Женское предпринимательство как основа развития малого бизнеса в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Женское предпринимательство как основа развития малого бизнеса в России



На страницах российских журналов все чаще появляются статьи о деловых женщинах, владельцах компаний, преуспевающих менеджерах. Появились организации, объединяющие женщин-бизнесменов и руководителей компаний. Это говорит о том, что «бизнес-леди» обладают очень важными качества предпринимателя как личности, которые характеризуют человека вне зависимости от половой принадлежности.

Известно, что личность ‑ это сочетание врожденных способностей и приобретенных навыков, которые определяются воспитанием, образованием и жизненным опытом. За рубежом в течение последнего десятилетия проводились обширные исследования и написаны многочисленные труды по вопросам деятельности и значимости женщины в бизнесе. У нас все происходит в более скромных масштабах, но очень стремительно. В рамках различных мероприятий проводятся деловые встречи и лекции для женщин, желающих заниматься бизнесом. Вряд ли кто-то станет спорить, что исходная позиция, или отправная точка, для мужчины и женщины в бизнесе неодинакова.

Современное женское предпринимательство, наряду с общими характеристиками, имеет и свои отличительные черты. Формирование класса собственников, которое имело место в последние годы в России, разделило их на следующие группы.

Первая группа представлена выходцами из номенклатурной среды, использовавшими свое должностное положение для присвоения государственной собственности. Эта группа имеет наиболее тесные связи с государственным аппаратом.

Вторую группу составляют выходцы из «теневой» сферы экономики, в значительной мере «интегрировавшиеся» со структурами организованной преступности и контролирующие часть чиновников государственного аппарата. Источником собственности является юридически незаконное перераспределение государственной собственности через «скрытые» каналы обмена материальных ресурсов.

Третья группа представлена, в основном, частью инженерно-технической интеллигенции, этакими «разночинцами», начавшими заниматься предпринимательской деятельностью в 1990-1991 годы. Источниками собственности в данном случае являются преобразованные в товарищества бывшие государственные малые предприятия.

В первой группе женщины не представлены. Во второй они могут встречаться, но чисто номинально.

Особый интерес для нас представляет третий слой. В нем женщины представлены достаточно широко. Однако виды деятельности в этой группе резко между собой различаются. Женщины в этой группе предпринимателей занимаются и производством различных товаров, и оказанием услуг, и обучением, и журнально-издательской деятельностью, и сельским хозяйством. Начальным капиталом здесь является либо кредит, либо вложение личных средств. В других видах деятельности ‑ коммерции, посреднических операциях, перепродаже ‑ женщины практически не представлены и участвуют либо соучредителями, либо наемными работниками.

Большой приток женщин в предпринимательство начался в конце 1991 года. Но к этому моменту были практически распределены все производственные и сырьевые ресурсы, невозможно стало получить кредит.

Конечно, бизнес ‑ это конкуренция, соревнование, борьба, если хотите. Но в данном случае это борьба неравная. Растет дискриминация женщин на рынке труда. Снижение жизненного уровня женщин ведет к ухудшению их здоровья. В последние годы наблюдается изменение возрастной структуры женской безработицы. Опыт последних лет был своего рода шоком для нашего общества. Возросла численность группы женщин, материальные условия которых стали ниже социального минимума, увеличилось число безработных. Сократился объем услуг, которыми мог пользоваться простой гражданин. Изменилось действующее законодательство, в результате чего многие лишились того, что они считали естественным и очевидным. В этой трудной для всей страны ситуации женщина платит более высокую цену, чем мужчина. Ее политическое, экономическое и общественное положение становится предметом острых политических споров.

Сегодня потеря работы означает для женщин не только лишение заработка, но и недоступность жизненно необходимых благ: жилья, медицинского обслуживания, детских садов и оздоровительных лагерей, принадлежавших предприятиям, где они работали, семейного отдыха на льготных условиях, различных форм помощи и т.п.

Положение женщин на рынке труда в настоящее время явно менее благоприятно, чем во времена планового хозяйства. Это проявляется в том, что:

‑ уменьшается число работающих женщин;

‑ в случае сокращения числа занятых увольняют с работы в первую очередь женщин;

‑ среди безработных значительно больше женщин;

‑ меньше предложений о работе, что приводит к тому, что женщины преобладают среди тех, кого коснулась длительная безработица;

‑ работодатели предъявляют к женщинам более высокие требования, чем к мужчинам.

В трудном положении на рынке труда находятся в равной степени молодые выпускницы школ и женщины в возрасте.

