К курсу “Практикум по общей психологии”» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К курсу “Практикум по общей психологии”»



К курсу “Практикум по общей психологии”»

 

автор-составитель:

Крутелёва Людмила Юрьевна

 

г. Ростов-на-Дону

2008 г.

Введение

Цель данного практикума:

· ознакомление студентов с известными методами исследования памяти;

· иллюстрация на практике некоторых закономерностей и свойств памяти;

· выработка у студентов навыков работы с основными методами исследования памяти;

· выработка у студентов навыков составления отчетов по результатам диагностики внимания;

· закрепление у студентов навыков оперирования основными понятиями о свойствах памяти и правильного применения методов диагностики свойств памяти;

· закрепление у студентов умений и навыков осуществлять психологическую диагностику;

· ознакомление студентов с основными методами коррекции памяти.

Практикум состоит из 10 работ:

Работа № 1. Память на числа.

Работа № 2. Типы памяти.

Работа № 3. Смысловая память.

Работа № 4. Смысловая и механическая память.

Работа № 5. Процесс запоминания.

Работа № 6. Исследование процессов ретро- и проактивного торможения следов памяти.

Работа № 7. Сравнение процесса активного воспроизведения с процессом узнавания.

Работа № 8. Исследование особенностей сконцентрированного и распределенного во времени обучения.

Работа № 9. Оперативная память.

Работа № 10. Оценка продуктивности вербальной памяти.

Вводные рекомендации

Проведение работ и оформление отчетов:

Работы выполняются, как правило, студентами в составе рабочих групп, состоящих из 2-х человек: экспериментатора и испытуемого (поочередно). Состав рабочей двойки формируется перед началом изучения «Практикума по общей психологии: “Память”» и остается неизменным на протяжении выполнения всех лабораторных работ.

Перед началом работы студенты знакомятся с методическими указаниями, изучая порядок выполнения работы, и подготавливают необходимые материалы (бланки протоколов, таблицы предъявлений и т.п.).

По завершении работы студенты обобщают полученные результаты, делают необходимые вычисления, составляют итоговые таблицы, строят графики и формулируют выводы.

Затем каждый студент оформляет письменный отчет о работе, включающий: описание цели, задачи и метода исследования; использованные материалы; процедуру эксперимента; способы обработки данных; полученные результаты и выводы.

По результатам всех работ делается обобщающий вывод об исследованных свойствах памяти испытуемого, затем подбираются способы коррекции, соответствующие возрасту, полу, статусу испытуемого.

Образец протокола занятия

 

Лабораторная работа № ____

__________________________________________________________________

(название)

Дата, время и место проведения исследования: __________________________

Экспериментатор: __________________________________________________

(Ф.И.О., степень, звание, должность, место работы)

Испытуемый: ______________________________________________________

(Ф.И.О., дата рождения, место учебы-работы, статус)

Самочувствие испытуемого перед началом исследования: ________________

__________________________________________________________________

(физическое, психическое, готовность к исследованию)

Измеряемые характеристики (цели и задачи исследования): _______________

Вид стимула (метод исследования): ___________________________________

Оборудование (используемые материалы): _____________________________

Порядок исследования (процедура эксперимента): _______________________

Словесный отчет испытуемого: _______________________________________

Самочувствие испытуемого после окончания исследования: ______________

Наблюдения экспериментатора в ходе проведения эксперимента: __________

__________________________________________________________________

Обработка данных и анализ результатов: _______________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Исследование памяти

Начало применения экспериментальных методов для исследования процессов памяти относится к концу XIX в. Основоположником экспериментального изучения памяти считается немецкий психолог Г. Эббингауз, который в 1885 г. опубликовал первое экспериментальное исследование памяти. Г. Эббингаузу принадлежит разработка ряда методов количественного учета процессов заучивания и сохранения.

Основные методы исследования памяти могут быть разделены на две ключевые группы:

1. Методы исследования непосредственной памяти – эти методы позволяют определить число элементов, которое может удержать обследуемый без применения каких-либо специальных приемов смысловой организации материала.

2. Методы опосредованного запоминания – с помощью этих методов определяется повышение объема и прочности запоминания в результате применения специальных (мнемотехнических) средств, позволяющих ввести запоминаемые элементы в систему логических связей или использовать смысловую организацию запоминаемого материала.

