Диагностика когнитивной сферы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика когнитивной сферы



Продолжительность: 4 часа

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Известные модели интеллекта. Интеллект в структуре психики.
Диагностика интеллекта.

2. Представления о креативности. Диагностика креативности.

3. Тесты способностей и тесты достижений.

Практическая работа: знакомство с тестом Р. Амтхауэра.

Методические пояснения для подготовки к семинарскому занятию

1. Для того чтобы представить развитие понятия интеллекта и, соответственно, диагностических подходах, необходимо вспомнить историю вопроса и основные исторические модели интеллекта: Шкалы Стэнфорда - Бине, Спирмена, Терстоуна, Гилфорда, Кеттела, концепцию ментального опыта М. Холодной. Дайте наиболее употребляемые определения интеллекта, раскройте их ограниченность. При знакомстве с тестовым материалом постарайтесь связать теоретическую концепцию с содержанием и оформлением тестовых заданий. Что диагностируют конкретные тесты интеллекта, их прогностические возможности и ограниченность. Что такое умственное развитие и какова его связь с интеллектом. В чем заключаются особенности построения отечественных тестов: школьный тест умственного развития (ШТУР), тест умственного развития (ШТУР), тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ), тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников (АСТУР). Когнитивные модели интеллекта включают в структуру интеллекта и способности как некую систему познавательных процессов, обеспечивающую решение задач или когнитивный стиль. Каковы актуальные проблемы диагностики когнитивных стилей?

2. Несмотря на большую значимость понятия «креативность», оно до сих пор недостаточно разработано. Спонтанность творческого процесса делает его почти неуловимым для измерения. Идея креативности оформлялась параллельно с развитием представлений об интеллекте. Попытки определить, что такое креативность, осуществил Дж. Гилфорд. Он ввел понятие дивергентного и конвергентного мышления. Им же были созданы первые тесты кретивности, известные как Южнокалифорнийские тесты дивергентной продуктивности. В настоящее время широко используются тесты Е. Торренса. Охарактеризуйте тесты креативности Торренса и Гилфорда. Как соотносятся показатели тестов интеллекта и тестов креативности. Широко известно в отечественной психологии имя Д. Б. Богоявленской. Она ввела такие понятия как «интеллектуальная инициатива», сформулировала принципы «креативного поля». В рамках ее метода было сконструировано несколько методик. Сформулируйте, чем отличаются модели креативности Д. Богоявленской, Дж. Гилфорда и Е. Торренса.

3. Говоря о психологии способностей, нельзя не упомянуть, фамилии Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева и др. Перечислите основные положения отечественной теории способностей. Определите общие и специальные способности. Обозначьте проблемы измерения способностей. Для чего используются, в основном, тесты определения специальных способностей. Самостоятельно подберите одну методику для определения специальных или общих способностей. Каковы перспективы развития тестирования способностей в нашей стране

(ваше мнение).

Тесты достижений являются диагностическим инструментом объективной оценки и контроля результатов образовательной или профессиональной деятельности. Согласно типологии существуют нормо-ориентированные и критериально-ориентированные тесты достижений. А по форме стандартизации - стандартизированные и неформальные. В разработке тестов достижений можно выделить основные этапы: подготовительное планирование, анализ плана учебного содержания, конкретизация учебных целей, написание тестовых заданий, проверка теста. Тесты достижений используют как вспомогательное средство и в профессиональном отборе. Составьте самостоятельно неформальный «тест учителя» по дисциплине «Психодиагностика»; тест должен отвечать основным требованиям, предъявляемым к подобным тестам.

 

Список рекомендованной литературы:

1. Руководство к применению Группового интеллектуального теста для
младших подростков ГИТ / М. К. Акимова, Е. М. Борисова, К. М. Гуревич, Г.
П. Логинова.-Обнинск, 1993.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.:
Питер, 2000.

3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б.
Богоявленская.- М., 2002.

4. Бодалев А. А., Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин.
-СПб.: РЕЧЬ, 2002.

5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук.-
СПб.: Питер, 2003.

6. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский.- М.:
1991.

7. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. -
М.: 1993.

8. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. -
СПб.: Питер, 2002.

9. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. -
СПб.: Питер, 2002.

