Э. Дюркгейм о предмете социологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Э. Дюркгейм о предмете социологии.



Труды Дюркгейма (1858-1917) дольше, чем труды Конта оказывали влияние на современную социологию. Хотя Д. и опирался на некоторые положения Конта, но считал, что многие из его идей были слишком умозрительны и расплывчаты, а Конту не удалось реализовать свою программу – поставить социологию на научную основу. Д. рассматривал социологию как новую науку, которую можно использовать для того, чтобы пролить свет на традиционные проблемы философии, исследуя их эмпирическим методом. Он, как и Конт. Полагал, что общественную жизнь следует изучать с той же объективностью, с какой ученые-естественники исследуют мир природы. Его основной принцип – «Изучайте социальные факты как вещи!», т.е. он имел в виду, что общественную жизнь можно подвергнуть столь же строгому анализу, как и объекты или явления природы.

Труды Дюркгейма охватывали широкий спектр тем, но к главным из них относятся:

  • Значение социологии как эмпирической науки
  • Возникновение индивидуума и формирование нового социального порядка
  • Происхождение и характер власти морали в обществе.

По Дюркгейму, главная познавательная задача социологии заключается в изучении социальных фактов. Вместо того, чтобы применять социологические методы к изучению индивидов, социологи должны обследовать соц.факты – те аспекты общественной жизни, которые упорядочивают наши действия в качестве индивидов, как, например, состояние экономики или влияние религии. Дюркгейм считал, что общества обладают реальностью особого рода, т.е. общество – нечто большее, чем просто действия и интересы его отдельных членов. По мнению Дюркгейма, социальные факты – способы действия, мышления или переживания, которые существуют вне индивидов и обладают особой реальностью, находящейся за пределами жизни отдельных людей и неосознаваемой ими. Социальным фактам свойственна принудительная власть над индивидами, но их свойство принуждать часто не осознается людьми из-за того, что они обычно охотно подчиняются соц.фактам, полагая, что действуют по своему усмотрению, на самом же деле люди нередко просто следуют принятым в обществе образцам. Социальные факты могут ограничивать человеческие поступки способами, которые могут меняться от явного наказания (например, за преступление) или социального остракизма[1] (за неприемлемое поведение) до элементарного непонимания (в случае неправильного употребления слов).

Дюркгейм признавал, что социальные факты трудно изучать, т.к. они невидимы и неосязаемы, за ними нельзя непосредственно наблюдать. Зато их свойства можно выявить косвенным образом, анализируя их воздействия или попытки, предпринимаемы, чтобы их отражать, как, например, законы, тексты религиозного содержания, писанные правила поведения. Дюркгейм подчеркивал важность отказа от предрассудков и идеологии при изучении соц.фактов, т.к научная позиция требует от разума быть открытым тому, что дано в ощущениях, а так же быть свободным от предвзятых идей, пришедших извне. Согласно Дюркгейму, научные концепты можно создать только через научно проверенную практику. Он побуждал социологов изучать явления, какими они есть на самом деле, и создавать новые концепты, отражающие подлинную сущность социальных явлений.

Дюркгейм был озабочен переменами, преобразившими общество в течение его жизни. Он проявлял особый интерес к социальной и моральной солидарности или, другими словами, к тому, что сплачивает общество и спасает его от погружения в хаос. Солидарность существует, когда индивиды интегрированы в социальные группы и их действия регламентированы общими ценностями и обычаями. В работе «О разделении общественного труда» (1893) он представил результаты исследования социальных изменений, которые доказывали, что с приходом индустриальной эпохи возник новый тип солидарности. Развивая этот довод, он противопоставил два типа солидарности – механическую и органическую – и установил их связь с разделением труда и возросшим различием между профессиями.