Развитие памяти сводится в основном к формированию все более усложняющихся приемов опосредованного запоминания. Задачи методов исследования опосредованного запоминания заключаются в следующем:

1. Оценить, насколько память, опирающаяся на использование вспомогательных смысловых связей, может расширять объем запоминаемого материала в сравнении с объемом, удерживаемым при непосредственном запоминании.

2. Выяснить, может ли тспытуемый достаточно хорошо использовать созданные им для запоминания связи и использовать их для воспроизведения заученного таким образом материала.

3. Оценить, насколько сложные связи может устанавливать испытуемый для привязки предлагаемого материала к известной системе с целью лучшего его запоминания.

Для исследования процессов памяти разработан ряд классических методов исследования:

1. Метод удержания членов ряда. В этом методе все элементы ряда (слоги, числа, фигуры, слова) предъявляются обследуемому последовательно. Такое предъявление может осуществляться в разных модальностях (зрительно или на слух). В зависимости от целей эксперимента ряд может предъявляться один или несколько раз. После предъявления всего ряда обследуемому предлагают либо сразу, либо через определенный промежуток времени воспроизвести (устно или письменно) все, что он запомнил, независимо от порядка элементов ряда. Количество правильно воспроизведенных элементов является показателем степени запоминания материала. Такой метод можно использовать для определения непосредственного объема памяти, зависимости процессов запоминания от содержания и структурных особенностей материала.

2. Метод парных ассоциаций. В данном методе экспериментальным материалом являются ряды из пар слогов, чисел фигур, слов, которые обследуемый должен запомнить. Стимульный материал предъявляется последовательно пара за парой. Между парами стимулов соблюдается строго фиксированная пауза.

При использовании зрительной модальности испытуемому предлагается читать про себя или вслух каждую пару с ударением на первом элементе пары.

В случае использования слуховой модальности психодиагност сам зачитывает пары, используя аналогичные правила.

После предъявления всего материала один или несколько раз испытуемому предъявляется зрительно или на слух только первый элемент каждой пары, а он должен воспроизвести (устно или письменно) второй элемент пары. Число правильно воспроизведенных вторых элементов пар является количественным показателем прочности образовавшихся ассоциаций.

3. Метод заучивания. При этом методе обследуемый должен выучить ряд элементов (слогов, чисел, фигур, слов). Стимульный материал предлагается обследуемому несколько раз. После каждого предъявления его просят воспроизвести материал. Количество повторений, потребовавшихся для первого безошибочного воспроизведения всех элементов в любом порядке, является показателем способности к запоминанию.

Исследования процесса заучивания ставят перед собой ряд задач:

1. Определить характер постепенного нарастания удерживаемого материала.

2. Выяснить, какие элементы ряда удерживаются лучше (крайние или средние).

3. Оценить различия в динамике заучивания материала разной степени осмысленности (бессмысленные слоги, не связанные и связанные слова, отрывки из рассказов и стихотворений). Другими словами, оценить различие смысловой и механической памяти.

4. Определить зависимость общего объема запоминаемого материала от объема предлагаемого ряда.

5. Оценить индивидуальные различия в заучивании материала при слуховом и зрительном способах его предъявления.

Если фиксировать количество правильно произведенных элементов после каждого предъявления, то можно построить график научения (по оси абсцисс откладываются порядковые номера предъявлений, а по оси ординат – количество воспроизведенных элементов). Естественно, что для заучивания используется такое количество элементов, чтобы обследуемый мог воспроизвести все элементы лишь после нескольких предъявлений.

Данный метод позволяет проследить динамику процесса за поминания, выявить характерные особенности процесса забывания, влияние про- и ретроактивного торможения на процесс запоминания существенного по объему материала.

4. Метод узнавания. При узнавании необходимо лишь выделить среди множества объектов те, которые подлежат запоминанию, тогда как воспроизведение предполагает вспоминание объектов. При методе узнавания обследуемому после предъявления рада элементов для их запоминания предъявляется второй ряд с большим или таким же количеством аналогичных элементов, среди которых есть все или несколько элементов первого рада, которые и предлагается узнать. С помощью указанного метода можно прослеживать различия процессов узнавания и воспроизведения материала в зависимости от его объема и содержания.

5. Для диагностики опосредованного запоминания могут применяться как классические методы изучения памяти (метод удержанных членов ряда и метод удачных ответов), так и специальные приемы, например, метод пиктограмм, предложенный Л.С. Выготским.