 

10. Матушанский Г. У. Педагогическое тестирование в России / Г. У.
Матушанский.— М.: Педагогика, 2002, № 2

11. Психологическая диагностика / под ред. М. К. Акимовой, К. М.
Гуревича- СПб.: ПИТЕР, 2005.

12. Психология подростка / под ред. А. А. Реана.— М.: ОЛМА-Пресс,
2003.

13. Щебланова Е. И. Фигурная форма теста творческого мышления П.
Торренса. Методические рекомендации по работе с тестом / Е. И. Щебланова,
Н. П. Щербо, Н. Б. Шумакова-М., 1993.

Лабораторная работа №8

Диагностика личности

Продолжительность: 6 часов

Вопросы для подготовки к занятиям:

1. Личностные опросники. Теории типов и теории черт личности.
Изучение мотивации. Изучение профессиональной направленности. Изучение
ценностей и установок. Изучение тендерных предпочтений.

2. Психосемантические методы изучения личности. Семантический
дифференциал. Репертуарные личностные методики.

3. Проективные методики диагностики личности.

4. Диагностика психических состояний. Диагностика тревожности.
Агрессия как психологический феномен.

Практическая работа: знакомство с 16-ти факторным опросником Р. Кеттела.

Репертуарная методика диагностики отношения к значимому

окружению.

Методические пояснения для подготовки к семинарским занятиям

1. Личность - понятие столь сложное и столь всеобъемлющее, что опи­сать его крайне сложно. Это всякий раз подтверждается, как только мы пыта­емся определить сущность личности. Сказанное имеет непосредственное от­ношение к проблеме диагностики личности, так как только опираясь на не­кую теоретическую модель, можно искать измерительные признаки и форми­ровать техники и способы измерения.

В отечественной психологии личность, прежде всего, - субъект общест­венных отношений, в которых она осуществляется и которые она осуществ­ляет через многообразие деятельностей.

Таким образом, личность есть системное качество, приобретаемое инди­видом в предметной деятельности при взаимодействии с другими людьми. Каждая существующая теория личности определяет структурное наполнение этого понятия по-разному. В современной психологической диагностике можно выделить две большие группы методов, анализирующих структуру личности: проективные методы и опросники.

Личностные опросники (стандартизированные самоотчеты) используют­ся для выявления отдельных свойств и проявлений личности. Все сущест­вующие опросники могут быть классифицированы в следующем виде:

•типологические опросники;

•опросники черт личности;

•опросники мотивов;

•опросники интересов;

•опросники ценностей;

•опросники установок.

Широко известны такие типологические опросники, как Миннесотский многопрофильный личностный опросник, модифицированный Л. Собчик ва­риант MMPI СМИЛ, опросник Леонгарда-Шмишека, индивидуально- типоло­гический опросник Л. Собчик. Для диагностики детей и подростков исполь­зуются патохарактерологический диагностический опросник А. Личко, мо­дифицированный опросник В. Прудченкова С. Сиялова, детский вариант ИТО Л. Собчик.

Диагностический инструментарий, направленный на выявление базис­ных черт личности, представляет 16-факторный опросник Р. Кеттела, опрос­ник FPI, модифицированный А. Крыловым и Т. Рогинской, 3-факторный оп­росник Г. Айзенка.

Мотивация детерминирует и пронизывает все сферы психической дея­тельности человека, определяя поведение человека в любой конкретный мо­мент его жизни. X. Хекхаузен различает мотив и мотивацию. Мотив действе­нен до тех пор, пока не достигнута цель, либо изменившиеся условия выдви­нули более насущный мотив для данного человека в данный момент его жиз­ни. Мотивация же есть процесс выбора между различными действиями, осу­ществляющий достижение специфических для данного мотива состояний

и поддерживающий эту направленность, то есть мотивация объясняет целе­направленность действия.

Методики, предназначенные для диагностики ценностей и ценностных ориентации, очень отличаются своей методологией, содержанием, конкрет­ными целями, но они похожи на диагностики интересов и установок. Разли­чают ценности цели и ценности - средства.

Необходимо познакомиться со следующими методиками: проективный тест X. Хекхаузена, мотивационный опросник А. Реана, методика изучения мотивов учебной деятельности, методика ценностных ориентации М. Рокича, тест смысложизненных ориентации Д.Леонтьева, методика исследования са­моотношения (МИС), репертуарная методика диагностики профессиональной направленности учащихся.

