Современные исследования феномена самоубийств в Японской культуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные исследования феномена самоубийств в Японской культуре



На сегодняшний день самым известным эссе, посвященным в том числе самоубийствам японских писателей и поэтов, является произведение Бориса Акунина (настоящее имя Григо́рий Ша́лвович Чхартишви́ли, род. 20 мая 1956 года, Зестафони, Грузинская ССР, СССР) «Писатель и самоубийство», опубликованная в 1999 году. Книга состоит из двух томов: первая часть — «Человек и самоубийство»; вторая часть — «Энциклопедия литературицида».

Данное эссе исследует самоубийство как явление, а также рассматривает более трехсот литераторов, покончивших с собой по профессиональным, религиозным, социологическим или философским причинам. Автор анализирует различные аспекты совершенных суицидов и даже признает писательство опасной профессией, что доказывает с помощью литературоведческих и философских исследований и концепций В. Даля, Ф. Ницше. Ф. Кафки и других известных искусствоведческих деятелей. В своем произведении Чхартишвили выделяет некоторые аспекты творчества, так или иначе объясняющие феномен высокой статистики самоубийц среди писателей; например: «ощущение высшей свободы, попытка смертного победить смерть, сделать эфемерное вечным». Кроме того, Чхартишвили называет творчество «картиной, написанной собственной кровью». [13, С. 66-74] Все это служит объяснением такому большому количеству в том числе японских авторов, покончивших с собой.

 

Первый том книги, «Человек и самоубийство», разделен на две части (эссе «Человек и самоубийство» и «Писатель и самоубийство»), в свою очередь разбитые на несколько разделов. В обоих случаях автор ставит на первое место человека, писателя, хотя все исследование посвящено самоубийствам. Это связано с мнением Чхартишвили о том, что творчество позволяет «победить смерть, стать выше нее» [13, С. 300-301]

Следующий том, «Энциклопедия литературицида», является справочником биографических данных авторов, совершивших суицид, а так же возможных или установленных причин самоубийства и их анализа. Стоит упомянуть, что термин «литературицид» введён французским поэтом Артуром Рембо (фр. litteraturecide) и дословно переводится как «самоубийство посредством литературы».

Хотя согласно словам самого автора, ««Перед вами не научный трактат, а эссе, то есть сочинение исключительно приватное, никоим образом не пытающееся занять место первого русского всеобъемлющего труда по суицидологии» [13, С. 8], и хотя эссе не посвящено японской культуре полностью, тем не менее, в современной русской научной литературе нельзя найти более полного исследования на тему причин самоубийств японских писателей и поэтов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экономический крах конца 1990-х годов послужил причиной тому, что уровень самоубийств среди японцев возрос до 30 000 человек в год; кроме того, на это повлияли культурные факторы, такие как традиция сэппуку и лояльное отношение к смерти и суициду, сохранившееся до наших дней. Хотя в последнее время уровень самоубийств начал снижаться отчасти из-за мер по предотвращению самоубийств, предпринятых японским правительством, проблема самоубийств в японской культуре была и остается крайне актуальной из-за своего огромного влияния на все культурные и социальные сферы. Люди часто ссылаются на давнюю традицию «почетного самоубийства» в Японии, а также указывают на пилотов-камикадзе (яп. 神風, дословно «божественный ветер») времен второй мировой войны, жертвовавших собственными жизнями ради блага страны, чтобы доказать, что существуют различные культурные причины, по которым японцы совершают суицид сегодня. [6, С. 1-2]

По словам психолога Токийского университета Ватару Нисида, «в японской культуре нет истории и ценностей христианства, поэтому самоубийство здесь не является грехом. На самом деле, некоторые рассматривают его как способ взять на себя ответственность». Нисида имеет в виду родившуюся в средневековой Японии традицию старших членов семей совершать суицид, чтобы прокормить и обеспечить более молодых родственников; сегодня пожилые люди, имеющие финансовые проблемы, часто рассматривают самоубийство как единственный возможный выход.

Социокультурные факторы служат основой для объяснения роста числа самоубийств в Японии за последнее десятилетие. В японском обществе группа превалирует в качестве наиболее важной социальной единицы над индивидом. Поддержание гармонии внутри группы, даже при сопутствующем ущемлении личной свободы, считается нормальной практикой; кроме того, как правило, японцы очень хорошо понимают, как к ним относится их окружение. Осуждение и угроза социальной изоляции являются главными средствами для поддержания общесоциальной сплоченности, и могут даже распространяться за пределы личного пространства индивида, на семью и близких. Поэтому восстановление чести и социального положения является обязанностью как семьи, друзей, так и самого человека.

