Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На земле чему молиться. Прости это, о Заратустра, старому
благочестивому сердцу папы!" -- -- "И ты, -- сказал Заратустра страннику и тени, -- ты Называешь и мнишь себя свободным духом? И совершаешь здесь Подобные идолослужения и обманы? Худшим, поистине, занимаешься ты здесь делом, чем у своих скверных, смуглых девушек, ты, новый верующий и хитрец!" "Довольно скверно, -- отвечал странник и тень, -- ты прав; но что же делать! Старый Бог еще жив, о Заратустра, что бы ты Ни говорил. Самый безобразный человек виноват во всем: он опять Воскресил его. И хотя он говорит, что он его некогда убил, -- смерть у богов всегда есть только предрассудок". -- "И ты, -- сказал Заратустра, -- ты, злой старый чародей, что наделал ты! Кто же в этот свободный век будет впредь тебе верить, если ты веришь в подобных Богов-ослов? То, что ты делал, было глупостью; как мог ты, хитрый, делать такую глупость!" "О Заратустра, -- отвечал хитрый чародей, -- ты прав, это была глупость, -- она достаточно дорого обошлась мне". -- "И даже ты, -- сказал Заратустра совестливому духом, -- подумай же и приложи палец к своему носу! Разве здесь нет Ничего противного твоей совести? Не слишком ли чист дух твой для этих молений и для фимиама этих святош?" "Есть нечто, -- отвечал совестливый духом и приложил палец К носу, -- есть нечто в этом зрелище, что даже приятно моей Совести. Быть может, я не имею права верить в Бога; но несомненно, Что Бог в этом образе кажется мне еще наиболее достойным веры. Бог должен быть вечным, по свидетельству самых Благочестивых: у кого так много времени, тот не спешит. Так долго и так глупо, как только возможно; с этим можно, Однако, идти очень далеко. И у кого слишком много духа, тот может сам заразиться глупостью и безумством. Подумай о себе самом, о Заратустра! Ты сам -- поистине -- даже ты мог бы от избытка мудрости Сделаться ослом. Не идет ли и совершенный мудрец охотно по самым кривым путям? Как доказывает очевидность, о Заратустра, -- твоя очевидность!" -- "И ты сам наконец, -- сказал Заратустра и обратился к Самому безобразному человеку, все еще лежавшему на земле и Протягивавшему руку к ослу (ибо он поил его вином). -- Скажи,
ты, неизреченный, что ты сделал! Ты кажешься мне преображенным, твой взор горит, плащ возвышенного облекает безобразие твое, -- что делал ты? Правду ли говорят они, что ты опять воскресил его? И к Чему? Разве он не был с полным основанием убит? Ты сам кажешься мне воскрешенным -- что делал ты? что ниспровергал ты? В чем убеждал ты себя? Говори, ты, неизреченный!" "О Заратустра, -- отвечал самый безобразный человек, -- ты -- плут! Жив ли он еще, или воскрес, или окончательно умер, -- кто из нас двоих знает это лучше? Я спрашиваю тебя. Одно только знаю я -- от тебя самого однажды научился я Этому, о Заратустра: кто хочет окончательно убить, тот смеется. "Убивают не гневом, а смехом" -- так говорил ты однажды. О Заратустра, ты, скрывающийся, ты, разрушитель без гнева, ты, опасный святой, ты -- плут!" Но тут случилось, что Заратустра, удивленный этими Плутовскими ответами, бросился ко входу в пещеру свою и, обращаясь ко всем своим гостям, крикнул громким голосом: "О, все вы хитрые проныры и скоморохи! Что притворяетесь и скрываетесь вы предо мной! Как трепетало сердце каждого из нас от радости и злобы, Что вы наконец опять стали, как дети, благочестивы, -- -- что вы наконец опять поступали, как поступают дети, именно молились, складывали крестом руки и говорили "Боже милостивый!" Но теперь предоставьте мне эту детскую комнату, мою Собственную пещеру, где сегодня было столько ребячества. Остудите на воздухе ваш горячий детский задор и биение ваших сердец! Конечно: если не будете вы как дети, то не войдете вы в это Небесное Царство". (И Заратустра показал рукою Наверх.) "Но мы и не хотим вовсе войти в Небесное Царство: мужами стали мы -- и потому хотим мы царства земного ". И еще раз начал говорить Заратустра: "О мои новые друзья, -- говорил он, -- вы, странные, вы, высшие люди, как нравитесь Вы мне теперь, -- -- с тех пор как стали вы опять веселыми! Поистине, вы все расцвели: мне кажется, что таким цветам, как вы, нужны новые
