КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Учебно-методическое пособие предназначено для изучения студентами юридического факультета учебной дисциплины «Конституционное право», обучающихся по направлению подготовки: 030900 Юриспруденция и получающих квалификацию (степень) выпускника – бакалавр.
Рабочая программа учебной дисциплины предполагает обучение в течение 2-го семестра I курса и 1-го семестра 2 курса с промежуточной формой контроля в виде зачета и итоговой формой контроля в виде экзамена.
Программа учебной дисциплины предполагает в качестве своей цели углубленное изучение важнейших положений конституционного права России.
1. Цели освоения дисциплины
- овладение студентами общенаучными основами всей юриспруденции как единой системы знаний;
- развитие у студентов специального юридического мышления, позволяющего вскрывать основные закономерности развития и функционирования государства и права с учетом современных реалий;
- формирование представлений о природе и сущности государства и права;
- получение знаний об основных закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права, об исторических типах и формах государства и права, их сущности и функций;
- формирование представлений о механизме государства, системе права, механизме и средствах правового регулирования, реализации права;
- получение знаний о роли государства и права в политической системе общества, в общественной жизни;
- выработка умения оперировать юридическими понятиями и категориями;
- овладение юридической терминологией;
- подготовка к будущей профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная дисциплина относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла Б.3 направления подготовки 030900 Юриспруденция.
Учебная дисциплина «Конституционное право» взаимосвязана с учебными дисциплинами «Теория государства и права России», «Конституционное (государственное) право зарубежных стран», «Муниципальное право», «Административное право».
Для освоения данной учебной дисциплины «Конституционное право» необходимо обладать знаниями по обществознанию и истории, русскому языку и литературе, преподаваемым в средней школе.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Общекультурные компетенции
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
Профессиональные компетенции
- способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способность толковать различные правовые акты (ПК-15);
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
знать:
- особенности конституционного строя;
- правовое положение граждан;
- формы государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России;
- основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права;
- природу и сущность российского и конституционного права;
- систему конституционного права, механизм и средства правового регулирования, реализации права;
- природу и сущность конституционного законодательства РФ, основные этапы его развития;
уметь:
- оперировать юридическими понятиями и категориями;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
- осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно оформлять юридические документы;
владеть:
- юридической терминологией;
- навыками работы с правовыми актами;
- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.
Примечание: примерные варианты тестов, задач, а также учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины – см. планы семинаров и рекомендуемую в планах литературу.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Очная форма. Дифференцированная тематика обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет – 8 зачетных единиц – 288 часов
Количество семестров – 2.
Форма контроля (по семестрам) 1семестр - зачет, 2 семестр – экзамен
I семестр
№
п/п
|
Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
|
Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельная работа
|
| Понятие, предмет, истчоники, нормы и правоотношения. Конституционное право как отрасль и наука.
| I
|
| -
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Учение о конституции.
| I
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| Основы конституционного строя РФ (понятие и структура)
| I
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Политическая система общества
| I
|
|
|
|
|
|
| Экономическая система общества
| I
|
|
|
|
|
|
| Социальная сфера конституционных отношений
| I
|
|
|
|
|
|
| Основы правового положения личности
| I
|
|
|
|
| тест
|
| Гражданство РФ.
| I
|
|
|
|
|
|
| Основные права и обязанности человека и гражданина, их гарантии.
| I
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| Форма российского государства
| I
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Форма правления
| I
|
|
|
|
|
|
| Политический режим
| I
|
|
|
|
| тест
|
Итого: лекции – 30 часов
семинарские занятия – 42 часа
самостоятельная работа – 54 часа
II семестр
№
п/п
|
Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
|
Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельная работа
|
| Понятие и сущность национально-государственного и административно-территориального устройства
| II
|
|
| -
|
|
|
| -
|
|
|
|
| Понятие государства и национального суверенитета. Суверенитет и компетенция государства.
| II
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| Принципы унитаризма и федерализма.
| II
|
|
|
|
|
|
| Советская федерация.
| II
|
|
|
|
|
|
| Федеративное устройство современной России.
| II
|
|
|
|
|
|
| Правовой статус Республики Татарстан.
| II
|
|
|
|
|
|
| Субъекты РФ в системе федеративных отношений
| II
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| тест
|
| Административное устройство
| II
|
|
|
|
|
|
| Понятие и система органов государства
| II
|
|
|
|
|
|
| Избирательное право России
| II
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| Президент РФ и Правительство РФ
| II
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Федеративное Собрание РФ
| II
|
|
|
|
|
|
| Органы субъектов РФ и конституционные основы местного самоуправления
| II
|
|
|
|
| тест
|
Итого: лекции – 30 часов
семинарские занятия – 42 часа
самостоятельная работа – 54 часа
Всего лекции – 60 часов
семинарские занятия – 84 часа
самостоятельная работа – 108 часов
Очно-заочная форма. Дифференцированная тематика обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет – 8 зачетных единиц – 288 часов
Количество семестров – 2.
Форма контроля (по семестрам) 1семестр - зачет, 2 семестр – экзамен
I семестр
№
п/п
|
Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
|
Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельная работа
|
| Понятие, предмет, истчоники, нормы и правоотношения. Конституционное право как отрасль и наука.
| I
|
| -
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
| Учение о конституции.
| I
|
|
|
|
|
|
| Основы конституционного строя РФ (понятие и структура)
| I
|
|
| -
|
|
|
| -
|
|
|
|
| Политическая система общества
| I
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| Экономическая система общества
| I
|
| -
|
|
|
|
| Социальная сфера конституционных отношений
| I
|
| -
|
|
|
|
| Основы правового положения личности
| I
|
|
|
|
| тест
|
| Гражданство РФ.
| I
|
| -
|
|
|
|
| Основные права и обязанности человека и гражданина, их гарантии.
| I
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| Форма российского государства
| I
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| Форма правления
| I
|
| -
|
|
|
|
| Политический режим
| I
|
| -
|
|
| тест
|
|
| -
|
|
|
Итого: лекции – 20 часов
семинарские занятия – 28 часов
самостоятельная работа – 75 часов
II семестр
№
п/п
|
Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
|
Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельная работа
|
| Понятие и сущность национально-государственного и административно-территориального устройства
| II
|
| -
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
| Понятие государства и национального суверенитета. Суверенитет и компетенция государства.
| II
|
|
| -
|
|
|
| -
|
|
|
|
| Принципы унитаризма и федерализма.
| II
|
|
|
|
|
|
| Советская федерация.
Федеративное устройство современной России.
| II
|
| -
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
| Правовой статус Республики Татарстан.
| II
|
| -
|
|
|
|
| Субъекты РФ в системе федеративных отношений
| II
|
| -
|
|
|
|
|
Административное устройство
| II
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
| тест
|
| Понятие и система органов государства
| II
|
|
|
|
|
|
| Избирательное право России
| II
|
|
|
|
|
|
|
| II
|
| -
|
|
|
|
| Президент РФ и Правительство РФ
| II
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| Федеративное Собрание РФ
| II
|
|
|
|
|
|
| Органы субъектов РФ и конституционные основы местного самоуправления
| II
|
|
|
|
| тест
|
Итого: лекции – 22 часа
семинарские занятия – 32 часов
самостоятельная работа –75 часа
Всего лекции – 42 часа
семинарские занятия – 60 часов
самостоятельная работа – 150 часов