Организационный момент. 3 мин. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационный момент. 3 мин.



ЧЕЛОВЕКА

 

  Светя другим, сгораю сам. Aliis inserviendo consūmor. Эту фразу избрал девизом голландский лекарь XVII века Николас ван Тульп. Он полагал, что и эмблемой врачевания должна стать горящая свеча. Горящая свеча – удивительно красивый и точный символ одного из главных нравственных качеств врача — самоотверженности, способности абсолютно, до конца принадлежать своему делу, не жалеть себя во имя благополучия других.:

 

Одним из девизов врачевания является выражение «Árte et humanitáte, labóre ét sciéntia»искусством и человечностью, трудом и знанием (должен обладать врач). Этот медицинский девиз принадлежит Гиппократу. Так великий греческий врач в V веке до н.э. определил главное кредо тех, кто делом своей жизни избрал исцелять больных. Века не привнесли поправку в сию формулировку – древнее правило врачевания и сегодня, в XXI веке, остается неизменным. Врач – одна из самых благородных профессий. Призвание врача требует, чтобы он выполнял свои обязанности, следуя голосу совести и руководствуясь принципами врачебной этики. Врач должен быть любознательным и трудолюбивым. Он должен все время расширять свои знания, чтобы применять современные способы лечения и пользоваться новейшими открытиями медицины. Медицина постоянно находится в развитии. Новые болезни требуют новых знаний. К тому же, знания и 4 умения врача не ограничиваются лишь областью чистой медицины. Настоящий специалист должен быть и хорошим психологом — уметь выслушать человека, проникнуть в его душу; уметь успокоить, вселить надежду, уверенность, веру. Для больного врач должен быть отцом, для выздоравливающего - охранителем, для здорового - другом. Он должен поддерживать радостную надежду на выздоровление.

Nón est ín medicó sempér relevétur ut aéger.не всегда во власти врача исцелить больного. Автором выражения является древнеримский поэт Овидий. Всем известно, что, порой, лечение может быть тяжелее болезни. Речь идет о побочных действиях лекарств, негативных эффектах при одновременном применении большого числа препаратов, о несоответствии между прогнозируемой пользой и возможным риском от медицинского вмешательства. Безусловно, иной раз врачи, сделав всё для того, чтобы помочь больному, не всегда могут справиться в силу независящих от них причин. В настоящее время известны заболевания, которые считаются неизлечимыми. С каждым днем ученые открывают множество микроорганизмов, источников новых болезней человека, лекарства от которых неизвестны. Следует помнить о том, что врач только помогает в лечении, но если больной сам не хочет вылечиться, то никакой врач и никакие лекарства не помогут. Любой врач бессилен при отстутствии желания, рвения прийти на поправку.

 

 Высший навык владения искусством врачевания отражён ещё в одной пословице на латыни: Medĭca mente, non medicamentis.. Его дословный перевод звучит следующим образом: «Лечи умом, а не лекарствами». Интересно, что этой крылатой фразой, как флагом, орудовали противники лечения лекарствами на переходе девятнадцатого века в двадцатый. Лекарства – это серьёзное оружие, которое в руках врача, лечащего не умом, действительно полезным не будет. Умный врач подскажет, в какое время лучше принимать препарат. К сведению, есть целая наука хрономедицина, определяющая время суток наиболее удачное, чтобы принять ту или другую таблетку. Лечи умом, а не лекарствами — высшее медицинское искусство. Даже целебное средство в руках догматика становится малополезным или вредным. Зато в руках целителя, действующего не по писаной букве, а анализирующего состав лекарства и способы влияния составляющих на организм, может исцелить многие болезни.

Дополнением к клятве Гиппократа и главной заповедью любого врача является латинская фраза, впервые высказанная Цицероном – Salus aegrōti suprēma lex medicōrum. Это высказывание пришло из Древнего Рима и его перевод звучит следующим образом:   Благо больного – высший закон для врачей. Это основной принцип, которым должны руководствоваться врачи в своей деятельности. Правда, вся сложность в том, что именно врач, а не больной может определять, что для больного благо. Истинный врач — это тот, кто в раздумьях и сомнениях не теряет выдержки и умеет воздействовать на больного благотворно, как и на окружающих его людей. Человеческая жизнь – приоритетная ценность для врача, именно поэтому он должен лечить пациента, несмотря на его опасения и просьбы. Заключение Рассмотрев медицинскую этику в латинских афоризмах, мы сделали вывод, что познавательное и воспитательное значение латинской афористики несомненно, так как знакомство с изречениями на этические темы является своеобразной школой мудрости, истоком духовного самосовершенствования, а также учит гуманным основам профессии.