Что делать (в том числе и для решения вопросов семьи)?

Во-первых, добиться стабильного и достойного экономического положения. Для женщин необходимо создать возможность получения работы без какой-либо дискриминации, в соответствии с тем потенциалом, которым она обладает. Обязанность властей ‑ предоставить каждой женщине возможность реализовать себя, исключить безработицу.

Женщины составляют, и в ближайшее десятилетие будут составлять, почти половину населения в трудоспособном возрасте. Большинство женщин старается отдавать предпочтение такому образу жизни, который позволяет совмещать профессиональную работу с семейными обязанностями.

Выход из сложившегося положения лежит в преодолении экономического и социального кризиса, политического противостояния, через духовное возрождение и отказ от стереотипов во взглядах на роль женщины. Рыночная экономика, приватизация открывают широкие перспективы для роста общественной активности женщин, их органичного участия в происходящих реформах.

Сама жизнь свидетельствует о том, что женщины все чаще начинают становиться хозяевами и менеджерами мелких и средних предприятий, преобладать в структурах банковского дела, в сфере торговли, социального обслуживания. Много надежд возлагается на решение проблем женской деятельности посредством включения их в число приоритетов правительственной экономической политики. Однако и сами женщины должны активно участвовать в продвижении экономических новаций. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, нужны мощные общественные силы, нестандартные формы занятости.

Самые большие надежды в нашей стране связаны с развитием малого предпринимательства и самозанятости, включая семейные предприятия. По данным Госкомстата Российской Федерации, уже сейчас среди совладельцев обществ с ограниченной ответственностью около 40% женщин, кооперативов ‑ 23%, предпринимателей, использующих труд наемных работников и среди фермеров ‑ до 20%, доля женщин в индивидуально-трудовой деятельности ‑ более 30%.

Женщины, занимающиеся бизнесом, независимо от их принадлежности к типам предпринимателей полностью осознают себя в качестве представителей новой социальной группы. Предпринимательство является социальным институтом, где формируются такие ценные общечеловеческие качества, как ответственность, расчетливость, работоспособность.

Вопрос перспективы

Я выявила, что по мнению экспертов, рано или поздно процентное соотношение во влиянии на экономику женщин и мужчин сравняется и даже возможен перевес в сторону первых. По данным президента общероссийской общественной организации «Женщины бизнеса» Татьяны Гвилавы, этому есть несколько причин. Во-первых, женское население растёт значительно быстрее мужского, и сегодня, по её данным, уже составляет 67 %. Во-вторых, ежегодный рост предприятий в России, возглавляемых женщинами, составляет 17 %. Эта цифра объясняется ростом доверия к женщинам-предпринимателям, в том числе в качестве заёмщиков.

«Ситуация в данной сфере меняется медленно. По-прежнему женщины преобладают среди владельцев малого бизнеса, а также руководителей среднего звена, но в высшем эшелоне управленцев и среди владельцев крупного бизнеса их доля остаётся низкой. В последние годы доля женщин среди владельцев мелкого бизнеса и менеджеров среднего звена даже несколько выросла, что является следствием экономического кризиса», – говорит аналитик ИК «Финам» Анатолий Вакуленко. По его словам, женщины имеют меньшие притязания по доходам, более консервативны и, стремясь к стабильности, легче переносят тяжёлые ситуации в бизнесе. «Исторически сложилось, что бизнесом в России занимаются в основном мужчины. Однако, по данным различных рекрутинговых агентств, соотношение сил меняется. Всё больше женщин находят себя в бизнесе. С ростом уровня сервиса и достатка современных женщин меняется менталитет, больше времени остаётся на построение карьеры и, как следствие, растёт доля женщин, которые успешно строят свой бизнес», – говорит главный аналитик UFS IC Алексей Козлов. По его данным, стиль построения взаимоотношений, умение находить компромиссы, часто скрытая внутренняя сила позволяют слабому полу успешно применять свои сильные стороны на практике, что оказалось востребованным в современном социуме. Если коротко, то в бизнесе ценно умение договариваться и всё реже встречается агрессивный стиль ведения дел. И речь о компромиссах не только в бизнес-среде, но и в коллективе. «В итоге мы наблюдаем увеличение доли женщин в качестве владельцев бизнеса, руководителей, на политическом поприще. Жизнь течёт, вместе с ней меняется и развивается общество, одним из признаков которого является большая вовлечённость женщин в социальную жизнь», – добавляет он.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.01 с.)