Сущность этого метода заключается в том, что для запоминания (зрительного или слухового) предъявляется ряд слов или фраз, не поддающихся непосредственному изображению. Например, «мальчику холодно», «скупой старик» или «развитие», «сомнение» и т.п.

Для того чтобы запомнить материал, обследуемому предлагается делать на бумаге какие-либо простые зарисовки или ста вить условные знаки, но записывать что-либо словами или числами нельзя. На этапе воспроизведения испытуемому разрешается опираться на свои зарисовки и знаки. Таким образом, обследуемый должен выделить в качестве средств для запоминания характерные признаки предъявленного слова или фразы, доступные для условного изображения.

Для исследования процесса опосредованного запоминания часто также используется методика, предложенная Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым. В этой методике обследуемый должен к каждому предъявленному слову подобрать какую-либо картинку (перед ним находится серия таких картинок), связывая ее с данным словом по смыслу. После этого, смотря на соответствующие картинки, испытуемый должен воспроизводить предъявленные слова. Серии картинок, являющихся вспомогательными средствами для запоминания, могут быть различными по степени трудности ассоциирования их с запоминаемым материалом.

Для сравнения продуктивности непосредственного и опосредованного запоминания также могут быть использованы классические методы исследования памяти.

Для количественной оценки особенностей памяти используется ряд показателей:

1. Количество воспроизведенных или узнанных элементов ряда в абсолютных числах или в процентах к общему объему предъявленного стимульного материала. В последнем случае указанный показатель называется коэффициентом запоминания. Его численное значение выражается формулой:

,

где К – коэффициент запоминания; M – количество правильно воспроизведенных или узнанных элементов; N – объем материала (общее количество предъявленных элементов).

2. Количество элементов рада, воспроизведенных в той же последовательности, в которой они предъявлялись испытуемому. Если это количество взять в относительном виде или процентах, то получится коэффициент точности запоминания. Его численное значение выражается формулой:

,

где Т – коэффициент точности запоминания; L – количество элементов, воспроизведенных в той же последовательности, в которой они предъявлялись; М – количество правильно воспроизведенных элементов.

3. Количество ошибок, допущенных при воспроизведении или узнавании стимульного материала в абсолютных числах или в процентах к общему объему материала. Такой относительный показатель называется коэффициентом ошибок. Численно он определяется по формуле:

,

где O – коэффициент ошибок; R – количество ошибок, допущенных обследуемым; N – объем материала (общее количество предъявляемых элементов).

4. Время, необходимое для достижения определенного уровня запоминания.

5. Число повторений стимульного материала, необходимое для его заучивания.

6. Объем кратковременной памяти (V) вычисляется (с точностью 0,5) по формуле:

,

где А – наибольшая длина ряда, которую обследуемый воспроизвел во всех опытах правильно; N – число опытов; М – количество правильно воспроизведенных рядов, больших по размеру, чем А.

Современной тенденцией исследования памяти является ее комплексная диагностика, что проявляется в системном подходе к изучению памяти, предусматривающем использование различных методов и способов других наук, смежных с психологией.

Рекомендации по проведению исследования свойств памяти

Рекомендации к проведению исследования свойств памяти совпадают с традиционными требованиями проведения диагностических процедур. Перед проведением исследованием необходима короткая диагностическая беседа, с целью выяснения самочувствия испытуемого, степени его заинтересованности и мотивационных предпочтений. Также необходимо зафиксировать пол, возраст, дату и время проведения исследования, измеряемые характеристики и вид стимульного материала. Эти сведения заносятся в протокол исследования. Рекомендуется проводить исследование несколько раз с промежутком времени (в разные дни или недели) для того, чтобы исключить нежелательные влияния настроения, самочувствия на результат исследования и достичь оптимального уровня диагностического эффекта.

Выбор метода исследования зависит от того, какой вид памяти необходимо изучить.

Стимульный материал подбирается в зависимости от личностных характеристик испытуемых (пол, возраст, уровень развития и т.д.).

