Понятие и предмет КП. Место в системе права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и предмет КП. Место в системе права.



Понятие и предмет КП. Место в системе права.

КП — одна из отраслей правовой системы РФ, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных гос-вом, исполнение которых обеспечивается гос-вом, в том числе и методами принуждения.

Предметом КП как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов гос устр-ва и разделения властей, социального и светского хар-ра гос-ва, идеологического многообразия, верховенства конституции в гос-ве;

2) взаимоотношений между гос-вом и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гр-ва и иностранных граждан, находящихся на территории РФ, ПСЧГ и гарантий их реализации:

3) федеративного устр-ва РФ, состава и компетенции ее s, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и s, верховенства ФЗ над правовыми актами s и т. д.;

4) организации и функционирования системы ОФГВ РФ, ОСВ, а также МСУ.

Метод правового регулирования КПРФ - совокупность специфических приемов, способов, ср-в воздействия на участников общественных отношений, регулируемых этой отраслью права:

- метод дозволения (равенство сторон) (2ч. Ст. 27 КРФ) «Каждый может свободно выезжать за пределы РФ.

- метод запрещения (запрещения недозволенных действий) (ч.4 ст. 3 КРФ) «Никто не может присваивать власть»

- метод обязывания (метод властного связывания) – обязанность соблюдать КРФ и з-ны (ч. 2 ст. 15 КРФ); налоги (ст. 57 КРФ).

- директивный (императивный) метод – метод властеподчинения, не позволяющий s права отклоняться т предписания правовой нормы.

- диспозитивный метод – предоставление s возможности выбора в рамках закона.

Большинство КП норм сформулировано императивно.

КП традиционно занимает ведущее место в системе отраслей национального права. Это определяется несколькими моментами:1) предметом КП являются общественные отношения, в которых выражаются основные принципы общественного и гос устр-ва;2) основной источник КП - КРФ - акт, содержащий нормы, имеющие учредительный хар-р; 3) КП определяет основы конституционного строя РФ, то есть те основополагающие принципы, которым должно соответствовать построение гос-ва, ориентиры для строительства системы правовых норм, в рамках которых существует правовое, конституционное гос-во. Человек как высшая ценность, суверенитет народа, демократизм, федерализм, разделение властей, соб-ть и др принципы, представляющие собой основы конституционного строя, лежат в основе функционирования любой отрасли права;4) КП закрепляет основные права человека и гражданина, определяет общую правосубьектность индивида в рамках нашей правовой системы. Эта общая правосубьектность является общей предпосылкой конкретных правоотношений, устанавливаемых на основе норм др отраслей права;5) КП устанавливает федеративное устр-во РФ, разделение полномочий между Федерацией и ее s, определяя источники той или иной отрасли права, возможность регулирования определенных областей общественных отношений нормами фед или регионального права, их совокупности;6) КП закрепляет основы организации гос власти и МСУ, компетенцию высших ФОВ, принципы организации региональных органов власти, учреждая круг s, представляющих гос-во в общественных отношениях, регулируемых различными отраслями права;7) КП регламентирует правотворческий процесс - процедуру создания норм права - исходных элементов любой отрасли права, закрепляет виды источников, в которых могут содержаться правовые нормы.

В целом, КП является первичной отраслью национального права, так как устанавливает процесс воспр-ва всех отраслей права, в том числе и себя самого.

КП отношения: понятие, особенности, виды.

КП отношение – это общественное отношение, которое урегулировано нормой КП и содержанием которого является юр связь между s в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Черты КП отношений, свойственные правовым отн. вообще: S и O пр. отн., субъективные права и юр обязанности.

Специфические черты КП отн.: S-ми КП отн. выступают такие специфич. S как Российское гос-во, росс. народ, S РФ., ФОГВ, ОГВ S-в РФ, избирательные блоки, комиссии, объединения + отдельные граждане, их обществ. объединения, любые физ. и юр. лица, если на них КПН возлагают Df КП обязанности и предоставляют К права.

О КП отношений явл. гос. граница, территория, суверенитет, федер. собств. и тд.

Особым видом КП отношений являются так называемые правовые состояния. Их специфическая черта – четкая определенность s правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей s конкретно не определено, оно вытекает из установлений большого массива действующих КП норм. КП отношениями такого вида являются состояние в гр-ве, состояние s РФ в ее составе.