 

 

 

РАЗДАЮ ТЕСТ.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Насколько вы знаете латынь и древний Рим? 5 мин.

Начало формы

 

Что это за число? DCCC

 

800 +

700

900

500

Сколько в латыни падежей?

 

6 +

5

7

4

Не знаю

6. Продолжите фразу: Omne initium...

 

...parve est

...aeterne est

...difficile est +

...dura est

Не знаю

Я ПИШУ НА ДОСКЕ

(выбери правильный ответ и подставь нужное латинское слово).

!!!!!!!!!!!!!!!! Решаем примеры – ТЕСТ 2+2= (unum, tres. quattuor)
2+8= (decem, octo, undecim)
4+9= (novem, quinque, triadecem)
12-6= (duo, sex, sep tem)
10-5= (novem, tria, quinque)
18+2= (duodecem, undeviginta, viginti).

!!!!!!!!!!!!!!!!10.Презентация – знаменитые врачи Рима.

(1УЧЕНИК) -5 МИН.

 

!!!!!!!!!!!5. Подведение итогов урока. 3 мин.

Молодцы! Vos optime laboratis. Ego contenta sum. (Вы отлично работаете.)

Скажите:

- что получалось легко,

- что вызвало затруднения.

Выставление оценок, их комментарий.

---------------------------------------------------------------------------------==================================================------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6. Домашнее задание. 2 мин. ДЗ СБРАСЫВАЮ В ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ И В ГРУППУ КЛАССА.

1.Текст прочитать и понять главное содержание

Multae terrae in Europa sunt. Varia est terrarurn Europae natura, nam aliae terrae, ut Hungaria, Niderlandia multaeque aliae terrae, ple-rumque planae sunt, aliae autem, ut Graecia, Italia, Helvetia, montuosae. Aliae terrae silvis abundant, aliae silvis fere carent. Nonnullae Europae terrae, ut Britannia, Hibernia, Islandia, in insulis sitae sunt, nonnullae, ut Italia, Graecia, Hispania — in paeninsulis. Forma Britanniae insulae triquetra est.

In terris Europae plurimae fabricae et fodinae sunt, ferriviae atque stratae totam terram dense cooperiunt. Fabricae multas res ad cotidia-nam vitam necessarias producunt. Etiam agriculturae multarum Europae terrarum incolae student. Agricolae terram magna cum cura colunt et incolas terrarum suarum alunt.

In silvis Europae multae bestiae et variae plantae sunt. Silvae mul-tam et variam materiam praebent.

Patria nostra est terra magna et pulchra, partim in Europa, partim is Asia sita. In Europa terrae, patriae nostrae finitimae, sunt Polonia, Hungaria, Bohemoslavia et Dacoromania.

 

Пр и м ечание к тексту:

Hungaria, ae f новолат. Венгрия, Niderlandia, ae / Нидерланды, Helvetia, ae f Швейцария, Hibernia, ae f Ирландия, Islandia, ae f Исландия, Polonia, ae f Польша, Bohemoslavia, ae f Чехословакия, Dacoromania, ae f Румыния

                                  Лексический минимум

 

sum, fui, —, esse быть

studeo, studui, —, 2 (+ dat.) стремить­ся, стараться; (усердно) заниматься

colo, colui, cultum 3 обрабатывать, уха­живать; почитать..

amo 1 любить

amicitia, ae / дружба

terra, ae f земля; страна

natura, ae f природа

incola, ae m житель. >

agriculture, ae f земледелие

agricola, ae m земледелец

cura, ae /забота, старание

patria, ae f отечество, родина

silva, ae / лес

bestia; ae f животное, зверь

scientia, ae. / знание; наука

vita, ae / жизнь

epistola, ae f письмо

fortuna, ae / судьба, участь; счастье

victoria, ae f победа

tabula, ae f доска; картина

cito быстро, скоро

quia так как, потому что

 

 

Презентация РЕЦЕПТ.

 

Comple promissum = выполняй обещания

 


 

 

Debes, ergo potes = должен, значит можешь

 

 

Cerium voto pete finem = ставь себе лишь ясные цели

 

Ubi culpa est, ibe poena subesse debet = где есть вина, там должна быть и кара

 

 

Volo, non valeo = хочу, но не могу

 

 

Vis unita fortior = объединённые силы мощнее

 

 

Potius sero quam nunquam = лучше поздно чем никогда

Nam viciis nemo sine nascitur = никто не рождается без недостатков

 

 

In angustiis amici apparent = друзья познаются в беде

 

 

Vince in bodo malum = победи зло добром

 

 

Servame, servando te = выручи меня, а я выручу тебя

 

Dictum - factum = сказано - сделано

 

Carmina morte carent = стихи лишены смерти

 

Nosce te iptium = познай самого себя

 

De omnibus dubitardum = сомневайся во всём

 

Tale quale = таков, каков есть

 

Modus vivendi = образ жизни

 

Utile dulce miscere = сочетать приятное с полезным

 

 

Et multa alia = и многое другое

Организационный момент. 3 мин.