При анализе результатов исследования необходимо учитывать следующие показатели:

–– врабатываемость – относительно быстрое включение в работу;

–– упражняемость – высокие показатели точности и скорости в конце работы, что указывает на выработку навыка;

–– утомляемость – снижение показателей точности и скорости в конце работы, критериями которого является большое количество ошибок (пропусков, неправильно выполненного задания и т.д.);

–– продуктивность (работоспособность) – результативность выполнения задания, количественный показатель выполнения работы, например, количество воспроизведенных слов за единицу времени;

–– установка испытуемого на скорость в работе – предполагает высокую мотивацию в исследовании на быстрое выполнение задания;

–– установка испытуемого на точность в работе – предполагает высокую мотивацию в исследовании на качественное выполнение задания.

 

Работа № 1. Память на числа

Задача исследования: изучение индивидуальных особенностей слуховой и зрительной механической памяти при запоминании числовой информации.

Метод был предложен А.П. Нечаевым и широко применяется в авиапсихологии с 1922 г.

Методика удобна для группового тестирования, поскольку не требует много времени.

Оборудование: бланк 12 двузначными числами, секундомер.

Экспериментатор подготавливает два ряда по 12 двузначных чисел в каждом: один для предъявления на слух, другой напечатан на бланке для зрительного предъявления. Ряды не должны подчиняться какой-либо математической закономерности.

Порядок исследования: эксперимент состоит из двух опытов:

1. Воспроизведение первого числового ряда после слухового предъявления.

2. Воспроизведение второго числового рала после зрительного предъявления.

Инструкция испытуемому:

Опыт № 1. (при слуховом предъявлении): «Сейчас Вам будут названы 12 двузначных чисел. Вы должны внимательно слушать и стараться запомнить все числа. Никаких отметок на бланке (в тетради) делать не разрешается. Когда все числа будут названы, по команде «Запись!» надо будет записать все числа, которые Вы запомнили в любой последовательности. Вопросы есть? Приготовьтесь! Начали!».

Опыт № 2. (при зрительном предъявлении): «Вам выдана карточка, которую Вы перевернете по команде: «Перевернуть карточку!». На данной карточке напечатано 12 двузначных чисел. Вам необходимо внимательно прочитать все числа и постараться запомнить как можно больше чисел. Для этого Вам будет дано 30 секунд. Когда время закончится, по сигналу «Перевернуть карточку!» Вам необходимо отложить карточку в сторону, перевернув ее стороной с числами вниз, и по памяти записать все числа, которые Вы запомнили в любом порядке. Все понятно? Вопросы есть? Приготовьтесь! Перевернуть карточку!».

Ход работы:

Опыт № 1. (при слуховом предъявлении). Экспериментатору необходимо предварительно отработать темп чтения чисел, чтобы зачитать все числа за 30 секунд с паузами между предъявлениями в 1 – 2 секунды. После предъявления последнего числа подается команда: «Запись!». Далее испытуемый отдыхает 10 минут.

Опыт № 2. (при зрительном предъявлении). испытуемому выдается карточка с числами, затем экспериментатор подает команду: «Перевернуть карточку!» и засекает 30 секунд, по истечении которых снова подается команда: «Перевернуть карточку!». Испытуемый фиксирует те числа, которые он запомнил.

Обработка и анализ результатов:

В процессе наблюдения экспериментатор фиксирует:

–– как испытуемый старается запомнить предъявляемые ему на слух или зрительно числа (например, проговаривает и т.п.);

–– исправляет ли испытуемый записанное (это разрешается, но учитывается при анализе).

В процессе опроса экспериментатор уточняет данные наблюдения, а также определяет степень уверенности испытуемого в правильности воспроизведенных им чисел.

После второго предъявления экспериментатор выясняет у испытуемого как субъективно было легче запомнить числа – при слуховом или зрительном предъявлении.

Количественные показатели определяются подсчетом чисел, правильно воспроизведенных при слуховой и при зрительной экспозиции. Результаты оформляются в виде таблицы:

№ опыта Порядок предъявле-ния Предъявлен-ные числа Порядок воспроизведения Воспроизве-денные числа Верно воспроизведен-ные числа (порядковый номер в ряду предъявления)
           
         
           
           
         
           

Итоговерно воспроизведенных чисел: в опыте 1 – …

в опыте 2 – …

В процессе анализа результатов экспериментатор должен внимательно просмотреть воспроизведенные числа и установить, в каком порядке они зафиксированы: убывающем, возрастающем и т.д., чтобы определить проявился ли в эксперименте на механическое запоминание закон «края ряда».

Важно также выявить, как при механическом запоминании числового материала испытуемый устанавливает определенные связи между отдельными элементами предъявляемого материала.