В кач-ве вида КП отношений можно выделить постоянные и временные правоотношения. Срок действия постоянных правоотношений не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Например, смерть гражданина прекращает отношения по гр-ву. Временные правоотношения возникают в рез-те реализации конкретных норм – правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается. Так, правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются исполнением последней своей обязанности выдать избирателю избирательный бюллетень и обеспечить ему установленные условия для голосования.

Особыми видами КП отношений являются материальные и процессуальные правоотношения. В первых – реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения (правоустановительные отношения), во вторых – реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в КП нормах, устанавливающих те или иные обязанности s (ПО отношения). Например, на основе нормы, содержащейся в ч. 1 ст. 35 КРФ, закрепляющей, что право частной собственности охраняется з-ном, возникают ПО КП отношения, а на основе нормы о том, что в РФ признается и защищается частная соб-ть (ч. 2 ст. 8), – правоустановительные отношения.

Источники КП как отрасли

Источниками КП являются НПА, поср-вом которых устанавливаются и получают юр силу КП нормы.

КПРФ - это ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы конституц. строя РФ, основы правового статуса личности, фед. гос. Устр-ва РФ, основы орг-ции и функционирования российской гос. власти и отношения, связ. с направлением и пересмотром КРФ.

Юр. формы, в ~ выражены и закреплены НКП, назыв-ся источниками КП как отрасли. (В России это НПА-законы и т.д., но только, если они содержат хотя бы одну норму КП.

Сис-ма НПА, ~ явл-ся источниками КП, достаточно многообразны в зависимости от формы содержания и юр. силы делятся на 4 группы:

1. КРФ, Конституция республик, уставы др. субъектов РФ.

2. Декларация, ~ содержит нормы КП о гос суверенитете РСФСР 90 г., декларация прав и свобод человека 91 г., декларация о гос суверенитете отдельн. республик.

3. Федеративный договор 21.03.92 о разграничении предметов ведения и полномочий между ФОВ и ОГВ s РФ + 50 двусторонных договоров о том же.

4. Значит. кол-во фед Конституционных законов, и ФЗ + з-ны субъектов РФ.

ФКЗ о прав-ве РФ

ФКЗ о судебной сис-ме РФ

ФКЗ о Референдуме

ФЗ об осн. гарантиях

ФЗ о выборах президента РФ

ФЗ о выборах депутатов Госдумы.

ФЗ о гражданстве РФ

ФЗ о порядке формирования совета федерации (Верхняя палата фед собрания)

5. Нормативные постановления палат фед собрания (регламент Госдумы и регламент совета федерации)

6. М.б. отдельные нормативные уклады президента РФ (указ о порядке формирования в силу актов РФ, формимироания прав-ва).

7. Акты, принимаемые КС РФ в порядке осуществления им Конституционного контроля, постановления, касаемые толкования КРФ.

8. Общепринятые принципы и, например, м/н права и м/н договоры РФ, касающиеся КП отношений (м/н права человека и гражданина).

 

Виды Конституции.

· По порядку установления: октроированные (дарованные монархом); не октроированные;

· По порядку изменению: гибкие (Конституция СССР); жесткие (Конституция РФ);

· По форме закрепления политической власти: монархические (закрепившие власть монарха); республиканские (закрепили власть парламента);

По форме гос устройства: унитарные; федеративные;

По степени отражения реально складывающихся общественных отношений: юр; фактические;

По месту в правовой системе гос-ва (РФ, республик РФ).

Особенности КРФ 1993г.

КРФ – основной НА РФ, обладающий высшей юрсилой на всей территории РФ и прямым действием.

Исходя из определения КРФ базируется на 2 основных принципах: 1) верховенства Основного Закона; 2) прямого действия конституционных норм.

Верховенство конституционных норм означает, что КРФ 1993 г. действует на всей территории РФ. Этот принцип отражается и в федеративном устр-ве РФ. Несмотря на то что s РФ наделены правом принимать собственные конституции (уставы), все же действие этих НА ограничивается территорией s, тогда как КРФ распространяет свое действие на все s одновременно.