!!!!!!!!!!!! - Salvete, amici! Assidite! - Salve, Magister! - Quis hodie abest? - Hodie abest………………… Здравствуйте, друзья, садитесь.

2. Объяснение цели урока. 2 мин.

Studium nostrum vocor  

ПОВТОРЕНИЕ – МАТЬ УЧЕНИЯ

3. Фонетическая зарядка=Чтение домашнего текста, повторение правил чтения и произношения. 15 мин.

 

Дополнительная информация

ПОМНИМ! ПРАВИЛО УДАРЕНИЯ – НИКОГДА НА ПОСЛЕДНИЙ, ЕСЛИ ТРЕТИЙ ОТ КОНЦА - ДОЛГИЙ – НА НЕГО, ЕСЛИ ПРЕДПОСЛЕДНИЙ - КОРОТКИЙ СЛОГ – НА НЕГО.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! ЧИТАЕМ ПО-ЛАТИНСКИ. Если спрашиваю и есть время, переводим. Транскрипция - в помощь.

1. Gaude ā mus ig ĭ tur,
Juv ĕ nes dum sumus!
Post jucundam juventūtem,
Post molestam senectūtem
Nos habēbit humus!

гаудэа'мус и'гитур,
ю'вэнэс дум су'мус!
пост юку'ндам ювэнту'тэм,
пост моле'стам сэнэкту'тэм
нос hабэ'бит hу'мус!

 

Давайте же радоваться,
Пока мы молоды!
После веселой молодости,
После тягостной старости
Нас примет земля.

2. Ubi sunt, qui ante nos
In mundo fuēre?
Vadĭte ad supĕros,
Transĭte ad infĕros,
Hos si vis vidēre! 1

у'би сунт, кви а'нтэ нос
ин му'ндо фуэ'рэ?
ва'дитэ ад су'пэрос,
тра'нситэ ад и'нфэрос,
hос си вис видэ'рэ!

 

Где те, кто прежде нас
В <этом> мире были?
Ступайте к небесным богам,
Перейдите в царство мертвых,
Кто хочет их увидеть.

3. Vita nostra brevis est,
Brevi finiētur.
Venit mors velocĭter,
Rapit nos atrocĭter,
Nemini parcētur!

ви'та но'стра брэ'вис эст,
брэ'ви финиэ'тур.
вэ'нит морс вэлё'цитэр,
ра'пит нос атро'цитэр,
нэ'мини парцэ'тур!

 

Наша жизнь коротка,
Вскоре закончится.
Смерть приходит быстро,
Хватает нас безжалостно,
Никому не будет пощады!

4. Vivat Academia!
Vivant professōres!
Vivat membrum quodlĭbet!
Vivant membra quaelĭbet!
Semper sint in flore!

ви'ват акадэ'миа!
ви'вант профэссо'рэс!
ви'ват мэ'мбрум кво'длибэт!
ви'вант мэ'мбра квэ'либэт!
сэ'мпэр синт ин флё'рэ!

 

Да здравствует Академия! 6
Да здравствуют преподаватели!
Да здравствует каждый в отдельности!
Да здравствуют все вместе!
Пусть всегда они процветают!

5. Vivant omnes virgĭnes
Gracĭles, formōsae! 2
Vivant et muliĕres
Tenĕrae, amabĭles,
Bonae, laboriōsae!

ви'вант о'мнэс ви'ргинэс,
гра'цилес, формо'зэ!
ви'вант эт мули'эрэс
тэ'нэрэ, ама'билес,
бо'нэ, ляборио'зэ!

 

Да здравствуют все девушки,
Стройные, красивые!
Да здравствуют и женщины,
Нежные, милые,
Добрые, трудолюбивые!

6. Vivat et Respublĭca
Et qui illam regunt! 3
Vivat nostra civĭtas,
Maecenātum carĭtas,
Qui nos hic protĕgunt! 4

ви'ват эт рэспу'блика
эт кви и'ллям рэ'гунт!
ви'ват но'стра ци'витас,
мэцэна'тум ка'ритас,
кви нос hик про'тэгунт!

Да здравствует и республика 7
И те, кто ею правят!
Да здравствует наша община,
Милость меценатов 8,
Которые нам здесь покровительствуют!

