреннего контроля выступает совесть. Внешний контроль представляет собой совокупность институтов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм и правил поведения.

Система социального контроля включает два основных элемента: нормы и санкции. Социальные нормы это предписания, требования, правила, определяющие границы допустимого поведения людей в обществе.

Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции:

? регулируют общий ход социализации;

? интегрируют личность в социальное окружение;

? служатобразцами, эталонами соответствующего поведения;

? контролируют отклоняющееся поведение.

Социальные санкции это меры поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы и правила поведения. Выделяют четыре типа санкций:

? формальные позитивные санкции публичное одобрение со стороны властей и т.п.

? неформальные позитивные санкции публичное одобрение со стороны родственников т. п.

? формальные негативные санкции это наказания, предусмотренные юридическими законами.

? неформальные негативные санкции наказания, не предусмотренные правовой системой.

Изоляция Установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или пере­воспитания его.

Обособление Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от об­щества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепри­нятые нормы.

Реабилита­ция Процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих соци­альных ролей в обществе.

32. Девиантное поведение личности: показатели, состояние,

основные причины. 33. Формы девиантного поведения.

Под девиантным поведением понимается:
1) Поступок, действия человека не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
2) Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
В первом значении девиантное поведение — преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении — предмет социологии и социальной психологии.

Типология девиантного поведения Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации:

§ инновация, предполагающая согласие с целями



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.175 с.)