Верховенство КРФ означает ее высшую юр силу, т. е. все принимаемые на территории РФ НА (независимо от того, являются ли они фед или приняты только в отдельных s РФ) должны соответствовать конституционным нормам. Поэтому КРФ можно назвать первоосновой всей правовой системы России.

Принцип прямого действия означает, что КП нормы действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т. е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.

Действующая КРФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Она является писаной, постоянной конституцией второго поколения.

Структура КРФ состоит из краткой преамбулы, двух разделов, причем первый из них разбит на 9 глав.

Содержание КРФ включает в себя: 1) полное и последовательное закрепление общепризнанных основных ПСЧГ в соответствии с международными стандартами защиты прав человека; 2) хар-ку институтов и механизмов обеспечения взаимодействия прав и свобод человека и гражданина со всеми остальными конституционными институтами в сфере политического, экономического устр-ва гос-ва; 3) правила обеспечения реализации КП и свобод личности.

Многие из глав КРФ посвящены структуре и компетенции ОГВ: Президента РФ, Фед Собрания РФ, Правительства РФ. Кроме того, Конституция закрепляет принципы и структуру судебной власти.

КРФ закрепляет все основные демократические принципы: выборность высших гос органов, право граждан на МСУ и т. д.

КРФ в своем содержании закрепляет еще 1 из главных принципов демократического гос-ва – принцип разделения властей, в соответствии с которым в РФ одновременно действуют 3 ветви власти: 1) законодательная; 2) исполнительная; 3) судебная.

Благодаря этому принципу устанавливается система «сдержек и противовесов» в структуре власти, что обеспечивает нормальное функционирование и взаимодействие различных органов власти. Этот принцип обеспечивается также за счет разграничения нормотворческой деят-ти Президента РФ, Фед Собрания и Правительства РФ, сферы совместной и раздельной компетенции РФ, ее sи ОМСУ.

Принятие конституций обусловлено факторами соц-экономического и политического хар-ра. Конституции прежде всего отражают, какие формы собственности и организации экономической деят-ти существуют в данном обществе и какое отношение к ним имеют граждане. Конституции закрепляют основные правила жизни людей в обществе и гос-ве, их важнейшие права, свободы и обязанности. Они фиксируют возможную систему власти в данной стране, назначение гос-ва, его функции и компетенцию, внутреннюю структуру, систему гос органов, основы МСУ населения.

При хар-ке сущности конституций и причин их появления возможно доминирование 2 подходов, которые можно назвать классово-политическим и рационалистическим (при очевидной условности этих терминов).

Принятие новой КРФ в 1993 г было необходимо, поскольку правовые нормы Конституции 1977 г уже перестали соответствовать новым реалиям. Впоследствии, во-первых, на основе КРФ 1993 г. принято много новых з-нов, в том числе конституционных, конкретизирующих и развивающих закрепленные в ней принципы и нормы. Во-вторых, создалась сложная и разветвленная система управления делами Российского гос-ва, функционирование которой предопределяется действующей КРФ. В-третьих, стал активно работать КС, которому отведена важная роль в конституционном процессе. В-четвертых, исходные идеи и принципы КРФ постепенно входят в общественное сознание в качестве одного из его важнейших компонентов.

Можно сказать, что теперь происходит в известном смысле саморазвития КРФ 1993 г., раскрытие заложенного в ней потенциалы. Складывается российский конституционализм как соц феномен, отражающий суть современного этапа развития страны. Этот процесс идет не всегда и не во всем так, как того требуют идеалы конституционного строя. Жесткая реальность наших дней нередко расходится с социальными ожиданиями народа, но именно обращение к конституционному тексту во многих случаях помогает оценить ситуацию и найти выход из затруднений.

 

Конституционные поправки.

