Понятие социальных институтов, их основные функции в обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие социальных институтов, их основные функции в обществе.



 

Социальный институт (от лат. Institutum – устройство, установление) – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов.

 

Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы. Институциональной анализ социальной жизни предполагает изучение повторяющихся и наиболее устойчивых образов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение.

 

Разнообразие институтов соответствует разнообразию человеческих потребностей, таких как потребность в производстве продуктов и услуг, потребность в распределении благ и привилегий, потребность в безопасности, защите жизни и благополучия, потребность в социальном контроле за поведением членов общества, потребность в коммуникации и т. д.

 

К числу основных институтов относятся: экономические (разделение труда, собственность, налоги и др.); политические (государство, армия, партии и др.); воспитательные и культурные, созданные для развития культуры, социализации детей, передачи им культурных ценностей общества (институты брака и семьи; школы, художественные учреждения); социальные или общественные в узком смысле, регулирующие повседневные контакты (местные общества, товарищества, объединения); религиозные и др.

 

Чем сложнее общество, тем больше развита система институтов. История эволюции институтов подчиняется следующей закономерности: от институтов традиционного общества, основанных на предписанных ритуалам и обычаем правилах поведения и родственных связях, к современным институтам, основанным на таких ценностях, как компетентность, независимость, личная ответственность, рациональность, относительно независимых от моральных предписаний.

 

К числу основных признаков социальных институтов относятся:

Символы – образы, представления об институте, отражающие в концентрированном виде его специфические черты;

Основные роли – образы поведения;

Физические черты – материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы);

Кодексы поведения – способ ролей и осуществление социального контроля.

 

Социальные институты выполняют в обществе ряд функций, среди которых выделяются явные и латентные. Явные – функции, последствия, деятельности которых носят намеренный характер и осознаются людьми. Они фиксируются и декларируются в кодексах и уставах, конституциях и программах, закрепляются в системе статусов и ролей. Последствия деятельности латентных функций не осознаются участниками и носят ненамеренный характер.

 

К числу основных функций социальных институтов относятся следующие:

удовлетворение социальных потребностей;

регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения;

обеспечение устойчивости социальной жизни;

интеграция действий и стремлений индивидов, обеспечивающая внутреннюю сплоченность общности.

 

Социальные отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

экономические институты (собственность, деньги, банки и т.д.) обеспечивают производство и распределение товаров и услуг, соединяя экономическую жизнь с другими сферами общественной жизни;

политические институты (государство, партии, общественные объединения) направлены на завоевание и поддержание политической власти в обществе;

социокультурные институты ставят своей целью воспроизводство культурных и социальных ценностей, социализацию индивидов, защиту определённых ценностей;

нормативно-ориентирующие институты придают поведению индивидов этическую основу и нравственную аргументацию;

нормативно-санкционирующие институты принудительно регулируют социальное поведение на основе правил и предписаний, закрепленных в юридических актах;

церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты регулируют повседневные контакты, определяют порядок и способ повседневных взаимодействий.

 

Классические социологические теории

 

Социология как наука об обществе ведет свое происхождение с середины XIX века. Основы социологии были заложены в произведениях таких авторов, как Маркс, Спенсер, Вебер и Дюркгейм. Классические теории социологической мысли сформировались к концу Первой мировой войны.

Марксизм

 

Многие идеи Карла Маркса (1818–1883) являются основополагающими в социологии. Основной целью общественного прогресса, по его мнению, является создание условий для становления многомерного человека, богатой личности. Причиной социальной дифференциации, социального противостояния в обществе, согласно Марксу, является частная собственность. Основное достижение Маркса в обществоведении заключается в том, что он применил диалектику Гегеля для анализа исторического развития, охарактеризовав общество как динамично развивающуюся в историческом времени структуру. Он показал причины возникновения социального неравенства, социальных конфликтов в общественном развитии.

 

Структурный функционализм

 

В направлении структурно-функционального анализа в социологии заметный след оставил Герберт Спенсер (1820–1903). Спенсер выдвинул три основных идеи структурно-функционального анализа: функциональное единство общества, то есть согласованность функционирования; универсальный функционализм, то есть полезность всех социальных явлений, и функциональная необходимость. Общество, с его точки зрения, – это эволюционирующий живой организм. Общества могут организовывать и контролировать процессы адаптации, тогда они развиваются в милитаристские режимы; адаптация также может быть свободной и пластичной – и тогда общества превращаются в промышленно развитые государства. Один из главных постулатов социальной философии Спенсера таков: «Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека».

 

Сопиал-дарвинизм

 

Основными представителями социал-дарвинизма считаются А. Гумплович, Л. Смолл и У. Самнер. Согласно этой доктрине, в обществе действуют законы животного и растительного миров и поэтому конфликты между социальными группами естественны.

 

Албион Смолл (1854–1926) утверждал, что социальная жизнь – это результат взаимодействия естественных интересов людей.