Согласно Дюркгейму, из-за низкого уровня разделения труда традиционным культурам присуща механическая солидарность, т.к. большинство членов общества занято сходными видами деятельности, их объединяют общий опыт и всеми разделяемые верования (которые обладают силой подавления: сообщество незамедлительно наказывает любого, кто опровергает общепринятые нормы поведения, так что у отдельного человека остается мало возможностей для инакомыслия). Механическая солидарность, таким образом, зиждется на консенсусе и сходстве верований, но под влиянием индустриализации и урбанизации стало расти разделение труда, содействовавшее распаду этой формы солидарности. В современных обществах специализация и растущая соц.дифференциация приведут, как доказывал Дюркгейм, к новому порядку, характеризующемуся органической солидарностью. Общества, которым свойственна органическая солидарность, сплочены благодаря экономической взаимозависимости людей и признанию важности сотрудничества. По мере того, как разделения труда охватывает новые сферы, люди становятся более зависимыми друг от друга, т.к. каждый нуждается в товарах и услугах, предоставляемых людьми, занятыми в иных профессиях. В процессе формирования консенсуса отношения экономического обмена приходят на смену общим верованиям.

В современно мире перемены происходят так быстро и они так глубоки, что вызывают огромные социальные проблемы. Эти перемены способны оказывать разрушительное действие на традиционные жизненные уклады, нравственность, религиозные убеждения и нормы повседневного поведения, не компенсируя последствия этого воздействия новыми, не вызывающими сомнений ценностями. Дюркгейм связывал эти проявления неустойчивости социального порядка с аномией – ощущением бессмысленности и отчаяния, вызванными современной общественной жизнью. Традиционные нормы морали и средства контроля за нравственностью, которые обычно давала религия, в значительной мере утратили силу в процессе развития современного общества, что оставляет многих людей наедине с ощущением того, что их повседневная жизнь лишена смысла.

Изучению самоубийства просвещена одна из самых известных работ Дюркгейма. Самоубийство, как кажется, представляет собой сугубо личный акт, выход из состояния крайней безысходности. Но Дюркгейм показал, что соц.факторы оказывают решающее влияние на суицидное поведение – аномия относится к одному из таких факторов. Статистика самоубийств остается стабильной из года в год, и это постоянство необходимо объяснять с социологической точки зрения.

Виды самоубийств:

· Эгоистическое (низкая степень соц.интеграции индивида, случается, когда индивид предоставлен самому себе либо его связи с группой утрачены или ослаблены)

· Аномическое (вызвано отсутствием соц.регуляции)

· Альтруистическое (имеет место, когда индивид «чересчур» интегрирован, т.е. его социальные связи очень сильны, и он ценит общество больше, чем себя)

· Фаталистическое (следствие «зарегулированности» индивидуума со стороны общества)

История и социология.

История, подобно социологии, стремится находить, реконструировать, расшифровывать и сохранять представления и данные о минувшем. Принципиальная разница сводится к тому, что социология лишена возможности непосредственного обращения к ушедшим людям, реалиям прошлого. Социологи концентрируются на настоящем, хотя уже на следующий день эти данные становятся историей. Близость предопределена тем, что история в своей преобладающей части занимается исследованием действий человека, групп, народов и масс, то есть социальных действий.

Конт исходил из того, что исторический и сравнительно-исторический подходы являются общенаучными. «социология как история без имен и дат».

Когда социологическая наука только появилось, она стала конкурировать с историей, что дало им импульс к развитию и взаимообогащению. Так, с 19 века история меняет свои исследовательские интересы: складывается новое направление исторической мысли – социальная история, которая рассматривает примерно те же проблемы, которые исследует социология. В 20 веке историки осваивали исследовательские методы (контент-анализ, построение моделей и др), выработанные социологией, а также терминологию и понятийный аппарат.

Социология стала избавляться от глобольных – историко-эколюционных схем, которые представляли собой попытки выявить общие закономерности в развития челвоечества.

Ковалевский М.М. использовал исторические данные в своих работах – сравнительно-исторический анализ государственного и частного права. Сорокин оперировал энциклопедическими знаниями о прошлом, специально занимался теорией социально-исторического процесса.

Сочетание истории и социологии проявилось в рождении истории социологии, как отрасли научного знания.

Взаимодействие проявляется и в том, что социологу необходимо знать историю исследуемого общественного института, организации или же знать жизненный путь интервьюируемого человека.

Также нужно знать историю изучения конкретных проблем, исследуемых социологией.

Более того, существует историческая социология – это часть социологического знания, обеспечивающая социологическими методами единство анализа прошлого, настоящего и будущего в применении к исследуемому объекту. С начала 21 века констатируется историзация социологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.012 с.)