Порядок принятия поправок к гл 3 - 8 КРФ устанавливается ст 108, 134, 136 КРФ и ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к КРФ" (1998). Поправки к гл 3-8 КРФ принимаются в форме З-на РФ о поправке к КРФ. Под поправкой понимается любое изменение конституционного текста, одним з-ном охватываются взаимосвязанные изменения. S инициативы предложения о принятии поправки к КРФ установлены ст 134 КРФ и рассмотрены в первом пункте. Поправки к гл 3 - 8 КРФ принимаются Фед собрании в том же порядке, который предусмотрен для принятия ФКЗ. Предложения о поправках к КРФ вносятся в Гос Думу в виде проекта з-на. Поступившее предложение рассматривается соответствующим комитетом Гос Думы. Проект з-на рассматривается Гос Думой в 3 чтениях. Проект з-на считается одобренным Гос Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов. Одобренный проект з-на в течение 5 дней направляется в Совет Федерации и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. З-н считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трёх четвертей от общего числа членов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации в течение 5 дней опубликовывает уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения палатами Фед Собрания, и направляет з-н в ЗО s РФ для его рассмотрения. ЗО s РФ обязаны рассмотреть закон в течение года со дня его принятия. Соответствующие постановления направляются в течение 14 дней в Совет Федерации. Совет Федерации ведёт учёт данных о рассмотрении закона и на очередном заседании после истечения срока рассмотрения устанавливает рез-ты этого рассмотрения. Президент РФ, ЗО s РФ в течение 7 дней вправе обжаловать постановление Совета Федерации в ВС РФ, немедленно известив Президента РФ и Совет Федерации. ВС рассматривает такие дела в порядке гражданского судопр-ва. Одобренный ЗО s РФ закон в течение 7 дней после установления итогов рассмотрения, а в случае подачи жалобы - после вступления в силу решения ВС РФ или после повторного рассмотрения направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и опубликования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает закон и осуществляет его оф опубликование с указанием дат одобрения палатами Фед Собрания, ЗО s РФ, даты подписания и регистрационного номера. Закон вступает в силу со дня его оф опубликования, если иная дата не установлена самим законом. Президент РФ в течение месяца со дня вступления в силу закона вносит принятую поправку в текст КРФ и осуществляет её оф опубликования с внесёнными поправками и указанием даты их вступления в силу. Предложение о поправке к КРФ, не получившей одобрение двух третей ЗО s РФ, может быть повторно внесено не ранее, чем через год после установления результатов рассмотрения.

Изменения в ст 65 КРФ.

Порядок внесения изменений в ст 65 КРФ устанавливается ст 65, 66, 108, 137 КРФ, ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к КРФ". Изменения в ст 65 КРФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в её составе нового s, об изменении КП статуса РФ. Такой ФКЗ должен содержать указание о включении соответствующих изменений и дополнений в ст 65 КРФ. В случае изменения наименования республики, края, области, города фед значения, автономной области, автономного округа новое наименование s РФ подлежит включению в ст 65 КРФ. Согласно толкованию КРФ, данному КС РФ в 1995 г, изменение наименований s РФ относится к ведению s РФ и осуществляется ими самостоятельно (однако ст 8 ФЗ "О наименованиях географических объектов" (1997) установлено, что изменение наименования республики, края, области, города фед значения, автономной области, автономного округа осуществляется ФЗ по представлению самого s РФ), новые наименования s РФ включаются в ст 65 КРФ указами Президента РФ. В 1996 году были изданы два таких указа, в 2001 году - один указ.

 