2. Психосемантическая диагностика предназначена для оценки категори­
альных структур индивидуального сознания, в структуру которого входят
системы индивидуальных значений и личностных смыслов. Информация, по­
лучаемая с помощью психосемантической диагностики, опирается на субъек­
тивные оценки, на то, как события или явления воспринимаются человеком.
Отличия методов психосемантической диагностики не являются существен­
ными:

- они также измеряют представления человека о самом себе;

- включают оценочный компонент;

- требуют от испытуемого навыков рефлексии, самоанализа, самонаблю­
дения.

Вместе с тем эти методы являются идеографическими и применяются для исследования индивидуальных случаев.

Наиболее известные психосемантические методики: семантический диф­ференциал, Q-сортировка, репертуарные личностные решетки.

3. Проективные методики направлены на анализ продуктов воображения
и фантазии, на раскрытие внутреннего мира человека. Специфические осо­
бенности таких методик заключаются в следующем:

- неопределенность, неструктурированность задачи;

- неоднозначные расплывчатые стимулы;

- незавершенность действия.

Несмотря на то, что эти методы очень часто подвергаются критике за не­достаточную объективность, несоответствие требованиям психодиагностики, неудовлетворительными оказываются коэффициенты гомогенности и рете-стовой надежности, тем не менее, этими методиками широко пользуются, и появляется все больше и больше публикаций по отдельным техникам. В про­грамме предусмотрено ознакомление со следующими методиками: тематиче­ский апперцептивный тест (ТАТ) Г. Меррея, его модификация PAT, «рису­нок семьи», «несуществующее животное» в интерпретации А. Венгера, «Хэнд-тест»

4. Психические состояния - это динамическая характеристика пси­
хической деятельности человека. Понятие выделяет нестабильность и

неустойчивость некоторых аспектов проявления психической деятельности, их повторяемость и закрепленность. Существует множество самых разнообразных психических состояний, различающихся в разных отношениях. Вследствие этого нет единой системы их классификации. Рассматривая состояния как сложную системную реакцию человека на воздействие, психодиагносты разрабатывают разные методы их оценки, обычно выделяя три группы:

•Физиологические;

•Поведенческие;

•Субъективные.

К психологическим методам диагностики функциональных состояний относятся оценки успешности выполнения определенного вида деятельности. Показателями сдвигов в состоянии выступают изменения количества, качества и скорости осуществления деятельности. Наиболее пригодными признаются специальные короткие пробы, характеризующие эффективность различных психических процессов при выполнении некоторых задач. В качестве таковых могут использоваться практически любые методики для оценки восприятия, внимания, памяти, мышления и т. д. Также психологи широко применяют для диагностики сдвигов в психических состояниях опросники разных видов, позволяющие выявлять состояния через субъективные ощущения и переживания опрашиваемого. Разработка таких опросников требует тщательного выявления субъективных симптомов измеряемых состояний. В этой группе методик в психодиагностической практике часто применяется методика, разработанная В. Доскиным с соавторами, - опросник дифференцированной самооценки функционального состояния (САН), опросник для оценки тревоги Ч. Спилбергера, адаптированный Ю. Ханиным, Опросник Басса - Дарки, шкала школьной тревожности, разработанная А. Прихожан.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина.

-СПб., 2001.

2. Бодалев А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин.

-СПб.: РЕЧЬ, 2002.

3. Бойко В.В. Энергия эмоций / В. В. Бойко. - СПБ.: ПИТЕР, 2004.

4. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты / А. Л. Венгер.-М.:
ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003.

5. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. -

СПб.: ПИТЕР, 2002.

6. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов,-

М., 1964.

7. Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест / Д. А. Леонтьев.

-М.: Смысл, 2004.

8. Практикум по тендерной психологии / под ред. И. С. Клецкиной,-
СПб.: ПИТЕР, 2003.

9. Психологическая диагностика / под ред. М. К. Акимовой, К. М.
Гуревича.- СПб.: ПИТЕР, 2005.

10.Реан А. А. Психология изучения личности / А. А. Реан.- СПб.: Изд-во
Михайлова В. А., 1997.

11.Собчик Л. Психология индивидуальности. Теория и практика
психодиагностики / Л. Собчик.- СПб.: РЕЧЬ, 2003.

Лабораторная работа №9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.026 с.)