В исследованиях К.К. Платонова были получены следующие результаты: при слуховом предъявлении материала лучший результат составлял 7 чисел из 12, худший – 2 числа. При вторичном воспроизведении (ретенции) соответственно 8 и 1.

При зрительном предъявлении лучшим был результат 9 из 12, худший – 3. При вторичном воспроизведении – лучший результат был 10, худший результат – 0.

Работа № 2. Типы памяти

Задача исследования: выявление ведущего типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов.

Оборудование: 4 ряда слов, записанных на отдельных карточках. Каждый ряд состоит из 10 слов, не имеющих эмоциональную окраску. Ряды подготавливаются для каждого испытуемого отдельно.

Порядок исследования: эксперимент состоит из четырех опытов:

1. Предъявление материала для запоминания на слух.

2. Зрительное предъявление материала для запоминания.

3. Моторно-слуховое предъявление материала для запоминания.

4. Комбинированное предъявление материала для запоминания.

Инструкция испытуемому:

Опыт № 1: «Сейчас Вам будут зачитаны 10 слов, которые Вам необходимо будет запомнить. По окончании чтения будет сделана десятисекундная пауза. Затем по команде «Запись!» Вам надо будет записать все слова, которые Вы запомнили в любой последовательности. Вопросы есть? Приготовьтесь! Начали!».

Опыт № 2: «Сейчас в течение 60 секунд Вам будет предъявлена карточка, на которой напечатано 10 слов. Вам необходимо внимательно прочитать слова и постараться все их запомнить как можно лучше. Когда время закончится, по сигналу «Перевернуть карточку!» Вам необходимо отложить карточку в сторону, перевернув ее словами вниз. После десятисекундной паузы будет дана команда «Запись!». Далее Вы по памяти записываете все слова, которые Вы запомнили в любом порядке. Все понятно? Вопросы есть? Приготовьтесь! Начали!».

Опыт № 3: «Сейчас Вам будут зачитаны 10 слов, которые Вам необходимо будет запомнить. Во время чтения Вы можете повторять слова вслух за экспериментатором, а также как бы «прописывать» их в воздухе. По окончании чтения будет сделана десятисекундная пауза. Затем по команде «Запись!» Вам надо будет записать все слова, которые Вы запомнили в любой последовательности. Вопросы есть? Приготовьтесь! Начали!».

Опыт № 4: «Сейчас в течение 60 секунд Вам будет предъявлена карточка, содержащая 10 слов, которые Вам необходимо внимательно прочитать и запомнить. Одновременно слова будут зачитываться вслух экспериментатором. Кроме того, Вы можете повторять слова вслух, а также как бы «записывать» их в воздухе. Когда время закончится, по сигналу «Перевернуть карточку!» Вам необходимо отложить карточку в сторону, перевернув ее словами вниз. После десятисекундной паузы будет дана команда «Запись!». Далее Вы по памяти записываете все слова, которые Вы запомнили в любом порядке. Все понятно? Вопросы есть? Приготовьтесь! Начали!».

Ход работы:

Опыт № 1. Экспериментатор читает испытуемому вслух первый ряд слов. Интервал между словами составляет 5 секунд. После десяти секундного перерыва подается команда: «Запись!» и испытуемый записывает на бланке (в тетради) запомнившиеся ему слова. Далее испытуемый отдыхает 10 минут.

Опыт № 2. Экспериментатор в течение 60 секунд предъявляет испытуемому слова второго ряда, напечатанные на карточке, которые ему необходимо запомнить. По истечении времени подается команда: «Перевернуть карточку!» и после десяти секундного перерыва – команда «Запись!». Далее испытуемый отдыхает 10 минут.

Опыт № 3. Экспериментатор читает вслух слова третьего ряда (с интервалом между словами в 5 секунд), а испытуемый шепотом повторяет и «записывает» в воздухе каждое из них. После десяти секундного перерыва подается команда: «Запись!». Далее испытуемый отдыхает 10 минут.

Опыт № 4. Экспериментатор в течение 60 секунд показывает испытуемому слова четвертого ряда и читает их вслух. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, а также «записывает» его в воздухе. Затем по истечении времени подается команда: «Перевернуть карточку!» и после десяти секундного перерыва – команда «Запись!» – испытуемый воспроизводит на бланке (в тетради) запомнившиеся ему слова четвертого ряда.