Толкование КРФ

Толкование КРФ, ее предписаний имеет особое значение в процессе реализации права, так как конституционное толкование обеспечивает правильное воплощение заложенных в основном з-не принципов и норм в общественную практику. КРФ - это основной з-н гос-ва, который обладает высшей юр силой. Этим определяется ее особое и ведущее место в системе зак-ва. КРФ устанавливает правовые основы функционирования общества и общие принципы организации гос власти, порядок и принципы взаимоотношений личности и гос-ва. Следовательно, нормы основного з-на имеют приоритетное значение и действуют непосредственно. Все это обусловливает и особый порядок толкования КРФ. В соответствии с ч 5 ст 125 КРФ право толкования Основного З-на возложено на КС РФ. Это исключительная прерогатива КС интерпретировать волю народа, выраженную в Основном З-не гос-ва. Никакой иной ОГВ не может давать оф толкование КРФ. Это обусловлено тем, что толкование КРФ осуществляется только путем конституционного судопр-ва.
Толкование, осуществляемое КС, имеет цель преодолеть неопределенность в понимании конституционных положений, установить действительный смысл и содержание правовых предписаний, закрепленных в нормах КРФ.
Необходимость в толковании КРФ, в разъяснении ее положений обусловлена неодинаковым пониманием предписаний конституционных норм из-за их недостаточной определенности, внутренней несогласованности, неточности используемой в них терминологии и тому подобного, что может привести, а порой и приводит, к неадекватности реализации этих норм в процессе законотворчества или правоприменительной деят-ти.
КРФ - это единый правовой акт, в котором все элементы взаимосвязаны и согласованы. Поэтому любая конституционная норма должна интерпретироваться в рамках единой системы КП, чтобы не было несогласованности и противоречий ее норм. Следовательно, при толковании норм КРФ нужно учитывать принцип системности толкования. Однако КРФ устанавливает определенные требования, которые должны быть учтены при толковании ее норм. Ч 2 ст 16 Основного З-на устанавливает, что никакие другие положения КРФ не могут противоречить основам конституционного строя РФ. Это означает, что принципы и нормы, составляющие содержание гл 1 КРФ, имеют основополагающее значение для др норм и всего зак-ва в целом. Таким образом, юр сила положений гл 1 КРФ выше, чем остальных ее частей.
КРФ определяет и круг органов и лиц, обладающих правом обращения в КС с запросом о толковании КРФ. Это - Президент РФ, Совет Федерации, Гос Дума, Правительство РФ, ОЗВ s РФ. Обращение указанных s в КС РФ порождает его обязанность в установленные сроки давать толкование КРФ в части, относительно которой направлен соответствующий запрос.
Согласно ч 2 ст 36 ФКЗ "О КС РФ" основанием к рассмотрению дела о толковании КРФ является обнаружившаяся неопределенность в понимании положений КРФ, которая может быть обнаружена управомоченными на обращение с запросом в КС органами в связи с их деят-тью по осуществлению своих полномочий.
Толкование КРФ, ее норм осуществляется исключительно в пленарных заседаниях КС и решение о толковании, в отличие от иных, принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей.
Результаты толкования Основного З-на получают выражение в постановлениях КС о толковании КРФ. Решения КС согласно ч 2 ст 71 Закона "О КС РФ" имеют нормативное значение. З-н устанавливает, что решения о толковании КРФ должны быть совместимы с др его решениями, то есть решение по делу о толковании КРФ не должно противоречить ранее принятым актам о толковании.
Толкование КРФ, данное КС РФ, является оф и обязательным для всех ЗОГВ, ИОГВ и СОГВ, ОМСУ, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Оф толкование, даваемое КС, распространяется на всех s правоотношений, а предписания, содержащиеся в актах толкования, обязательны на всей территории РФ. Правоприменительные органы обязаны руководствоваться положениями, которые содержатся в постановлениях КС. Даваемое КС толкование КРФ и ее норм неотделимо от интерпретируемых положений Основного Закона.
Таким образом, толкование КРФ можно определить как особый вид правовой деят-ти КС РФ, направленный на разъяснение конституционных норм с целью их правильного понимания и применения. Конституционное толкование имеет значение не только для законотворчества, но и для всех форм реализации права.
Толкование КРФ и ее норм включает как уяснение, так и разъяснение смысла и содержания интерпретируемых норм. В ходе уяснения содержания интерпретатор выясняет тот смысл, который вложен законодателем в КП нормы, а потом уже доводит их содержание до др s права.
Толкование КРФ может быть как нормативным, так и казуальным. Нормативное толкование имеет место в тех случаях, когда есть прямой запрос о толковании соответствующих норм КРФ. КС уже дал толкование конституционных норм, касающихся процедуры принятия ФЗ (ч. 4 ст. 105, 106, 107); формы правового акта о конституционных поправках (ст. 136); понятий "общее число депутатов Гос Думы" и "общее число членов Совета Федерации и депутатов Гос Думы", что важно для определения рез-тов голосования при принятии з-нов и др решений (ч. 3 ст. 103, ч. 2 и 5 ст. 105, ч. 2 ст. 135 и др.); правовой процедуры включения нового наименования s Федерации в ст 65 КРФ (ч. 2 ст. 137) и др.

II. Сбор подписей.

Обязательна проверка КС достоверности документов и соблюдения их КРФ (ст.12 ФКЗ «О референдуме»).

КП статус кандидатов

1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и настоящим Положением.

2. От имени кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам и доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе краевого списка кандидатов - также уполномоченные представители и доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список.