 

Людвиг Гумплович (1838–1909) рассматривал историю как «естественный процесс», а социальные законы – как разновидность законов природы. Основными причинами социальных конфликтов он считал экономические мотивы, стремление людей к удовлетворению материальных потребностей.

 

Уильям Самнер (1840–1910) исходил из двух основных принципов: 1) естественный отбор и борьба за существование имеют решающее и универсальное значение в развитии общества, поэтому социальное неравенство – нормальное состояние; 2) социальная эволюция носит автоматический и неуклонный характер.

 

Психологизм – совокупность социологических концепций, строящихся на признании первичности роли индивидуальной психики в развитии социальных процессов. Основные представители психологизма – Г. Тард, Л. Уорд и Ф. Гиддингс.

 

Франклин Гиддингс (1855–1931) рассматривал общество как физико-психический организм, обладающий «социальным разумом». По утверждению Гиддингса, «все… социальные факты по природе своей – психические», поэтому общество есть «психическое явление, обусловленное физическим процессом».

 

ЛестерУорд (1841–1913) выдвинул положение об активном характере социальной эволюции и определяющем воздействии на нее различных психических сил, в первую очередь волевых импульсов, связанных с необходимостью удовлетворения голода и жажды (для поддержания жизни) и половых потребностей (для продолжения рода).

 

Французский социолог Габриэль Тард (1843–1904) видел основную задачу социологии в изучении законов подражания, психологии толпы, механизмов группового внушения. Тард сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека. В противоположность Дюркгейму Тард считал общество продуктом взаимодействия индивидуальных сознаний. Задачу социологической науки он видел в изучении законов подражания, благодаря которым общество, с одной стороны, поддерживает свое существование в качестве целостности, с другой – развивается по мере того, как в различных областях социальной действительности возникают и распространяются изобретения. Согласно Тарду, общественность тесно связана с подражательностью. Основной закон всего сущего – всемирное повторение, принимающее форму волнообразного движения в неорганической природе, наследственности – в мире органическом и подражания – в жизни общества.

 

«Социологизм» Дюркгейма

 

Эмиль Дюркгейм (1858–1917), основатель французской социологической школы, считал, что существование и закономерности развития общества не зависят от действий отдельных индивидов. С его точки зрения, каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Объединяясь в социальные группы, люди подчиняются общим правилам и нормам – «коллективному сознанию».

 

По Дюркгейму, основу социологии составляют социальные факты. Их главные признаки – объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление. Социальные факты Дюркгейм подразделял на морфологические (плотность населения, частота контактов или интенсивность общения между индивидами; наличие путей сообщения; характер поселений и т. п.) и духовные (коллективные представления, составляющие в совокупности коллективное сознание). Социальные факты нужно исследовать объективными методами, т. е. следовать принципам естественных (позитивных) наук.

 

Дюркгейм обосновал идею солидарности обществ. Существует два типа солидарности: механическая, которая доминировала в архаическом обществе и была основана на неразвитости и сходстве индивидов и их обществ и функций, и органическая, которая характерна для современных обществ и основана на разделении труда.

«Понимающая социология» Вебера

 

С именем Макса Вебера (1864–1920) связывается создание методологии социального познания. Одним из основных положений теории Вебера является выделение самой элементарной частицы поведения индивида в обществе социального действия, которое образует систему взаимоотношений между людьми. Само общество представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению собственных целей.

 

Социальная философия, лежащая в основе исторической социологии Вебера, наиболее отчетливо воплотилась в работе «Протестантская этика и дух капитализма». Здесь высказывается идея экономической рациональности современного капиталистического общества с его рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия), рациональным денежным обращением и т. д., обеспечивающими возможность максимально рационального поведения в хозяйственной сфере и позволяющими добиться предельной экономической эффективности. Главные методологические требования в теории Вебера – «отнесение к ценностям» и «свобода от оценки».

 

Эмпиризм

 

Эмпирическая социология – комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных с использованием методов, методик и техники социологического исследования. Эмпирически ориентированные школы складываются в 1920—1960-е гг. Среди них в первую очередь выделяется Чикагская школа (Ф. Знанецкий, Р. Парк), в рамках которой сложился подход, называемый символическим интеракционизмом.

 

Флориан Знанецкий (1882–1958) выдвинул требование учета социологом «человеческого коэффициента» – требование принимать во внимание точку зрения индивидов, участвующих в социальной ситуации, их понимание ситуации, а также рассматривать социальные явления как результат сознательной деятельности людей. Знанецкий впервые применил эмпирический метод личных документов (биографический метод).

 

Роберт Парк (1864–1944) полагал, что социология должна изучать образцы коллективного поведения, формирующиеся в ходе эволюции общества как организма и «глубоко биологического феномена». По Парку, общество имеет помимо социального (культурного) уровня биотический, лежащий в основе всего социального развития. Движущей силой этого развития является конкуренция. Общество есть «контроль» и «согласие», а социальное изменение связано с изменением моральных норм, индивидуальных установок, сознания, «человеческой природы» в целом.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.015 с.)