Обработка и анализ результатов: в процессе проведения опыта полученные данные заносятся в таблицу:

Вид памяти Количество слов в ряду (a) Количество удержанных в памяти слов (b) Коэффициент памяти (C)
Слуховой      
Зрительный      
Моторно-слуховой      
Комбинированный      

Коэффициент памяти (C) высчитывается по следующей формуле:

После проведения опыта экспериментатору необходимо выяснить субъективное мнение испытуемого относительно ведущего у него вида памяти:

–– попросить испытуемого дать самооценку собственной памяти как «хорошей» или «плохой»;

–– уточнить в каком случае слова запоминались легче;

–– определить что мешало испытуемому запоминать слова;

–– выяснить у испытуемого, каким дополнительным способом он пользовался для запоминания предлагаемого материала;

–– выяснить у испытуемого, каким способом он обычно пользуется для запоминания материала (в том числе учебного).

После сопоставления всех полученных результатов экспериментатор делает вывод о том, какой вид памяти доминирует у испытуемого при запоминании эмоционально нейтральных слов и дает испытуемому рекомендации в соответствии с результатами опыта.

Основные понятия, относящиеся к разделу «Память»

Глоссарий

Автоноэтическое сознание – специфическое состояние сознания, сопровождающее обращение к личным воспоминаниям. Понятие введено Э. Тульвингом.

Амнезия (от греч. a – отрицательная частица + mneme – память) – нарушение памяти.

Антиципации метод – классический метод исследования памяти. Задача испытуемого – воспроизвести материал в том же порядке, в котором он был предъявлен. Вычисляется количество подсказок, необходимое для полного воспроизведения ряда.

Бондинг – процесс возникновения эмоциональной привязанности между родителями и новорожденным, формирующейся в первые часы и дни после рождения.

Веера эффект – новая информация относительно объекта осложняет доступ к уже хранящимся в памяти сведениям о нем.

Верчения на кончике языка эффект (tip of the tongue effect) – явление невозможности воспроизведения информации при субъективном ощущении того, что испытуемый ей располагает.

Визуально-пространственная матрица – компонент модели рабочей памяти, где идет работа с материалом, представленным в невербальной форме.

Воспоминания-модели – автобиографические воспоминания, в которых фиксируются типичные жизненные ситуации. Описаны Д. Пиллеме-ром.

Воспоминания-якоря – автобиографические воспоминания, с помощью которых фиксируются значимые для человека аспекты самоописания. Описаны Д. Пиллемером.

Высшие психические функции (ВПФ) – сложные психические функции, прижизненно формирующиеся, социальные по происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу регуляции (например, произвольная память). Понятие ВПФ было введено в психологию Л.С. Выготским.

Вытеснение – механизм психологической защиты, препятствующий воспроизведению информации, прямо или ассоциативно связанной с психотравмирующим опытом. Описан З. Фрейдом.

Генерации эффект – явление лучшего запоминания материала, который был создан самим испытуемым.

Двойного кодирования теория – теория, предложенная А. Пайвио, согласно которой существуют две частично независимые подсистемы памяти, одна из них предназначена для оперирования с образной, а другая – с символической информацией.

Двойной стимуляции методика – испытуемым предлагается два ряда стимулов. Запоминание одного ряда является прямой задачей (стимулы-объекты), в то время как второй ряд представляет собой стимулы-средства, с помощью которых и должно осуществляться запоминание.

Дежа вю эффект (от фр. deja vu) – наблюдается в тех случаях, когда человеку кажется, что он уже переживал ситуацию, которой на самом деле никогда не было в его опыте.

Длины слова эффект – при заучивании уравненных по смыслу рядов слов преимуществом при воспроизведении будет пользоваться тот ряд, в котором слова короче. Эффект связывают с возможностью многократного внутреннего повторения коротких слов для более прочного удержания.

Замещающего выполнения намерения эффект – воспоминание о действии, которое запланировано совершить, препятствует его своевременному выполнению в реальности. Описан Г.В. Биренбаум.

Импринтинг (запечатление) – способность мгновенно запечатлевать в памяти биологически значимые объекты. Импринтинг разворачивается только в определенные периоды жизни (чаще в период новорожденности). Термин введен К. Лоренцем.