Хотя в наши дни ритуализированные самоубийства, такие как сэппуку, практически не практикуются, существуют примеры так называемого искупительного самоубийства. Примером может послужить совместное самоубийство пожилой пары, не сообщившей вовремя о вспышке птичьего гриппа на ферме и ставшей причиной эпидемии в других частях Японии. Самоубийство пары, очевидно, стало способом взять на себя ответственность за инцидент и принести извинения за причиненный ущерб. [23, С. 95-96]

 

В качестве превентивных мер после возросшего количества самоубийств за последнее десятилетие правительство Японии и местные власти в каждой префектуре предприняли шаги для преодоления кризиса общественного здравоохранения. В 2009 году было объявлено о новой серии стратегий, направленных на предотвращение самоубийств. Они включали в себя увеличение страхования по безработице, ужесточение правил временного трудоустройства, а также улучшение систем социальной защиты семей, находящихся в экономически бедственном положении. Кроме того, на региональном уровне предпринимались усилия по улучшению условий для сельских районов с зарегистрированными проблемами в оказании психологических услуг. На основании самых последних статистических данных уровень самоубийств в Японии в 2012 году снизился ниже 30 000 человек в год впервые за более чем десятилетие и с тех пор уменьшается. Это сокращение числа самоубийств нельзя объяснить сокращением населения, поскольку процент самоубийств снизился именно в процентном отношении к населению, что демонстрирует верность выбранной политики правительства и общества в проблеме самоубийств. Вероятно, продолжение работы в этом направлении и ее оптимизация, особенно в отношении групп риска, таких как пожилые люди и люди с психическими и ментальными расстройствами, скорее всего, окажут положительный эффект на дальнейшее снижение уровня самоубийств.

В данной работе основной акцент был сделан на изучение феномена самоубийств в Японии сквозь призму культуры, в частности особый упор был сделан на литературу. В дальнейшем тема может быть расширена и продолжена уже с упором на современные статистические исследования и данные средств массовой информации.

 

 

ИСТОЧНИКИ

1. Ант Скаландис. Братья Стругацкие / Ант Скаландис — М.: АСТ, 2008 г. – 702с.

2. Арисима Такэо // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969 г.

3. Арисима Такэо. Женщина. Потомок каина / Пер. А. Рябкина. — М.: Художественная литература, 1967 г. — 396с.

4. Глускина А. Е. Логунова В.В. Очерки истории современной японской демократической литературы. — Москва Ленинград Изд-во АН СССР. 1955г -192 с.

5. Дадзай Осаму. «Исповедь “неполноценного” человека» / пер. с яп. В.Скальника. – М., 2001 г.

6. Квашис В. Е. Самоубийства и убийства в современной Японии (к проблеме взаимосвязи тенденций) / Квашис В. Е. – Владивосток: 2017 г.

7. Китамура // Киреев — Конго. — М.: Большая российская энциклопедия, 2009. — Большая российская энциклопедия: 35 т. / гл. ред. Ю. С. Осипов; 2004—2017, т. 14 -184с.

8. Кодзики / Л. М. Ермакова, Э. В. Молодякова // Киреев — Конго. — М.: Большая российская энциклопедия, 2009. — Большая российская энциклопедия, 35 т. / гл. ред. Ю. С. Осипов; 2004—2017, т. 14 -406с.

9. Судзуки Д.Т. Дзэн и японская культура / Д.Т. Судзуки – М.: Наука, 2003 г. -522с.

10. Решение № 2-195/2017 2-195/2017~М-1|2010159/2017 М-1|2010159/2017 от 7 июля 2017 г. по делу № 2-195/2017

11. Тикамацу М. Драматические поэмы / М.: Искусство, 1963. / Пер. с яп. В. Маркова. М. Художественная литература, 1968 г. -408 с.

12. Хагакурэ. Кодекс бусидо. Сокрытое в листве. / пер. А. Боченкова, В. Горбатько — М.: Изд-во Эксмо, 2004 г. -208с.

13. Чигиринская О.А. Предсмертные стихи самураев / Чигиринская О.А. – М.: Фолио, 2016 г. -224с.

14. Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство / И.Е. Богат. — 2 изд.. — М.: Захаров, 2008 г. -672с.

15. Чхартишвили Г. Жизнь и смерть Юкио Мисимы, или Как уничтожить храм. — М.: Азбука-классика, 2003 г.

16. Юкио Мисима. Малое собрание сочинений / пер. с яп. Г. Чхартишвили. – Спб/: Азбука-Аттикус, 2017 г.

17. Anderer P. Other Worlds: Arishima Takeo and the Bounds of Modern Japanese Fiction. — Columbia University Press, 1984. — 152 p.

18. Berry M.-E. Hideyoshi / Berry M.-E – Harvard East Asian Monographs. 1982. -312p.

19. Blair Mathis. Backpacking Japan: Aokigahara Jukai- the Forest of Death Associated Content, Inc. – 2008.

20. Cook T. Tragic Shores: A Memoir of Dark Travel / Cook T. – Quercus, 2017. -384p.

21. Crystalyn Hodgkins. Human Lost Anime Film Gets Manga Adaptation. Anime News Network (24 May 2019)

22. Hawkins, A. Four Japanese Death Haiku. / Hawkins, A. – Academic Medicine, 2002

23. Hoffmann Y. «Japanese Death Poems» / Hoffmann Y. – Tuttle Publishing, 1995

24. Hoffmann Y. Radical Zen: The Sayings of Joshu / Hoffmann Y. Brookline, Mass.: Autumn Press, 1978. – 161p.

25. Kenneth Yasuda. The Japanese Haiku / Kenneth Yasuda – Rutland and Tokyo: Charles E. Tuttle, 1957. 320p.

26. May N. Seppuku – a Practical guide / Turnbull S. The Samurai: A Military History / Psychology Press, 1996 -285p.

27. Sadler A. L. «The Maker of Modern Japan: The Life of Tokugawa Ieyasu» / Sadler A. L. – AMS Press. 1937 г. – 429p.

28. Tsunetomo Y. Hagakure, The Book of the Samurai / Translated by William Scott Wilson, Kodansha International Ltd., 1979. -179р.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.01 с.)