7. Pereat tristitia,
Pereant dolōres! 5
Pereat diabŏlus,
Quivis antiburschius
Atque irrisōres!

пэ'рэат тристи'циа,
пэ'рэант долё'рэс!
пэ'рэат диа'болюс,
кви'вис анибу'рсхиус
а'тквэ ирризо'рэс!

 

Да сгинет печаль,
Да сгинут горести!
Да сгинет дьявол,
Всякий враг студентов,
А также насмешники!

8. Quis confluxus hodie
Academicōrum?
E longinquo convenērunt,
Protĭnusque successērunt
In commūne forum.

квис конфлю'ксус hо'диэ
акадэмико'рум?
э лёнги'нкво конвэнэ'рунт,
протину'сквэ сукцэссэ'рунт
ин комму'нэ фо'рум.

 

Кто собрался сегодня
Из академиков? 9
Они съехались издалека,
Тотчас присоединились
К общему собранию.

9. Vivat nostra sociĕtas,
Vivant studiōsi!
Crescat unā verĭtas,
Floreat fraternĭtas,
Patriae prosperĭtas!

ви'ват но'стра соци'этас,
ви'вант студио'зи!
крэ'скат у'на вэ'ритас,
флё'рэат фратэ'рнитас,
па'триэ проспэ'ритас!

 

Да здравствует наш союз,
Да здравствуют студенты!
Пусть растет также истина,
Процветает братство,
Благополучие родины!

10. Alma Mater floreat,
Quae nos educāvit;
Caros et commilitōnes,
Dissĭtas in regiōnes
Sparsos, congregāvit!]

а'льма ма'тэр флё'рэат
квэ нос эдука'вит,
ка'рос эт коммилито'нэс,
ди'сситас ин рэгио'нэс
спа'рсос, конгрэга'вит!

 

Пусть процветает Альма-матер
Которая нас воспитала,
Дорогих и сотоварищей,
В разные области
Рассеянных, вместе собрала!

 

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!4.КОНТРОЛЬ ДЗ -   НАИЗУСТЬ КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ. 10 мин.

К этому уроку вы учили крылатые выражения на медицинскую тему, они у вас в тетрадях, минимум 25, и также по желанию объясняли 1-2 афоризма, как вы его понимаете.

Один ученик называет фразу на латинском, указывает ученика, который быстро должен произнести свою, перевести, передать эстафету следующему. Так весь класс вспоминает и повторяет крылатые выражения. (20-23 крылатых выражения). Следим за произношением.

 

Amor non est medicabilis herbis- Любовь травами не лечится(Овидий)


Beatus, qui prodest,quibus potest - Благословенен тот,кто приносит пользу тем, кому может


Chirurgiae effectus inter omnes medicinae partes evidentissimus est(Цельс)- эффект хирургии среди всех разделов медицины-самый заметный

 

Contra vim mortis non est medicamen in hortis - Против смерти нет средства в садах


Contraria contrariis curantur- Противоположное лечится противоположным

 

Diagnosis bona-curatio bona – Хороший диагноз-хорошее лечение

 

Facile omnes, cum valemus, recta consilia aegrotis damus- Все мы,покуда
здоровы, легко даем правильные советы больным

 

Hygiena amica valetudinis - Гигиена-подруга здоровья
Ignoti nulla curatio morbi- Нельзя лечить неопознанную болезнь

 

Invia est in medicina via sine lingua Latina -Непроходим в медицине путь без латинского языка

 

Medica mente, non medicamentis- Лечи умом,а не лекарствами

 

Medicamenta heroica in manu imperiti sunt,ut gladius in dextra furiosi(in dextra manu)- Сильнодействующее лекарство в руке неопытного, как меч в правой руке безумного

 

Medice, cura aegrotum, sed non morbum- Врач, лечи больного,а не болезнь

 

Medice, cura te ipsum - Врач,исцелися сам

 

Medicina soror philosophiae(Демокрит)- Медицина-сестра философии

 

Medicus nihil aliud est, quam animi consolatio(Петроний)- Врач- не что другое,как утешение для души

 

Mens sana in corpore sano bonum magnum est (Ювенал)-В здоровом теле здоровый дух- великое богатство

 

Natura sanat, medicus curat morbos (Гиппократ)- Природа оздоравливает,врач лечит болезни

!!!!!!!!!!!!!! 5.РАЗЪЯСНЕНИЯ КРЫЛАТЫХ ФРАЗ. 5 мин.

