Государственного регулирования вэд 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственного регулирования вэд



Внешнеэкономическая деятельность представляет сферу экономики, подверженную наиболее сильному воздействию со стороны государства в лице его законодательных, исполнительных, судебных органов. Государство устанавливает на основе законов и других нормативно-правовых актов общие и специальные правила экспорта и импорта товаров, осуществления валютных операций, валютного, налогового и таможенного регулирования, культурно-экономических связей, научно-технического обмена с другими странами.

В научной и учебной литературе [46, 49, 55, 59 и т. д.] выделяются следующие цели и задачи государственного управления (регулирования) ВЭД:

• удовлетворение потребностей государства, регионов, отраслей, организаций, населения в товарах и услугах, видах деятельности, благах и ценностях, не производимых в достаточном количестве в стране или производство которых экономически невыгодно в сравнении с импортом;

• обеспечение положительного платежного баланса страны, получение доходов за счет развития экспорта, использование экспорта как источника валютных поступлений в страну, сбыт избыточной отечественной продукции;

• развитие научно-технических и культурных связей, обмен специалистами и информацией, предоставление образовательных услуг, содействие международному туризму;

• участие страны в международном разделении и кооперации труда, в основании мировых рынков;

• осуществление совместных международных научно-технических, социальных, экологических проектов;

• координация действий при возникновении чрезвычайных ситуаций мирового масштаба, в борьбе с международным терроризмом;

• укрепление положительного имиджа страны в мире.

Основной задачей государственного управления внешнеэкономической деятельностью является обеспечение экономических и политических интересов страны. В то же время государство само склонно принимать на себя осуществление ряда видов внешнеэкономических действий, приносящих доходы и требующих государственного участия.

В современных условиях любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономических связей, государственное регулирование распространяется на внешнюю торговлю, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы.

Таким образом, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности — это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами.

Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства, касающихся сферы, которая является объектом регулирования.

Цели и задачи государственного регулирования экономики зависят от природы господствующей в стране политической системы, принятой социально-экономической стратегии, проводимого экономического курса. Соответственно направленность регулирования, формы и методы его осуществления периодически обновляются в соответствии с проводимой внутренней и внешней экономической политикой.

Разнообразие инструментов регулирования ВЭД принято с определенной степенью условности делить на следующие группы:

• административно-правовые инструменты;

• экономические инструменты, регуляторы прямого действия;

• экономические регуляторы косвенного действия.

К административно-правовым инструментам государственного регулирования относят законы, указы, постановления органов государственной власти, государственные планы и программы директивного действия, другие государственные нормативно-правовые акты, регулирующие экономическую, хозяйственную деятельность. К этой группе инструментов относятся также государственные лицензии на проведение определенных видов деятельности, установление квот на экспорт и импорт.

Экономические регуляторы прямого действия включают государственное бюджетное и внебюджетное финансирование отдельных отраслей регионов, федеральных и региональных социально-экономических программ, национальных и международных инвестиционных проектов. К этой же группе относят государственные дотации, субсидии, субвенции, налоговые и иные льготы, кредиты, предоставляемые на льготной основе, ставки арендной платы и платы за пользование природными ресурсами.

К экономическим регуляторам косвенного действия принадлежат налоговые ставки, ставку рефинансирования Центрального банка, валютный курс, таможенные пошлины, тарифы на государственные услуги.

Основой регулирования торговли является внешнеэкономическая, в том числе внешнеторговая и таможенная, политика.

Из истории известны два основных направления внешнеэкономической политики — протекционизм и фритредерство.

Протекционизм — это внешнеэкономическая и внешнеторговая политика, направленная на защиту внутреннего рынка и активное поощрение выхода национальных компаний на внешние рынки.

Для протекционизма характерно введение барьеров (ограничений) на пути движения товаров.

Фритредерство — это политика свободной торговли, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные и импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику может проводить страна с высокоэффективным национальным хозяйством, при котором местные предприниматели способны выдерживать иностранную конкуренцию и активно внедряться на мировой рынок.

Количественные, или нетарифные ограничения представляют собой устанавливаемые государством прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу или вывозу. Наряду с видом и количеством товаров иногда ограничивается круг стран, из которых эти товары могут быть ввезены. Существует несколько видов количественных ограничений: контингентирование, квотирование, лицензирование.

Контингентирование представляет собой ограничение экспорта и импорта товаров определенным количеством или суммой (контингентом) на установленный период времени.

Квотирование — это ограничение количества (квота) экспорта или импорта товаров определенного наименования.

Лицензирование — получение и выдача лицензий (разрешений) на экспорт или импорт товаров, совершение определенных операций или деятельности.

В современной практике внешнеэкономического регулирования количественные ограничения используются в незначительной степени. Страны, владеющие особой техникой и технологией, применяемой в военных целях, ограничивают или запрещают вывоз так называемых стратегических товаров в определенные страны, где они могут быть использованы в ущерб безопасности других государств.

Помимо количественных ограничений существуют другие средства нетарифного ограничения. К ним относятся таможенные и консульские формальности, внутренние налоги, акцизные сборы, определенные стандарты качества, нормы упаковки, маркировки и ряд аналогичных мер.

В связи с ростом заинтересованности компаний в проникновении на зарубежные рынки наблюдается активизация деятельности государства в области форсирования экспорта.

Современная экспортная система форсирования сбыта товаров на мировом рынке включает экономическое стимулирование экспорта, административные меры по воздействию на вывоз. Основную роль в этой системе играют экономические инструменты — кредитные и финансовые.

Кредитные средства в целях форсирования экспорта используются в основном в двух формах: путем предоставления экспортных кредитов на более благоприятных условиях и страхования экспортных операций, преимущественно экспортных кредитов.

Важными финансовыми инструментами форсирования экспорта являются налоговые льготы и субсидии. Получаемая экспортерами помощь в такой форме существенно повышает конкурентоспособность товаров и стимулирует коммерческую и производственную деятельность.

Основными формами налоговых льгот для предприятий-экспортеров являются установление различного рода компенсаций, расширение круга товаров, на которые распространяется льготный режим налогообложения, отсрочка уплаты налогов.

Субсидирование экспорта осуществляется в основном в определенных секторах международной торговли. Оно используется в первую очередь для форсирования сбыта сельскохозяйственных товаров и промышленных товаров, требующих при изготовлении крупных финансовых ресурсов (суда, авиационная техника и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.009 с.)