праздники, -- какая-нибудь маленькая смелая чепуха, какое-нибудь Богослужение и праздник осла, какой-нибудь старый веселый Дурень -- Заратустра, вихрь, который дыханием своим надувает Вам души. Не забывайте этой ночи и этого праздника осла, вы, высшие люди! Это изобрели вы у меня, это принимаю я, как Доброе знамение, -- нечто подобное изобретают только выздоравливающие! И если будете вы вновь праздновать этот праздник осла, Делайте это из любви к себе, делайте также из любви ко мне: и в мое воспоминанье!" Так говорил Заратустра. Песнь опьянения Но тем временем они вышли один за другим на чистый воздух, В прохладную задумчивую ночь; Заратустра же вел за руку самого Безобразного человека, чтобы показать ему свой ночной мир, Большую круглую луну и серебряные водопады у пещеры своей. И Вот наконец они стояли безмолвно все вместе; это были старые Люди, но сердца их утешились, исполнились решимости, и дивились Они про себя, что им так хорошо было на земле; а тайна ночи все Глубже проникала в сердца их. И снова думал Заратустра про себя: "О, как нравятся мне теперь эти высшие люди!", но он не Сказал этого, ибо чтил счастье их и молчание их. -- И тогда случилось то, что было самого изумительного в тот Долгий изумительный день: самый безобразный человек во второй, И последний, раз принялся пыхтеть и клокотать, но когда он Добрался до слов, то из уст его вдруг отчетливо и чисто вылетел Вопрос -- хороший, глубокий, ясно поставленный вопрос, от Которого у всех слышавших его шевельнулось сердце в груди. "Вы все, друзья мои, что теперь у вас на сердце? -- Спросил самый безобразный человек. -- Ради этого дня -- я впервые доволен, что жил всю свою жизнь. И засвидетельствовать столь многое -- это для меня еще недостаточно. Стоит жить на земле: один день, один праздник, проведенный с Заратустрой, научил меня Любить землю. "Так это была жизнь? -- скажу я смерти. -- Ну что ж! Еще раз!" Друзья мои, что теперь у вас на сердце? Не скажете ли вы смерти, подобно мне: так это была -- жизнь? Ну что ж, ради Заратустры -- еще раз!" -- Так говорил самый безобразный человек; но было уже близко К полуночи. И как вы думаете, что случилось тогда? Как только Высшие люди услыхали его вопрос, они вдруг сознали превращение Свое и выздоровление свое и кому обязаны они всем этим, -- Тогда они бросились к Заратустре, исполненные признательности, Уважения и любви, целуя ему руки, и, смотря по настроению Каждого, одни смеялись, другие плакали. Старый же прорицатель Плясал от удовольствия; и если, как думают многие Повествователи, он был тогда пьян от сладкого вина, то, Несомненно, он был еще более пьян от сладости жизни; и он Отрекся от всякой усталости. Некоторые даже рассказывают, что Тогда плясал и осел: ибо не напрасно самый безобразный человек Напоил его вином. Это было так, может быть, и иначе; и если Действительно осел не плясал в тот вечер, все-таки случились
Тогда еще более великие и диковинные вещи, чем танец осла. Одним словом, как гласит поговорка Заратустры: "ну так что же!" Заратустра же, пока это происходило с самым безобразным Человеком, стоял как опьяненный: его взор потух, его язык Заплетался, его ноги дрожали. И кто сумел бы отгадать, какие Мысли бежали тогда по душе Заратустры? Но видно было, что дух Его отступил от него, бежал впереди и находился где-то в широкой дали, блуждая, как сказано в писании, "над высокой Скалой, между двух морей, между прошедшим и будущим, как тяжелая туча". Но Мало-помалу, пока высшие люди поддерживали его, немного пришел он в себя и отстранил рукою толпу озабоченных почитателей; Однако он не говорил. Но вдруг повернул он быстро голову, ибо Казалось, что он услышал что-то; тогда приложил он палец к губам и сказал: " Идем!" И тотчас водворилась тишина и тайна вокруг него; а из Глубины медленно доносился звук колокола. Заратустра Прислушивался к нему, также как и высшие люди; потом он вторично приложил палец к губам и опять сказал: " Идем! Идем! Полночь приближается!" -- и голос его изменился. Но он все
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.19.17 (0.037 с.) |