3. Кандидаты, замещающие гос или выборные мун должности, кандидаты, находящиеся на гос или мун службе либо являющиеся членами органов упр-я организаций независимо от формы соб-ти (в организациях, высшим органом упр-я которых является собрание, - членами органов, осуществляющих рук-во деят-тью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск СМИ, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Положении понимаются действия, предусмотренные п 5 ст 40 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".

4. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на гос или мун службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск СМИ, на время их участия в выборах депутатов Законодательного Собрания освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в зарегистрировавшую их ИК заверенные копии соответствующих приказов не позднее чем через 5 дней со дня регистрации.

5. Лица, не являющиеся кандидатами и замещающие гос или выборные мун должности, либо находящиеся на гос или мун службе, либо являющиеся членами органов упр-я организаций независимо от формы соб-ти (в организациях, высшим органом упр-я которых является собрание, - членами органов, осуществляющих рук-во деят-тью этих организаций), за исключением политических партий, в период избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов или избрания кандидатов.

6. Должностным лицам, журналистам, иным творческим работникам организаций, осуществляющих выпуск СМИ, являющимся кандидатами либо их доверенными лицами или уполномоченными представителями по финансовым вопросам, доверенными лицами либо уполномоченными представителями избирательных объединений, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через СМИ.

7. Гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов установлены ст 41 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".

Выделяются юр, политические, духовные и экономические гарантии. Для КП науки приоритетное значение имеют юр гарантии, т.е. те ср-ва обеспечения гос суверенитета, которые получили закрепление в различных правовых актах. Причем гарантии данной группы отличаются тем, что они непосредственно устанавливаются гос-вом,

Поср-вом юр инструментария гос-во может целенаправленно воздействовать на те или иные области общественной жизни. В этом смысле юр гарантии выступают в кач-ве гос-правовых мер, с помощью которых гос-во предупреждает потенциальные и реальные угрозы своему суверенитету либо подавляет уже действующие факторы, направленные против него. Именно здесь, главным образом, реализуется гос принуждение, для опосредования которого, собственно, и служит правовая форма. В связи с этим под юр гарантиями представляется необходимым понимать такие средства, которые сами по себе требуют специально-юр механизма реализации.

Помимо юр выделяются и др виды гарантий суверенитета – политические, духовные, экономические. В кач-ве политических гарантий рассматриваются политические условия осуществления гос власти, оказывающие непосредственное влияние на уровень обеспечения суверенных св-в гос власти. Изучение юр явлений невозможно без анализа политико-правового сознания общества как части духовной сферы в различных формах выражения этого сознания. Одной из таких форм является идеология, которая в наиболее концентрированном виде выражает взгляды, суждения людей по поводу окружающей их действительности. Идеология непосредственно связана с политическими отношениями, следовательно, единство гос-ва как система, формулируемая не только в правовом пространстве, зависит от ее идеологического обоснования. Это убеждает в необходимости выделения духовных гарантий суверенитета гос-ва.

Особенностью политических и духовных гарантий является то, что они не устанавливаются гос-вом и выступают в числе условий его бытия, и в силу этого гос-во не может их непосредственно регулировать. Иными словами, такие гарантии есть элементы среды, в которой существует гос-во. Однако, гос-во, будучи активным s политической системы и являясь главным нормотворцем на своей территории, может до определенных пределов влиять на данные элементы среды для достижения необходимых целей.

Вопрос о гарантиях суверенитета тесно связан с вопросом об угрозах суверенитету. Ввиду развития общественных отношений и научно-технической мысли у гос-ва появляются не только новые средства защиты своего

Суверенитета, но и все новые и порой неожиданные угрозы последнему. Поэтому та или иная группа гарантий всегда направлена против определенных угроз суверенитету и является своеобразным ответом гос-ва на эти

Угрозы.

КП статус РФ

КП статус РФ - это совокупность прав и обязанностей РФ как s КП отношений. КП статус РФ определяется следующими основными моментами:

1) РФ - суверенное гос-во. Гос суверенитет принадлежит только РФ, но не s РФ. Провозглашение в ст. 5 КРФ республик гос-вами не соответствует понятию гос-ва в конституционном и международном праве;

2) РФ имеет территорию, на которую распространяется ее суверенитет. Территория РФ в соответствии со ст. 67 КРФ включает в себя:

- территории ее субъектов (сухопутная территория);

- внутренние воды - воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, «исторических вод» и др водных пространств, расположенных в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается территориальное море;

- территориальное море - примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам гос-ва морской пояс шириной до 12 морских миль;

- воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем высотой до 100 км.