ЧЕЛОВЕКА

 

  Светя другим, сгораю сам. Aliis inserviendo consūmor. Эту фразу избрал девизом голландский лекарь XVII века Николас ван Тульп. Он полагал, что и эмблемой врачевания должна стать горящая свеча. Горящая свеча – удивительно красивый и точный символ одного из главных нравственных качеств врача — самоотверженности, способности абсолютно, до конца принадлежать своему делу, не жалеть себя во имя благополучия других.:

 

Одним из девизов врачевания является выражение «Árte et humanitáte, labóre ét sciéntia»искусством и человечностью, трудом и знанием (должен обладать врач). Этот медицинский девиз принадлежит Гиппократу. Так великий греческий врач в V веке до н.э. определил главное кредо тех, кто делом своей жизни избрал исцелять больных. Века не привнесли поправку в сию формулировку – древнее правило врачевания и сегодня, в XXI веке, остается неизменным. Врач – одна из самых благородных профессий. Призвание врача требует, чтобы он выполнял свои обязанности, следуя голосу совести и руководствуясь принципами врачебной этики. Врач должен быть любознательным и трудолюбивым. Он должен все время расширять свои знания, чтобы применять современные способы лечения и пользоваться новейшими открытиями медицины. Медицина постоянно находится в развитии. Новые болезни требуют новых знаний. К тому же, знания и 4 умения врача не ограничиваются лишь областью чистой медицины. Настоящий специалист должен быть и хорошим психологом — уметь выслушать человека, проникнуть в его душу; уметь успокоить, вселить надежду, уверенность, веру. Для больного врач должен быть отцом, для выздоравливающего - охранителем, для здорового - другом. Он должен поддерживать радостную надежду на выздоровление.

Nón est ín medicó sempér relevétur ut aéger.не всегда во власти врача исцелить больного. Автором выражения является древнеримский поэт Овидий. Всем известно, что, порой, лечение может быть тяжелее болезни. Речь идет о побочных действиях лекарств, негативных эффектах при одновременном применении большого числа препаратов, о несоответствии между прогнозируемой пользой и возможным риском от медицинского вмешательства. Безусловно, иной раз врачи, сделав всё для того, чтобы помочь больному, не всегда могут справиться в силу независящих от них причин. В настоящее время известны заболевания, которые считаются неизлечимыми. С каждым днем ученые открывают множество микроорганизмов, источников новых болезней человека, лекарства от которых неизвестны. Следует помнить о том, что врач только помогает в лечении, но если больной сам не хочет вылечиться, то никакой врач и никакие лекарства не помогут. Любой врач бессилен при отстутствии желания, рвения прийти на поправку.

 

 Высший навык владения искусством врачевания отражён ещё в одной пословице на латыни: Medĭca mente, non medicamentis.. Его дословный перевод звучит следующим образом: «Лечи умом, а не лекарствами». Интересно, что этой крылатой фразой, как флагом, орудовали противники лечения лекарствами на переходе девятнадцатого века в двадцатый. Лекарства – это серьёзное оружие, которое в руках врача, лечащего не умом, действительно полезным не будет. Умный врач подскажет, в какое время лучше принимать препарат. К сведению, есть целая наука хрономедицина, определяющая время суток наиболее удачное, чтобы принять ту или другую таблетку. Лечи умом, а не лекарствами — высшее медицинское искусство. Даже целебное средство в руках догматика становится малополезным или вредным. Зато в руках целителя, действующего не по писаной букве, а анализирующего состав лекарства и способы влияния составляющих на организм, может исцелить многие болезни.

Дополнением к клятве Гиппократа и главной заповедью любого врача является латинская фраза, впервые высказанная Цицероном – Salus aegrōti suprēma lex medicōrum. Это высказывание пришло из Древнего Рима и его перевод звучит следующим образом:   Благо больного – высший закон для врачей. Это основной принцип, которым должны руководствоваться врачи в своей деятельности. Правда, вся сложность в том, что именно врач, а не больной может определять, что для больного благо. Истинный врач — это тот, кто в раздумьях и сомнениях не теряет выдержки и умеет воздействовать на больного благотворно, как и на окружающих его людей. Человеческая жизнь – приоритетная ценность для врача, именно поэтому он должен лечить пациента, несмотря на его опасения и просьбы. Заключение Рассмотрев медицинскую этику в латинских афоризмах, мы сделали вывод, что познавательное и воспитательное значение латинской афористики несомненно, так как знакомство с изречениями на этические темы является своеобразной школой мудрости, истоком духовного самосовершенствования, а также учит гуманным основам профессии.

 

 

 

РАЗДАЮ ТЕСТ.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Насколько вы знаете латынь и древний Рим? 5 мин.

Начало формы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.099 с.)