Интерференция – механизм забывания, заключающийся в том, что одно содержание памяти препятствует сохранению другого. Различают проактивную (направленную на вновь поступающую информацию) и ретроактивную (направленную на уже присутствующую в памяти информацию) интерференцию.

Когнитивной экономии гипотеза – согласно этой гипотезе, система семантической памяти «экономит» свои ресурсы за счет того, что сведения, справедливые для общих категорий, не уточняются повторно в узлах, относящихся к частным представителям этих категорий.

Конгруэнтности настроения эффект (от лат. congruens – совпадающий) – наилучшее запоминание наблюдается в том случае, когда состояния субъекта в моменты запечатления и воспроизведения совпадают.

Кривая забывания – эмпирически установленная зависимость количества сохраненного в памяти материала от времени. В классическом варианте получена с помощью метода сбережения Г. Эббингаузом.

Лексичности эффект – вероятность безошибочного воспроизведения ряда возрастает с приближением запоминаемой комбинации стимулов к словам естественного языка.

Ложного вывода механизм – при извлечении информации из памяти человек проявляет тенденцию к созданию логически непротиворечивой истории.

Мест метод – метод улучшения эффективности запоминания, при котором каждый запоминаемый элемент визуализируется и мысленно «размещается» в некотором месте, например, элементы ряда могут быть размещены «на пути из университета домой». Потом субъект воспроизводит заученное, как бы «собирая» элементы. Впервые был разработан в античности.

Модальности эффект – группа явлений, связанных с тем, что время хранения информации в эхоической памяти на порядок больше, чем в иконической.

Накопления и распределения повторений закон (закон Йоста) – при фиксированном количестве повторений, распределенные во времени повторения оказываются более эффективными, чем одновременные.

Научение – индивидуальное прижизненное накопление процедурного знания (умений и навыков). Научение – форма памяти, общая для человека и животных.

Научение викарное – научение путем наблюдения за другими и заимствования наиболее успешных способов поведения. Отличается от простого подражания осознанным стремлением достичь тех же результатов, что и модель.

Научение оперантное – научение путем подкрепления наиболее эффективных из спонтанных реакций в проблемной ситуации.

Научение с помощью последовательных приближений – метод научения, предложенный Б.Ф. Скиннером при котором подкрепляется не только правильный ответ, но и ответы, «приближающиеся» к правильному.

Незавершенного действия эффект (эффект Зейгарник) – содержание незавершенных действий воспроизводится в два раза лучше, чем содержание завершенных.

Ноэтическое сознание – специфическое состояние сознания, сопровождающее обращение к личностно нейтральным семантическим знаниям. Термин введен Э. Тульвингом.

Общего времени закон – закон, установленный Г. Эббингаузом, согласно которому на каждое сделанное накануне повторение при доучивании на следующий день приходится экономия примерно трети времени, необходимого для одного повторения.

Оружия эффект – в стрессовой ситуации адекватно запоминаются только прямосвязанные со стрессором аспекты стимуляции. Эффект описан Э. Лофтус.

Ошибки источника информации механизм – случай, когда человек достаточно аккуратно воспроизводит содержание воспоминания, но затрудняется в установлении обстоятельств получения информации.

Память – психический процесс запечатления, сохранения, изменения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта, который делает возможным его использование в деятельности и / или восстановление его в сфере сознания.

Память автобиографическая – подсистема долговременной памяти, оперирующая воспоминаниями о личностно значимых событиях и состояниях.

Память вторичная – согласно В. Джеймсу, – это «знания о прошедших состояниях сознания, доступных после того, как они уже однажды покинули сознание».

Память декларативная – тип памяти, связанный с представлениями.

Память долговременная – постоянное хранилище информации. Объем и время сохранения информации в долговременной памяти практически безграничны.

Память иконическая – сенсорный регистр в зрительной модальности. Термин введен У. Найссером.

Память имплицитная – тип памяти, в рамках которого не удается произвольно и сознательно актуализировать опыт, выявляемый косвенными методами.

Память кратковременная – промежуточное хранилище информации, обеспечивающее непосредственное ее использование или перевод в долговременное хранилище. Кратковременная память отличается ограниченной емкостью и использованием повторения как основного механизма удержания материала.

Память первичная – согласно В. Джеймсу, содержание памяти, присутствующее в текущем состоянии сознания.

Память проспективная – тип памяти, включающий в себя знания о намерениях и планах, т.е. адресующаяся к будущему.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.18.83 (0.134 с.)