РФ также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории (то есть вдоль берега) до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от берега. когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. В случае, если шельф выходит за пределы 200 миль, внешняя его граница не может простираться далее 350 морских миль от берега или далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 м.

Исключительная экономическая зона - это прилегающий к территориальному морю морской район шириной до 200 морских миль от берега, в котором прибрежное гос-во имеет суверенные права в целях разведки. разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях упр-я этими ресурсами и в отношении др видов деят-ти по экономической разведке и разработке зоны.

На континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне гос-во не обладает суверенитетом, так как эти территории не включаются в территорию гос-ва. На данных территориях гос-во обладает суверенными правами и юрисдикцией по разведке, разработке и сохранению естественных ресурсов, находящихся в водной толще, на дне и в его недрах;

3) гос языком РФ на всей ее территории является русский язык (ст. 68 КРФ). Республики вправе устанавливать свои гос языки, которые употребляются наряду с русским языком в ОГВ, ОМСУ, гос учреждениях республик;

4) единое гр-во РФ. В соответствии со ст. 6 КРФ гр-во РФ является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности;

5) наличие высших ОГВ. В соответствии со ст. 11 КРФ гос власть в РФ осуществляют Президент РФ как глава гос-ва. Фед Собрание (Совет Федерации и Гос Дума) как ЗОГВ РФ, Правительство РФ как ОИВ РФ, суды РФ как единая фед система (за исключением конституционных (уставных) судов s РФ и мировых судей). Прокуратура РФ, согласно ст. 129 КРФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ген прокурору РФ;

6) единая КРФ и правовая система. КРФ имеет высшую юр силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Правовую систему РФ составляют КРФ, ФКЗ, ФЗ, законы s РФ. В правовую систему РФ в соответствии с ч. 4 ст. 15 КРФ включаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры;

7) единое экономическое пространство. В РФ товары, услуги и финансовые ср-ва свободно перемешаются на всей ее территории. Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых ср-в. На территории РФ установлена единая денежная система: денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются;

8) гос символы РФ. РФ имеет свои флаг, герб, гимн и столицу. Согласно ст. 70 гос символы РФ должны регулироваться ФЗ. В настоящее время статус столицы РФ урегулирован З-ном РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы РФ». Описание и порядок оф использования гос флага, герба и гимна определяются указами Президента РФ от 11 декабря 1993 г. «О Гос флаге РФ», от 30 ноября 1993 г. «О Гос гербе РФ», от 11 декабря 1993 г. «О гос гимне РФ»;

9) право участия в межгос объединениях. В соответствии со ст. 79 КРФ РФ может участвовать в межгос объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения ПСЧГ и не противоречит основам конституционного строя РФ

КП статус субъектов РФ

Согласно КРФ s РФ являются республики, края, области, города фед значения, автономная область и автономные округа.

КП статус s РФ характеризуется следующими основными для всех видов s РФ моментами:

1) в соответствии со ст. 5 КРФ республика имеет свою конституцию и свое зак-во, а край, область, город фед значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое зак-во. Конституции (уставы) s РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, гос устр-во, избирательную систему, систему ОГВ s РФ, порядок изменения конституций (уставов) s РФ;

2) каждый s РФ имеет свою территорию в пределах границ s РФ. Границы между s РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Гос власть s РФ распространяется только на его территорию;

3) s РФ имеет свою систему ОГВ. Система ОГВ s РФ, согласно ст. 77 КРФ, устанавливается s РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации ЗОГВ и ИОГВ, установленными ФЗ. Такой ФЗ еще не принят, и поэтому s РФ в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя РФ, которые закрепляют такие общие принципы организации ОГВ, как разделение властей, отделение МСУ от гос власти, светский характер ОГВ;

4) каждый s РФ праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) s РФ.

КП статус s РФ, согласно ч. 5 ст. 66 КРФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и s РФ в соответствии с ФКЗ (такой закон еще не принят).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.067 с.)